Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Работа №99093

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 7
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3. Методические основы развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 23
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Диагностика развитости творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 36
2.2. Педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 52
2.3. Сравнительный анализ результатов работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 77


На современном этапе развития общества, необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни актуализирует значимость проблемы воспитания самостоятельной, творчески развитой личности. Спецификой развития человека и человеческого общества является процесс периодического выхода за пределы знания, наличных потребностей, имеющегося опыта и созидание новых продуктивных знаний, новых потребностей и нового опыта. Изменение содержания, усложнение условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Современная концепция дошкольного воспитания подчеркивает значимость приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей и отмечает, что «всестороннее развитие личности, формирование его способностей, остаётся одной из ведущих целей воспитания. Согласно ФГОС ДО, основными задачами реализации содержания образовательной области «художественно-эстетическое развитие» являются: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Известные психологи педагоги О.М. Дьяченко, М. Монтессори, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др. указывают на особую восприимчивость ребенка - дошкольника к сенсорному развитию, совершенствованию форм восприятия, внимания, памяти, воображения. В этот период происходит развитие творческого воображения, как способности комбинировать факты новыми способами и представлять результат труда до его начала . Воображение дошкольника рассматривается не просто как основа для последующего формирования творческих способностей, но как проявление этой важнейшей характеристики в дошкольном возрасте.
Изучением творческого воображения занимались психологи и педагоги: А.Г. Асмолов рассматривал творческое воображение как качество личности, Б.Г. Ананьев как основную жизненную необходимость, АН. Леонтьев как совокупность устойчивых смысло-образующих мотивов, С.Л. Рубинштейн как динамическую тенденцию, обусловленную мотивами человеческой деятельности. Изучением развития творческого воображения занимались и зарубежные психологи: Дж. Гилфорд, Э. Фромм, Э. Торренс, Дж. Рензулли. Педагогические условия творческого развития детей отражены в работах М.А. Битяновой, Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, О.А. Овчаровой и др.
В развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста большой потенциал представляет изобразительная деятельность, которая является для ребенка средством познания окружающей действительности реального мира, постижения художественного искусства и способом формирования личности ребенка. Педагоги, изучавшие особенности детей дошкольного возраста : Н.П. Сакулина, АП. Усова, Е.А. Флерина, отмечают, что ребенок тянется ко всему красочному, яркому. При этом детское изобразительное творчество активизирует мыслительные процессы, позволяет реализовать творческий замысел в конкретном творческом продукте, используя нетрадиционные техники рисования. Однако потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста используется недостаточно.
Таким образом, было выявлено противоречие: между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития творческого воображения старших дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по развитию творческого воображения в процессе изобразительной деятельности.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каково содержание изобразительной деятельности для успешного развития творческого воображения старших дошкольников.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленных на развитие творческого воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Объект: педагогический процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: комплекс занятий по развитию творческого воображения у старших дошкольников в изобразительной деятельности.
В соответствии с целью опытно-поисковой работы в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни развития творческого воображения старших дошкольников.
3. Выявить особенности и определить возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие творческого воображения старших дошкольников, и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования выступают: теории творческого воображения и его развития в дошкольном детстве, которык разработали: Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, СЛ. Рубинштейн, Б.М Теплов. Взгляды на содержание и структуру творческого воображения в изобразительной деятельности учёных: Т. С. Комарова, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина. Научные исследования природы и психолого - педагогических основ детского творчества в рисовании, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулиной. Работы методического характера по развитию художественно-творческого воображения старших дошкольников приемами и способами нетрадиционного рисования, Л.С. Галанова, ГНДавыдова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, И.В. Маслова, Г.С. Швайко.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития творческого воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности, а также для организации досуговой деятельности в дошкольного образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач и проверки были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- опытно-поисковая работа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ «Детский сад «Родничок»», группа № 10 «Смешарики», пгт. Рефтинский
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (97 источников), приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития творческого воображения детей весьма актуальна, поскольку этот психический процесс является неотъемлемым компонентом творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и сопоставления позиции ряда авторов в рамках данного исследования мы опираемся на определение А.А. Мелик-Пашаева, который под творческим воображением понимает - способность ребенка предоставить свои внутренние впечатления в виде образа, «во-образить» их, и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ в материале и языке того или иного вида искусства [32].
На основе анализа литературы, и позиции ряда авторов (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаев, Т. Рибо), мы определяем творческое воображение в единстве трех компонентов:
- когнитивный актуализация и обогащение жизненного и художественно-эстетического опыта ребенка (как основы фундамента развития творческого воображения);
- эмоциональный: развитие эмоциональной отзывчивости к
художественным образам (как условия возникновения эстетического отношения и эмпатии к художественным образам);
- действенный: экспериментирование с материалом для оригинального воплощения чувственных впечатлений в творческой деятельности.
Теоретическое изучение проблемы развития творческого воображения старших дошкольников в процессе интегрированной художественной деятельности позволило выделить следующие показатели: художественно-
опыт, выразительность, эмпатия, оригинальность, вариативность.
Для выявления исходного уровня развития творческого воображения старших дошкольников были отобраны специальные диагностические задания (адаптированные и модернизированные в рамках темы исследования):, Зрительное определение жанра изобразительного искусства по композиции и содержанию (Т.С. Комарова) модернизированный тест «Дорисовывания фигур» Э.П. Торренса, разработанный О.М. Дьяченко; задание «Сочини и нарисуй сказку» Г.А. Урунтаевой и Ю.А Афонькиной.
Исходя из выделенных этапов (художественно-эмоционального опыт, эмоционально-творческий, переобразующий) развития творческого
воображения старших дошкольников было определено содержание изобразительной деятельности:
- обогащение художественно-эстетического опыта ребенка яркими, живыми впечатлениями, развитие у него способности воспринимать чувственный облик предметов и явлений как выражение внутреннего, родственного человеку содержания и благодаря этому переживать свое непосредственное единство с окружающим миром;
- создавались ситуации для эмпатийного вхождения в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и поиск средств (экспериментирование с материалом) для выражения чувственный ощущений;
- развитие у детей способности перевода собственных чувственных впечатлений в соответствующий образ и форму, в которых оно (впечатление) получает объективное существование, становится видимым, слышимым для других.
Раскрыты возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения старших дошкольников. Концепция нашей работы базируется на положении о том, что изобразительная деятельность.
Реализация разработанного содержания педагогической работы на практике подтвердила, что изобразительная деятельность является эффективным условием развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Так, в результате проведенной работы практически увеличилось количество детей с высоким уровнем развития творческого воображения (с 0 % до 50%), на среднем уровне количество детей не изменилось, и на 50% снизилось количество детей с низким уровнем развития творческого воображения (с 58% до 8%).
Сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса занятий.


1. Анцыферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности [Текст] // Вопросы психологии. 1978. № 1. С.45-58.
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. [Текст] М.: ГИТИС, 1994 - 256 с.
3. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического опытно-поисковой работы. [Текст] М.: Просвещение, 1984 - 249 с.
4. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. Пособие [Текст] / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. - Ростов н/Д Феникс, 2013. - 250 с.
5. Бердяев Н. А. Самопознание. [Текст] М.:ИНФРА-М, 1991 - 235 с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. [Текст] М.: ГИТИС, 1986 - 255 с.
7. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности. [Текст] М.: Просвещение, 1991 - 329 с.
8. Богданов И. В. и др. Психология и педагогика. [Текст] Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2009 - 42 с.
9. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. [Текст] М.: ИНФРА-М, 1983 - 249 с.
10. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. [Текст] М.: Просвещение, 1998 - 247 с.
11. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. [Текст] М.: Просвещение, 1996 - 249 с.
12. Выготский Л. С. Психология искусства. [Текст] М.: Просвещение, 1987 - 239 с.
13. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. [Текст] - М.: Просвещение, 1983. Т. 3. 349 с.
14. Галанов, Л.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / Л.С. Галанов [и др.]. - М.: Сфера, 2003. - 212 с.
15. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии: [Текст] Учебное пособие. СПб.: Речь, 2006 - 249 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ