Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников в танцевальной деятельности

Работа №93779

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие эстетического восприятия у детей как педагогическая
проблема 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Возможности танцевальной деятельности в развитии
эстетического восприятия у детей 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по развитию эстетического восприятия у
детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что эстетическое восприятие является важным компонентом гармоничного и полноценного развития личности ребенка. Эстетическое восприятие развивает человека для активной эстетической жизнедеятельности, позволяет ему правильно оценивать окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире. Эстетическое восприятие влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира, позволяя испытывать при этом чувство удовольствия или неудовольствия.
Необходимо уже с дошкольного возраста учить ребенка видеть красоту окружающего мира, замечать прекрасное в мире искусства. В Новом законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ст.64, п.1) сказано о том, что образование детей дошкольного возраста должно быть направлено на «формирование общей культуры», в том числе развитие эстетических качеств [65]. Важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них потребность и привычки прикладывать свои усилия по созданию прекрасного в жизни, развивать художественно­творческие способности детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО) в содержательной области «художественно-эстетическое развитие» предусматривает развитие:
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, танцевальной и другие) [55]. Соответственно задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО связаны с формированием художественно- эстетической культуры ребенка, способности к восприятию прекрасного в искусстве и окружающей жизни развитием, мотивации к созданию продуктов собственного творчества. Важно дать детям представление о красоте искусства, воспитывать у них потребности и привычки быть причастным к творчеству, придавать элементы прекрасного в жизни, быту, природе, создавать «фундамент» эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни, развивать художественно-творческие способности детей.
Эффективным средством развития эстетического восприятия является танцевальная деятельность. В процессе танцевальной деятельности у детей развивается воображение, эстетический вкус, эстетическое восприятие. Танец обладает большими возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для развития его таланта и творческой активности, способности воспринимать прекрасное в искусстве и жизни. Ребенок в танцевальной деятельности получает свободу самовыражения, приобщается к эталонам красоты и выразительности.
В то же время, на практике наблюдается недостаточное методическое обеспечение процесса развития эстетического восприятия у дошкольников в танцевальной деятельности.
В связи с этим мы определяем проблему исследования: какие методы, формы работы, средства должен использовать педагог в процессе развития эстетического восприятия в танцевальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие позволили определить тему исследования: «Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников в танцевальной деятельности».
Объектом исследования является процесс развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников в танцевальной деятельности.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников в танцевальной деятельности.
Цель исследования достигается в процессе решения следующих задач:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования дать характеристику понятию «эстетическое восприятие».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности танцевальной деятельности в развитии эстетического восприятия у старших дошкольников.
4. Провести диагностику начального уровня развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников в танцевальной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические - изучение литературных источников и документации, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ, синтез, методы логических обобщений (индукция и дедукция), педагогическое проектирование;
• эмпирические - педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, диагностика, анализ результатов педагогической деятельности.
Теоретической основой исследования являются работы:
• о закономерностях восприятия как психического процесса (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец);
• о природе эстетического восприятия (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Л.П. Печко, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев);
• исследования в области психологии и педагогике искусства (Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, В.А. Сухомлинский, О.И. Спербер);
• работы о психологии восприятия в дошкольном возрасте (В.А. Салеев, И.В. Шаповаленко, И.Ю. Кулагина);
• методические подходы к эстетическому воспитанию дошкольников в танцевальной деятельности (Н.А. Ветлугина, Т.С. Бабаджан, А.И. Буренина, Э.П. Костина, Л.Н. Богаткова, С.И. Букатина, А.Я. Ваганова, Е.Д. Васильева).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по развитию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности. Предложенный комплекс занятий может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций.
База исследования: Структурное подразделение Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры и кино» «Центр Музыкального Творчества» города Ивдель, 2 и 3 группы детей музыкального развития «Колокольчик». В исследовании принимало участие 18 детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (72 источника), приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы. В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования дана характеристика понятию «эстетическое восприятие». Это - целенаправленный процесс преобразования эстетической информации, способствующий развитию творчески активной личности, способной не только оценивать красоту предметов искусства, но и реализовать собственные творческие замыслы в творческой деятельности. Эстетическое восприятие формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое восприятие, развивает человека для активной эстетической жизнедеятельности. Это достигается путем решения следующих задач: создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям; формирование на основе полученных знаний социально-психологических качеств, способствующих возникновению эмоциональных переживаний и эстетической оценки предметов и явлений, чувства наслаждения ими; развитие потребности преобразовывать мир по законам красоты, созидать и творить, создавая прекрасное в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. Эстетическое восприятие представляет собой создание эмоционально окрашенного и осмысленного образа.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Они заключаются в эмоциональной отзывчивости и окрашенности; эмоциональном переживании; достаточно высоким уровнем развития воображения; чувственном эстетическом восприятии красоты; формировании собственных эстетических суждений, представлений о мире красоты; яркой эстетической выразительности; причастности к творческой деятельности.
3. Раскрыты возможности танцевальной деятельности в развитии эстетического восприятия у старших дошкольников.
Танец пробуждает осознание связи красоты движений с правильным и выразительным их выполнением, ребенок при этом испытывает восхищение, удовлетворение. В процессе восприятия объектов и явлений окружающего мира у ребенка возникают образы, переживания, эмоции, которые он может и хочет выразить в своей танцевальной деятельности. Поэтому происходит развитие эмоциональной отзывчивости к образам красоты в жизни и искусстве. Дети всегда эмоционально реагируют на танец, испытывая при этом радость, а чувствуя мелодию и ритм музыкального произведения; танцуют с удовольствием, исполняя танец выразительно и музыкально.
С помощью танцевальной деятельности дошкольник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. Танцевальная деятельность улучшает восприимчивость, понимание, способность к оценке других. Поэтому у детей возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей, то есть развивает у детей старшего дошкольного возраста и оценочные суждения на основе понимания средств художественной выразительности.
Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Ребенок в танцевальной деятельности с легкостью получает свободу для творчества, собственной позиции, собственного видения танца, осуществляет эстетическую выразительность в своей творческой деятельности.
4. Проведено диагностическое исследование начального уровня развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения структурного подразделения «Центра культуры и кино» «Центр Музыкального Творчества», во второй и третьей группе музыкального развития «Колокольчик».
На основе анализа литературы были выделены такие показатели развития эстетического восприятия, как эмоциональная отзывчивость к образам красоты в жизни и искусстве; способность к оценочным суждениям на основе понимания средств художественной выразительности; эстетическая выразительность в собственной творческой деятельности.
При подборе диагностических методик были взяты за основу: диагностическая методика Н.Г. Куприной, диагностическая методика Т.Г. Казаковой и И.А. Лыковой, программа музыкального образования
Э.П. Костиной «Камертон».
Диагностика выявила, что уровень эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста преимущественно средний или даже низкий.
5. На основании результатов диагностического исследования был разработан комплекс занятий по развитию эстетического восприятия у детей в танцевальной деятельности.
Комплекс занятий состоит из трех разделов:
Раздел I. Упражнения на развитие эмоциональной выразительности. Задача: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. К ним относятся занятия: «Ритмика»; эмоционально-выразительные жесты и мимика ребенка; координация движений с музыкой; танцевальные игры (такие как: «Танцы животных», «Я в музыке услышу кто ты, что ты», и так далее).
Раздел II. Упражнения на выражение своих впечатлений в оценочных суждениях. Задача: развитие способности к выражению своего отношения к просмотренному музыкально-двигательному репертуару, исполненному танцу, упражнению; понимание сюжета игры или композиции танца, средств художественной выразительности. К ним относятся занятия: просмотр и прослушивание музыкально-двигательного репертуара; обсуждение прослушанного, просмотренного материала; музыкальные игры (такие как: «Музыкальные змейки», «Регулировщик» и так далее).
Раздел III. Упражнения на творческое самовыражение в танце. Задача: развитие эстетической выразительности. К ним относятся занятия: современный детский игровой танец; интегрированные занятия с элементами импровизации; репетиционно-постановочная работа.
При организации занятий происходило акцентирование следующих моментов:
• развитие умения эмоционально переживать танец и танцевальный образ;
• развитие способности видеть и понимать гармонию и красоту;
• развитие способности к оценочным суждениям на основе понимания средств художественной выразительности в танце, таких как: музыка, движения, жесты, позы, мимика, рисунок танца, костюм, световое оформление и тому подобное.
• развитие творческой фантазии и самореализации детей;
• развитие эстетической выразительности в танце.
Частичная апробация комплекса занятий показала развитие эстетического восприятия у детей по всем выделенным показателям.
Таким образом, цель исследования достигнута: теоретически обоснован и апробирован комплекс занятий по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников в танцевальной деятельности.


1. Аблитарова, А. Р. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] /
А. Р. Аблитарова, Э. Ваниева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - С. 8-10. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1039/ (дата обращения: 20.02.2018).
2. Александрова, Н. А. Классический танец для начинающих / Н. А. Александрова. - Санкт-Петербург : Лань, 2009. - 128 с.
3. Бабаджан, Т. С. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях / Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, М. А. Румер. - Москва, 1930.
4. Бабаджан, Т. С. Музыкальная работа с преддошкольниками / Т. С. Бабаджан. - Москва, 1936.
5. Богаткова, Л. Н. Танцы для детей / Л. Н. Богаткова. - Москва : Детгиз, 1959. - 381 с.
6. Борев, Ю. Б. Эстетика : учебник для студентов вузов / Ю. Б. Борев. - Москва, 2002. - 511 с.
7. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. И. Буренина. - Санкт-Петербург, 2000. - 220 с.
8. Букатина, С. И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.07. / С. И. Букатина - Москва, 1998. - 207 с.
9. Бычихина, О. А. Психолого-педагогические условия развития
эстетического восприятия младших школьников : автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 19.00.07 / О. А. Бычихина ; Курский
государственный университет - Курск, 2006. - 200 с.
10. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург : Лань, 2000. - 192 с.
11. Васильева, Е. Д. Танец / Е. Д. Васильева. - Москва : Искусство, 1968. - 247 с.
12. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. - Москва : Дрофа, 2010. - 400 с.
13. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. - Москва: Просвещение, 1982.
14. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. - Москва : Просвещение, 1967. - 203 с.
15. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Т. Г. Казакова. - Москва : Просвещение, 2005. - 207 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ