ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 7
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3. Методические основы развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 23
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Диагностика развитости творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 36
2.2. Педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 52
2.3. Сравнительный анализ результатов работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
На современном этапе развития общества, необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни актуализирует значимость проблемы воспитания самостоятельной, творчески развитой личности. Спецификой развития человека и человеческого общества является процесс периодического выхода за пределы знания, наличных потребностей, имеющегося опыта и созидание новых продуктивных знаний, новых потребностей и нового опыта. Изменение содержания, усложнение условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Современная концепция дошкольного воспитания подчеркивает значимость приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей и отмечает, что «всестороннее развитие личности, формирование его способностей, остаётся одной из ведущих целей воспитания. Согласно ФГОС ДО, основными задачами реализации содержания образовательной области «художественно-эстетическое развитие» являются: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Известные психологи педагоги О.М. Дьяченко, М. Монтессори, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др. указывают на особую восприимчивость ребенка - дошкольника к сенсорному развитию, совершенствованию форм восприятия, внимания, памяти, воображения. В этот период происходит развитие творческого воображения, как способности комбинировать факты новыми способами и представлять результат труда до его начала . Воображение дошкольника рассматривается не просто как основа для последующего формирования творческих способностей, но как проявление этой важнейшей характеристики в дошкольном возрасте.
Изучением творческого воображения занимались психологи и педагоги: А.Г. Асмолов рассматривал творческое воображение как качество личности, Б.Г. Ананьев как основную жизненную необходимость, АН. Леонтьев как совокупность устойчивых смысло-образующих мотивов, С.Л. Рубинштейн как динамическую тенденцию, обусловленную мотивами человеческой деятельности. Изучением развития творческого воображения занимались и зарубежные психологи: Дж. Гилфорд, Э. Фромм, Э. Торренс, Дж. Рензулли. Педагогические условия творческого развития детей отражены в работах М.А. Битяновой, Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, О.А. Овчаровой и др.
В развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста большой потенциал представляет изобразительная деятельность, которая является для ребенка средством познания окружающей действительности реального мира, постижения художественного искусства и способом формирования личности ребенка. Педагоги, изучавшие особенности детей дошкольного возраста : Н.П. Сакулина, АП. Усова, Е.А. Флерина, отмечают, что ребенок тянется ко всему красочному, яркому. При этом детское изобразительное творчество активизирует мыслительные процессы, позволяет реализовать творческий замысел в конкретном творческом продукте, используя нетрадиционные техники рисования. Однако потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста используется недостаточно.
Таким образом, было выявлено противоречие: между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития творческого воображения старших дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по развитию творческого воображения в процессе изобразительной деятельности.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каково содержание изобразительной деятельности для успешного развития творческого воображения старших дошкольников.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленных на развитие творческого воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Объект: педагогический процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: комплекс занятий по развитию творческого воображения у старших дошкольников в изобразительной деятельности.
В соответствии с целью опытно-поисковой работы в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни развития творческого воображения старших дошкольников.
3. Выявить особенности и определить возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие творческого воображения старших дошкольников, и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования выступают: теории творческого воображения и его развития в дошкольном детстве, которык разработали: Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, СЛ. Рубинштейн, Б.М Теплов. Взгляды на содержание и структуру творческого воображения в изобразительной деятельности учёных: Т. С. Комарова, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина. Научные исследования природы и психолого - педагогических основ детского творчества в рисовании, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулиной. Работы методического характера по развитию художественно-творческого воображения старших дошкольников приемами и способами нетрадиционного рисования, Л.С. Галанова, ГНДавыдова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, И.В. Маслова, Г.С. Швайко.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития творческого воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности, а также для организации досуговой деятельности в дошкольного образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач и проверки были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- опытно-поисковая работа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ «Детский сад «Родничок»», группа № 10 «Смешарики», пгт. Рефтинский
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (97 источников), приложения.
Проблема развития творческого воображения детей весьма актуальна, поскольку этот психический процесс является неотъемлемым компонентом творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и сопоставления позиции ряда авторов в рамках данного исследования мы опираемся на определение А.А. Мелик-Пашаева, который под творческим воображением понимает - способность ребенка предоставить свои внутренние впечатления в виде образа, «во-образить» их, и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ в материале и языке того или иного вида искусства [32].
На основе анализа литературы, и позиции ряда авторов (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаев, Т. Рибо), мы определяем творческое воображение в единстве трех компонентов:
- когнитивный актуализация и обогащение жизненного и художественно-эстетического опыта ребенка (как основы фундамента развития творческого воображения);
- эмоциональный: развитие эмоциональной отзывчивости к
художественным образам (как условия возникновения эстетического отношения и эмпатии к художественным образам);
- действенный: экспериментирование с материалом для оригинального воплощения чувственных впечатлений в творческой деятельности.
Теоретическое изучение проблемы развития творческого воображения старших дошкольников в процессе интегрированной художественной деятельности позволило выделить следующие показатели: художественно-
опыт, выразительность, эмпатия, оригинальность, вариативность.
Для выявления исходного уровня развития творческого воображения старших дошкольников были отобраны специальные диагностические задания (адаптированные и модернизированные в рамках темы исследования):, Зрительное определение жанра изобразительного искусства по композиции и содержанию (Т.С. Комарова) модернизированный тест «Дорисовывания фигур» Э.П. Торренса, разработанный О.М. Дьяченко; задание «Сочини и нарисуй сказку» Г.А. Урунтаевой и Ю.А Афонькиной.
Исходя из выделенных этапов (художественно-эмоционального опыт, эмоционально-творческий, переобразующий) развития творческого
воображения старших дошкольников было определено содержание изобразительной деятельности:
- обогащение художественно-эстетического опыта ребенка яркими, живыми впечатлениями, развитие у него способности воспринимать чувственный облик предметов и явлений как выражение внутреннего, родственного человеку содержания и благодаря этому переживать свое непосредственное единство с окружающим миром;
- создавались ситуации для эмпатийного вхождения в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и поиск средств (экспериментирование с материалом) для выражения чувственный ощущений;
- развитие у детей способности перевода собственных чувственных впечатлений в соответствующий образ и форму, в которых оно (впечатление) получает объективное существование, становится видимым, слышимым для других.
Раскрыты возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения старших дошкольников. Концепция нашей работы базируется на положении о том, что изобразительная деятельность.
Реализация разработанного содержания педагогической работы на практике подтвердила, что изобразительная деятельность является эффективным условием развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Так, в результате проведенной работы практически увеличилось количество детей с высоким уровнем развития творческого воображения (с 0 % до 50%), на среднем уровне количество детей не изменилось, и на 50% снизилось количество детей с низким уровнем развития творческого воображения (с 58% до 8%).
Сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса занятий.
1. Анцыферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности [Текст] // Вопросы психологии. 1978. № 1. С.45-58.
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. [Текст] М.: ГИТИС, 1994 - 256 с.
3. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического опытно-поисковой работы. [Текст] М.: Просвещение, 1984 - 249 с.
4. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. Пособие [Текст] / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. - Ростов н/Д Феникс, 2013. - 250 с.
5. Бердяев Н. А. Самопознание. [Текст] М.:ИНФРА-М, 1991 - 235 с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. [Текст] М.: ГИТИС, 1986 - 255 с.
7. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности. [Текст] М.: Просвещение, 1991 - 329 с.
8. Богданов И. В. и др. Психология и педагогика. [Текст] Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2009 - 42 с.
9. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. [Текст] М.: ИНФРА-М, 1983 - 249 с.
10. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. [Текст] М.: Просвещение, 1998 - 247 с.
11. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. [Текст] М.: Просвещение, 1996 - 249 с.
12. Выготский Л. С. Психология искусства. [Текст] М.: Просвещение, 1987 - 239 с.
13. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. [Текст] - М.: Просвещение, 1983. Т. 3. 349 с.
14. Галанов, Л.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / Л.С. Галанов [и др.]. - М.: Сфера, 2003. - 212 с.
15. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии: [Текст] Учебное пособие. СПб.: Речь, 2006 - 249 с.
...