Формирование целостной картины мира у младших школьников на уроках «Окружающий мир»
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 11
1.1. Сущность и содержание понятия «целостная картина мира» 11
1.2. Особенности формирования целостной картины мира у
младших школьников на уроках окружающего мира 17
1.3. Педагогические условия формирования целостной
картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира.. 30
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 40
2.1. Цели, задачи, методика проведения констатирующего эксперимента 40
2.2. Экспериментальная работа по формированию целостной
картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира.. 51
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 63
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 127
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 11
1.1. Сущность и содержание понятия «целостная картина мира» 11
1.2. Особенности формирования целостной картины мира у
младших школьников на уроках окружающего мира 17
1.3. Педагогические условия формирования целостной
картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира.. 30
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 40
2.1. Цели, задачи, методика проведения констатирующего эксперимента 40
2.2. Экспериментальная работа по формированию целостной
картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира.. 51
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 63
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 127
Актуальность исследования. Реформирование и инновационные преобразования всех ступеней современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами, связанными, прежде всего, с формированием личности обучающегося - целеустремленной, самостоятельной, мобильной, способной к восприятию и осмыслению целостной картины мира.
Среди требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, выделяется не только опыт деятельности по получению нового знания, специфической для конкретных предметных областей, по его преобразованию и применению, но и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной целостной научной картины мира.
Кроме того, в ФГОС НОО идет речь об использовании элементов интеграции в образовательном процессе современной начальной школы. Интегрированный подход обеспечивает младшим школьникам возможность изучения окружающего мира во всем его многообразии с привлечением знаний из различных областей. В процессе интегрированного обучения знания учащихся приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность их познавательных интересов.
До последнего времени традиционное разделение обучения в начальной школе на автономные учебные дисциплины приводило к тому, что знания оставались искусственно расчленными сведениями из разных предметных областей. Результатом этого Н.Г. Медведева и Н.Л. Шеховская считают отсутствие у младших школьников целостного восприятия и учебного материала, и картины окружающего мира, несмотря на то, что младший школьный возраст является сенситивным для «целостного схватывания реальности».
Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой личностного становления ребенка. По мере ее формирования происходят качественные изменения сознания и личности в целом, совершенствуется способность более полно и глубоко понимать окружающий мир, и свое место в нем. Целостную картину мира можно считать своеобразной системой координат, которая определяет активность, жизненные приоритеты личности, направленность деятельности.
Исследовательская категория «целостная картина мира» представляет интерес для многих областей научного познания: философии, истории, культурологии, филологии, психологии, этнологии и др. Общим в понимании целостной картины мира является ее трактовка как результата осмысления и чувственно-эмоциональной оценки человеком окружающей действительности, причем такого осмысления, которое позволяет ему обрести гармонию с миром, понимать свое место в нем (Р. Редфилд, В.В. Сериков, В.М. Симонов и др.).
В.В. Рубцов, В.М. Симонов, С.П. Курдюмов, В.А. Балханов, Г.П. Щедровицкий и другие исследователи утвердили подход к изучению категории «картина мира» с позиции целостности.
В рамках психологической школы А.Н. Леонтьева изучение картины мира нашло отражение в концепции «образа мира», а в исследованиях Дж. Брунера, Л.О Выготского, Ж. Пиаже, ОЛ. Рубинштейна и др. были выделены интегральные психологические характеристики человека, влияющие на процесс становления у него картины мира.
На протяжении развития педагогической науки в поле исследовательского интереса ученых попадали различные аспекты изучаемой проблемы: формирование целостной картины мира у ребенка на начальной ступени обучения в педагогической системе К.Д. Ушинского (Н.Г. Медведева); обоснование основ категориального видения картины мира и эволюции мировоззрения детей дошкольного возраста (И.Э. Куликовская); особенности мировосприятия школьников на интегрированных занятиях искусством (Н.П. Шишлянникова); характеристики и специфика формирования естественнонаучной картины мира (Л.И. Бурова); формирование личностной информационной картины мира школьников с использованием компьютерных технологий (И.А. Кузибецкий) и др.
Согласно мнению большинства исследователей, среда и воспитание выступают в качестве ключевых, универсальных факторов формирования целостной картины мира, поэтому данный процесс может быть охарактеризован как происходящее во времени изменение способа взаимодействия личности со средой, обусловленное возрастанием ее субъектности.
Однако, в теории образования и образовательной практике остаются недостаточно исследованными и обоснованными педагогические условия формирования целостной картины мира на этапе начального школьного обучения.
В контексте вышесказанного, формирование целостной картины мира, а также оценочного, эмоционального отношения к нему выступают как важнейшие линии развития личности обучающихся начальной школы. Важное место в данном процессе занимает дисциплина «Окружающий мир».
Дидактическое и методическое обеспечение преподавания предмета «Окружающий мир» исследовано и обосновано З.А. Клепининой, Г.Н. Аквилевой, А.А. Румянцевой, А.А. Плешаковым и др. Несмотря на достаточную изученность указанной проблематики, формирование целостной картины мира у младших школьников в контексте изучения окружающего мира имеет ряд нерешенных вопросов. Это определяет актуальность исследования, которая послужила основанием для определения темы исследования.
Проблема нашего исследования обусловлена противоречием между необходимостью своевременного формирования целостной картины мира у младших школьников и недостаточной разработанностью теории и практики ее решения на уроках окружающего мира.
Цель исследования - выявление и теоретическое обоснование педагогических условий осуществления процесса формирования целостной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования - процесс обучения предмету «окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования целостной картины мира у обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования заключалась в предположениях о том, что формирование целостной картины мира у младших школьников будет проходить более успешно при реализации педагогический условий:
• освоением причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.) посредством исследований и опытов (экспериментирование);
• освоением родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.) через коллекционирование (классификация);
• освоением пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране) посредством «путешествия по карте».
Для достижения цели исследования и проверки положений гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «целостная картина мира» и особенности процесса ее формирования у младших школьников.
2. Выявить педагогические условия, обеспечивающие формирование целостной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира с учетом их возрастных особенностей и предметного содержания дисциплины.
3. Разработать диагностические показатели, критерии, материалы для выявления уровня сформированности целостной картины мира у младших школьников.
4. Экспериментально проверить результативность условий формирования целостной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира.
5. Разработать содержание уроков окружающего мира, включающих познавательную и самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепции целостной картины мира как единства мифологической, философской, религиозной, научной картин мира (В.А. Балханов, С.Э. Крапивенский, И.Э. Куликовская, А.Б. Невелев, Д.А. Синянский и др.);
- концепция содержания современного образования, как обусловленного всеобщей интеграцией, осознанием единства мира (М.Н. Берулава, Т.Г. Браже, В.С. Ильин, В.В. Краевский, С.В. Тарасов, В. Фоменко, Н.П. Шишлянникова и др.);
- теории систем (С.И. Архангельский, И.В. Блауберг, А. Холл, В.Н. Садовский, Ю.В. Чайковский и др.);
- психологические и педагогические теории возрастного развития, в контексте которых младший школьный возраст рассматривается как период всестороннего познания окружающего мира, и раскрытия потенциальных возможностей ребёнка (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.);
- концепция педагогической интеграции в системе экологического образования (И.Д. Зверев, Б.Д. Комиссарова, Е.Н. Степанян и др.).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, педагогический эксперимент, анализ поисковой и игровой деятельности детей, статистическая обработка экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Грязновской средней общеобразовательной школе ГО Богданович Свердловской области. В исследовании принимали участие учащиеся 3 «а» и 3 «б» класса. В исследовании участвовало 14 человек - 3 «а», и 14 человек 3 «б» класса.
Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшем теоретическом осмыслении научных представлений о формировании целостной картины мира у обучающихся младшего школьного возраста как о специфическом способе восприятия мира, влияющем на жизнедеятельность индивида; в изучении возможностей интегрированного подхода к изучению дисциплины «Окружающий мир» для формирования у учащихся целостной картины мира.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования диагностических материалов и разработанного содержания уроков окружающего мира (в соответствии с ФГОС) в педагогической практике начальной школы. Универсальный характер полученных результатов и выводов исследования позволяет использовать их в процессе формирования целостной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира.
Научная новизна исследования: уточнено содержания базовых понятий - «целостность» и «картина мира», с точки зрения обобщенной системы знаний, представлений о мире и эмоционально-ценностного отношения человека к миру, выполняющих функцию ориентировочной основы действий личности; определен комплекс необходимых дидактических условий успешного формирования целостной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира; обоснована необходимость использования самостоятельной исследовательской и экспериментальной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира для формирования у них целостной картины мира.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основываясь на теоретическом и практическом анализе литературы формирование целостной картины мира у младших школьников представляет собой процесс развития личности обладающей комплексом знаний и представлений об окружающем мире, может быть обеспечено спецификой курса «Окружающий мир», которая состоит в интегрировании природоведческих, обществоведческих, исторических знаний и представлении обучающимся материала естественных и социально - гуманитарных наук, необходимого для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Содержание учебного материала, виды и формы работы, ориентированные на формирование целостной картины мира у младших школьников, должны быть подобраны с учетом следующих условий: освоение причинно-следственных связей и отношений; освоение родовидовых (иерархических) отношений; освоение пространственных схем и отношений.
2. Сформированность целостной картины мира младших школьников оценивается по специально разработанной критериальной системе включающей качественную характеристику показателей каждого критерия: когнитивный - (целостность, интегрированность, категоризация) включающие в себя представления о мире, знаковые системы, отражающие мир, формирующиеся в общую схему картины мира, владения понятиями, описывающими картину мира, ее осознанность; ценностно-смысловой - оценка явлений действительности, суждение о значимости мира; операционно-деятельностный - применение знаний для описания картины мира, умение интегрировать знания, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.
3. Проведение экспериментального исследования позволило проверить эффективность условий формирования целостной картины мира у младших школьников. На протяжении формирующего эксперимента мы руководствовались принципом непрерывной помощи обучающимся в осмыслении собственного опыта, приобретенного в самостоятельной исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. В этом случае у школьников появлялись вопросы, порождаемые так называемыми «островками незнания» и требующие уточнения, разъяснения, самостоятельного поиска ответа или вариантов ответов. Это становилось основой для закрепления у учащихся привычки осмысливать и объяснять результаты собственного восприятия и приобретаемого опыта познания. Практическая деятельность младших школьников по изучению окружающего мира становилась более самостоятельной, осознанной.
Условие стимулирования познавательной активности учащихся и включения в исследовательскую деятельность подразумевала форму партнерской деятельности педагог - ученик и ученик - ученик (работа в парах), где демонстрировались образцы исследовательской деятельности, а учащиеся получали возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы из 80 наименований и приложения.
Среди требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, выделяется не только опыт деятельности по получению нового знания, специфической для конкретных предметных областей, по его преобразованию и применению, но и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной целостной научной картины мира.
Кроме того, в ФГОС НОО идет речь об использовании элементов интеграции в образовательном процессе современной начальной школы. Интегрированный подход обеспечивает младшим школьникам возможность изучения окружающего мира во всем его многообразии с привлечением знаний из различных областей. В процессе интегрированного обучения знания учащихся приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность их познавательных интересов.
До последнего времени традиционное разделение обучения в начальной школе на автономные учебные дисциплины приводило к тому, что знания оставались искусственно расчленными сведениями из разных предметных областей. Результатом этого Н.Г. Медведева и Н.Л. Шеховская считают отсутствие у младших школьников целостного восприятия и учебного материала, и картины окружающего мира, несмотря на то, что младший школьный возраст является сенситивным для «целостного схватывания реальности».
Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой личностного становления ребенка. По мере ее формирования происходят качественные изменения сознания и личности в целом, совершенствуется способность более полно и глубоко понимать окружающий мир, и свое место в нем. Целостную картину мира можно считать своеобразной системой координат, которая определяет активность, жизненные приоритеты личности, направленность деятельности.
Исследовательская категория «целостная картина мира» представляет интерес для многих областей научного познания: философии, истории, культурологии, филологии, психологии, этнологии и др. Общим в понимании целостной картины мира является ее трактовка как результата осмысления и чувственно-эмоциональной оценки человеком окружающей действительности, причем такого осмысления, которое позволяет ему обрести гармонию с миром, понимать свое место в нем (Р. Редфилд, В.В. Сериков, В.М. Симонов и др.).
В.В. Рубцов, В.М. Симонов, С.П. Курдюмов, В.А. Балханов, Г.П. Щедровицкий и другие исследователи утвердили подход к изучению категории «картина мира» с позиции целостности.
В рамках психологической школы А.Н. Леонтьева изучение картины мира нашло отражение в концепции «образа мира», а в исследованиях Дж. Брунера, Л.О Выготского, Ж. Пиаже, ОЛ. Рубинштейна и др. были выделены интегральные психологические характеристики человека, влияющие на процесс становления у него картины мира.
На протяжении развития педагогической науки в поле исследовательского интереса ученых попадали различные аспекты изучаемой проблемы: формирование целостной картины мира у ребенка на начальной ступени обучения в педагогической системе К.Д. Ушинского (Н.Г. Медведева); обоснование основ категориального видения картины мира и эволюции мировоззрения детей дошкольного возраста (И.Э. Куликовская); особенности мировосприятия школьников на интегрированных занятиях искусством (Н.П. Шишлянникова); характеристики и специфика формирования естественнонаучной картины мира (Л.И. Бурова); формирование личностной информационной картины мира школьников с использованием компьютерных технологий (И.А. Кузибецкий) и др.
Согласно мнению большинства исследователей, среда и воспитание выступают в качестве ключевых, универсальных факторов формирования целостной картины мира, поэтому данный процесс может быть охарактеризован как происходящее во времени изменение способа взаимодействия личности со средой, обусловленное возрастанием ее субъектности.
Однако, в теории образования и образовательной практике остаются недостаточно исследованными и обоснованными педагогические условия формирования целостной картины мира на этапе начального школьного обучения.
В контексте вышесказанного, формирование целостной картины мира, а также оценочного, эмоционального отношения к нему выступают как важнейшие линии развития личности обучающихся начальной школы. Важное место в данном процессе занимает дисциплина «Окружающий мир».
Дидактическое и методическое обеспечение преподавания предмета «Окружающий мир» исследовано и обосновано З.А. Клепининой, Г.Н. Аквилевой, А.А. Румянцевой, А.А. Плешаковым и др. Несмотря на достаточную изученность указанной проблематики, формирование целостной картины мира у младших школьников в контексте изучения окружающего мира имеет ряд нерешенных вопросов. Это определяет актуальность исследования, которая послужила основанием для определения темы исследования.
Проблема нашего исследования обусловлена противоречием между необходимостью своевременного формирования целостной картины мира у младших школьников и недостаточной разработанностью теории и практики ее решения на уроках окружающего мира.
Цель исследования - выявление и теоретическое обоснование педагогических условий осуществления процесса формирования целостной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования - процесс обучения предмету «окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования целостной картины мира у обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования заключалась в предположениях о том, что формирование целостной картины мира у младших школьников будет проходить более успешно при реализации педагогический условий:
• освоением причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.) посредством исследований и опытов (экспериментирование);
• освоением родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.) через коллекционирование (классификация);
• освоением пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране) посредством «путешествия по карте».
Для достижения цели исследования и проверки положений гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «целостная картина мира» и особенности процесса ее формирования у младших школьников.
2. Выявить педагогические условия, обеспечивающие формирование целостной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира с учетом их возрастных особенностей и предметного содержания дисциплины.
3. Разработать диагностические показатели, критерии, материалы для выявления уровня сформированности целостной картины мира у младших школьников.
4. Экспериментально проверить результативность условий формирования целостной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира.
5. Разработать содержание уроков окружающего мира, включающих познавательную и самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепции целостной картины мира как единства мифологической, философской, религиозной, научной картин мира (В.А. Балханов, С.Э. Крапивенский, И.Э. Куликовская, А.Б. Невелев, Д.А. Синянский и др.);
- концепция содержания современного образования, как обусловленного всеобщей интеграцией, осознанием единства мира (М.Н. Берулава, Т.Г. Браже, В.С. Ильин, В.В. Краевский, С.В. Тарасов, В. Фоменко, Н.П. Шишлянникова и др.);
- теории систем (С.И. Архангельский, И.В. Блауберг, А. Холл, В.Н. Садовский, Ю.В. Чайковский и др.);
- психологические и педагогические теории возрастного развития, в контексте которых младший школьный возраст рассматривается как период всестороннего познания окружающего мира, и раскрытия потенциальных возможностей ребёнка (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.);
- концепция педагогической интеграции в системе экологического образования (И.Д. Зверев, Б.Д. Комиссарова, Е.Н. Степанян и др.).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, педагогический эксперимент, анализ поисковой и игровой деятельности детей, статистическая обработка экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Грязновской средней общеобразовательной школе ГО Богданович Свердловской области. В исследовании принимали участие учащиеся 3 «а» и 3 «б» класса. В исследовании участвовало 14 человек - 3 «а», и 14 человек 3 «б» класса.
Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшем теоретическом осмыслении научных представлений о формировании целостной картины мира у обучающихся младшего школьного возраста как о специфическом способе восприятия мира, влияющем на жизнедеятельность индивида; в изучении возможностей интегрированного подхода к изучению дисциплины «Окружающий мир» для формирования у учащихся целостной картины мира.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования диагностических материалов и разработанного содержания уроков окружающего мира (в соответствии с ФГОС) в педагогической практике начальной школы. Универсальный характер полученных результатов и выводов исследования позволяет использовать их в процессе формирования целостной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира.
Научная новизна исследования: уточнено содержания базовых понятий - «целостность» и «картина мира», с точки зрения обобщенной системы знаний, представлений о мире и эмоционально-ценностного отношения человека к миру, выполняющих функцию ориентировочной основы действий личности; определен комплекс необходимых дидактических условий успешного формирования целостной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира; обоснована необходимость использования самостоятельной исследовательской и экспериментальной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира для формирования у них целостной картины мира.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основываясь на теоретическом и практическом анализе литературы формирование целостной картины мира у младших школьников представляет собой процесс развития личности обладающей комплексом знаний и представлений об окружающем мире, может быть обеспечено спецификой курса «Окружающий мир», которая состоит в интегрировании природоведческих, обществоведческих, исторических знаний и представлении обучающимся материала естественных и социально - гуманитарных наук, необходимого для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Содержание учебного материала, виды и формы работы, ориентированные на формирование целостной картины мира у младших школьников, должны быть подобраны с учетом следующих условий: освоение причинно-следственных связей и отношений; освоение родовидовых (иерархических) отношений; освоение пространственных схем и отношений.
2. Сформированность целостной картины мира младших школьников оценивается по специально разработанной критериальной системе включающей качественную характеристику показателей каждого критерия: когнитивный - (целостность, интегрированность, категоризация) включающие в себя представления о мире, знаковые системы, отражающие мир, формирующиеся в общую схему картины мира, владения понятиями, описывающими картину мира, ее осознанность; ценностно-смысловой - оценка явлений действительности, суждение о значимости мира; операционно-деятельностный - применение знаний для описания картины мира, умение интегрировать знания, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.
3. Проведение экспериментального исследования позволило проверить эффективность условий формирования целостной картины мира у младших школьников. На протяжении формирующего эксперимента мы руководствовались принципом непрерывной помощи обучающимся в осмыслении собственного опыта, приобретенного в самостоятельной исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. В этом случае у школьников появлялись вопросы, порождаемые так называемыми «островками незнания» и требующие уточнения, разъяснения, самостоятельного поиска ответа или вариантов ответов. Это становилось основой для закрепления у учащихся привычки осмысливать и объяснять результаты собственного восприятия и приобретаемого опыта познания. Практическая деятельность младших школьников по изучению окружающего мира становилась более самостоятельной, осознанной.
Условие стимулирования познавательной активности учащихся и включения в исследовательскую деятельность подразумевала форму партнерской деятельности педагог - ученик и ученик - ученик (работа в парах), где демонстрировались образцы исследовательской деятельности, а учащиеся получали возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы из 80 наименований и приложения.
Проведенное теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа подтвердили исходную гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы теоретического и практического характера:
1. Целостная картина мира - это система образов и связей между ними, представлений о мире и месте человека в нем, о взаимоотношениях человека с действительностью, о своей роли и месте в мире, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях. Целостная картина мира - это результат целостного осмысления действительности, которая в значительной степени является основой развития личности, мировоззренческих установок в условиях информационного общества, определяется познавательными процессами и ценностями окружающего мира. Дополнение и обогащение человеком собственной картины мира способствует более эффективной деятельности, открытости к новому.
2. Целостная картина мира младшего школьника представляет собой полное и глубокое восприятие, понимание окружающего мира, с отведением себе в нем определенного осознанного места и осознанием полезности собственной деятельности для его сохранения и улучшения.
3. Формирование целостной картины мира определяется когнитивным, ценностно-смысловым и операционно-деятельностным критериями. Когнитивный критерий характеризуется представлениями о мире; знаковыми системами, отражающими мир, формированием общей схемы картины мира; владением понятиями, описывающими картину мира; осознанностью, актуализированностью. Ценностно-смысловой критерий характеризуется наличием суждений о значимости мира для познающего субъекта. Операционно-деятельностный критерий характеризуется умением субъекта интегрировать знания, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. При формировании целостной картины мира у младших школьников необходимо учитывать их возрастные особенности. В данном возрастном периоде значительно возрастает объем и качество познавательной деятельности, самостоятельности, когнитивных процессов, от которой зависит успешное формирование целостной картины мира у младших школьников.
4. Для организации процесса формирования целостной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира необходимо опираться на самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, в которой не только расширяются и углубляются знания об окружающем мире, но и формируется ценностное отношение к нему, а также накапливается опыт активной самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.
5. Педагогическими условиями, обеспечивающими формирование целостной картины мира у младших школьников, являются: использование возможностей межпредметной интеграции при освоением причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.) посредством исследований и опытов (экспериментирование); освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.) через коллекционирование (классификация); освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране) посредством «путешествия по карте».
6. Самостоятельная познавательная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира, как средство формирования целостной картины мира, помогает усвоить качества предметов и явлений окружающего мира и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения; формирует мотивацию к познанию; расширяет и обогащают знания, утверждают их познавательные интересы. В связи с этим мыслительная деятельность проявляется активнее, ответы учащихся становятся более развернутыми, логичными, обоснованными, в знаниях появляется систематичность.
Таким образом, на основе проведенного теоретического и экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что задачи исследования решены, а положения гипотезы в целом подтвердились.
1. Целостная картина мира - это система образов и связей между ними, представлений о мире и месте человека в нем, о взаимоотношениях человека с действительностью, о своей роли и месте в мире, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях. Целостная картина мира - это результат целостного осмысления действительности, которая в значительной степени является основой развития личности, мировоззренческих установок в условиях информационного общества, определяется познавательными процессами и ценностями окружающего мира. Дополнение и обогащение человеком собственной картины мира способствует более эффективной деятельности, открытости к новому.
2. Целостная картина мира младшего школьника представляет собой полное и глубокое восприятие, понимание окружающего мира, с отведением себе в нем определенного осознанного места и осознанием полезности собственной деятельности для его сохранения и улучшения.
3. Формирование целостной картины мира определяется когнитивным, ценностно-смысловым и операционно-деятельностным критериями. Когнитивный критерий характеризуется представлениями о мире; знаковыми системами, отражающими мир, формированием общей схемы картины мира; владением понятиями, описывающими картину мира; осознанностью, актуализированностью. Ценностно-смысловой критерий характеризуется наличием суждений о значимости мира для познающего субъекта. Операционно-деятельностный критерий характеризуется умением субъекта интегрировать знания, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. При формировании целостной картины мира у младших школьников необходимо учитывать их возрастные особенности. В данном возрастном периоде значительно возрастает объем и качество познавательной деятельности, самостоятельности, когнитивных процессов, от которой зависит успешное формирование целостной картины мира у младших школьников.
4. Для организации процесса формирования целостной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира необходимо опираться на самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, в которой не только расширяются и углубляются знания об окружающем мире, но и формируется ценностное отношение к нему, а также накапливается опыт активной самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.
5. Педагогическими условиями, обеспечивающими формирование целостной картины мира у младших школьников, являются: использование возможностей межпредметной интеграции при освоением причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.) посредством исследований и опытов (экспериментирование); освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.) через коллекционирование (классификация); освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране) посредством «путешествия по карте».
6. Самостоятельная познавательная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира, как средство формирования целостной картины мира, помогает усвоить качества предметов и явлений окружающего мира и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения; формирует мотивацию к познанию; расширяет и обогащают знания, утверждают их познавательные интересы. В связи с этим мыслительная деятельность проявляется активнее, ответы учащихся становятся более развернутыми, логичными, обоснованными, в знаниях появляется систематичность.
Таким образом, на основе проведенного теоретического и экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что задачи исследования решены, а положения гипотезы в целом подтвердились.
Подобные работы
- ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования у младших школьников универсальных учебных действий на уроках «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологических представлений у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6980 р. Год сдачи: 2021 - Формирование экологической грамотности младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВОСПРИНИМАТЬ ЖИВОПИСНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ-БЕСЕДАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Эстетическое воспитание младших школьников на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



