Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №93609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие творческого воображения у детей как педагогическая
проблема 6
1.2. Педагогические условия развития воображения у детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
творческого воображения у детей 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностика развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по развитию воображения у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности... 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71

Развитие творческого воображения у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. На современном этапе развития российского общества проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит как никогда остро. Наше время требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей, так как именно они определяют прогресс человечества. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) задачи творческого развития детей выделяются как приоритетные.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, творческое воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОО.
Уникальные возможности развития творческого воображения у дошкольников открываются в процессе изобразительной деятельности. Обращение на занятиях к нетрадиционным техникам рисования вовлекает детей в эмоциональное самовыражение, дарит радость творчества, вводит в состояние успеха и способствует развитию творческого воображения.
Вместе с тем, в педагогической практике сложилось противоречие между возможностями изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие обусловили выбор и формулировку темы нашего исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и спроектировать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику понятию «творческое воображение».
2. Выявить педагогические условия развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения.
4. Провести диагностику развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать содержание занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Теоретическая основа исследования:
• исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого о воображении как основе саморазвития личности;
• работы, анализирующие условия развития воображения у детей, А.Я. Дудецкого, О.М. Дьяченко, Г.Д. Кирилловой, А.В. Петровского, Ю.А. Полуянова;
• работы А.В. Бакушинского, Д.Б. Богоявленской, А.А. Венгера, Г.А. Урунтаевой о значении занятий изобразительной деятельностью в творческом развитии личности ребенка;
- методические разработки по развитию детского изобразительного творчества Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.В. Рождественской, Л.Ю. Субботиной, Н.П. Сакулиной.
В работе были использованы методы исследования:
1. теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. проведение диагностического исследования (наблюдение за детьми, анализ их танцевальной деятельности, беседа), анализ эмпирических данных и их обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы, полученные в ходе исследовательской деятельности, могут быть использованы педагогами дошкольного образования в качестве основы для разработки практических занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие творческого воображения на занятиях изобразительной деятельностью. А также для разработки методических материалов для родителей старших дошкольников.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось в старшей группе в МАДОУ «Родничок». В работе приняли участие 9 детей в возрасте 5-7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящий из 58 источников, два приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенные теоретическое и практическое исследования подтвердили актуальность проблемы. В результате реализации поставленных задач, мы пришли к следующим выводам:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме выявлено содержание понятия «творческое воображение», под которым подразумевается создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
Положения о значимости творческого воображения в развитии психической деятельности легли в основу исследований многих российских и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Н.В. Крыжановская, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Также анализ теоретико­методологической базы позволил выделить основные виды воображения, приемы его создания и развития, критерии, характеризующие творческое воображение.
2. В старшем дошкольном возрасте наряду с развитием психических процессов (памяти, мышления, восприятия, речи) достаточно интенсивно развивается воображение. Воображение старшего дошкольника уже способно выполнять не только познавательно-интеллектуальную функцию, но и воображение аффективно-защитную. Характер воображения дошкольника зависит от умения преобразовывать впечатления в игровой деятельности.
Для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста были выделены специальные педагогические условия в дошкольном учреждении:
• Включение ребенка в различные формы деятельности.
• Создание творческой предметно-развивающей среды.
3. Было выявлено, что возможности изобразительной деятельности в развитии у детей творческого воображения стимулируют фантазию детей, помогают вовлекать детей в эмоциональное самовыражение, удивляют и восхищают детей, создают мотивацию к творчеству.
4. Были выделены показатели для определения уровня развития творческого воображения у старших дошкольников:
• беглость;
• гибкость;
• оригинальность.
Исходя из данных показателей, была проведена диагностика уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием диагностического инструментария (Методика
«Дорисовывание фигур», Тест Е.П. Торренса «Круги»).
Диагностическое исследование уровня развитости творческого воображения у старших дошкольников проходило на базе МАДОУ «Родничок». В исследовании приняли участие 9 детей в возрасте 5-7 лет.
Исследование было проведено в период с февраля 2019 года по май 2019 года и состояло из двух этапов: начальный, основной, заключительный.
На основе количественного и качественного анализа результатов диагностического исследования, было выяснено, что в целом дети старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень развития творческого воображения: низкий уровень выявлен у 5 детей (56%), средний уровень - у 3 детей (33%), высокий уровень - у 1 ребенка (11%).
5. Полученные данные диагностики детей обусловили потребность в разработке комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленного на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
На занятиях широко использовались нетрадиционные техники рисования, которые обеспечили толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети научились думать, принимать самостоятельные решения в том какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. На занятиях воспитателем давались творческие задания на развитие выделенных показателей.
Одним из необходимых условий развития творческого воображения детей являлась реализация путем интеграции форм и методов (учитывалось данное условие при разработке комплекса заданий) при различных видах деятельности, имеющих творческий характер, способствующих развитию познавательного интереса и творческого мышления. Среди форм были использованы: труд, игра, общение, обучение, творчество.
А также реализация условия по созданию творческой предметно- развивающей среды. Творческая предметно-развивающая среда является условием и средством формирования творческой личности ребенка. Она способствует творческому, свободному самовыражению; формированию морально-нравственных качеств; формированию познавательных и художественных способностей; развитию творческого потенциала в разных видах деятельности.
Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр, рисование на темы, экспериментирование с выразительными средствами живописи. Но особенно большую роль играет применение нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельности.
Занятия были разработаны с учетом следующих позиций:
• включались во взаимосвязи различные виды деятельности, позволяющие развить у детей творческое воображение, память, внимание, речь;
• учитывались возрастные особенности детей;
• велось целенаправленное педагогическое руководство деятельностью детей: атмосфера сотрудничества и взаимоуважения, оказание педагогом необходимой помощи детям, поощрение детских работ независимо от их качества, создание стимула для дальнейшего творческого развития детей.
На занятиях детям было предложено несколько заданий на развитие творческого воображения и было сразу видно, что такие занятия очень интересны детям. Они с увлечением выполняли задания, фантазировали, рассказывали о своих рисунках, делились впечатлениями. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования воспринималась детьми с радостью, приносила удовольствие, мотивировала к творчеству.


1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. - Казань : Казанский Государственный Университет, 1988. - 238 с.
2. Большой словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова,
B. П. Зинченко. - Санкт-Петербург : Прайм - Еврознак, 2004. - 672 с.
3. Боровик, О. В. Развитие воображения / О. В. Боровик. - Москва : Рон, 2013. - 112 с.
4. Васильева, И. И. Фантазии цвета. Развитие цветовосприятия детей дошкольного возраста в процессе! изобразительной деятельности / И. И. Васильева, О. Л. Иванова // Детский сад от А до Я. - 2004. - №6. -
C. 146-158.
5. Васильева, И. И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности / И. И. Васильева, О. А. Иванова. - Москва : Речь, 2010. - 92 с.
6. Васильева, М. И. Программа для воспитания в детском саду / М. И. Васильева. - Москва : Эскимо, 2010. - 158 с.
7. Введение в психологию : учеб, пособие для студентов вузов / под ред. А. В. Петровского. - Москва : Академия, 1997. - 496 с.
8. Венгер, Л. А. Психология: учеб. пособие! / Л. А. Венгер,
В. С. Мухина. - Москва : Просвещение, 1988. - 122 с.
9. Ветлугина, Н. А Художественное творчество в детском саду / Н. А. Ветлугина. - Москва : Педагогика, 1972. - 284 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1991. - 93 с.
11. Григорье!ва, Г. Г. Развитие! дошкольника в изобразите!льной де!яте!льности / Г. Г. Григорьева. - Москва : Просвещение, 1999. - 344 с.
12. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / В. И. Логинова [и др.]. - Москва : Детство- пресс, 2013. - 528 с.
13. Долгова, В. И. Развитие воображения у дошкольников: монография / В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская. - Челябинск : ЧГПУ, 2010. - 150 с.
14. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А. Я. Дудецкий. - Москва : Просвещение, 1974. - 153 с.
15. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. -1988. - № 6. - С. 52-59...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ