РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА ДОО 8
1.1. Общая характеристика педагогического коллектива 8
1.2. Сплоченность педагогического коллектива как предмет анализа
дошкольной образовательной организации 19
1.3. Факторы формирования педагогического коллектива дошкольной
образовательной организации 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КОЛЛЕКТИВА НА БАЗЕ МБДОУ №441 Г. ЕКАТЕРИНБУРГ 44
2.1 Диагностика сплоченности коллектива детского сада №441 г.
Екатеринбург 44
2.2 Программа развития педагогического коллектива МБДОУ №441 г.
Екатеринбург 54
2.3 Динамика сплоченности коллектива МБДОУ №441 г. Екатеринбург 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА ДОО 8
1.1. Общая характеристика педагогического коллектива 8
1.2. Сплоченность педагогического коллектива как предмет анализа
дошкольной образовательной организации 19
1.3. Факторы формирования педагогического коллектива дошкольной
образовательной организации 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КОЛЛЕКТИВА НА БАЗЕ МБДОУ №441 Г. ЕКАТЕРИНБУРГ 44
2.1 Диагностика сплоченности коллектива детского сада №441 г.
Екатеринбург 44
2.2 Программа развития педагогического коллектива МБДОУ №441 г.
Екатеринбург 54
2.3 Динамика сплоченности коллектива МБДОУ №441 г. Екатеринбург 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность темы исследования. В российском обществе и государстве с 1990-х гг. произошли коренные изменения, не обошедшие стороной и систему образования. С 1990-х гг. стало популярным обращение педагогической науки и практики на западные стандарты обучения, однако без адаптации зарубежного опыта под российскую реальность. Происходили эти процессы на фоне сложнейшей социально-экономической ситуации в России. К 2000-м гг. педагогическое сообщество начало осознавать однобокость и нецелесообразность многих изменений в системе образования. Начался новый этап в трансформации системы уже российского образования, связанный с адаптивным введением инновационных проектов и заимствования иностранного опыта, попытками сохранения или адаптации советских педагогических разработок в российскую реальность. В связи с такими сложными изменениями системы образования меньше всего обращалось внимание на «рядовых» исполнителей государственного и общественного педагогического заказа - педагогические коллективы.
Тема педагогического коллектива сегодня актуальна, прежде всего, в процессе успешного осуществления образовательной миссии. Педагогический коллектив выступает как основное звено, от которого зависит эффективность реализации системы образования на практике, скорости введения инновационных разработок в гибкости коллективов к быстро изменяющимся требованиям к системе образования, поскольку последнее находится на стадии долгосрочной модернизации.
Цель диссертационного исследования теоретически обосновать факторы формирования коллектива и проверить их эффективность в практике образовательного процесса.
На основании поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1) Изучить общие характеристики педагогических коллективов.
2) Проанализировать факторы, выступающие структурообразующими
элементами в процессе становления коллектива.
3) Выявить уровень сформированности коллектива педагогов дошкольной образовательной организации.
4) Разработать и внедрить программу развития педагогического коллектива.
5) Изучить динамику межличностных отношений в коллективе педагогов и его сплоченность.
Объектом диссертационного исследования является коллектив дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования выступает факторы формирования педагогического коллектива ДОО.
Гипотеза исследования: процесс развития педагогического коллектива в дошкольной образовательной организации определен следующими факторами:
о атмосфера социальной и профессиональной защищенности;
о групповая сплоченность (межличностное доверие).
Теоретико-методологическая база исследования основана на использовании следующих методов теорий и подходов:
Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс взаимно дополняющих друг друга методов: теоретических - наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический и формирующий этапы.
Применяется историко-сравнительный метод и метод хронологии для изучения научной базы по различным направлениям, связанным с темой диссертации.
Проблемный подход позволяет выявить и проанализировать подходы в отечественной и зарубежной педагогике, социологии и психологии к проблеме коллектива.
Социальная теория в работах философов (Л. П. Буева, В. Г. Иванов, Н. И. Лапин), раскрывающих социальные функции, закономерности развития коллектива и личности.
Научная и практическая значимость данного исследования определяется тем, что применяемые методики и диагностики практической части диссертации являются универсальными для любого коллектива, а их апробация на практике позволит выявить сложности или «пробелы» в жизнедеятельности коллектива. Теоретическая часть диссертации аккумулирует и анализирует исследования предшественников, выявляя «пробелы» в изучении отдельных вопросов темы «коллектива», что позволяет приступить к написанию обобщающего научного исследования по проблеме педагогического коллектива в современных российских условиях.
Степень научной разработанности темы. Становление и развитие коллектива являлось объектом исследования не только педагогики, но и социологии, психологии и даже экономики и менеджмента. Введение в оборот термина «коллектив» произошло еще в XIX в. (в том понимании, которое мы с вами сегодня используем). Отмечая междисциплинарность исследований по проблемам коллектива, стоит понимать, что сегодня большое количество исследований посвящено отдельным аспектам коллектива. Проблема анализа характеристик педагогического коллектива нашла своё отражение в трудах советских ученых-исследователей 20-30-х гг. XX в. - Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, в работах известных отечественных педагогов и психологов: И. П. Иванова, В. А. Караковского, Я. Л. Коломинского, Ю. А. Конаржевского, Т. Е. Конниковой, Т. Н. Мальковской, Р. С. Немова, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, Л. И. Уманского, В. В. Шпалинского. Расширение и углубление представлений о специфике педагогического коллектива имеет место и в современных исследованиях Е. В. Бондаревской, А. Г. Каспаржака, В. Лезинского, Н. В. Немова, Г. К. Селевко, Л. Хурло, И. С. Якиманской, Е. А. Ямбурга и др.
Важную роль в разработке теории коллектива сыграли работы философов (Л. П. Буева, В. Г. Иванов, Н. И. Лапин), раскрывающих социальные функции, закономерности развития коллектива и личности.
Проблема групповой идентичности была раскрыта в исследовании Б. А. Ясько.
Большое значение сегодня (в том числе в разработке теорий по управлению коллективами коммерческих организаций) нашли разработки психологической теории структуры коллектива. Тема была раскрыта в исследованиях А. И. Донцова, А. Н. Лутошкина, А. В. Петровского и др., которые выделяются формальные и неформальные структуры коллектива.
Однако многие темы носят сегодня теоретический или дискуссионный характер. При этом педагогический коллектив в ДОО, как специфический вариант коллектива рассмотрен лишь косвенно. В исследовании собрана и апробирована достаточная репрезентативная база научных работ, что позволяет говорить о дальнейшем углублении темы коллектива дошкольных образовательных организаций и подготовить обобщающий научный труд.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявлены факторы, влияющие на развитие коллектива:
о атмосфера социальной и профессиональной защищенности;
о групповая сплоченность (межличностное доверие).
о образовательная, пространственно предметная технологическая и социальная среда.
2. Сущность понятия педагогический коллектив и его отличия от группы. Рассмотрение коллектива как единого организма, межличностные отношения в котором выстраиваются как на формальном (профессиональном), так и на неформальном уровне. При этом эффективность взаимодействия напрямую отражается на результативности деятельности учреждения.
3. Развитие педагогического коллектива зависит от качественных изменений уровня коммуникаций, взаимопонимания и взаимодействия между сотрудниками, увеличения скорости принятия командного решения.
Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялась на локальном уровне, организация опытно-поисковой работы в МБДОУ № 441.
Практическая значимость исследования заключается в том, что применяемые методики и диагностики практической части диссертации являются универсальными для любого коллектива, а их апробация на практике позволит выявить сложности или «пробелы» в жизнедеятельности коллектива. Теоретическая часть диссертации аккумулирует и анализирует исследования предшественников, выявляя «пробелы» в изучении отдельных вопросов темы «коллектива», что позволяет приступить к написанию обобщающего научного исследования по проблеме педагогического коллектива в современных российских условиях.
Публикации автора по теме диссертации:
1. Вострикова О. Н. Проблемы профессионализма и компетенции педагогических работников в современной России // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Сборник научных трудов. Вып. 1. Екатеринбург: "Ажур", 2015. С. 44-46;
2. Вострикова О. Н. Формирование педагогического коллектива в со-временной системе образования // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Сборник научных трудов. Вып. 3. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. С. 247-251.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Тема педагогического коллектива сегодня актуальна, прежде всего, в процессе успешного осуществления образовательной миссии. Педагогический коллектив выступает как основное звено, от которого зависит эффективность реализации системы образования на практике, скорости введения инновационных разработок в гибкости коллективов к быстро изменяющимся требованиям к системе образования, поскольку последнее находится на стадии долгосрочной модернизации.
Цель диссертационного исследования теоретически обосновать факторы формирования коллектива и проверить их эффективность в практике образовательного процесса.
На основании поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1) Изучить общие характеристики педагогических коллективов.
2) Проанализировать факторы, выступающие структурообразующими
элементами в процессе становления коллектива.
3) Выявить уровень сформированности коллектива педагогов дошкольной образовательной организации.
4) Разработать и внедрить программу развития педагогического коллектива.
5) Изучить динамику межличностных отношений в коллективе педагогов и его сплоченность.
Объектом диссертационного исследования является коллектив дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования выступает факторы формирования педагогического коллектива ДОО.
Гипотеза исследования: процесс развития педагогического коллектива в дошкольной образовательной организации определен следующими факторами:
о атмосфера социальной и профессиональной защищенности;
о групповая сплоченность (межличностное доверие).
Теоретико-методологическая база исследования основана на использовании следующих методов теорий и подходов:
Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс взаимно дополняющих друг друга методов: теоретических - наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический и формирующий этапы.
Применяется историко-сравнительный метод и метод хронологии для изучения научной базы по различным направлениям, связанным с темой диссертации.
Проблемный подход позволяет выявить и проанализировать подходы в отечественной и зарубежной педагогике, социологии и психологии к проблеме коллектива.
Социальная теория в работах философов (Л. П. Буева, В. Г. Иванов, Н. И. Лапин), раскрывающих социальные функции, закономерности развития коллектива и личности.
Научная и практическая значимость данного исследования определяется тем, что применяемые методики и диагностики практической части диссертации являются универсальными для любого коллектива, а их апробация на практике позволит выявить сложности или «пробелы» в жизнедеятельности коллектива. Теоретическая часть диссертации аккумулирует и анализирует исследования предшественников, выявляя «пробелы» в изучении отдельных вопросов темы «коллектива», что позволяет приступить к написанию обобщающего научного исследования по проблеме педагогического коллектива в современных российских условиях.
Степень научной разработанности темы. Становление и развитие коллектива являлось объектом исследования не только педагогики, но и социологии, психологии и даже экономики и менеджмента. Введение в оборот термина «коллектив» произошло еще в XIX в. (в том понимании, которое мы с вами сегодня используем). Отмечая междисциплинарность исследований по проблемам коллектива, стоит понимать, что сегодня большое количество исследований посвящено отдельным аспектам коллектива. Проблема анализа характеристик педагогического коллектива нашла своё отражение в трудах советских ученых-исследователей 20-30-х гг. XX в. - Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, в работах известных отечественных педагогов и психологов: И. П. Иванова, В. А. Караковского, Я. Л. Коломинского, Ю. А. Конаржевского, Т. Е. Конниковой, Т. Н. Мальковской, Р. С. Немова, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, Л. И. Уманского, В. В. Шпалинского. Расширение и углубление представлений о специфике педагогического коллектива имеет место и в современных исследованиях Е. В. Бондаревской, А. Г. Каспаржака, В. Лезинского, Н. В. Немова, Г. К. Селевко, Л. Хурло, И. С. Якиманской, Е. А. Ямбурга и др.
Важную роль в разработке теории коллектива сыграли работы философов (Л. П. Буева, В. Г. Иванов, Н. И. Лапин), раскрывающих социальные функции, закономерности развития коллектива и личности.
Проблема групповой идентичности была раскрыта в исследовании Б. А. Ясько.
Большое значение сегодня (в том числе в разработке теорий по управлению коллективами коммерческих организаций) нашли разработки психологической теории структуры коллектива. Тема была раскрыта в исследованиях А. И. Донцова, А. Н. Лутошкина, А. В. Петровского и др., которые выделяются формальные и неформальные структуры коллектива.
Однако многие темы носят сегодня теоретический или дискуссионный характер. При этом педагогический коллектив в ДОО, как специфический вариант коллектива рассмотрен лишь косвенно. В исследовании собрана и апробирована достаточная репрезентативная база научных работ, что позволяет говорить о дальнейшем углублении темы коллектива дошкольных образовательных организаций и подготовить обобщающий научный труд.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявлены факторы, влияющие на развитие коллектива:
о атмосфера социальной и профессиональной защищенности;
о групповая сплоченность (межличностное доверие).
о образовательная, пространственно предметная технологическая и социальная среда.
2. Сущность понятия педагогический коллектив и его отличия от группы. Рассмотрение коллектива как единого организма, межличностные отношения в котором выстраиваются как на формальном (профессиональном), так и на неформальном уровне. При этом эффективность взаимодействия напрямую отражается на результативности деятельности учреждения.
3. Развитие педагогического коллектива зависит от качественных изменений уровня коммуникаций, взаимопонимания и взаимодействия между сотрудниками, увеличения скорости принятия командного решения.
Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялась на локальном уровне, организация опытно-поисковой работы в МБДОУ № 441.
Практическая значимость исследования заключается в том, что применяемые методики и диагностики практической части диссертации являются универсальными для любого коллектива, а их апробация на практике позволит выявить сложности или «пробелы» в жизнедеятельности коллектива. Теоретическая часть диссертации аккумулирует и анализирует исследования предшественников, выявляя «пробелы» в изучении отдельных вопросов темы «коллектива», что позволяет приступить к написанию обобщающего научного исследования по проблеме педагогического коллектива в современных российских условиях.
Публикации автора по теме диссертации:
1. Вострикова О. Н. Проблемы профессионализма и компетенции педагогических работников в современной России // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Сборник научных трудов. Вып. 1. Екатеринбург: "Ажур", 2015. С. 44-46;
2. Вострикова О. Н. Формирование педагогического коллектива в со-временной системе образования // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Сборник научных трудов. Вып. 3. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. С. 247-251.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Как правило, люди работают в составе группы, объединенной одной профессией, но это не значит, что они должны постоянно находиться рядом друг с другом и совместно выполнять одну работу, главное - включенность в межличностные отношения. В рамках групп могут образовываться коалиции, то есть подгруппы, которые оказывают влияние на групповое настроение. Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры и иметь различную степень сплоченности ее членов (от неорганизованной толпы, до единого коллектива). Чтобы считаться коллективом, группа должна обладать некоторыми признаками, которые мы перечислим ниже.
Во-первых, наличие общей цели у всех ее членов, которая может формироваться в результате влияния индивидуальных целей членов коллектива, или диктоваться извне, но она всегда будет общей, а не одинаковой.
Во-вторых, признание себя членами группы и отождествление себя с нею, в основе чего лежат общие интересы, принципы, идеалы и т.д. такое признание способствует взаимодействию людей, что позволяет создать условия успешного решения проблем с которыми, так или иначе, сталкивается коллектив в своем развитии.
В-третьих, наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, нормах и правилах поведения в коллективе.
В-четвертых, общий руководящий орган. Любой совместный труд требует координации, согласованности, планирования, что не возможно без органов управления (будь то администрация в ДОО, либо неформальный лидер коллектива в целом или какой либо рабочей группы и др.)
Педагогический коллектив является лишь частью общественного коллектива, в который так же входит и ученический коллектив. Педагогический коллектив имеет как общие признаки любого коллектива, так и специфические особенности, к которым можно отнести. Пожалуй, главной особенностью является специфика профессиональной деятельности, то есть обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения. Педагогический коллектив в силу имеющихся у него знаний, воспитательного потенциала выступает субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе.
Следующей чертой, характерной для педагогического коллектива является его полифункциональность деятельности. Выполняя свои профессиональные задачи, воспитатель выходит за пределы дошкольной образовательной организации, и выполняет немало важную задачу, которая заключается в формировании педагогической культуры родителей и общества в целом.
Самоуправляемость педагогического коллектива
На развитие педагогического коллектива влияют как внешние, так и внутренние факторы, к которым можно отнести:
1) внешние социально-экономические и политические;
2) атмосфера социальной и профессиональной защищенности;
3) потребности общества и государства госзаказ;
4) образовательная среда пространственно предметная технологическая и социальное;
5) групповая сплоченность (межличностное доверие).
Внедрив программу развития коллектива педагогов на базе МБДОУ №441. Нами была выявлена положительная динамика. Так к примеру на констатирующем этапе диагностики межличностных отношений членов коллектива формальные отношения носили довольно низкий уровень. Требования к педагогам выразить свои симпатии и антипатия к коллегам вызвало внутренние колебания у некоторых опрашиваемых и вылилось в нежелание участвовать в опросе, так из 22 членов коллектива приняло участие лишь 15 человек. Однако на контрольном этапе диагностики заинтересованность в данной деятельности проявило уже 16 человек, что характеризует активность и готовность к изменениям у членов коллектива. Произошли изменения на уровне отношений формального и неформального характера, если на первой диагностике высокий уровень занимало 2, средний 5, и низкий 8 человек, то на контрольной 3, 7, 6 соответственно.
Это свидетельствует, что члены коллектива в ходе совместной работы изменили мнения о своих коллегах как профессионалах. Повысив уровень, групповой сплоченности с 11,2 до 11,6 баллов коллектив показал заинтересованность в дальнейшем развитии своего коллектива, принадлежности себя данному коллективу.
Апробировав программу развития педагогического коллектива на базе МБДОУ № 441 и проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод, что атмосфера социальной и профессиональной защищенности, потребности общества и государства, образовательная среда, межличностное доверие влияют на развитие педагогического коллектива в ДОО, при изменение этих факторов изменяется и качественная составляющая в развитии коллектива, что нами было представлено и доказано в параграфе 2.3, таким образом поставленная нами цель и задачи в ходе диссертационного исследования были реализованы.
Во-первых, наличие общей цели у всех ее членов, которая может формироваться в результате влияния индивидуальных целей членов коллектива, или диктоваться извне, но она всегда будет общей, а не одинаковой.
Во-вторых, признание себя членами группы и отождествление себя с нею, в основе чего лежат общие интересы, принципы, идеалы и т.д. такое признание способствует взаимодействию людей, что позволяет создать условия успешного решения проблем с которыми, так или иначе, сталкивается коллектив в своем развитии.
В-третьих, наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, нормах и правилах поведения в коллективе.
В-четвертых, общий руководящий орган. Любой совместный труд требует координации, согласованности, планирования, что не возможно без органов управления (будь то администрация в ДОО, либо неформальный лидер коллектива в целом или какой либо рабочей группы и др.)
Педагогический коллектив является лишь частью общественного коллектива, в который так же входит и ученический коллектив. Педагогический коллектив имеет как общие признаки любого коллектива, так и специфические особенности, к которым можно отнести. Пожалуй, главной особенностью является специфика профессиональной деятельности, то есть обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения. Педагогический коллектив в силу имеющихся у него знаний, воспитательного потенциала выступает субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе.
Следующей чертой, характерной для педагогического коллектива является его полифункциональность деятельности. Выполняя свои профессиональные задачи, воспитатель выходит за пределы дошкольной образовательной организации, и выполняет немало важную задачу, которая заключается в формировании педагогической культуры родителей и общества в целом.
Самоуправляемость педагогического коллектива
На развитие педагогического коллектива влияют как внешние, так и внутренние факторы, к которым можно отнести:
1) внешние социально-экономические и политические;
2) атмосфера социальной и профессиональной защищенности;
3) потребности общества и государства госзаказ;
4) образовательная среда пространственно предметная технологическая и социальное;
5) групповая сплоченность (межличностное доверие).
Внедрив программу развития коллектива педагогов на базе МБДОУ №441. Нами была выявлена положительная динамика. Так к примеру на констатирующем этапе диагностики межличностных отношений членов коллектива формальные отношения носили довольно низкий уровень. Требования к педагогам выразить свои симпатии и антипатия к коллегам вызвало внутренние колебания у некоторых опрашиваемых и вылилось в нежелание участвовать в опросе, так из 22 членов коллектива приняло участие лишь 15 человек. Однако на контрольном этапе диагностики заинтересованность в данной деятельности проявило уже 16 человек, что характеризует активность и готовность к изменениям у членов коллектива. Произошли изменения на уровне отношений формального и неформального характера, если на первой диагностике высокий уровень занимало 2, средний 5, и низкий 8 человек, то на контрольной 3, 7, 6 соответственно.
Это свидетельствует, что члены коллектива в ходе совместной работы изменили мнения о своих коллегах как профессионалах. Повысив уровень, групповой сплоченности с 11,2 до 11,6 баллов коллектив показал заинтересованность в дальнейшем развитии своего коллектива, принадлежности себя данному коллективу.
Апробировав программу развития педагогического коллектива на базе МБДОУ № 441 и проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод, что атмосфера социальной и профессиональной защищенности, потребности общества и государства, образовательная среда, межличностное доверие влияют на развитие педагогического коллектива в ДОО, при изменение этих факторов изменяется и качественная составляющая в развитии коллектива, что нами было представлено и доказано в параграфе 2.3, таким образом поставленная нами цель и задачи в ходе диссертационного исследования были реализованы.
Подобные работы
- Управление развитием организованной культуры в дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ
ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовое просвещение педагогов в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Развитие совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по физическому развитию детей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с учреждениями муниципального образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



