РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «эстетическое восприятие» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического
восприятия у детей 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностическое исследование развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно¬
поисковой работы 33
2.2. Содержание работы по развитию эстетического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «эстетическое восприятие» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического
восприятия у детей 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностическое исследование развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно¬
поисковой работы 33
2.2. Содержание работы по развитию эстетического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
Актуальность избранной нами темы обусловлена требованиями современных Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Без воспитания эстетически грамотности в человеке, умения понимать и ценить искусство, умения разбираться в предметах живописи, без пробуждения творческого начала у детей невозможно становление цельной, гармоничной и творчески активной личности.
Старшее дошкольное детство является наиболее благоприятным возрастным отрезком для развития эстетического восприятия. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются ценностные и эстетические установки личности.
Особую роль в развитии эстетического восприятия у детей играет изобразительная деятельность. Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, в осдеятельности, является изобразительное искусство, оно глубоко волнует ребенка, вызывает бурю положительных нове которых лежит образное отражение действительности. Одна из самых интересных для старших дошкольников эмоций.
Эстетическое восприятие в процессе целенаправленных наблюдений и рисования с натуры при воспроизведении образа в памяти развивается наиболее эффективно. На основе этого развивается воображение, происходит обогащение эстетического опыта, разнообразных впечатлений. Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий специфических для изобразительного искусства. Их значение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.
Актуальность проблемы обусловила выбранную нами тему исследования «Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс занятий изобразительной деятельностью, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий изобразительной деятельностью, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы нужно раскрыть содержание понятия «эстетическое восприятие».
2. Охарактеризовать особенности развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий изобразительной деятельностью в развитии эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать на констатирующем этапе опытно-поисковой работы развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать комплекс занятий изобразительной деятельностью, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста и в опытно-поисковой работе проверить его эффективность.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования эстетического восприятия с позиции активности субъекта как основы развития личности (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, НП. Киящеко, А.Ф. Лосев и другие); работы психологов о значимости развития эстетического восприятия в становлении личности ребенка (Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Н. Зимина, А.Н. Леонтьев); взгляды отечественных и зарубежных педагогов и психологов на проблему эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности (В.И. Игнатьева, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина).
Методами исследования: анализ психолого-педагогической
литературы по развитию эстетического восприятия; наблюдения; диагностическое мероприятие; метод математической обработки результатов исследования; анализ детской литературы.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 32 «Колобок» г. Алапаевка, Свердловской области.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Старшее дошкольное детство является наиболее благоприятным возрастным отрезком для развития эстетического восприятия. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются ценностные и эстетические установки личности.
Особую роль в развитии эстетического восприятия у детей играет изобразительная деятельность. Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, в осдеятельности, является изобразительное искусство, оно глубоко волнует ребенка, вызывает бурю положительных нове которых лежит образное отражение действительности. Одна из самых интересных для старших дошкольников эмоций.
Эстетическое восприятие в процессе целенаправленных наблюдений и рисования с натуры при воспроизведении образа в памяти развивается наиболее эффективно. На основе этого развивается воображение, происходит обогащение эстетического опыта, разнообразных впечатлений. Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий специфических для изобразительного искусства. Их значение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.
Актуальность проблемы обусловила выбранную нами тему исследования «Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс занятий изобразительной деятельностью, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий изобразительной деятельностью, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы нужно раскрыть содержание понятия «эстетическое восприятие».
2. Охарактеризовать особенности развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий изобразительной деятельностью в развитии эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать на констатирующем этапе опытно-поисковой работы развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать комплекс занятий изобразительной деятельностью, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста и в опытно-поисковой работе проверить его эффективность.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования эстетического восприятия с позиции активности субъекта как основы развития личности (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, НП. Киящеко, А.Ф. Лосев и другие); работы психологов о значимости развития эстетического восприятия в становлении личности ребенка (Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Н. Зимина, А.Н. Леонтьев); взгляды отечественных и зарубежных педагогов и психологов на проблему эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности (В.И. Игнатьева, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина).
Методами исследования: анализ психолого-педагогической
литературы по развитию эстетического восприятия; наблюдения; диагностическое мероприятие; метод математической обработки результатов исследования; анализ детской литературы.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 32 «Колобок» г. Алапаевка, Свердловской области.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проведенное исследование подтвердило значение занятий изобразительной деятельностью для развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность важнейшее средство развития эстетического восприятия. На занятиях изобразительной деятельностью, у детей развивается интерес к художественно -творческой деятельности, желание создать красивые рисунки, интереснее придумать сюжеты и как можно лучше выполнять их.
В исследование нами были реализованы поставленные задачи:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыто
содержание понятия «Эстетическое восприятие». В современной психологии эстетическое восприятие раскрывается как высшая форма восприятия, как способность, возникающая в результате развития общей способности к восприятию. Под «эстетическим восприятием» педагогика понимает воспитание способности к эмоционально-образному постижению выразительных проявлений окружающего мира, способности оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В характеристики эстетического восприятия входят: Эмоциональная напряженность, ассоциативность,
способность воспринимать мир в материале искусства, оценочность, способность к суждению.
2. Выявлены и охарактеризованы особенности развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста. Основными особенностями являются чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому развитие эстетического восприятия требует большей сенсорной культуры. Прекрасное воспринимаемое детьми старшего дошкольного возраста как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие прочно связано с чувствами и переживаниями. Главной особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи детей с прекрасным.
Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в изобразительной деятельности: художественно - эстетическая среда в ДОУ; целенаправленное развитие образного, ассоциативного мышления, подбор детям художественных аналогий и ассоциаций; включение детей в художественно-эстетическую деятельность во время занятий.
3. В ходе анализа понятия «эстетическое восприятие» были определены критерии его развития у детей старшего дошкольного возраста:
- эмоциональная отзывчивость на художественные образы;
- эстетическое суждение о художественном произведении, основанное на понимании его настроения и содержания;
- эстетическая значимость и завершенность творческой работы.
Проведено диагностическое исследование на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, показало, что у детей преобладает средний уровень развития эстетического восприятия.
4. Разработан комплекс занятий в соответствии с результатами диагностики констатирующего этапа опытно-поисковой работы: проведены занятие на тему «Осенний пейзаж», беседа на тему «Искусство», рассказ воспитателя «Азбука изобразительного искусства», рассматривание картины И. Грабаря «Февральская лазурь», экскурсия на тему «Осень».
Если в начале занятий старшие дошкольники затруднялись при понимании (отмечалась низкая концентрация внимания, сам же процесс был непродолжителен и не интересен детям, отмечалось неумение выделять составляющие рассматриваемого объекта, в продуктивной деятельности использовалась минимальная цветовая палитра). В дальнейшем дети стали выделять множество художественных средств выразительности (цвет, форма,
линия), значительно был заметен рост развития целостного дифференцированного эстетического восприятия.
Изобразительная деятельность важнейшее средство развития эстетического восприятия. На занятиях изобразительной деятельностью, у детей развивается интерес к художественно -творческой деятельности, желание создать красивые рисунки, интереснее придумать сюжеты и как можно лучше выполнять их.
В исследование нами были реализованы поставленные задачи:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыто
содержание понятия «Эстетическое восприятие». В современной психологии эстетическое восприятие раскрывается как высшая форма восприятия, как способность, возникающая в результате развития общей способности к восприятию. Под «эстетическим восприятием» педагогика понимает воспитание способности к эмоционально-образному постижению выразительных проявлений окружающего мира, способности оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В характеристики эстетического восприятия входят: Эмоциональная напряженность, ассоциативность,
способность воспринимать мир в материале искусства, оценочность, способность к суждению.
2. Выявлены и охарактеризованы особенности развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста. Основными особенностями являются чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому развитие эстетического восприятия требует большей сенсорной культуры. Прекрасное воспринимаемое детьми старшего дошкольного возраста как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие прочно связано с чувствами и переживаниями. Главной особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи детей с прекрасным.
Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в изобразительной деятельности: художественно - эстетическая среда в ДОУ; целенаправленное развитие образного, ассоциативного мышления, подбор детям художественных аналогий и ассоциаций; включение детей в художественно-эстетическую деятельность во время занятий.
3. В ходе анализа понятия «эстетическое восприятие» были определены критерии его развития у детей старшего дошкольного возраста:
- эмоциональная отзывчивость на художественные образы;
- эстетическое суждение о художественном произведении, основанное на понимании его настроения и содержания;
- эстетическая значимость и завершенность творческой работы.
Проведено диагностическое исследование на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, показало, что у детей преобладает средний уровень развития эстетического восприятия.
4. Разработан комплекс занятий в соответствии с результатами диагностики констатирующего этапа опытно-поисковой работы: проведены занятие на тему «Осенний пейзаж», беседа на тему «Искусство», рассказ воспитателя «Азбука изобразительного искусства», рассматривание картины И. Грабаря «Февральская лазурь», экскурсия на тему «Осень».
Если в начале занятий старшие дошкольники затруднялись при понимании (отмечалась низкая концентрация внимания, сам же процесс был непродолжителен и не интересен детям, отмечалось неумение выделять составляющие рассматриваемого объекта, в продуктивной деятельности использовалась минимальная цветовая палитра). В дальнейшем дети стали выделять множество художественных средств выразительности (цвет, форма,
линия), значительно был заметен рост развития целостного дифференцированного эстетического восприятия.
Подобные работы
- Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки(средствами игровой деятельности)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников в танцевальной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного
возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020





