ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной
отзывчивости у старших дошкольников 14
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости старших
дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 34
2.2. Комплекс занятий по развитие эмоциональной отзывчивости у
старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста является актуальной в современном образовании. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [39] представляет социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования: ребенок старшего
дошкольного возраста обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуализируется развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [39]. В.А. Сухомлинский утверждал, что в детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств. Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.
У дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Наша задача развить эмоциональную сферу ребенка. Отмечая значимость развития эмоциональной сферы ребенка обратим внимание на слова А.В.Запорожца. А.В. Запорожец констатировал, что «эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности» [18, с. 130].
Возраст детей старшего дошкольного является сензитивным для формирования основ ценностного сознания через взаимодействие с художественными образами. В работах Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Е.А. Ермолинской, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, Н.Г. Куприной, В.С.Мухиной, Г.А. Урунтаевой мы находим подтверждение тому, что в эстетической восприимчивости старших дошкольников, особую роль играют художественно-образные средства. Особенно в усвоении образцов поведения, развитии нравственных чувств через эмоциональную отзывчивость к образам.
Во время восприятия произведений искусства у дошкольников развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему. Также развивается способность видеть прекрасное и безобразное, причем не только в искусстве, но и в окружающей действительности. По мнению психолога (Г. Фолькельт), детское искусство носит экспрессионистский характер — дети изображают не то, что они видят, а то, что переживают. Они выражают свои чувства, свои эмоциональные состояния. Изобразительная деятельность позволяет детям непосредственно пережить, почувствовать разнообразные состояния и чувства.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок в направлении развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста и недостаточного методического обеспечения организации данного процесса в условиях изобразительной деятельности.
Все вышеизложенное определило тему квалификационной работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе литературных источников проанализировать содержание понятия «эмоциональная отзывчивость».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические методики и провести на начальном этапе опытно-поисковой работы педагогическую диагностику эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения культурно-исторической психологии, фундаментальные представления о человеке как целостном природном и общественном существе (А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, Ф. Ефремова, А.В. Запорожец,
A.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.). Теоретическая интерпретация понятия «эмоциональная отзывчивость» в работах психологов и педагогов (Е.Н. Бородина, П.Ф. Каптерев, С.А. Курносовой, Т.М. Палий, Л.В. Ясинских). Теоретические положения (Л.И. Божович, А. В. Запорожец,
B. П.Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, и др.) о развитии эмоциональной отзывчивости ребенка. Различные подходы к воспитанию эстетически направленной личности освещены в работах (Е.Н. Бородиной, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, и др.).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного, дополнительного образования детей, в организации деятельности дошкольников.
База исследования: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №22, село Бараба, ГО Богданович Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся по программе «Радуга» (С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова,. Е.В. Соловьёва, Е.А.).
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (50 источников), приложения.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.А. Ермолинская, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Н.Г. Куприна, В.С.Мухина, Г.А. Урунтаева, А.А. Бодалёв, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Е.Н. Бородина, С.А. Курносова, Т.М. Палий, Л.В. Ясинских. Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова И.А. Лыкова, и др., а также опытно-поисковое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. «Эмоциональная отзывчивость — процесс переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение, обусловливающего понимание ребенком его эмоционального содержания» по Л.В. Ясинских.
Эмоциональную отзывчивость рассматриваем в единстве трех показателей по Т.М. Палий: отклик на произведения искусства, отклик на произведения искусства, использование выразительных средств при создании образа. Первый показатель отклик на произведения искусства характеризуется внешними эмоционально-экспрессивными проявления детей (мимические, пантомимические, жестикуляционные, речевые), понимает и соотносит с собственным опытом ценностно-смысловое содержание художественных произведений. Второй показатель взаимодействие с окружающими во время изобразительной деятельности характеризуется пониманием детьми эмоциональных состояний людей, проявлением радости при возможности творчества и сотворчества. Третий показатель использование выразительных средств при создании образа характеризуется, использует ли ребенок яркие, сочные тона, передавая настроение или отношение к изображенному образу.
2. В старшем дошкольном возрасте происходит развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка. На основе сформированных представлений о добре и зле, происходит утверждение в добре и отрицание зла. Познавательная сфера детей старшего дошкольного возраста уже достаточно развита, для того, чтобы понимать и воспринимать произведения изобразительного искусства, а также, более глубоко их сопереживать, проявлять сочувствие, доброжелательность и осуждать зло. Ребенок старшего дошкольного возраста «открыт» для эмоционального взаимодействия с окружающими в изобразительной деятельности (создание рисунков, коллажей, изделий из пластических материалов, аппликаций).
3. Воспитательный потенциал изобразительного искусства, раскрывается в нравственной направленности сюжетов и в возможности эмоционального переживания художественных образов, которые являются носителями примера эмоциональных проявлений человека, как положительных, так и отрицательных. Изобразительная деятельность дает возможность детям передавать настроение или отношение к изображенному объекту, при помощи выразительны средств.
За основу понятия «изобразительная деятельность» взяли определение Т.С. Комаровой. «Изобразительная деятельность — это художественно - творческая деятельность, которая направлена на отражение в различных формах (графической, пластической) впечатлений, полученных от предметов и явлений окружающего мира, а также на выражение своего отношения ко всему происходящему, изображаемому образу».
Процесс развития эмоциональной отзывчивости следует выстраивать, основываясь на определенных принципах: ценностной ориентации, эмоциональной включенности, проблемности, культуросообразности, со-бытийной общности взрослых и детей (Е.Н. Бородина).
Организация занятий по изобразительной деятельности происходит на основе последовательной этапности предложенной по Л.В. Ясинских: эмоционально-ориентационный этап (на данном этапе ребенок через систему вопросов определяет настроение, характер произведения); эмоционально-творческий (на данном этапе ребенок посредством слова, рисунка, пения, инструментальной импровизации и выразительного движения создает творческий продукт, в котором воплощается переживание, возникшее у него при восприятии художественного произведения); эмоционально-смысловой (на данном этапе ребенок через сопоставление собственной житейской эмоции с эмоцией художественного произведения приходит к пониманию его эмоционального содержания).
Основными приемами развития эмоциональной отзывчивости на занятиях изобразительной деятельностью будем считать: искусствоведческий рассказ, диалогового обсуждения, «вхождение в картину», рассказ-образец, игровой прием, музыкального сопровожения.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы нами были подобраны диагностические методики и задания, следующих авторов: В.М. Минаевой, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Определи настроение лица»; Н.Г. Куприной «Семейные ценности» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Раскрась рисунок»; Е.Н. Бородиной «Спешим на помощь». Задания позволили получить результаты уровней развития эмоциональной отзывчивости по трем критериям Т.М. Палий: отклик на произведения искусства (внешние эмоционально-экспрессивные проявления детей: мимические, пантомимические, жестикуляционные, речевые; восприятие детьми графического изображения эмоций; понимает и соотносить собственным опытом ценностно-смысловое содержание художественных произведений); взаимодействие с окружающими во время изобразительной деятельности (понимание детьми эмоциональных состояний людей; проявление радости при возможности творчества и сотворчества); использование выразительных средств при создании образа (использование ярких, сочных тонов, передавая настроение или отношение к изображенному образу).
Анализ исследования на констатирующем этапе опытно-поисковой работы позволил сделать следующие выводы. В целом группа находится на среднем уровне эмоциональной отзывчивости. Наилучший показатель эмоциональной отзывчивости 50% детей был по «Взаимодействию с окружающими в изобразительной деятельности». Менее развит показатель 30% детей это «Отклик на произведения искусства». Что определило необходимость разработать комплекс занятий для улучшения уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
5. При составлении комплекса занятий учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Активное включение детей в изобразительную деятельность приводило к усилению воспитательного эффекта от восприятия произведений искусства: через деятельность, эмоционально-чувственное сопереживание героям произведений у детей происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Обсуждение продуктов творческой деятельности детей носит воспитательный характер: анализируется точность подобранных детьми средств художественной выразительности для воплощения переживаемых чувств в изобразительной деятельности — это линии рисунка, цвет, форма, сюжет, композиция, свет и пространство. В словесном выражении своих впечатлений — точность определений, образность словосочетаний, эпитеты, метафоры, сравнения. Комплекс занятий оказался эффективным с точки зрения развития эмоциональной отзывчивости. Предложенный материал был доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста. Во время занятий обогатили свой эмоционально-чувственный опыт. Дети стали активнее проявлять эмоциональный отклик на художественный образ. Дошкольники стали более «открыты» во время изобразительной деятельности., тсли чаще использовать яркие тона, передавая настроение или отношение к изображенному объекту.
Проведенная работа подтвердила наше предположение о том, что при развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников необходимо исходить из их собственного опыта, создавая при этом условия для свободного выражения своих эмоций, оказывать помощь в умении выражать их с помощью выразительных средств изобразительного искусства, словесно, мимически.
1. Андреенко, Т. А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.
2. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — спб. : ООО «Издательство «Детство- пресс», 2014. - 172 - 177.
3. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды [Текст] /
A. А. Бодалев. - М. : Просвещение, 1983. — 375 с.
4. Бордовская, Н. В Психология и педагогика [Текст] : Учебник для вузов. Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2011. — 624 с.
5. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография [Текст] / Е. Н.Бородина ФГБОУ ВПО «УрГПУ» — Екатеринбург, 2015.-192с.
6. Вартанян, Г. А. Эмоции и поведение [Текст] / Г. А. Вартанян, Е. С. Петров. - Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1989. — 144 с.
7. Венгер, В. А. Психология [Текст] : учеб. пособие для пед. училищ. /
B. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1998. — 335 с.
8. Вербовская, В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Электронный ресурс] // Научные статьи, научные журналы. URL: http://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-nizhnevartovskogo-gosudarstvennogo- universiteta (дата обращения: октябрь 2016).
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. [Текст] /под ред. Д. Б. Эльконина. Вопросы детской психологии. Т 4. - М. : Педагогика, 1984. — 432 с.
10. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и
среднего школьного возраста [Текст] / Т. П. Гаврилова — М.: МГУ,
2006. - с. 89 - 91.
11. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева — М.: Кафедра, 2000г.
12. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для прак. работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. — 3-е изд.
— М.: Айрис-пресс, 2007. - 160 с. — (Библиотека психолога образования].
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — спб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. — 000 с.
14. Додонов, Б. И. В мире эмоций [Текст] / Б. И Додонов. — Киев: Политиздат Украины, 1987. — 140с.
15. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» [Электронный ресурс] / Т. Н. Доронова.
...