Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №99083

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «эстетическое восприятие» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического
восприятия у детей 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностическое исследование развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно¬
поисковой работы 33
2.2. Содержание работы по развитию эстетического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70


Актуальность избранной нами темы обусловлена требованиями современных Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Без воспитания эстетически грамотности в человеке, умения понимать и ценить искусство, умения разбираться в предметах живописи, без пробуждения творческого начала у детей невозможно становление цельной, гармоничной и творчески активной личности.
Старшее дошкольное детство является наиболее благоприятным возрастным отрезком для развития эстетического восприятия. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются ценностные и эстетические установки личности.
Особую роль в развитии эстетического восприятия у детей играет изобразительная деятельность. Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, в осдеятельности, является изобразительное искусство, оно глубоко волнует ребенка, вызывает бурю положительных нове которых лежит образное отражение действительности. Одна из самых интересных для старших дошкольников эмоций.
Эстетическое восприятие в процессе целенаправленных наблюдений и рисования с натуры при воспроизведении образа в памяти развивается наиболее эффективно. На основе этого развивается воображение, происходит обогащение эстетического опыта, разнообразных впечатлений. Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий специфических для изобразительного искусства. Их значение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.
Актуальность проблемы обусловила выбранную нами тему исследования «Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс занятий изобразительной деятельностью, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий изобразительной деятельностью, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы нужно раскрыть содержание понятия «эстетическое восприятие».
2. Охарактеризовать особенности развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий изобразительной деятельностью в развитии эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать на констатирующем этапе опытно-поисковой работы развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать комплекс занятий изобразительной деятельностью, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста и в опытно-поисковой работе проверить его эффективность.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования эстетического восприятия с позиции активности субъекта как основы развития личности (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, НП. Киящеко, А.Ф. Лосев и другие); работы психологов о значимости развития эстетического восприятия в становлении личности ребенка (Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Н. Зимина, А.Н. Леонтьев); взгляды отечественных и зарубежных педагогов и психологов на проблему эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности (В.И. Игнатьева, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина).
Методами исследования: анализ психолого-педагогической
литературы по развитию эстетического восприятия; наблюдения; диагностическое мероприятие; метод математической обработки результатов исследования; анализ детской литературы.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 32 «Колобок» г. Алапаевка, Свердловской области.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило значение занятий изобразительной деятельностью для развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность важнейшее средство развития эстетического восприятия. На занятиях изобразительной деятельностью, у детей развивается интерес к художественно -творческой деятельности, желание создать красивые рисунки, интереснее придумать сюжеты и как можно лучше выполнять их.
В исследование нами были реализованы поставленные задачи:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыто
содержание понятия «Эстетическое восприятие». В современной психологии эстетическое восприятие раскрывается как высшая форма восприятия, как способность, возникающая в результате развития общей способности к восприятию. Под «эстетическим восприятием» педагогика понимает воспитание способности к эмоционально-образному постижению выразительных проявлений окружающего мира, способности оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В характеристики эстетического восприятия входят: Эмоциональная напряженность, ассоциативность,
способность воспринимать мир в материале искусства, оценочность, способность к суждению.
2. Выявлены и охарактеризованы особенности развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста. Основными особенностями являются чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому развитие эстетического восприятия требует большей сенсорной культуры. Прекрасное воспринимаемое детьми старшего дошкольного возраста как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие прочно связано с чувствами и переживаниями. Главной особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи детей с прекрасным.
Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в изобразительной деятельности: художественно - эстетическая среда в ДОУ; целенаправленное развитие образного, ассоциативного мышления, подбор детям художественных аналогий и ассоциаций; включение детей в художественно-эстетическую деятельность во время занятий.
3. В ходе анализа понятия «эстетическое восприятие» были определены критерии его развития у детей старшего дошкольного возраста:
- эмоциональная отзывчивость на художественные образы;
- эстетическое суждение о художественном произведении, основанное на понимании его настроения и содержания;
- эстетическая значимость и завершенность творческой работы.
Проведено диагностическое исследование на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, показало, что у детей преобладает средний уровень развития эстетического восприятия.
4. Разработан комплекс занятий в соответствии с результатами диагностики констатирующего этапа опытно-поисковой работы: проведены занятие на тему «Осенний пейзаж», беседа на тему «Искусство», рассказ воспитателя «Азбука изобразительного искусства», рассматривание картины И. Грабаря «Февральская лазурь», экскурсия на тему «Осень».
Если в начале занятий старшие дошкольники затруднялись при понимании (отмечалась низкая концентрация внимания, сам же процесс был непродолжителен и не интересен детям, отмечалось неумение выделять составляющие рассматриваемого объекта, в продуктивной деятельности использовалась минимальная цветовая палитра). В дальнейшем дети стали выделять множество художественных средств выразительности (цвет, форма,
линия), значительно был заметен рост развития целостного дифференцированного эстетического восприятия.


1. Аничкин, С.А. Очерки по истории эстетического воспитания в русской педагогике второй половины 19 - начало 20 века: учебное пособие / С.А. Аничкин, Урал гос. пед. ун - т. Екатеринбурга 2003 - 132с.;
2. Божович, Ю. П. Личность и её формирование в детском возрасте. / Ю. П. Божович.-М.: Аргументы и факты, 1993.- 608 с.;
3. Бениаминова, М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада / М.В. Бениаминова. - М.: Медицина, 2001.- 300 с.;
4. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1985 - 224с.;
5. Ветлугина, Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду» (пособие
для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное) - М.:
Просвещение, 1986 [Текст];
6. Воспитание и обучение в детском саду / под ред. А.В. Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: Педагогика 2001-560с.;
7. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.В. Гамезо.- М.: Просвещение, 1984.-256 с.;
8. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие/М.В. Матю - хина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо.-М.: Просвещение, 1984.-256 с.;
9. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста 2 - е издание, / Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. - М.: Академия 2007 - 320 с.;
10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное, СПб: Детство - Пресс, 2004 - 244с.;
11. Запорожец, А.В., Маркова, Т.А. Воспитание и обучение в детском саду. / Запорожец, А.В., Маркова, Т.А. - М.: Педагогика, 1999 - 558с.;
12. Зеньковский, В.В. Психология детства. / Зеньковский, В.В. - М.: Академия, 1996. - 346 с.;
13. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 1976 - 158с.;
14. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика - М.: Академия 2002 - 415с.;
15. Козырева, О.А. Программа и контрольно - измерительные материалы по разделу «Общие основы педагогики» для студентов специальности «Педагогика и психология». / О. А. Козырева, Новокузнецк: КузГПА, 2005. - 216 с.;
16. Кондаурова, И. В., Яковлева, С. В. Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 77- 80 [Текст];
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ