Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическое образование в дошкольной образовательной организации как основа формирования духовно-нравственных качеств личности

Работа №99061

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1.1. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного
возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Роль непосредственно образовательной деятельности
экологической направленности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Условия организации непосредственной образовательной
деятельности экологической направленности в процессе духовно-нравственного воспитания детей 6-7 лет 25
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОБЛЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 36
2.1. Исследование уровня сформированности духовно-нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Организация непосредственной образовательной деятельности
экологической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 45
2.3. Эффективность непосредственной образовательной
деятельности экологической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста... 51
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78

Современный подход к воспитанию нашел свое отражение в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования Российской Федерации, где в качестве основных требований было выдвинуто духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Данный запрос является весьма значимым для развития личности, поскольку стать полноправным членом общества и успешно адаптироваться в современном социокультурном пространстве может только человек, обладающий способностью к сочувствию и сопереживанию, способный воспринимать эмоциональные проявления других людей и адекватно на них реагировать.
Именно поэтому духовно-нравственное воспитание стало одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании. Об этом свидетельствует и то, что в последнее время появляется все больше исследований, посвященных изучению вопроса духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. Так, например, различные аспекты духовно-нравственного становления детей дошкольного возраста рассмотрены в работах В.В. Абраменковой, Л.А. Алябьевой, В.А. Блюмкина, И.Н. Вавиловой, Г.Н. Гумницкого, Т.А. Ерофеевой, Л.В. Тюлиной, Г.Н. Цырлиной, В.Г. Щура, Э.Ю. Ярошевского и многих других.
В этих работах акцентируется внимание на необходимости формирования ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности у детей дошкольного возраста, а также на необходимости приобщения их к общечеловеческим ценностям.
Приобщение к общечеловеческим ценностям предполагает, прежде всего духовно-нравственное становление. В человеческой культуре исторически выработаны обобщенные эталоны этической оценки. Такие эталоны выступают в качестве полярных взаимосвязанных категорий добра и зла. Ребенок постигает их значение в процессе общения со взрослыми и другими детьми. Духовно-нравственное становление ребенка в большой мере зависит от того, насколько им усвоены нравственные качества, основу которых составляют эталоны этической оценки.
Дело в том, что в случаях, когда в поведении человека не проявляются те или иные нравственные качества, то можно говорить, что он недостаточно развит как духовно, так и нравственно. Дело в том, что знание морально-этических норм не гарантирует их соблюдение. Именно поэтому необходимо не просто знать, а принимать и усваивать морально-этические нормы, что в целом способствует духовно-нравственному становлению личности.
В результате анализа исследований, программно-методических материалов, изучения практики духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста было установлено, что проблема духовно-нравственного становления личности, несмотря на разработанность, до настоящего времени не нашла своего окончательного разрешения.
В связи с чем возникает необходимость пересмотра и переосмысления подходов к определению целей, задач, отбору содержания нравственного воспитания, а также оценке уровня нравственной воспитанности личности.
Многие психологи и педагоги отмечают, что в старшем дошкольном возрасте закладывается фундамент многих личностных качеств ребенка, формируются основы его мировосприятия. Указанный возраст, по мнению Н.С. Лейтеса, обладает повышенными возможностями, которые проявляются в любознательности, остроте восприятия, яркости воображения.
Именно поэтому необходимо искать новые подходы к работе, направленной на духовно-нравственное становление детей старшего дошкольного возраста, которые будут способствовать обогащению нравственного опыта ребенка старшего дошкольного возраста в процессе вхождения его в мир людей, культуры и природы.
Актуальность настоящей работы на социально-педагогическом уровне обусловлена имеющимся противоречием между социальной значимостью духовно-нравственного воспитания личности и недостаточным уровнем духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста, как правило, не имеют необходимых знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Еще, будучи маленькими, они проявляют равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и равнодушие к чужому горю.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы и недостаточным количеством эффективных развивающих технологий, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности средствами начального экологического образования.
Опыт показывает, что духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации более результативно происходит в процессе непосредственной образовательной деятельности
Изучению влияния образовательной деятельности экологической направленности на формирование личности дошкольников были посвящены исследования многих отечественных и зарубежных исследователей, к числу которых относятся работы И.А. Белавиной, Н.Ф. Виноградовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, и др. Авторы едины во мнении, что образовательная деятельность экологической направленности, как деятельность, моделирующая и отражающая социальные отношения между людьми, является одним из наиболее действенных средств духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Однако, с принятием ФГОС ДО изменились требования к реализации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, а научно-методическая литература не в достаточной степени отражает эти изменения.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью духовно-нравственного воспитания детей в современном обществе и недостаточны использованием возможностей непосредственной образовательной деятельности экологической направленности для решения этой задачи.
Противоречие породило проблему исследования: какие педагогические условия необходимо создать в процессе непосредственно образовательной деятельности экологической направленности для успешного осуществления духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, в том числе и детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания детей.
Предмет исследования - педагогические условия непосредственной образовательной деятельности экологической направленности в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что для успешного духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности экологической направленности необходимы создать следующие педагогические условия:
1) . Соблюдение краеведческого принципа и принципа сезонности в процессе разработке плана и содержания НОД.
2) . Предоставление детям возможности максимально использовать собственный, уже накопленный опыт, который является для них личностно-значимым.
3) . Использование игровой формы для проведения НОД экологической направленности с целью обеспечения нужной мотивации у детей.
4) . Организация соответствующей развивающей среды.
5) . Создание условий, максимально способствующих сближению детей с природой.
6) . Привлечение родителей с целью интеграции экологического образования с семейным воспитанием.
Цель работы - Определить педагогические условия непосредственной образовательной деятельности экологической направленности в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи работы.
1. Рассмотреть духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическую проблему.
2. Изучить роль непосредственной образовательной деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия непосредственной образовательной деятельности экологической направленности, способствующие духовно-нравственному становлению детей старшего дошкольного возраста.
4. Исследовать уровень сформированности духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
5. Составить комплекс непосредственной образовательной деятельности экологической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и проверить его эффективность.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение литературы по теме исследования;
- практические: наблюдение, количественная и качественная обработка результатов.
База исследования: старшая группа МБДОУ № 15 «Малыш».
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы являлось изучение условий духовно-нравственного воспитания детей в процессе образовательной деятельности экологической направленности. Для выполнения этой цели нами была проанализирована научно-методическая литература по проблеме исследования. В ходе анализа было выявлено, что старший дошкольный возраст - сензитивный период нравственного воспитания и формирования этических эталонов (образцов нравственного поведения) и их переноса в жизненную практику. Это во многом обусловлено изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, сформированным к этому возрасту уровнем нравственной воспитанности.
Формирование нравственных качеств у дошкольников происходит в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в процессе ознакомления с окружающим миром, в процессе деятельности и игры. Механизм формирования нравственных эталонов представляет собой процесс анализа морально-этических норм и их перенос во внутренний план деятельности, в личную психическую реальность. Те духовно-нравственные нормы, которые понятны ребенку, в необходимости соблюдения которых он уверен, формируются у дошкольника раньше прочих и начинают проявляться в деятельности, поведении, общении. Вот почему так важен личный пример значимых взрослых.
Любой практикующий педагог знает, насколько притягательны для ребенка объекты живой и неживой природы. Снег, вода, солнце, животные, растения гораздо интереснее для дошкольника, чем любая игрушка, любое техническое средство (компьютер, телевизор). Природные объекты будят фантазию ребенка, провоцируют его деятельность, подпитывают положительными эмоциями, снижают негативное воздействие отрицательных эмоций, успокаивают. Кроме того, природные объекты дают ребенку возможность наблюдать изменения в мире, в живой и неживой природе, под воздействием людей и различных физических факторов. Удивительно и то, что эта наглядность специфическим образом проникает в сознание ребенка, используя (и развивая, тем самым), разные анализаторы. Например, ребенок понимает, что воздух сегодня плохо пахнет в следствие выброса с предприятия города, хотя небо ясное и солнце лучистое. Малыш делает соответствующие выводы, начинает рассуждать о том, что и для животных, птиц, насекомых такой воздух не полезен.
Однако, положительно относясь к природе, дети часто совершают отрицательные поступки - рвут листву деревьев, мучают животных. Необходимо руководство взрослого, чтобы эмоциональное отношение к природным объектам переросло в духовно-нравственную ценность, связанную с необходимостью её сохранения.
Основным средством духовно-нравственного воспитания детей в процессе ознакомления с природным миром является непосредственно образовательная деятельность экологической направленности. Главное отличие непосредственно образовательной деятельности от традиционных занятий, которые проводились с детьми в ДОУ до принятия ФГОС ДО, заключается в обновлении структуры и форм организации образовательного процесса, его индивидуализации, изменения позиции воспитателя по отношению к детям. Непосредственно образовательная деятельность, в отличии от занятия, должна носить не обучающий, а развивающий характер, поэтому она строится в рамках деятельности, интересной для самих детей в первую очередь - игровой. Кроме того, педагог должен учитывать игровую мотивацию конкретного возраста и соотносится со структурными частями непосредственно образовательной деятельности.
В практической части работы была проведена опытно-поисковая деятельность по проблеме духовно-нравственного воспитания детей в процессе непосредственной образовательной деятельности экологической направленности.
Исследование проводилось в МДОУ № 15 «Малыш» с детьми старшей группы в составе 29 человек. Диагностический инструментарий исследования представлен методом наблюдения по методике Л.В. Тюлиной. Наблюдение позволило установить, что у 20,7% детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни в достаточной степени проявляются нравственные качества, что свидетельствует о высоком уровне развития духовно-нравственных представлений. В 65,5% случаях у детей старшего дошкольного возраста наблюдается средний уровень развития духовно - нравственных представлений, в 13% - низкий уровень.
Учитывая педагогические условия, способствующие формированию духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (соблюдение краеведческого принципа и принципа сезонности в процессе разработке плана и содержания НОД; предоставление детям возможности максимально использовать собственный, уже накопленный опыт, который является для них личностно-значимым; использование игровой формы для проведения НОД экологической направленности с целью обеспечения нужной мотивации у детей; организация соответствующей развивающей среды; создание условий, максимально способствующих сближению детей с природой; привлечение родителей с целью интеграции экологического образования с семейным воспитанием), был разработан комплекс НОД экологической направленности. Эффективность разработанного комплекса НОД была доказана эмпирически.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждения.



1. Абраменкова, В.В. Представление о добре и зле в картине мира современных дошкольников [Текст] / В.В. Абраменкова // Психологический журнал. - 2010. - № 4. - С. 21-28.
2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: УЦ.
ПЕРСПЕКТИВА, 2013. - 96 с.
3. Алябьева, Л.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Л.А Алябьева. - М.: Гном, 2014. - 128 с.
4. Анисимова, С. Г. Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности [Текст] / С. Г. Анисимова, И. Р. Бажина, Л. В. Гильманова, К. В. Соловьева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 73-75.
5. Белавина, И.А. Планета - наш дом [Текст] : методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. / И.А. Белавина, Н.К Найденская - М.: Лайда, 2013. - 95 с.
6. Береснева, З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ [Текст] / З.И. Береснева. // Управление ДОУ. - 2016. - № 2. - С. 60.
7. Блюмкин, В.А. Нравственное воспитание: философско-этические основы. [Текст] / В.А Блюмкин., Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырлина. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2010. - 141 с.
8. Вавилова, И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / И.Н. Вавилова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С.43-48.
9. Веракса, Н.Е. Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода к ФГОС дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 23-29.
10. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Воронкевич. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 512 с.
11. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир [Текст] : программа и методические рекомендации / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 80 с.
12. Журавлева, Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром [Текст] / Л.С. Журавлева. - М., 2006. - 144 с.
13. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей [Текст] / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. - С. 110 - 114.
14. Зенина, Т. Экологическое воспитание [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2015. - №7. - С. 16 - 26.
15. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова // Дошкольное воспитание. — 2005. - № 7. - С. 29-32.
16. Ерофеева, Т.А. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами [Текст] / Т.А. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С.24-29.
17. Кирюшкина, Е.О. Методы и формы экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Е.О. Кирюшкина // Образование в современном мире: новое время - новые решения. - 2014. - № 1. - С. 355-359.
18. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева., В.Ю. Касаткина - Ярославль: Академия развития, 2014. - 240 с.
19. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей. «Мы». - Азбука экологии [Текст] / Н.Н. Кондратьева. - СПб.: Питер, 2016. - 240 с.
20. Курцева, З.И. Духовно-нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения [Текст] / З.И. Курцева // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 9. — С. 6-9.
21. Лучич, М.В. Детям о природе [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада. / М.В. Лучич. - М.: Просвещение, 2013. - 143 с.
22. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду [Текст] / М.М. Марковская. - М.: Просвещение, 2009. - 144с.
23. Миронов, А.В. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников [Текст] / А.В. Миронов // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 31-36.
24. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] / Л.П. Молодова. - Минск: Вагриус, 2014. - 128 с.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2015. - 456 с.
26. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2015. - 149 с.
27. Николеваева, С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада [Текст] / С.Н. Николаева - М.: Мозайка-синтез, 2014. - 192 с.
28. Пахомов, А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями [Текст] / А.П. Пахомова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №6.
29. Рыжова, Н.Л. Программа «Наш дом - природа» [Текст] / Л.Н. Рыжова. - Блок занятий «Я и Природа». - М.: Линка-пресс, 2016. - 192 с.
30. Рявкина, О. Экологическое воспитание [Электронный ресурс] - URL: http://www.referat.ru/referats/view/19019(дата обращения 28.01.2012)
31. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / О.А. Соломейнникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 122 с.
32. Тюлина, Л.В. Формирование этических норм и представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Тюлина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 24-29.
33. Чижевский, А.Е. Экология у нас дома. Малый экологический практикум [Текст] / А.Е. Чижевский // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - С. 5.
34. Якобсон, С.Г Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 15-19.
35. Ярошевский, Э.Ю. Воспитательное значение народных сказок [Текст] / Э.Ю. Ярошевский // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С.23¬29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ