Формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале учебно-научных текстов)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
Структура информационной деятельности 12
Содержание работы по формированию информационно-аналитических умений в начальном образовании 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ 25
2.1. Особенности учебно-научного текста 25
2.2. Приёмы обучения извлечению информации из учебно-научного
текста в начальной школе 32
2.3. Анализ учебников по русскому языку в аспекте формирования
информационно-аналитических умений младших школьников 46
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ 60
3.1. Диагностика уровня сформированности информационно -
аналитических умений младших школьников 60
3.2. Система заданий по формированию информационно -
аналитических умений младших школьников на материале лингвистических
учебно-научных текстов 70
3.3. Оценка эффективности опытного обучения 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 114
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
Структура информационной деятельности 12
Содержание работы по формированию информационно-аналитических умений в начальном образовании 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ 25
2.1. Особенности учебно-научного текста 25
2.2. Приёмы обучения извлечению информации из учебно-научного
текста в начальной школе 32
2.3. Анализ учебников по русскому языку в аспекте формирования
информационно-аналитических умений младших школьников 46
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ 60
3.1. Диагностика уровня сформированности информационно -
аналитических умений младших школьников 60
3.2. Система заданий по формированию информационно -
аналитических умений младших школьников на материале лингвистических
учебно-научных текстов 70
3.3. Оценка эффективности опытного обучения 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 114
В эпоху глобализации и огромных информационных потоков как никогда возрастает потребность общества в самостоятельной компетентной личности, владеющей навыками работы с информацией. Важно не только уметь найти информацию, но и уметь ее извлекать, понимать, анализировать, отделять главное от второстепенного, обобщать и систематизировать. Умение работать с информацией становится основой, базисом, необходимым для получения знаний, расширения кругозора, достижения успешности в любой сфере.
Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы «умения учиться», формируются начальные навыки работы с информацией и обобщенные информационно-аналитические умения. Младший школьный возраст наиболее сензитивен для формирования информационной компетенции как составляющей функционально грамотной личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений, закладывается «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Отношение к книге как источнику знаний формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге, тексту активным и осмысленным. Владение навыками работы с информацией становится «ключом», который способен открывать в дальнейшем двери всех этапов образования и сфер деятельности.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что на протяжении всей жизни познавать, воспринимать и анализировать новую информацию способен лишь тот человек, у которого на этапе раннего школьного детства были выработаны информационно-аналитические умения.
Информационно-аналитические умения являются частью информационной компетенции, которая относится к числу ключевых компетенций школьника. Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее становятся метапредметным результатом начального образования, требования к которым отражены в базовых нормативных документах.
В Фундаментальном ядре содержания общего образования, определяющего основные элементы научного знания в школе, указывается, что целью изучения русского языка в школе является «овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации...; информационная переработка текста)» [69, с. 12].
В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования устанавливаются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы. Метапредметные результаты должны отражать «использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, извлечение необходимой информации ..; определение основной и второстепенной информации» [68, с.9].
В «Планируемых результатах освоения предметных программ начального общего образования» указывается, что « в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Научатся дополнять готовые информационные объекты и создавать свои собственные. Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях» [49, с. 19].
Современное общество предъявляет новые требования к качеству и результатам образования, что приводит к изменению содержания обучения и обновлению форм и методов работы.
Разработана система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в которой предлагаются инструменты оценивания предметных и метапредметных умений учащихся начальной школы, включающие и информационно-аналитические умения работы с текстом, как умения работать с информацией: осуществлять информационный поиск, сбор и
выделение существенной информации из различных информационных источников, а также способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям.
Проблеме формирования информационно-аналитических умений школьников посвящено немало работ. Изучением психолого-педагогических основ информационной деятельности учащихся занимались ученые в области теории личности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. З. Зак, И. А. Зимняя, Л. В. Занков, Р. С. Немов, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин), теории учебной деятельности (В. В. Давыдов, Л. К. Максимов, Я. А. Пономарев, В. В. Репкин, В. В. Рубцов). Проблемами формирования и совершенствования информационных умений учащихся в процессе работы с текстовой информацией занимались многие видные учёные (Л.В. Щерба, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Е.Д. Божович, Г.Г. Граник, Т А. Ладыженская, О.В. Джежелей и др.). Особенности восприятия и понимания школьниками информации учебных текстов изучали Г. Г. Граник, Л.П. Доблаев, Г. С. Щеголева, Е. А. Купирова, Е. П. Суворова, Т. Е. Соколова и др. Но сама методика формирования информационно-аналитических умений в начальной
школе еще не получила достаточного внимания со стороны ученых и исследователей. Недостаточно разработанной остается также система показателей (критериев) для оценки уровня сформированности информационно-аналитических умений.
В начальной школе обучение работе с текстом осуществляется на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка. В учебниках литературы и окружающего мира в основном учебный материал представлен в виде художественных, реже научно-познавательных текстов. В учебниках русского языка предоставляются широкие возможности для работы с текстом. Именно на уроках русского языка учащиеся встречаются с текстами различных стилей: художественным, научным, публицистическим, деловым, разговорным, а также текстами правил, определений, выводов, объяснений, памяток. Все это позволяет в рамках урока русского языка применять различные виды работы с учебно-научными текстами, формируя информационно-аналитические умения. Но чаще всего внимание уделяется восприятию художественных текстов, тогда как специальной работы с учебно-научными текстами в связи с их особенностями не ведется. Многие аспекты работы с учебно-научными текстами на уроках русского языка недостаточно раскрыты и разработаны, в методической литературе им не уделяется достаточного внимания.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, значимостью информационно-аналитических умений для младшего школьника как одного из необходимых условий успешности освоения основной образовательной программы, социальной потребностью общества в информационно компетентной личности и, с другой стороны, недостаточной разработанностью методической системы работы с лингвистическими учебно-научными текстами, направленной на формирование информационно-аналитических умений учащихся начальной школы.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных приемов и способов формирования информационно-аналитических умений младших школьников при работе лингвистическими учебно-научными текстами на уроках русского языка.
В рамках указанной проблемы сформулирована тема исследования «Формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка на материале учебно-научных текстов».
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать систему заданий, направленную на формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка при работе с лингвистическими учебно-научными текстами.
Объект исследования - процесс формирования информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - система заданий к лингвистическим учебно-научным текстам, направленная на формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка.
Выдвинута следующая гипотеза: формирование информационно-аналитических умений младших школьников на материале лингвистических учебно-научных текстов будет эффективным, если в системе заданий предусмотреть:
1) наблюдение над особенностями учебно-научного текста, над содержанием, структурой и особенностями оформления разных типов лингвистических учебно-научных текстов, представленных в учебнике русского языка;
2) задания, направленные на формирование отдельных информационно-аналитических действий с лингвистическим учебно-научным текстом;
3) задания на выполнение полного цикла информационных действий с
лингвистическим учебно-научным текстом (осуществление
информационного запроса, извлечение и смысловая обработка информации, послетекстовая обработка и представление информации, рефлексия собственной деятельности);
4) диагностические задания для определения уровня сформированности информационно-аналитических умений учащихся начальной школы на материале лингвистических учебно-научных текстов.
На основании цели исследования и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования и дать анализ степени ее разработанности;
2) проанализировать УМК по русскому языку для начальной школы в аспекте формирования информационно-аналитических умений учащихся на материале лингвистических учебно-научных текстов;
3) уточнить критерии и показатели сформированности информационно-аналитических умений младших школьников применительно к лингвистическим учебно-научным текстам, разработать диагностические задания и провести диагностику уровня сформированности информационно-аналитических умений младших школьников на материале лингвистических учебно-научных текстов;
4) разработать систему заданий к лингвистическим учебно-научным текстам, направленную на формирование информационно-аналитических умений младших школьников и оценить ее результативность.
Методы исследования:
теоретические: теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической литературы, публикаций в педагогической печати, изучение педагогического опыта, анализ нормативных документов, анализ учебников русского языка для начальной школы;
эмпирические: педагогическое наблюдение, опытно-исследовательская работа, обработка результатов исследований.
2-3 классы МБОУ гимназии № 5 г. Екатеринбурга.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в двух публикациях автора:
1. Серебрякова, М.Ю. Проблемы формирования информационно¬
аналитических умений младших школьников на уроках русского языка // Наука и образование: новое время. 2017. № 4. URL: https://articulus-
info.ru/category/nachalnaya-shkola/?tag=4-iyul-avgust-2017-g
2. Серебрякова, М.Ю. Формирование информационно-аналитических умений младших школьников при работе с учебно-научными текстами // Вопросы педагогики. - 2017. - № 8. - С. 70-73.
Элементы новизны, представленные в работе, связаны с новыми методическими приемами, рекомендуемыми к использованию при работе с лингвистическими учебно-научными текстами на уроках русского языка в начальной школе, а также с уточнением критериев и показателей уровня сформированности информационно-аналитических умений младшего школьника.
На защиту выносятся положения:
1. Материалом для формирования информационно-аналитических умений младших школьников могут являться лингвистические учебно-научные тексты следующих видов: текст-определение, текст-описание, текст- инструкция, текст-правило, текст-рассуждение, представленные в учебниках русского языка для начальной школы.
2. Для формирования у младших школьников информационно - аналитических умений необходимо осуществлять полный цикл информационной деятельности с учебным текстом, который включает: осуществление информационного запроса (мотивационный этап); поиск источника информации; предтекстовую обработку информации, извлечение и смысловую обработку текстовой информации; послетекстовую обработку информации, интерпретацию прочитанного текста; контроль и оценку результатов собственной информационной деятельности.
3. Система заданий к лингвистическим учебно-научным текстам, направленная на формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка в начальной школе, должна предусматривать наблюдение учащихся за особенностями учебно-научного текста и его разновидностей; осуществление и осознание ими информационных действий, связанных с восприятием, смысловой обработкой, извлечением, преобразованием, представлением информации; прохождение при работе с лингвистическими учебно-научными текстами всех этапов информационной деятельности; мониторинг достижений учащихся в области информационной деятельности с лингвистическими учебно-научными текстами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы «умения учиться», формируются начальные навыки работы с информацией и обобщенные информационно-аналитические умения. Младший школьный возраст наиболее сензитивен для формирования информационной компетенции как составляющей функционально грамотной личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений, закладывается «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Отношение к книге как источнику знаний формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге, тексту активным и осмысленным. Владение навыками работы с информацией становится «ключом», который способен открывать в дальнейшем двери всех этапов образования и сфер деятельности.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что на протяжении всей жизни познавать, воспринимать и анализировать новую информацию способен лишь тот человек, у которого на этапе раннего школьного детства были выработаны информационно-аналитические умения.
Информационно-аналитические умения являются частью информационной компетенции, которая относится к числу ключевых компетенций школьника. Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее становятся метапредметным результатом начального образования, требования к которым отражены в базовых нормативных документах.
В Фундаментальном ядре содержания общего образования, определяющего основные элементы научного знания в школе, указывается, что целью изучения русского языка в школе является «овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации...; информационная переработка текста)» [69, с. 12].
В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования устанавливаются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы. Метапредметные результаты должны отражать «использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, извлечение необходимой информации ..; определение основной и второстепенной информации» [68, с.9].
В «Планируемых результатах освоения предметных программ начального общего образования» указывается, что « в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Научатся дополнять готовые информационные объекты и создавать свои собственные. Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях» [49, с. 19].
Современное общество предъявляет новые требования к качеству и результатам образования, что приводит к изменению содержания обучения и обновлению форм и методов работы.
Разработана система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в которой предлагаются инструменты оценивания предметных и метапредметных умений учащихся начальной школы, включающие и информационно-аналитические умения работы с текстом, как умения работать с информацией: осуществлять информационный поиск, сбор и
выделение существенной информации из различных информационных источников, а также способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям.
Проблеме формирования информационно-аналитических умений школьников посвящено немало работ. Изучением психолого-педагогических основ информационной деятельности учащихся занимались ученые в области теории личности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. З. Зак, И. А. Зимняя, Л. В. Занков, Р. С. Немов, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин), теории учебной деятельности (В. В. Давыдов, Л. К. Максимов, Я. А. Пономарев, В. В. Репкин, В. В. Рубцов). Проблемами формирования и совершенствования информационных умений учащихся в процессе работы с текстовой информацией занимались многие видные учёные (Л.В. Щерба, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Е.Д. Божович, Г.Г. Граник, Т А. Ладыженская, О.В. Джежелей и др.). Особенности восприятия и понимания школьниками информации учебных текстов изучали Г. Г. Граник, Л.П. Доблаев, Г. С. Щеголева, Е. А. Купирова, Е. П. Суворова, Т. Е. Соколова и др. Но сама методика формирования информационно-аналитических умений в начальной
школе еще не получила достаточного внимания со стороны ученых и исследователей. Недостаточно разработанной остается также система показателей (критериев) для оценки уровня сформированности информационно-аналитических умений.
В начальной школе обучение работе с текстом осуществляется на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка. В учебниках литературы и окружающего мира в основном учебный материал представлен в виде художественных, реже научно-познавательных текстов. В учебниках русского языка предоставляются широкие возможности для работы с текстом. Именно на уроках русского языка учащиеся встречаются с текстами различных стилей: художественным, научным, публицистическим, деловым, разговорным, а также текстами правил, определений, выводов, объяснений, памяток. Все это позволяет в рамках урока русского языка применять различные виды работы с учебно-научными текстами, формируя информационно-аналитические умения. Но чаще всего внимание уделяется восприятию художественных текстов, тогда как специальной работы с учебно-научными текстами в связи с их особенностями не ведется. Многие аспекты работы с учебно-научными текстами на уроках русского языка недостаточно раскрыты и разработаны, в методической литературе им не уделяется достаточного внимания.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, значимостью информационно-аналитических умений для младшего школьника как одного из необходимых условий успешности освоения основной образовательной программы, социальной потребностью общества в информационно компетентной личности и, с другой стороны, недостаточной разработанностью методической системы работы с лингвистическими учебно-научными текстами, направленной на формирование информационно-аналитических умений учащихся начальной школы.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных приемов и способов формирования информационно-аналитических умений младших школьников при работе лингвистическими учебно-научными текстами на уроках русского языка.
В рамках указанной проблемы сформулирована тема исследования «Формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка на материале учебно-научных текстов».
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать систему заданий, направленную на формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка при работе с лингвистическими учебно-научными текстами.
Объект исследования - процесс формирования информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - система заданий к лингвистическим учебно-научным текстам, направленная на формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка.
Выдвинута следующая гипотеза: формирование информационно-аналитических умений младших школьников на материале лингвистических учебно-научных текстов будет эффективным, если в системе заданий предусмотреть:
1) наблюдение над особенностями учебно-научного текста, над содержанием, структурой и особенностями оформления разных типов лингвистических учебно-научных текстов, представленных в учебнике русского языка;
2) задания, направленные на формирование отдельных информационно-аналитических действий с лингвистическим учебно-научным текстом;
3) задания на выполнение полного цикла информационных действий с
лингвистическим учебно-научным текстом (осуществление
информационного запроса, извлечение и смысловая обработка информации, послетекстовая обработка и представление информации, рефлексия собственной деятельности);
4) диагностические задания для определения уровня сформированности информационно-аналитических умений учащихся начальной школы на материале лингвистических учебно-научных текстов.
На основании цели исследования и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования и дать анализ степени ее разработанности;
2) проанализировать УМК по русскому языку для начальной школы в аспекте формирования информационно-аналитических умений учащихся на материале лингвистических учебно-научных текстов;
3) уточнить критерии и показатели сформированности информационно-аналитических умений младших школьников применительно к лингвистическим учебно-научным текстам, разработать диагностические задания и провести диагностику уровня сформированности информационно-аналитических умений младших школьников на материале лингвистических учебно-научных текстов;
4) разработать систему заданий к лингвистическим учебно-научным текстам, направленную на формирование информационно-аналитических умений младших школьников и оценить ее результативность.
Методы исследования:
теоретические: теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической литературы, публикаций в педагогической печати, изучение педагогического опыта, анализ нормативных документов, анализ учебников русского языка для начальной школы;
эмпирические: педагогическое наблюдение, опытно-исследовательская работа, обработка результатов исследований.
2-3 классы МБОУ гимназии № 5 г. Екатеринбурга.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в двух публикациях автора:
1. Серебрякова, М.Ю. Проблемы формирования информационно¬
аналитических умений младших школьников на уроках русского языка // Наука и образование: новое время. 2017. № 4. URL: https://articulus-
info.ru/category/nachalnaya-shkola/?tag=4-iyul-avgust-2017-g
2. Серебрякова, М.Ю. Формирование информационно-аналитических умений младших школьников при работе с учебно-научными текстами // Вопросы педагогики. - 2017. - № 8. - С. 70-73.
Элементы новизны, представленные в работе, связаны с новыми методическими приемами, рекомендуемыми к использованию при работе с лингвистическими учебно-научными текстами на уроках русского языка в начальной школе, а также с уточнением критериев и показателей уровня сформированности информационно-аналитических умений младшего школьника.
На защиту выносятся положения:
1. Материалом для формирования информационно-аналитических умений младших школьников могут являться лингвистические учебно-научные тексты следующих видов: текст-определение, текст-описание, текст- инструкция, текст-правило, текст-рассуждение, представленные в учебниках русского языка для начальной школы.
2. Для формирования у младших школьников информационно - аналитических умений необходимо осуществлять полный цикл информационной деятельности с учебным текстом, который включает: осуществление информационного запроса (мотивационный этап); поиск источника информации; предтекстовую обработку информации, извлечение и смысловую обработку текстовой информации; послетекстовую обработку информации, интерпретацию прочитанного текста; контроль и оценку результатов собственной информационной деятельности.
3. Система заданий к лингвистическим учебно-научным текстам, направленная на формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка в начальной школе, должна предусматривать наблюдение учащихся за особенностями учебно-научного текста и его разновидностей; осуществление и осознание ими информационных действий, связанных с восприятием, смысловой обработкой, извлечением, преобразованием, представлением информации; прохождение при работе с лингвистическими учебно-научными текстами всех этапов информационной деятельности; мониторинг достижений учащихся в области информационной деятельности с лингвистическими учебно-научными текстами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Информационно-аналитические умения являются частью информационной компетенции, которая относится к числу ключевых компетенций школьника и является составной часть информационной культуры личности, синтезом психофизиологического, когнитивного, операционно-технологического, эмоционально-ценностного и коммуникативного компонентов. Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее становятся необходимым базисом для успешного обучения не только в начальной школе, но и дальнейшей жизни. Проблема формирования информационно-аналитических умений актуальна на современном этапе языкового образования, нацеленного на овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности.
Структура информационной деятельности школьника представляет собой полный цикл информационной деятельности с учебным текстом, который включает: осуществление информационного запроса (мотивационный этап); поиск источника информации; предтекстовую обработку информации, извлечение и смысловую обработку текстовой информации; послетекстовую обработку информации, интерпретацию прочитанного текста; контроль и оценку результатов собственной информационной деятельности.
Учебно-научный текст в учебниках русского языка представляет собой лингвистический текст научного стиля речи, который отличается информативностью, структурированностью, терминированностью, особым графическим оформлением и обладает информационной и обучающей функцией. Материалом для формирования информационно-аналитических умений младших школьников могут являться лингвистические учебно-научные тексты следующих видов: текст-определение, текст-описание, текст-инструкция, текст-правило, текст-рассуждение, представленные в учебниках русского языка для начальной школы.
Для формирования у младших школьников информационно- аналитических умений необходимо осуществлять полный цикл информационной деятельности с учебным текстом, который включает: осуществление информационного запроса (мотивационный этап); поиск источника информации; предтекстовую обработку информации, извлечение и смысловую обработку текстовой информации; послетекстовую обработку информации, интерпретацию прочитанного текста; контроль и оценку результатов собственной информационной деятельности.
Формирование информационно-аналитических умений младших школьников будет результативным, если у учащихся начальной школы есть мотивационная и операционная готовность самостоятельно работать с информацией, соблюдаются основные этапы работы с учебно-научным текстом. Педагогическими условиями формирования информационно-аналитических умений младших школьников является образовательный процесс, организованный на высоком уровне сложности, с применением эффективных методик работы с учебно-научным текстом по поиску, извлечению, обработке, оценке и преобразованию информации на всех этапах текстовой деятельности; формирование мотивации обращения к учебно-научному тексту как источнику информации для решения учебных задач; выявление сущности и компонентного состава информационно-аналитических умений учащихся начальной школы; определение критериев и показателей уровня сформированности информационно-аналитических умений младших школьников.
Работа с лингвистическим учебно-научным текстом должна осуществляться поэтапно. На первом этапе необходимо формировать у младших школьников когнитивную основу - познакомить учащихся с особенностями лингвистических текстов, представленных в учебниках русского языка, их структурой, особенностями оформления, содержанием. На втором этапе осуществлять знакомство с разновидностями учебно- научных текстов, их назначением, в зависимости от типа текста применять эффективные приемы извлечения информации. На третьем этапе проводить аналитическую работу с учебно-научными текстами, представленными в учебнике, связанную с извлечением информации, ее осмыслением, преобразованием и представлением.
Система заданий к лингвистическим учебно-научным текстам, направленная на формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка в начальной школе, должна предусматривать наблюдение учащихся за особенностями учебно-научного текста и его разновидностей; осуществление и осознание ими информационных действий, связанных с восприятием, смысловой обработкой, извлечением, преобразованием, представлением информации; прохождение при работе с лингвистическими учебно-научными текстами всех этапов информационной деятельности; мониторинг достижений учащихся в области информационной деятельности с лингвистическими учебно-научными текстами.
Система заданий, направленная на формирование информационно-аналитических умений младших школьников, помогает учащимся понимать и извлекать, осмысливать и преобразовывать информацию из учебно-научных текстов учебника, более прочно усваивать приобретенные знания.
Структура информационной деятельности школьника представляет собой полный цикл информационной деятельности с учебным текстом, который включает: осуществление информационного запроса (мотивационный этап); поиск источника информации; предтекстовую обработку информации, извлечение и смысловую обработку текстовой информации; послетекстовую обработку информации, интерпретацию прочитанного текста; контроль и оценку результатов собственной информационной деятельности.
Учебно-научный текст в учебниках русского языка представляет собой лингвистический текст научного стиля речи, который отличается информативностью, структурированностью, терминированностью, особым графическим оформлением и обладает информационной и обучающей функцией. Материалом для формирования информационно-аналитических умений младших школьников могут являться лингвистические учебно-научные тексты следующих видов: текст-определение, текст-описание, текст-инструкция, текст-правило, текст-рассуждение, представленные в учебниках русского языка для начальной школы.
Для формирования у младших школьников информационно- аналитических умений необходимо осуществлять полный цикл информационной деятельности с учебным текстом, который включает: осуществление информационного запроса (мотивационный этап); поиск источника информации; предтекстовую обработку информации, извлечение и смысловую обработку текстовой информации; послетекстовую обработку информации, интерпретацию прочитанного текста; контроль и оценку результатов собственной информационной деятельности.
Формирование информационно-аналитических умений младших школьников будет результативным, если у учащихся начальной школы есть мотивационная и операционная готовность самостоятельно работать с информацией, соблюдаются основные этапы работы с учебно-научным текстом. Педагогическими условиями формирования информационно-аналитических умений младших школьников является образовательный процесс, организованный на высоком уровне сложности, с применением эффективных методик работы с учебно-научным текстом по поиску, извлечению, обработке, оценке и преобразованию информации на всех этапах текстовой деятельности; формирование мотивации обращения к учебно-научному тексту как источнику информации для решения учебных задач; выявление сущности и компонентного состава информационно-аналитических умений учащихся начальной школы; определение критериев и показателей уровня сформированности информационно-аналитических умений младших школьников.
Работа с лингвистическим учебно-научным текстом должна осуществляться поэтапно. На первом этапе необходимо формировать у младших школьников когнитивную основу - познакомить учащихся с особенностями лингвистических текстов, представленных в учебниках русского языка, их структурой, особенностями оформления, содержанием. На втором этапе осуществлять знакомство с разновидностями учебно- научных текстов, их назначением, в зависимости от типа текста применять эффективные приемы извлечения информации. На третьем этапе проводить аналитическую работу с учебно-научными текстами, представленными в учебнике, связанную с извлечением информации, ее осмыслением, преобразованием и представлением.
Система заданий к лингвистическим учебно-научным текстам, направленная на формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка в начальной школе, должна предусматривать наблюдение учащихся за особенностями учебно-научного текста и его разновидностей; осуществление и осознание ими информационных действий, связанных с восприятием, смысловой обработкой, извлечением, преобразованием, представлением информации; прохождение при работе с лингвистическими учебно-научными текстами всех этапов информационной деятельности; мониторинг достижений учащихся в области информационной деятельности с лингвистическими учебно-научными текстами.
Система заданий, направленная на формирование информационно-аналитических умений младших школьников, помогает учащимся понимать и извлекать, осмысливать и преобразовывать информацию из учебно-научных текстов учебника, более прочно усваивать приобретенные знания.
Подобные работы
- Развитие текстовых умений младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Основы речевой деятельности школьников на уроке русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Развитие интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Формирование информационно-аналитических умений у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Обучение анализу текста на уроках русского языка в 6 классе (на примере УМК С.И. Львовой и В.В. Львова)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК
СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Формирование межкультурной
компетенции на уроках иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018



