Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие умений диалогической речи у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования

Работа №99056

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность и характеристика понятий «диалогическая
речь», «диалогические умения» 7
1.2. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи младших школьников 16
1.3. Система дополнительного образования как средство
развития диалогической речи школьников 22
1.4. Развитие умений диалогической речи младших школьников как условие реализации ФГОС НОО 29
1.5. Анализ существующих методик по формированию
диалогической речи детей младшего школьного возраста 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 45
2.1. Выявление исходного уровня развития умений диалогической речи младших школьников 45
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы 58
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89


Речь человека является одним самых из основных показателей его уровня культуры, мышления, интеллекта. Речь возникает в раннем детстве в виде отдельных слов, затем она в процессе знакомства ребёнка с окружающей средой, в процессе обучения разным дисциплинам, обогащается и усложняется.
Актуальность темы исследования. Развитие умений диалогической речи у детей младшего школьного возраста определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и определяется на социально-педагогическом уровне поиском новых способов развития диалоги-ческой речи школьников, в частности в системе дополнительного образования.
Современные программы начальной школы основой обучения считают развитие речи. Этой проблеме всегда уделялось большое внимание, но некоторые вопросы и сегодня продолжают оставаться не до конца решенными. Так, актуальным является совершенствование диалогической речи школьников младшего возраста и в системе дополнительного образования.
Умение вступать в диалог, поддерживать его - одно из важнейших коммуникативных умений, а предварительное диалогическое общение детей при решении учебных заданий, выполнении упражнений оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность, формирует ее, сокращает количество ошибок в письменной речи учащихся.
Многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование.
Для того, чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в ребенке потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Следовательно, педагогам очень важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто связан с предметным обучением в школе, и тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей. В связи с этим, совместная задача педагогов заключается в том, чтобы развивать и закреплять у школьников умение вызвать речевую реакцию собеседника, получая нужную информацию, реагировать на реплики, давать утвердительный или отрицательный ответ, задавать вопросы и отвечать на них, быть инициатором дискуссии, поддерживать и доводить ее до конца.
Обращаясь к актуальности совершенствования диалогической речи младших школьников на научно-теоретическом уровне, следует отметить, что основу теоретических разработок составляют работы таких ученых, как М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская, М. С. Соловейчик и др. Развитию коммуникативных умений посвящены труды К. Д. Ушинского, Н. М. Соколова, В. И. Чернышева.
Вопрос о развитии диалогической речи учащихся младших классов в современной методической литературе разрешается в разных аспектах. В своих работах по развитию речи Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Л. Д. Мали дают методические указания по работе над обогащением словаря учащихся. В. И. Капинос ставит и решает вопросы о культуре речевого развития.
Однако всё же возможности развития умений диалогической речи школьников в системе дополнительного образования изучены недостаточно.
Актуальность развития умений диалогической речи у детей младшего школьного возраста на научно-практическом уровне определяется поиском новых педагогических условий развития.
Всё вышесказанное обусловило проблему исследования: определение наиболее эффективных методических приемов и форм работы по развитию умений диалогической речи детей младшего школьного возраста, используемых в системе дополнительного образования.
Замысел исследования определяет следующая гипотеза: целенаправленная работа по развитию диалогической речи, опирающаяся на комплексную подачу материала по специально разработанной модели, позволит выработать у учащихся умения диалогического общения при решении учебных заданий, что будет способствовать не только развитию речи, но и мышления детей.
Целью исследования является разработка и проверка эффективности модели формирования умений диалогической речи у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по рассматриваемой теме;
2) изучить состояние диалогической речи младших школьников;
3) разработать содержание и способы организации работы по развитию учебной диалогической речи детей в системе дополнительного образования, опираясь на методическую, психологическую литературу;
4) провести опытно-поисковую работу по доступности и эффективности предложенной модели формирования умений диалогической речи.
Объектом исследования является процесс формирования умений диалогической речи младших школьников в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: модель формирования умений диалогической речи у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
В результате исследования сформулированы и выносятся на защиту следующие положения:
1. Диалогическая речь детей младшего школьного возраста может быть сформирована на основе изучения и учета уровней и динамики развития детского диалога, его возрастных особенностей, при использовании специальной системы игр и упражнений.
2. Существенным звеном системы обучения детей диалогической речи является отработка навыков диалогической речи, обеспечивающая более быстрое и устойчивое формирование всех структурных компонентов диалога.
3. Более эффективному развитию умений диалогической речи будет способствовать взаимодействие общеобразовательной школы с системой дополнительного образования.
Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в предложенной модели формирования диалогических умений младших школьников в системе дополнительного образования.
Базой исследования является Тренинговый центр по методикам Васильевой Л. Л. (Международная школа скорочтения и управления информацией Васильевой Л. Л.). (ИП Попп Т. В.).
Респондентами исследования являются учащиеся в возрасте с 7 до 10 лет, обучающиеся по различным программам в разных учебных заведениях города Екатеринбурга, что позволяет получить результаты без привязки к конкретной школьной программе обучения. Учащиеся занимаются в тренинговом центре по программе «Вундеркинд» в группах от 2 до 4 человек.
Структура исследования: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с задачами исследования, в первой главе магистерской диссертации был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей.
В общем виде диалог как форма речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка.
С содержательной стороны диалоги могут существенно отличаться в зависимости от целей и задач, которых стремятся достичь участники, от языковой организации, языкового «наполнения» и других факторов. Выделяют несколько разновидностей диалогической коммуникации: бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры, дискуссия, обсуждение, спор, полемика, диспут, судебное разбирательство, диалог как литературный жанр, пьесы, внутренний диалог с самим собой или с воображаемым собеседником, а также диалог культур, диалог поколений; диалог может быть свободным или вопросно-ответным, информационным и интерпретационным.
В учебном процессе можно встретить такие виды диалогов и формы работы с ними, как диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая беседы, дискуссия.
В проанализированных нами школьных программах уделяется неодинаковое внимание развитию диалогической речи школьников. Но в целом, соответствует возрастным особенностям школьников: вначале дается понятие «диалог», а затем, по мере формирования у учащихся навыков монологической речи, накопления ими опыта общения, развиваются у них навыки и диалогической речи. На этом этапе обучения положительным эффектом, на наш взгляд, будет четкая и слаженная совместная работа всей педагогической системы, в том числе и системы дополнительного образования.
Следовательно, педагогам очень важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто связан с предметным обучением в школе, и тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей.
В связи с этим совместная задача педагогов заключается в том, чтобы развивать и закреплять у школьников умение вызвать речевую реакцию собеседника, получая нужную информацию, реагировать на реплики, давать утвердительный или отрицательный ответ, задавать вопросы и отвечать на них, быть инициатором дискуссии, поддерживать и доводить ее до конца.
Изучив различные подходы именитых ученых к понятию «диалогическая речь», в данной работе мы опираемся на то, что с точки зрения развития диалогической речи необходимо большее внимание уделять умениям передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать, тактично отстаивать свою точку зрения и найти способ уйти от ссоры во время спора.
Для развития умений диалогической речи необходимо: поддерживать у учащихся мотивацию общения; помогать в достижении цели речевой деятельности - воздействие на собеседника; создавать условия и средства для достижения этой цели; формировать умения оперировать способами по достижению цели, а также умений создавать «продукт» речевой деятельности, то есть содержательное умозаключение либо текст.
Во второй главе выпускной квалификационной работы была проведена входная диагностика умений диалогической речи у детей младшего школьного возраста. Диагностика явилась прекрасной основой для разработки содержания и способов организации работы по развитию умений учебной диалогической речи.
Опытно-экспериментальной базой исследования развития умений диалогической речи является Тренинговый центр по методикам Васильевой Л. Л. (Международная школа скорочтения и управления информацией Л. Л. Васильевой). (ИП Попп Т. В.).
С целью проверки рабочей гипотезы нами было организовано опытно-поисковая работа, которая проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
С целью диагностирования умений диалогической речи у детей младшего школьного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы автором разработана система критериев, которая в дальнейшем послужила основной для разработки модели. При выявлении уровня умений диалогической речи младших школьников произведен анализ каждого из критериев.
В результате диагностики исходного уровня развития диалогической речи у 2 обучающихся (13% от общего количества обучаемых) уровень умений оказался высоким, у 8 учеников (53%) - средним, у 5 учеников (33%) - низким.
Таким образом, был сделан вывод о том, что полученные результаты свидетельствуют о необходимости специально организованной работы с данной группой школьников по развитию умений диалогической речи в системе дополнительного образования, что помогает детям адаптироваться к основной школьной нагрузке.
В процессе работы над развитием умений диалогической речи автором исследования была представлена модель формирования диалогических умений у детей младшего школьного возраста. Данная модель определяет комплексный подход работы по трем блокам: работа с детьми, педагогическая среда и работа с родителями. Взаимодействие в трех направлениях позволяет повысить эффективность развития диалогической речи.
После проведенной работы по предложенной модели по формированию умений диалогической речи с детьми младшего школьного возраста, показатели улучшились. В группе школьников на контрольном этапе опытно-поисковой работы число обучающихся, имеющих высокий уровень, возросло с 13% до 27%, имеющих средний уровень увеличилось с 53% до 73%. При этом количество школьников, имеющих низкий уровень, составляет 0%.
Опытно-поисковое исследование, проведенное с целью проверки выдвинутой гипотезы, показало, что за время работы с детьми на базе тренингового центра уровень развития диалогической речи у обучающихся стал значительно выше, так как была проведена систематическая работа по всем трем блокам предложенной модели. Отметим также, что предлагаемая модель корректно вписалась в структурированные уроки по методике Л. Л. Васильевой.
Таким образом, наша рабочая гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута.



1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : Просвещение, 2001. - 284с.
3. Архипова, Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе [Текст] / Е. В. Архипова // Начальная школа. - 2000. - №4. - С.35-39.
4. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст]: монография / В. А. Беликов. - М. : Академия Естествознания. - 2010. - 340 с.
5. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст] / О. А. Бизикова. М. : Скрипторий 2003, 2008. - 136 с.
6. Бобровская, Г. В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] / Г. В. Бобровская // Начальная школа. - 2003. - №4. - С.47-51.
7. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - С-Пб. : Питер, 2000. - 298 с.
8. Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников [Текст] / Ю. О. Бронникова // Начальная школа. - 2003. - №10. - С.41-44.
9. Бунеева, Е. В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования [Текст] / Е. В. Бунеева. - М. : Баласс, 2009. - 208с.
10. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи [Текст] : учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д : Изд-во Феникс, 2008. - 537 с.
11. Верещагин, Е. М. Язык и культура [Текст] / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М. : Русский язык, 1991. - 284 с.
12. Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий : Варианты речевого поведения [Текст] / Т. Г. Винокур. - М. : Знание, 2009. - 228 с.
13. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. Спб. : Союз, 1997. - 224 с.
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2001. - 115 с.
15. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо-Пресс, 2002. - 1008 с.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 2003. - 198 с.
17. Гершунский, Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония, знания и веры [Текст] / Б.С. Гершунский. - М. : Московский психолого-социальный ин-т, 1997. - 120 с.
18. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] : Учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 272 с.
19. Гольдин, В.Е. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для студентов - нефилологов по направлению «Филология» / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина, М. Я. Ягубова; под ред. О. Б. Сиротининой: Сарат. гос. ун-т им. И. Г. Чернышевского. - М. : Эдиториал УРСС, 2002. - 211 с.
20. Жинкин, Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Знание, 1982. - 198 с.
21. Запорожец, И. В. Культура речи [Текст] / И. В. Запорожец // Начальная школа. - 2003. - №5. - С. 38-39.
22. Карасик, В. И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс [Текст] : монография / В. И. Карасик. - М. : Гнозис, 2004. - 389 с.
23. Колтунова, М. В. Конвенции как прагматический фактор диалогического общения [Текст] / М.В. Колтунова // Вопросы языкознания. - 2004.
-№ 6. - С. 100-115.
24. Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге [Текст] : кн. для учителя / С. Ю. Курганов. - М. : Просвещение, 2009. - 127 с.
25. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление [Текст] / Г. М. Кучинский.
-Мн. : Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 2000. - 190 с.
26. Кучинский, Г. М. Психология внутреннего диалога [Текст] / Г. М. кучинский. - Минск : Университетское, 2008. - 304 с.
27. Ладыженская, Т. А. Детская риторика. 3 класс [Текст] / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И.Сорокина; под ред. Т. А. Ладыженской. - М. : ЮВЕНТА, - 2015. - 65 с.
28. Ладыженская, Т. А. Обучение связной речи в школе [Текст] / Т. А. Ладыженская // Методы обучения в современной школе : сб. ст. / гл. ред. Н. И. Кудряшова. - Москва, 1983. - С.8-25
29. Ладыженская, Т. А. Речевые секреты: книга для учителя начальных классов [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : Просвящение, 1992. - 144 с.
30. Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : Педагогика, 2005. - 210с.
31. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2001. - 114 с.
32. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. - 448 с.
33. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] : словарь / гл.ред. В. Н. Ярцевой. М. : Советская энциклопедия, 1990. - 682 с.
34. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] / М. Р. Львов. - М. : Педагогика, 2002. - 248 с.
35. Негневицкая, Е. И. Язык и дети [Текст] / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. - М.: Наука, 1981 - 111 с.
36. Немов, Р. С. Психология образования [Текст] / Р. С. Немов. - М. Просвещение: ВЛАДОС, 2001 - 496 с.
37. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н. В. Новотворцева - Ярославль : Гринго,2015. - 236с.
38. Пассов, Е.И. Диалог культур: социальный и образовательный аспекты [Текст] / Е.И. Пассов // Мир русского слова. - 2001. - № 2. - С. 14-18.
39. Рождественская, Р. Л. Формирование культуры речевого поведения на уроках русского языка как средство социализации младших школьников [Текст] / Р. Л. Рождественская // Проблемы и перспективы дошкольного и начального образования: современный научный поиск: материалы между- нар. науч.-практической конф., посвящ. 35-летию факультета педагогики и психологии (Курск, 21-22 ноября 2013 г.) / гл.ред. С. А. Сеина. - Курск: Курск.гос. ун-т, 2013. - С 138-144.
40. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М. : 2001. - 399 с.
41. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин. - М. : Просвещение, 2003. - 174 с.
42. Соловейчик, М. С. Первые шаги в изучении языку и речи [Текст] / М. С. Соловейчик. - М. : Изд-во «Флинта», 2000. - 264 с.
43. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах [Текст]: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; под ред. М.С. Соловейчик. - 3-еизд. - М. : Издательский центр «Академия», 1997. - 383 с.
44. Спиваковская, А. С. Игра - это серьёзно [Текст] / А. С. Спиваковская. - М. : Просвещение, 1991. - 179 с.
45. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст] / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. - Томск : Пеленг, 2001. - 197 с.
46. Шахнарович, А. М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся [Текст] / А. М. Шахнарочив // Актуальные проблемы развития речи учащихся: сб. ст. / гл.ред. А. П. Еремеева. - Москва, 2001. - С. 52-59.
47. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л. В. Щерба. - Изд-во : Едиториал УРСС, 2004. - 432 с.
48. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Тривола. - 1994. - 368 с.
49. Языкознание. Большой энциклопедический словарь [Текст] // гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.
50. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2000. - 235 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ