Электронные образовательные ресурсы как компонент и условие управления гуманитарной информационно - образовательной средой дошкольной образовательной организацией
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГУМАНИТАРНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 11
1.1. Образовательная среда в аспекте требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ... 11
1.1.1. Нормативно-правовая база для создания информационно-образовательного пространства в дошкольной образовательной организации 14
1.1.2. Гуманитарная информационно - образовательная среда
дошкольной образовательной организации 19
1.1.3. Структура, функции и компоненты гуманитарной информационно
- образовательной среды образовательного учреждения 23
Вывод по параграфу 31
1.2. Понятие электронного образовательного ресурса, типы и особенности 31
1.2.1. Классификация и требования, предъявляемые к электронным
образовательным ресурсам 34
1.2.2. Использование электронных образовательных ресурсов в
образовательном процессе 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ ЭОР ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДОЙ 46
2.1. Общая характеристика организации и организационная структура
управления 46
2.1.1. Специфика гуманитарной информационно-образовательной среды
дошкольного образовательного учреждения 48
2.1.2. Оценка состояния гуманитарной информационно -
образовательной среды 51
2.1.3. Проект Разработка системы эффективного использования электронных образовательных ресурсов как компонента и условия развития
2.1.4. Описание модели развития гуманитарной информационно -
образовательной среды 77
2.1.5. Оценка эффективности развития гуманитарной информационно -
образовательной среды и использование электронного образовательного ресурса 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 110
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГУМАНИТАРНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 11
1.1. Образовательная среда в аспекте требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ... 11
1.1.1. Нормативно-правовая база для создания информационно-образовательного пространства в дошкольной образовательной организации 14
1.1.2. Гуманитарная информационно - образовательная среда
дошкольной образовательной организации 19
1.1.3. Структура, функции и компоненты гуманитарной информационно
- образовательной среды образовательного учреждения 23
Вывод по параграфу 31
1.2. Понятие электронного образовательного ресурса, типы и особенности 31
1.2.1. Классификация и требования, предъявляемые к электронным
образовательным ресурсам 34
1.2.2. Использование электронных образовательных ресурсов в
образовательном процессе 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ ЭОР ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДОЙ 46
2.1. Общая характеристика организации и организационная структура
управления 46
2.1.1. Специфика гуманитарной информационно-образовательной среды
дошкольного образовательного учреждения 48
2.1.2. Оценка состояния гуманитарной информационно -
образовательной среды 51
2.1.3. Проект Разработка системы эффективного использования электронных образовательных ресурсов как компонента и условия развития
2.1.4. Описание модели развития гуманитарной информационно -
образовательной среды 77
2.1.5. Оценка эффективности развития гуманитарной информационно -
образовательной среды и использование электронного образовательного ресурса 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 110
В настоящее время возрастает значение и влияние информационно - образовательной среды на образовательный процесс, и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на сами субъекты образования. Следовательно, возрастает внимание к образовательной среде со стороны педагогов, методистов, учёных - исследователей, психологов, социологов, специалистов в области информационных технологий и др. Это результат влияния как внешних социально-экономических, так и внутренних условий, и факторов образования, образовательного процесса и реализуемой им педагогической системой.
Так же сейчас проявляется тенденция нарастания разрыва между запросами образования в наличии педагогических кадров, которые способны реализовывать требования, предъявляемые федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) к осуществлению педагогической деятельности в условиях гуманитарной информационно - образовательной среды и технической оснащенности учреждения. Развитие современной гуманитарной информационно - образовательной среды обусловлено следующими моментами:
Во-первых, развитием педагогической системы в аспекте симметричных отношений педагог - знание - обучающийся, их взаимодействием. Как и во всяком субъектно-субъектном отношении в основе взаимовоздействия лежит психологическое воздействие. Поэтому одними из первых исследователей информационно - образовательной среды оказались представители психологических наук.
Во-вторых, особенностью современного образования, которая заключается в информатизации образования, вследствие чего образовательная среда стала информационно-образовательной средой (ИОС), где эти её свойства неразрывно связанны. В результате этого, психологический аспект среды выражается в её информационно-психологическом воздействии и во взаимовоздействии субъектов образования.
В последние годы проведено много исследований в области методики и дидактики использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Сформированы различные подходы к понятию информационной образовательной среды, методам и средствам её построения в образовательной организации (Л.Л. Босова, В.В. Гриншкун, Т.Б. Захарова, Г.М. Коджаспирова, А.Н. Лейбович, И.М. Осмоловская, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Л. Семёнов, Е.В. Чернобай и др.).
Актуальность исследования. В наше время развитие существующего общества непосредственно связано с научно-техническим прогрессом. Компьютеризация - это всеобъемлющий общественный процесс, специфика которого состоит в том, что преобладающим видом деятельности в сфере коллективного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, пере-дача и использование информации.
Одно из приоритетных направлений процесса компьютеризации нынешнего общества является информатизация образования - это процесс обеспечения системы образования методологическими и практическими разработками, при оптимальном использовании современных информационных технологий, ориентированных на реализацию основных образовательных программ [18].
Степень разработанности проблемы. Теоретические исследования в работе связаны с разработками ряда федеральных целевых программ и проектов («Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; «Информационное общество (2011-2020 годы)), федеральным государственным образовательным стандартом, а также с проведенными научными изысканиями, которые посвящены:
- техническому и технологическому переоснащению рабочих мест всех участников образовательной системы (Т.В. Добудько, Э.И. Кузнецов, В.И. Пугач, М.В. Швецкий и др.);
- созданию и применению цифровых образовательных ресурсов, электронных учебников и виртуальных сред (Граб, В.П., С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Лазарева, И.А., А.В. Осин, А.Ю. Уваров и др.) [14];
-проектированию образовательного процесса в информационно-образовательной среде (Босова, Л.Л., Лаптев, В.В., Прозорова, Ю.А., Чернобай Е. В., Кочерова Е. С., Коротенков Ю. Г., С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов, А.Л. Семенов, Е. Иванова, И. Осмоловская, О.Н. Арефьев.);
Наряду с этим, рассматривается положительный опыт ряда образовательных учреждений, по реализации концепций информатизации и компьютеризации системы образования:
> опыт создания насыщенной информационно-образовательной среды ГБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга;
> опыт МАДОУ - ЦРР - детского сада №199 г. Екатеринбург по созданию информационно-образовательной среды как средства развития ребенка-дошкольника;
> опыт реализации проекта «Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» МДОУ №4 "Лебедушка", г. Стрежевой, Томская обл.
Очевидно, что столь глобальную задачу, напрямую связанную с переустройством образовательного учреждения в условиях информатизации общества, не удастся решить без изысканий, посвящённых проблеме применения в ДОУ системы управления гуманитарной информационно-образовательной среды через обоснование выбора электронных образовательных ресурсов.
Противоречие между необходимостью комплексного управления средой и недостаточной разработанностью требуемых для этого инструментов (электронные образовательные ресурсы), определило проблему исследовательской работы.
Таким образом, исследование ориентировано на обоснование процесса развития гуманитарной информационно-образовательной среды, проектирование модели развития для реализации потенциала ЭОР при решении задач достижения нового качества образования.
Теоретическая и практическая значимость указанных проблем в сочетании с их недостаточной разработанностью определили выбор темы исследования, объект и предмет, его цель и задачи.
Цель исследования: теоретическое обоснование процесса развития гуманитарной информационно - образовательной средой ДОУ и ее компонентов, разработать модель развития гуманитарной информационно - образовательной средой через использование электронного образовательного ресурса и апробировать модель.
Объект исследования: процесс развития гуманитарной информационно - образовательной средой ДОУ
Предмет исследования: электронный образовательный ресурс как компонент и условие развития гуманитарной информационно - образовательной средой.
Гипотеза исследования заключается в том, что в условиях модернизации системы образования электронные образовательные ресурсы могут стать действенным инструментом развития гуманитарной информационно - образовательной среды, если будут выполнены следующие условия:
> будет включен в состав гуманитарной информационно - образователь-ной среды, электронный образовательный ресурс как компонент, который соответствует требования ДОУ;
> обеспечено условие для эффективного планирования, разработки и использования учебных курсов с использованием информационных технологий и ЭОР;
> обеспечено осознанное и активное участие всех субъектов в развитии гуманитарной информационно - образовательной средой;
> учтены возможные риски процесса развития гуманитарной информационно - образовательной средой.
Задачи исследования:
1. проанализировать литературу, и охарактеризовать понятие среды и ее основные компоненты и охарактеризовать понятие электронного образовательного ресурса;
2. провести анализ электронных образовательных ресурсов и выявить его влияние на процесс развития гуманитарной информационно - образовательной средой;
3. разработать модель развития гуманитарной информационно - образовательной средой через использование электронного образовательного ресурса;
4. разработать инструментарий оценки эффективности модели и обосновать возможность его использования в развитии гуманитарной информационно - образовательной средой ДОУ;
5. апробировать и рассмотреть возможные риски при внедрении данной модели и дать рекомендации по их минимизации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные концепции образовательного менеджмента, и изучение педагогического моделирования для создания электронных образовательных ресурсов, изучение аналитического метода оценки качества организации, теорию информации, концепцию обратных связей в управлении образовательными системами, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к организации образовательного процесса.
Организация и этапы исследования:
На первом этапе (декабрь 2015- апрель 2016 гг.) осуществляется накопление эмпирического материала, разрабатывается программа исследования, в соответствии с которой проводится теоретический анализ научной литера-туры. Были сформулированы тема и рабочая гипотеза, определены объект, предмет, цель и основные задачи, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (май 2016 - май 2017 гг.) уточнялись теоретические позиции исследования, проводился анализ условий, способствующих организации гуманитарной информационно - образовательной среды и применение электронных образовательных ресурсов. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, и анализировались результаты эксперимента.
На третьем этапе исследования (май 2017 -2019 гг.) проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их обобщение и систематизация, формулируются выводы.
База исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ детского сада №39 г. Екатеринбурга.
Научная новизна:
> дано научное определение понятию гуманитарная информационно - образовательная среда и компонентам среды, уточнено понятие электронного образовательного ресурса
> получены сведения о многообразии форм электронных образовательных ресурсов
> спроектирована модель развития гуманитарной информационно-образовательной среды
> разработан инструментарий по оценки эффективности модели развития.
> даны рекомендации по минимизации рисков.
Теоретическая значимость исследования заключается в доказательстве системной сущности гуманитарной информационно - образовательной среды, и позиционировании такой среды как необходимого условия успешной реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Электронный образовательный ресурс рассмотрен как инструмент развития гуманитарной информационно - образовательной средой.
Практическая значимость исследования заключается в создании проекта «Разработка системы эффективного использования электронных образовательных ресурсов в ДОУ как необходимое условие развития гуманитарной информационно - образовательной среды». Предложенная в исследовании процесс развития гуманитарной информационно - образовательной средой ДОУ может быть использована другими образовательными организациями, которые видят траекторию своего развития в объединении в образовательном процессе инновационных технологий и новых образовательных практик.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:
1. Кузнецова А.Н. «Применение электронных образовательных ресурсов в условиях ДОО»/Портал Всероссийского социального проекта «Страна талантов» Свидетельство о публикации СМИ-16-149-6601008321491
2. Кузнецова А.Н. «Инновации электронных образовательных ресурсов в ДОУ»/Проект «Инфоурок» № 1628528.
3. Кузнецова А.Н. «Электронные образовательные ресурсы как компонент информационно - образовательной среды ДОУ»/Всероссийский образовательный портал «Просвещение» Свидетельство о публикации №1701063565.
Так же сейчас проявляется тенденция нарастания разрыва между запросами образования в наличии педагогических кадров, которые способны реализовывать требования, предъявляемые федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) к осуществлению педагогической деятельности в условиях гуманитарной информационно - образовательной среды и технической оснащенности учреждения. Развитие современной гуманитарной информационно - образовательной среды обусловлено следующими моментами:
Во-первых, развитием педагогической системы в аспекте симметричных отношений педагог - знание - обучающийся, их взаимодействием. Как и во всяком субъектно-субъектном отношении в основе взаимовоздействия лежит психологическое воздействие. Поэтому одними из первых исследователей информационно - образовательной среды оказались представители психологических наук.
Во-вторых, особенностью современного образования, которая заключается в информатизации образования, вследствие чего образовательная среда стала информационно-образовательной средой (ИОС), где эти её свойства неразрывно связанны. В результате этого, психологический аспект среды выражается в её информационно-психологическом воздействии и во взаимовоздействии субъектов образования.
В последние годы проведено много исследований в области методики и дидактики использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Сформированы различные подходы к понятию информационной образовательной среды, методам и средствам её построения в образовательной организации (Л.Л. Босова, В.В. Гриншкун, Т.Б. Захарова, Г.М. Коджаспирова, А.Н. Лейбович, И.М. Осмоловская, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Л. Семёнов, Е.В. Чернобай и др.).
Актуальность исследования. В наше время развитие существующего общества непосредственно связано с научно-техническим прогрессом. Компьютеризация - это всеобъемлющий общественный процесс, специфика которого состоит в том, что преобладающим видом деятельности в сфере коллективного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, пере-дача и использование информации.
Одно из приоритетных направлений процесса компьютеризации нынешнего общества является информатизация образования - это процесс обеспечения системы образования методологическими и практическими разработками, при оптимальном использовании современных информационных технологий, ориентированных на реализацию основных образовательных программ [18].
Степень разработанности проблемы. Теоретические исследования в работе связаны с разработками ряда федеральных целевых программ и проектов («Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; «Информационное общество (2011-2020 годы)), федеральным государственным образовательным стандартом, а также с проведенными научными изысканиями, которые посвящены:
- техническому и технологическому переоснащению рабочих мест всех участников образовательной системы (Т.В. Добудько, Э.И. Кузнецов, В.И. Пугач, М.В. Швецкий и др.);
- созданию и применению цифровых образовательных ресурсов, электронных учебников и виртуальных сред (Граб, В.П., С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Лазарева, И.А., А.В. Осин, А.Ю. Уваров и др.) [14];
-проектированию образовательного процесса в информационно-образовательной среде (Босова, Л.Л., Лаптев, В.В., Прозорова, Ю.А., Чернобай Е. В., Кочерова Е. С., Коротенков Ю. Г., С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов, А.Л. Семенов, Е. Иванова, И. Осмоловская, О.Н. Арефьев.);
Наряду с этим, рассматривается положительный опыт ряда образовательных учреждений, по реализации концепций информатизации и компьютеризации системы образования:
> опыт создания насыщенной информационно-образовательной среды ГБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга;
> опыт МАДОУ - ЦРР - детского сада №199 г. Екатеринбург по созданию информационно-образовательной среды как средства развития ребенка-дошкольника;
> опыт реализации проекта «Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» МДОУ №4 "Лебедушка", г. Стрежевой, Томская обл.
Очевидно, что столь глобальную задачу, напрямую связанную с переустройством образовательного учреждения в условиях информатизации общества, не удастся решить без изысканий, посвящённых проблеме применения в ДОУ системы управления гуманитарной информационно-образовательной среды через обоснование выбора электронных образовательных ресурсов.
Противоречие между необходимостью комплексного управления средой и недостаточной разработанностью требуемых для этого инструментов (электронные образовательные ресурсы), определило проблему исследовательской работы.
Таким образом, исследование ориентировано на обоснование процесса развития гуманитарной информационно-образовательной среды, проектирование модели развития для реализации потенциала ЭОР при решении задач достижения нового качества образования.
Теоретическая и практическая значимость указанных проблем в сочетании с их недостаточной разработанностью определили выбор темы исследования, объект и предмет, его цель и задачи.
Цель исследования: теоретическое обоснование процесса развития гуманитарной информационно - образовательной средой ДОУ и ее компонентов, разработать модель развития гуманитарной информационно - образовательной средой через использование электронного образовательного ресурса и апробировать модель.
Объект исследования: процесс развития гуманитарной информационно - образовательной средой ДОУ
Предмет исследования: электронный образовательный ресурс как компонент и условие развития гуманитарной информационно - образовательной средой.
Гипотеза исследования заключается в том, что в условиях модернизации системы образования электронные образовательные ресурсы могут стать действенным инструментом развития гуманитарной информационно - образовательной среды, если будут выполнены следующие условия:
> будет включен в состав гуманитарной информационно - образователь-ной среды, электронный образовательный ресурс как компонент, который соответствует требования ДОУ;
> обеспечено условие для эффективного планирования, разработки и использования учебных курсов с использованием информационных технологий и ЭОР;
> обеспечено осознанное и активное участие всех субъектов в развитии гуманитарной информационно - образовательной средой;
> учтены возможные риски процесса развития гуманитарной информационно - образовательной средой.
Задачи исследования:
1. проанализировать литературу, и охарактеризовать понятие среды и ее основные компоненты и охарактеризовать понятие электронного образовательного ресурса;
2. провести анализ электронных образовательных ресурсов и выявить его влияние на процесс развития гуманитарной информационно - образовательной средой;
3. разработать модель развития гуманитарной информационно - образовательной средой через использование электронного образовательного ресурса;
4. разработать инструментарий оценки эффективности модели и обосновать возможность его использования в развитии гуманитарной информационно - образовательной средой ДОУ;
5. апробировать и рассмотреть возможные риски при внедрении данной модели и дать рекомендации по их минимизации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные концепции образовательного менеджмента, и изучение педагогического моделирования для создания электронных образовательных ресурсов, изучение аналитического метода оценки качества организации, теорию информации, концепцию обратных связей в управлении образовательными системами, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к организации образовательного процесса.
Организация и этапы исследования:
На первом этапе (декабрь 2015- апрель 2016 гг.) осуществляется накопление эмпирического материала, разрабатывается программа исследования, в соответствии с которой проводится теоретический анализ научной литера-туры. Были сформулированы тема и рабочая гипотеза, определены объект, предмет, цель и основные задачи, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (май 2016 - май 2017 гг.) уточнялись теоретические позиции исследования, проводился анализ условий, способствующих организации гуманитарной информационно - образовательной среды и применение электронных образовательных ресурсов. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, и анализировались результаты эксперимента.
На третьем этапе исследования (май 2017 -2019 гг.) проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их обобщение и систематизация, формулируются выводы.
База исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ детского сада №39 г. Екатеринбурга.
Научная новизна:
> дано научное определение понятию гуманитарная информационно - образовательная среда и компонентам среды, уточнено понятие электронного образовательного ресурса
> получены сведения о многообразии форм электронных образовательных ресурсов
> спроектирована модель развития гуманитарной информационно-образовательной среды
> разработан инструментарий по оценки эффективности модели развития.
> даны рекомендации по минимизации рисков.
Теоретическая значимость исследования заключается в доказательстве системной сущности гуманитарной информационно - образовательной среды, и позиционировании такой среды как необходимого условия успешной реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Электронный образовательный ресурс рассмотрен как инструмент развития гуманитарной информационно - образовательной средой.
Практическая значимость исследования заключается в создании проекта «Разработка системы эффективного использования электронных образовательных ресурсов в ДОУ как необходимое условие развития гуманитарной информационно - образовательной среды». Предложенная в исследовании процесс развития гуманитарной информационно - образовательной средой ДОУ может быть использована другими образовательными организациями, которые видят траекторию своего развития в объединении в образовательном процессе инновационных технологий и новых образовательных практик.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:
1. Кузнецова А.Н. «Применение электронных образовательных ресурсов в условиях ДОО»/Портал Всероссийского социального проекта «Страна талантов» Свидетельство о публикации СМИ-16-149-6601008321491
2. Кузнецова А.Н. «Инновации электронных образовательных ресурсов в ДОУ»/Проект «Инфоурок» № 1628528.
3. Кузнецова А.Н. «Электронные образовательные ресурсы как компонент информационно - образовательной среды ДОУ»/Всероссийский образовательный портал «Просвещение» Свидетельство о публикации №1701063565.
К выполнению работы привела потребность создания модели развития гуманитарной информационно-образовательной среды МАДОУ детского сад №39 г. Екатеринбурга и применение электронных образовательных ресурсов, которые должны обеспечить переход к новым образовательным стандартам и достижение новых образовательных результатов.
Целью работы являлось определить текущего состояния гуманитарной информационно-образовательной среды МАДОУ детского сад №39 г. Екатеринбурга, а также разработка и внедрение проекта «Разработка системы эффективного использования электронных образовательных ресурсов как компонента и условия развития»», который позволит найти результативные механизмы развития данной средой.
В работе рассмотрены разные подходы к определению понятиям «гуманитарная информационно-образовательная среда», «электронный образовательный ресурс» определены теоретические компоненты, вероятной структуры организации ГОИС. Исходя из задач, которые должна решать ГИОС образовательной организации, рассмотрены мировые и отечественные тенденции в подходах к оценке эффективности гуманитарной информационно-образовательной среды детского сада и трудности, которые появляются при ее внедрении. В ходе работы над диссертацией были проанализированы методологические элементы технологий жестких и мягких изменений, изучены стратегические модели изменений: модель переходного периода, модель постепенного наращивания.
Для оценки состояния МАДОУ детского сад №39, был проведен анализ, организационного, педагогического и информационно - технического аспектов состояния гуманитарной информационно - образовательной среды. Проведен административный и педагогический самоанализ использования средств ИК - технологий и ЭОР в организационной, методической и образовательной практике детского сада. Кроме того, проведено анкетирование родителей детского сада для выяснения предпочтений к традиционным или инновационным формам обучения. Разработан проект «Разработка системы эффективного использования электронных образовательных ресурсов как компонента и условия развития»». В работе представлен опыт реализации первых шагов, предпринятых детским садом для развития гуманитарной информационно-образовательной среды. Кроме того, рассмотрены риски, с которыми может столкнуться детский сада при дальнейшем развитии среды.
Основные выводы диссертационного исследования:
1. Формирование гуманитарной информационно - образовательной среды, выступает с одной стороны, как результат информатизации, с другой - представляет собой сложный процесс информатизации детского сада.
2. Электронный образовательный ресурс как компонент и гуманитарная информационно-образовательной среды взаимосвязаны изменение в содержании в одном, приведет к изменениям в содержании других компонентов и среды в целом.
3. Оснащение детского сада компьютерным оборудованием, учебно-методическими материалами, педагогическими разработками само по себе не обеспечивает повышения качества образования. Для подлинной результативности главным является - внедрение результативных педагогических практик, в том числе, на основе ЭОР.
4. Повышение квалификации педагогов, обеспечение их профессионального развития, является необходимым, но не достаточным условием для повышения результативности образования.
5. Для достижения новых образовательных результатов, обучающихся необходимо создать особую культуру внутри детского сада, в которой должно быть реализовано сотрудничество между педагогами, которое направлено на взаимную профессиональную поддержку, обмен результативными педагогическими практиками, т.е. необходимо развитие образовательной организации.
6. Для формирования внутренней культуры необходимо стремиться к единому видению детского сада «будущего», пониманию и принятию данного видения всеми сотрудниками детского сада.
7. Наиболее адекватно отвечает целям развития гуманитарная информационно - образовательной среды в контексте модернизации образования модель ГИОС, которая:
- дает возможность для рассмотрения использования и влияния ЭОР на совершенствование детского сада;
- рассматривает воздействие ЭОР на учение и обучение, связанная с результатами освоения основной образовательной программы.
8. Основной путь наращивания человеческого капитала - это обучение внутри организации и создание обучающейся организации.
Основные результаты исследования:
1. Проведено исследование уровня использования ЭОР и ИКТ в управленческой, методической и образовательной деятельности МАДОУ детского сада № 39
2. Разработана модель развития гуманитарной информационно-образовательной среды детского сада № 39.
3. Рассмотрены возможные риски при развитии модели и даны рекомендации по их минимизации.
Целью работы являлось определить текущего состояния гуманитарной информационно-образовательной среды МАДОУ детского сад №39 г. Екатеринбурга, а также разработка и внедрение проекта «Разработка системы эффективного использования электронных образовательных ресурсов как компонента и условия развития»», который позволит найти результативные механизмы развития данной средой.
В работе рассмотрены разные подходы к определению понятиям «гуманитарная информационно-образовательная среда», «электронный образовательный ресурс» определены теоретические компоненты, вероятной структуры организации ГОИС. Исходя из задач, которые должна решать ГИОС образовательной организации, рассмотрены мировые и отечественные тенденции в подходах к оценке эффективности гуманитарной информационно-образовательной среды детского сада и трудности, которые появляются при ее внедрении. В ходе работы над диссертацией были проанализированы методологические элементы технологий жестких и мягких изменений, изучены стратегические модели изменений: модель переходного периода, модель постепенного наращивания.
Для оценки состояния МАДОУ детского сад №39, был проведен анализ, организационного, педагогического и информационно - технического аспектов состояния гуманитарной информационно - образовательной среды. Проведен административный и педагогический самоанализ использования средств ИК - технологий и ЭОР в организационной, методической и образовательной практике детского сада. Кроме того, проведено анкетирование родителей детского сада для выяснения предпочтений к традиционным или инновационным формам обучения. Разработан проект «Разработка системы эффективного использования электронных образовательных ресурсов как компонента и условия развития»». В работе представлен опыт реализации первых шагов, предпринятых детским садом для развития гуманитарной информационно-образовательной среды. Кроме того, рассмотрены риски, с которыми может столкнуться детский сада при дальнейшем развитии среды.
Основные выводы диссертационного исследования:
1. Формирование гуманитарной информационно - образовательной среды, выступает с одной стороны, как результат информатизации, с другой - представляет собой сложный процесс информатизации детского сада.
2. Электронный образовательный ресурс как компонент и гуманитарная информационно-образовательной среды взаимосвязаны изменение в содержании в одном, приведет к изменениям в содержании других компонентов и среды в целом.
3. Оснащение детского сада компьютерным оборудованием, учебно-методическими материалами, педагогическими разработками само по себе не обеспечивает повышения качества образования. Для подлинной результативности главным является - внедрение результативных педагогических практик, в том числе, на основе ЭОР.
4. Повышение квалификации педагогов, обеспечение их профессионального развития, является необходимым, но не достаточным условием для повышения результативности образования.
5. Для достижения новых образовательных результатов, обучающихся необходимо создать особую культуру внутри детского сада, в которой должно быть реализовано сотрудничество между педагогами, которое направлено на взаимную профессиональную поддержку, обмен результативными педагогическими практиками, т.е. необходимо развитие образовательной организации.
6. Для формирования внутренней культуры необходимо стремиться к единому видению детского сада «будущего», пониманию и принятию данного видения всеми сотрудниками детского сада.
7. Наиболее адекватно отвечает целям развития гуманитарная информационно - образовательной среды в контексте модернизации образования модель ГИОС, которая:
- дает возможность для рассмотрения использования и влияния ЭОР на совершенствование детского сада;
- рассматривает воздействие ЭОР на учение и обучение, связанная с результатами освоения основной образовательной программы.
8. Основной путь наращивания человеческого капитала - это обучение внутри организации и создание обучающейся организации.
Основные результаты исследования:
1. Проведено исследование уровня использования ЭОР и ИКТ в управленческой, методической и образовательной деятельности МАДОУ детского сада № 39
2. Разработана модель развития гуманитарной информационно-образовательной среды детского сада № 39.
3. Рассмотрены возможные риски при развитии модели и даны рекомендации по их минимизации.
Подобные работы
- Оценка качества реализации образовательной деятельности дошкольной образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Развитие компетенций руководителя по управлению
финансово-хозяйственной деятельностью в дошкольной
образовательной организации
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Профессиональная компетентность воспитателя как условие, обеспечивающее качество экологического образования в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Формирование экологической компетентности как показателя качества выпускника в техническом вузе
Магистерская диссертация, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ, УЧАСТНИКОВ WORLDSKILLS В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 36 Г.УССУРИЙСКА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Организационно -управленческие условия обучения студентов с инвалидностью в контексте инклюзивного подхода в вузе
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020



