ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «эстетическое восприятие» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического
восприятия у детей 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностическое исследование развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно¬
поисковой работы 33
2.2. Содержание работы по развитию эстетического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
Актуальность избранной нами темы обусловлена требованиями современных Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Без воспитания эстетически грамотности в человеке, умения понимать и ценить искусство, умения разбираться в предметах живописи, без пробуждения творческого начала у детей невозможно становление цельной, гармоничной и творчески активной личности.
Старшее дошкольное детство является наиболее благоприятным возрастным отрезком для развития эстетического восприятия. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются ценностные и эстетические установки личности.
Особую роль в развитии эстетического восприятия у детей играет изобразительная деятельность. Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, в осдеятельности, является изобразительное искусство, оно глубоко волнует ребенка, вызывает бурю положительных нове которых лежит образное отражение действительности. Одна из самых интересных для старших дошкольников эмоций.
Эстетическое восприятие в процессе целенаправленных наблюдений и рисования с натуры при воспроизведении образа в памяти развивается наиболее эффективно. На основе этого развивается воображение, происходит обогащение эстетического опыта, разнообразных впечатлений. Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий специфических для изобразительного искусства. Их значение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.
Актуальность проблемы обусловила выбранную нами тему исследования «Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс занятий изобразительной деятельностью, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий изобразительной деятельностью, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы нужно раскрыть содержание понятия «эстетическое восприятие».
2. Охарактеризовать особенности развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий изобразительной деятельностью в развитии эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать на констатирующем этапе опытно-поисковой работы развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать комплекс занятий изобразительной деятельностью, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста и в опытно-поисковой работе проверить его эффективность.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования эстетического восприятия с позиции активности субъекта как основы развития личности (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, НП. Киящеко, А.Ф. Лосев и другие); работы психологов о значимости развития эстетического восприятия в становлении личности ребенка (Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Н. Зимина, А.Н. Леонтьев); взгляды отечественных и зарубежных педагогов и психологов на проблему эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности (В.И. Игнатьева, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина).
Методами исследования: анализ психолого-педагогической
литературы по развитию эстетического восприятия; наблюдения; диагностическое мероприятие; метод математической обработки результатов исследования; анализ детской литературы.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 32 «Колобок» г. Алапаевка, Свердловской области.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проведенное исследование подтвердило значение занятий изобразительной деятельностью для развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность важнейшее средство развития эстетического восприятия. На занятиях изобразительной деятельностью, у детей развивается интерес к художественно -творческой деятельности, желание создать красивые рисунки, интереснее придумать сюжеты и как можно лучше выполнять их.
В исследование нами были реализованы поставленные задачи:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыто
содержание понятия «Эстетическое восприятие». В современной психологии эстетическое восприятие раскрывается как высшая форма восприятия, как способность, возникающая в результате развития общей способности к восприятию. Под «эстетическим восприятием» педагогика понимает воспитание способности к эмоционально-образному постижению выразительных проявлений окружающего мира, способности оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В характеристики эстетического восприятия входят: Эмоциональная напряженность, ассоциативность,
способность воспринимать мир в материале искусства, оценочность, способность к суждению.
2. Выявлены и охарактеризованы особенности развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста. Основными особенностями являются чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому развитие эстетического восприятия требует большей сенсорной культуры. Прекрасное воспринимаемое детьми старшего дошкольного возраста как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие прочно связано с чувствами и переживаниями. Главной особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи детей с прекрасным.
Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в изобразительной деятельности: художественно - эстетическая среда в ДОУ; целенаправленное развитие образного, ассоциативного мышления, подбор детям художественных аналогий и ассоциаций; включение детей в художественно-эстетическую деятельность во время занятий.
3. В ходе анализа понятия «эстетическое восприятие» были определены критерии его развития у детей старшего дошкольного возраста:
- эмоциональная отзывчивость на художественные образы;
- эстетическое суждение о художественном произведении, основанное на понимании его настроения и содержания;
- эстетическая значимость и завершенность творческой работы.
Проведено диагностическое исследование на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, показало, что у детей преобладает средний уровень развития эстетического восприятия.
4. Разработан комплекс занятий в соответствии с результатами диагностики констатирующего этапа опытно-поисковой работы: проведены занятие на тему «Осенний пейзаж», беседа на тему «Искусство», рассказ воспитателя «Азбука изобразительного искусства», рассматривание картины И. Грабаря «Февральская лазурь», экскурсия на тему «Осень».
Если в начале занятий старшие дошкольники затруднялись при понимании (отмечалась низкая концентрация внимания, сам же процесс был непродолжителен и не интересен детям, отмечалось неумение выделять составляющие рассматриваемого объекта, в продуктивной деятельности использовалась минимальная цветовая палитра). В дальнейшем дети стали выделять множество художественных средств выразительности (цвет, форма,
линия), значительно был заметен рост развития целостного дифференцированного эстетического восприятия.
1. Аничкин, С.А. Очерки по истории эстетического воспитания в русской педагогике второй половины 19 - начало 20 века: учебное пособие / С.А. Аничкин, Урал гос. пед. ун - т. Екатеринбурга 2003 - 132с.;
2. Божович, Ю. П. Личность и её формирование в детском возрасте. / Ю. П. Божович.-М.: Аргументы и факты, 1993.- 608 с.;
3. Бениаминова, М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада / М.В. Бениаминова. - М.: Медицина, 2001.- 300 с.;
4. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1985 - 224с.;
5. Ветлугина, Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду» (пособие
для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное) - М.:
Просвещение, 1986 [Текст];
6. Воспитание и обучение в детском саду / под ред. А.В. Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: Педагогика 2001-560с.;
7. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.В. Гамезо.- М.: Просвещение, 1984.-256 с.;
8. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие/М.В. Матю - хина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо.-М.: Просвещение, 1984.-256 с.;
9. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста 2 - е издание, / Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. - М.: Академия 2007 - 320 с.;
10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное, СПб: Детство - Пресс, 2004 - 244с.;
11. Запорожец, А.В., Маркова, Т.А. Воспитание и обучение в детском саду. / Запорожец, А.В., Маркова, Т.А. - М.: Педагогика, 1999 - 558с.;
12. Зеньковский, В.В. Психология детства. / Зеньковский, В.В. - М.: Академия, 1996. - 346 с.;
13. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 1976 - 158с.;
14. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика - М.: Академия 2002 - 415с.;
15. Козырева, О.А. Программа и контрольно - измерительные материалы по разделу «Общие основы педагогики» для студентов специальности «Педагогика и психология». / О. А. Козырева, Новокузнецк: КузГПА, 2005. - 216 с.;
16. Кондаурова, И. В., Яковлева, С. В. Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 77- 80 [Текст];
...