Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №99067

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА ДОО 8
1.1. Общая характеристика педагогического коллектива 8
1.2. Сплоченность педагогического коллектива как предмет анализа
дошкольной образовательной организации 19
1.3. Факторы формирования педагогического коллектива дошкольной
образовательной организации 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КОЛЛЕКТИВА НА БАЗЕ МБДОУ №441 Г. ЕКАТЕРИНБУРГ 44
2.1 Диагностика сплоченности коллектива детского сада №441 г.
Екатеринбург 44
2.2 Программа развития педагогического коллектива МБДОУ №441 г.
Екатеринбург 54
2.3 Динамика сплоченности коллектива МБДОУ №441 г. Екатеринбург 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Актуальность темы исследования. В российском обществе и государстве с 1990-х гг. произошли коренные изменения, не обошедшие стороной и систему образования. С 1990-х гг. стало популярным обращение педагогической науки и практики на западные стандарты обучения, однако без адаптации зарубежного опыта под российскую реальность. Происходили эти процессы на фоне сложнейшей социально-экономической ситуации в России. К 2000-м гг. педагогическое сообщество начало осознавать однобокость и нецелесообразность многих изменений в системе образования. Начался новый этап в трансформации системы уже российского образования, связанный с адаптивным введением инновационных проектов и заимствования иностранного опыта, попытками сохранения или адаптации советских педагогических разработок в российскую реальность. В связи с такими сложными изменениями системы образования меньше всего обращалось внимание на «рядовых» исполнителей государственного и общественного педагогического заказа - педагогические коллективы.
Тема педагогического коллектива сегодня актуальна, прежде всего, в процессе успешного осуществления образовательной миссии. Педагогический коллектив выступает как основное звено, от которого зависит эффективность реализации системы образования на практике, скорости введения инновационных разработок в гибкости коллективов к быстро изменяющимся требованиям к системе образования, поскольку последнее находится на стадии долгосрочной модернизации.
Цель диссертационного исследования теоретически обосновать факторы формирования коллектива и проверить их эффективность в практике образовательного процесса.
На основании поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1) Изучить общие характеристики педагогических коллективов.
2) Проанализировать факторы, выступающие структурообразующими
элементами в процессе становления коллектива.
3) Выявить уровень сформированности коллектива педагогов дошкольной образовательной организации.
4) Разработать и внедрить программу развития педагогического коллектива.
5) Изучить динамику межличностных отношений в коллективе педагогов и его сплоченность.
Объектом диссертационного исследования является коллектив дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования выступает факторы формирования педагогического коллектива ДОО.
Гипотеза исследования: процесс развития педагогического коллектива в дошкольной образовательной организации определен следующими факторами:
о атмосфера социальной и профессиональной защищенности;
о групповая сплоченность (межличностное доверие).
Теоретико-методологическая база исследования основана на использовании следующих методов теорий и подходов:
Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс взаимно дополняющих друг друга методов: теоретических - наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический и формирующий этапы.
Применяется историко-сравнительный метод и метод хронологии для изучения научной базы по различным направлениям, связанным с темой диссертации.
Проблемный подход позволяет выявить и проанализировать подходы в отечественной и зарубежной педагогике, социологии и психологии к проблеме коллектива.
Социальная теория в работах философов (Л. П. Буева, В. Г. Иванов, Н. И. Лапин), раскрывающих социальные функции, закономерности развития коллектива и личности.
Научная и практическая значимость данного исследования определяется тем, что применяемые методики и диагностики практической части диссертации являются универсальными для любого коллектива, а их апробация на практике позволит выявить сложности или «пробелы» в жизнедеятельности коллектива. Теоретическая часть диссертации аккумулирует и анализирует исследования предшественников, выявляя «пробелы» в изучении отдельных вопросов темы «коллектива», что позволяет приступить к написанию обобщающего научного исследования по проблеме педагогического коллектива в современных российских условиях.
Степень научной разработанности темы. Становление и развитие коллектива являлось объектом исследования не только педагогики, но и социологии, психологии и даже экономики и менеджмента. Введение в оборот термина «коллектив» произошло еще в XIX в. (в том понимании, которое мы с вами сегодня используем). Отмечая междисциплинарность исследований по проблемам коллектива, стоит понимать, что сегодня большое количество исследований посвящено отдельным аспектам коллектива. Проблема анализа характеристик педагогического коллектива нашла своё отражение в трудах советских ученых-исследователей 20-30-х гг. XX в. - Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, в работах известных отечественных педагогов и психологов: И. П. Иванова, В. А. Караковского, Я. Л. Коломинского, Ю. А. Конаржевского, Т. Е. Конниковой, Т. Н. Мальковской, Р. С. Немова, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, Л. И. Уманского, В. В. Шпалинского. Расширение и углубление представлений о специфике педагогического коллектива имеет место и в современных исследованиях Е. В. Бондаревской, А. Г. Каспаржака, В. Лезинского, Н. В. Немова, Г. К. Селевко, Л. Хурло, И. С. Якиманской, Е. А. Ямбурга и др.
Важную роль в разработке теории коллектива сыграли работы философов (Л. П. Буева, В. Г. Иванов, Н. И. Лапин), раскрывающих социальные функции, закономерности развития коллектива и личности.
Проблема групповой идентичности была раскрыта в исследовании Б. А. Ясько.
Большое значение сегодня (в том числе в разработке теорий по управлению коллективами коммерческих организаций) нашли разработки психологической теории структуры коллектива. Тема была раскрыта в исследованиях А. И. Донцова, А. Н. Лутошкина, А. В. Петровского и др., которые выделяются формальные и неформальные структуры коллектива.
Однако многие темы носят сегодня теоретический или дискуссионный характер. При этом педагогический коллектив в ДОО, как специфический вариант коллектива рассмотрен лишь косвенно. В исследовании собрана и апробирована достаточная репрезентативная база научных работ, что позволяет говорить о дальнейшем углублении темы коллектива дошкольных образовательных организаций и подготовить обобщающий научный труд.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявлены факторы, влияющие на развитие коллектива:
о атмосфера социальной и профессиональной защищенности;
о групповая сплоченность (межличностное доверие).
о образовательная, пространственно предметная технологическая и социальная среда.
2. Сущность понятия педагогический коллектив и его отличия от группы. Рассмотрение коллектива как единого организма, межличностные отношения в котором выстраиваются как на формальном (профессиональном), так и на неформальном уровне. При этом эффективность взаимодействия напрямую отражается на результативности деятельности учреждения.
3. Развитие педагогического коллектива зависит от качественных изменений уровня коммуникаций, взаимопонимания и взаимодействия между сотрудниками, увеличения скорости принятия командного решения.
Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялась на локальном уровне, организация опытно-поисковой работы в МБДОУ № 441.
Практическая значимость исследования заключается в том, что применяемые методики и диагностики практической части диссертации являются универсальными для любого коллектива, а их апробация на практике позволит выявить сложности или «пробелы» в жизнедеятельности коллектива. Теоретическая часть диссертации аккумулирует и анализирует исследования предшественников, выявляя «пробелы» в изучении отдельных вопросов темы «коллектива», что позволяет приступить к написанию обобщающего научного исследования по проблеме педагогического коллектива в современных российских условиях.
Публикации автора по теме диссертации:
1. Вострикова О. Н. Проблемы профессионализма и компетенции педагогических работников в современной России // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Сборник научных трудов. Вып. 1. Екатеринбург: "Ажур", 2015. С. 44-46;
2. Вострикова О. Н. Формирование педагогического коллектива в со-временной системе образования // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Сборник научных трудов. Вып. 3. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. С. 247-251.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как правило, люди работают в составе группы, объединенной одной профессией, но это не значит, что они должны постоянно находиться рядом друг с другом и совместно выполнять одну работу, главное - включенность в межличностные отношения. В рамках групп могут образовываться коалиции, то есть подгруппы, которые оказывают влияние на групповое настроение. Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры и иметь различную степень сплоченности ее членов (от неорганизованной толпы, до единого коллектива). Чтобы считаться коллективом, группа должна обладать некоторыми признаками, которые мы перечислим ниже.
Во-первых, наличие общей цели у всех ее членов, которая может формироваться в результате влияния индивидуальных целей членов коллектива, или диктоваться извне, но она всегда будет общей, а не одинаковой.
Во-вторых, признание себя членами группы и отождествление себя с нею, в основе чего лежат общие интересы, принципы, идеалы и т.д. такое признание способствует взаимодействию людей, что позволяет создать условия успешного решения проблем с которыми, так или иначе, сталкивается коллектив в своем развитии.
В-третьих, наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, нормах и правилах поведения в коллективе.
В-четвертых, общий руководящий орган. Любой совместный труд требует координации, согласованности, планирования, что не возможно без органов управления (будь то администрация в ДОО, либо неформальный лидер коллектива в целом или какой либо рабочей группы и др.)
Педагогический коллектив является лишь частью общественного коллектива, в который так же входит и ученический коллектив. Педагогический коллектив имеет как общие признаки любого коллектива, так и специфические особенности, к которым можно отнести. Пожалуй, главной особенностью является специфика профессиональной деятельности, то есть обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения. Педагогический коллектив в силу имеющихся у него знаний, воспитательного потенциала выступает субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе.
Следующей чертой, характерной для педагогического коллектива является его полифункциональность деятельности. Выполняя свои профессиональные задачи, воспитатель выходит за пределы дошкольной образовательной организации, и выполняет немало важную задачу, которая заключается в формировании педагогической культуры родителей и общества в целом.
Самоуправляемость педагогического коллектива
На развитие педагогического коллектива влияют как внешние, так и внутренние факторы, к которым можно отнести:
1) внешние социально-экономические и политические;
2) атмосфера социальной и профессиональной защищенности;
3) потребности общества и государства госзаказ;
4) образовательная среда пространственно предметная технологическая и социальное;
5) групповая сплоченность (межличностное доверие).
Внедрив программу развития коллектива педагогов на базе МБДОУ №441. Нами была выявлена положительная динамика. Так к примеру на констатирующем этапе диагностики межличностных отношений членов коллектива формальные отношения носили довольно низкий уровень. Требования к педагогам выразить свои симпатии и антипатия к коллегам вызвало внутренние колебания у некоторых опрашиваемых и вылилось в нежелание участвовать в опросе, так из 22 членов коллектива приняло участие лишь 15 человек. Однако на контрольном этапе диагностики заинтересованность в данной деятельности проявило уже 16 человек, что характеризует активность и готовность к изменениям у членов коллектива. Произошли изменения на уровне отношений формального и неформального характера, если на первой диагностике высокий уровень занимало 2, средний 5, и низкий 8 человек, то на контрольной 3, 7, 6 соответственно.
Это свидетельствует, что члены коллектива в ходе совместной работы изменили мнения о своих коллегах как профессионалах. Повысив уровень, групповой сплоченности с 11,2 до 11,6 баллов коллектив показал заинтересованность в дальнейшем развитии своего коллектива, принадлежности себя данному коллективу.
Апробировав программу развития педагогического коллектива на базе МБДОУ № 441 и проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод, что атмосфера социальной и профессиональной защищенности, потребности общества и государства, образовательная среда, межличностное доверие влияют на развитие педагогического коллектива в ДОО, при изменение этих факторов изменяется и качественная составляющая в развитии коллектива, что нами было представлено и доказано в параграфе 2.3, таким образом поставленная нами цель и задачи в ходе диссертационного исследования были реализованы.



1. Hosmer, L. Trust: the connecting link between organizational theory and philosophical ethics [Текст] / L. Hosmer // The Academy of Management Re-view. 1995. - V. 20. - № 2. - P. 379-403.
2. Tajfel, H. Human groups and social categories [Текст] / H. Tajfel. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1981.
3. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 356 с.
4. Базаров, Т. Ю. Процессы социальной идентичности в организациях [Текст] / Т. Ю. Базаров, М. Ю. Кузьмин // Российский психологический журнал. - 2005. - Т.3. - №1. - С. 30-44.
5. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. - М., 1982.
6. Бодров, В. А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности [Текст] / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 768 с.
7. Бондырева, С. К. Единое образовательное пространств как система связей стран СНГ [Текст] / С. К. Бондырев // Мир психологии. - 1998. - № 3. - С. 161-172.
8. Братченко, С. Л. Личностный рост и его критерии [Текст] / С. Л. Братченко, М. Р. Миронова // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб, 1997. - С. 38-46.
9. Влияние коллектива на развитие личности [Электронный ресурс] // Коллектив. 2007. URL:https://studfiles.net/preview/3821326/page:33/(дата обращения: 01.06.2016).
10. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде [Текст] / Т. П. Галкина. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 224 с.
11. Дежникова, Н. С. Педагогический коллектив школы [Текст] / Н. С. Дежникова. - М.: Просвещение, 1984.
12. Ефремов, Д. А. Педагогическое управление процессом коллективообразования в студенческой академической группе [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 00.09.01 / Д. А. Ефремов. - Воронеж, 2012. - 23 с.
13. Жигунова, Т. П. Отношения педагогов к инновациям [Текст] / Т. П. Жигунова. - Екатеринбург: Союз, 2002. - 239 с.
14. Журавлев, А. Л. Психология совместной деятельности [Текст] / А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 640 с.
15. Зарубина, А. И. Формирование сплоченности педагогического коллектива в образовательно-развивающей среде [Текст]: дис. канд. пед. наук: 00.09.01 / А. И. Зарубина. - Вологда, 2004. - 165 с.
16. Зеленская, О. В. Стиль педагогического общения и его проявления в процессе самореализации педагогов ДОУ [Текст]: дис. канд. психол. наук: 00.09.09 / О. В. Зеленская. - Пермь, 2004. - 196 с.
17. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы [Текст] / И. Ф. Исаев. - М., 1993. - 576 с.
18. Каримова, З. З. Социальные интересы личности в трудовом коллективе: (проблемы реализации в условиях перестройки) [Текст]: автореф. дис. канд. филос. наук: 00.09.01 / З. З. Каримова. - М., 1991. - 37 с.
19. Конникова, Т. Е. Формирование коллектива и его влияние на личность школьника [Текст] / Т. Е. Конникова // Теория и методика коммунистического воспитания. - М.: Просвещение, 1974. - 287 с.
20. Королева, О. А. Влияние межличностных отношений на стремление к карьерному росту сотрудников в организации: трудовом коллективе [Текст]: дис. канд. псих. наук: 00.09.01 / О. А. Королева. - М., 2014. - 189 с.
21. Коротаева, Е. В. Взаимодействие как научная категория [Текст] / Е. В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 1996. Деп. В ОЦНИ «Школа и педагогика» 20.06.1996, №82-96.
22. Коротаева, Е. В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия: монография [Текст] / Е. В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2000. - 132 с.
23. Коротаева, Е. В. Основы педагогических взаимодействий [Текст] / Е. В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 1996. - 118 с.
24. Коротаева, Е. В. Педагогический мониторинг: к вопросу о сущностных характеристиках [Текст] / Е. В. Коротаева // Педагогический мониторинг образовательного процесса. - Шадринск, 2000. - Ч. 1. - С. 24-29.
25. Коротяев, Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: Учебное пособие [Текст] / Б. И. Коротяев. - М.: Просвещение, 1986. - 189 с.
26. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты [Текст] / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - М.: Просвещение, 2001. - 242 с.
27. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т. 6. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта [Текст] / Н. К. Крупская. - М.: АПН, 1959.
28. Куракин, А. Т. Воспитательные возможности различных коллективов [Текст] / А. Т. Куракин // Коллектив, личность ребенка, внутри коллективные отношения. - М., 1970.
29. Куракин, А. Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления [Текст] / А. Т. Куракин, Л. И. Новикова. - М., 1982.
30. Ладанов, И. Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство [Текст] / И. Д. Ладанов. - М.: УЦ «Перспектива», 1997. - С. 155.
31. Лебедева, Л. Г. Трудовой коллектив как форма социализации личности [Текст]: автореф. канд. дис. филос. наук: 00.09.01 / Л. Г. Лебедева. - Челябинск, 2005. - 22 с.
32. Лисовенко, Б. С. Креативность руководителей с различной степенью выраженности ролевого конфликта [Текст]: дис. канд. псих. наук: 00.09.01 / Б. С. Лисовенко. - Ярославль, 2010. - 178 с.
33. Личность в трудовом коллективе. Влияние личности на коллектив [Электронный ресурс] // Личность. 2000. URL:
https://studwood.ru/574363/psihologiya/lichnost trudovom kollektive vliyanie lichnosti kollektiv(дата обращения: 12.12.2016).
34. Луначарский, А. В. О воспитании и образовании [Текст] / А. В. Луначарский. -М., 1976.
35. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы [Текст] / А. Н. Лутошкин. - М., 1986.
36. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А. Н. Майоров. - СПб., 1998. - 344 с.
37. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / А. С. Макаренко // Педагогические сочинения. - Т.1. - М., 1983.
38. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / А. С. Макаренко // Избранные пед. соч.: в 2 -х т. - М.: Педагогика, 1977. - Т. 1. - С. 267-329.
39. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: АСТ, 1981.
40. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения. Т. 2. [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1981. - 230 с.
41. Макаренко, А. С. Стиль работы с коллективом. Сочинение в 7 томах. Т.5. [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: АПН РСФСР, 1958.
42. Мандрица, М. В. Этика бизнеса - деловое общение [Текст] / М. В. Мандрица. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2005. - 227 с.
43. Моргунов, Е. Б. Организационное поведение [Текст] / Е. Б. Моргунов. - М.: Инфра-М, 2004. - 318 с.
44. Мостовая, К. Т. Влияния лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе [Текст] / К. Т. Мостовая. - М.: Лаборатория Книги, 2010. - 61 с.
45. Некрасов, С. Д. Психологические особенности профессионального становления руководителя педагогического коллектива [Текст]: дис. канд. психолог. наук: 00.09.01 / С. Д. Некрасов. - Краснодар, 1998. - 160 с.
46. Немова, Н. В. Управление методической работой в школе [Текст] / Н. В. Немова. - М.: Сентябрь, 1999. - 176 с.
47. Нестик, Т. А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ [Текст] / Т. А. Нестик // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 1. - С. 52-63.
48. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории [Текст] / Л. И. Новикова. - М., 1978.
49. Особенности педагогического коллектива [Электронный ресурс] // Педагогический коллектив. 2010. URL:https://studfiles.net/preview/3284160/(дата обращения: 12.12.2016).
50. Охотников Ю. М. Психологические факторы формирования группового лидерства среди военнослужащих проходящих службу по призыву [Текст]: дис. канд. псих. наук: 00.09.01 / Ю. М. Охотников. - М., 2004. - 117 с.
51. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории [Текст] / Б. Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971. - 352 с.
52. Педагогика / Под. ред. П. И. Пидкасистого [Текст] / П. И. Пидкасистый. - М, 2012.
53. Петровский, А. В. Психология межличностных отношений в группах и коллективах [Текст] / А. В. Петровский // Советская педагогика. - 1974. - № 4. - С. 112-115.
54. Петровский, В. А. Воспитателю о личностном общении [Текст] / В. А. Петровский, А. М. Виноградова. - М.: Новая школа, 1994. - 112 с.
55. Поздняков, В. П. Психология малых групп [Текст] / В. П. Поздняков, В. А. Соснин // Современная психология. - М.: ИНФРА-М. 1999. - С. 524-538.
56. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других [Текст] / отв. ред. Н. А. Нова. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. - 376 с.
57. Психология. Словарь [Текст] / А. П. Подласый. - М.: Политиздат. 1990. - 765 с.
58. Радина, К. Д. Учение о коллективе: прошлое и настоящее [Текст] / К. Д. Радина // Развитие личности. - 2000. - №1. - С. 22-30.
59. Раченко, И. П. Научная организация педагогического труда [Текст] / И. П. Раченко. - М., 1976.
60. Рачилина, М. В. Инновационные практики в структуре профессиональной деятельности преподавательского корпуса системы общего образования [Текст]: автореф. канд. соц. наук: 00.09.01 / М. В. Рачилина. - Сара¬тов, 2009. - 20 с.
61. Роль коллектива в формировании личности [Электронный ресурс] // Социализация индивида в группе. 2011. URL: http:// studopedia.ru/10 42812 struktura-i-etapi-stadii-stanovleniya-kollektiva.html(дата обращения: 14.05.2016).
62. Русецкий, В. Ф. Коммуникативная среда учебного заведения как пространство развития креативной языковой личности [Текст] / В. Ф. Русецкий // Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы: Материалы научно-практической конференции. Москва, 24-25 апреля 2009 г. В двух частях. М., Изд-во МПСИ, 2009. - Ч. 2, С. 5-13.
63. Сафина, Д. М. Доверие в организации [Текст] / Д. М. Сафина // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. - Т. 147. - Кн. 3. - 2005. - С. 196-203.
64. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогического исследования [Текст] / М. Н. Скаткин. - М., 1986.
65. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М., 2011. - 438 с.
66. Современный словарь по педагогике [Текст] / В. М. Подласый. - Минск: Современное слово, 2001. - 912 с.
67. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива): Избранные педагогические сочинения. - Т.3. [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М., 1981.
68. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.: АНТ, 1973.
69. Сухомлинский, В. А. Сто советов учителю [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.: АНТ, 1972.
70. Управление качеством образовательного процесса. Методическое пособие [Текст] / И. М. Самсонов. - М.: Сертификационный методический центр «Гемба», 2006. - 30 с.
71. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов. - М., 2002. - 322 с.
72. Фоменко, С. Л. Профессиональное становление педагогического коллектива [Текст]: автореф. дис. докт. пед. наук: 00.09.01 / С. Л. Фоменко. - Екатеринбург, 2007. - 29 с.
73. Фоменко, С. Л. Профессиональное становление педагогического коллектива. [Текст]: дис. докт. пед. наук: 00.09.01 / С. Л. Фоменко. - Екатеринбург, 2007. - 451 с.
74. Формальная структура коллектива [Электронный ресурс] // Структура коллектива. 2000. URL:http ://www.hrm 100.ru/ formalnaya-struktura-kollektiva/(дата обращения 13.01.2017).
75. Цику, З. И. Психологические факторы профессионализма индивидуального и коллективного субъекта педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида [Текст]: дис. канд. пед. наук: 00.09.01 / З. И. Цику. - Краснодар, 2014. - 257 с.
76. Чернякова, Н. Н. Роль коллектива в формировании личности [Электронный ресурс] // Педагогический коллектив. 2010. URL: https://studopedia.ru/10 42812 struktura-i-etapi-stadii-stanovleniya-kollektiva.html(дата обращения 23.03.2017).
77. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения в 4-х т. Т. 1. [Текст] / С. Т. Шацкий. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1962.
78. Шо, Р. Б. Ключи к доверию в организации: Результативность, порядочность, проявление заботы [Текст] / Р. Б. Шо. - М.: Дело, 2000. - 272 с.
79. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
80. Ясько, Б. А. Организационная психология здравоохранения: персонал, лидерство, культура [Текст] / Б. А. Ясько. - Краснодар: КубГУ, 2013. - 308 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ