Управление качеством экологического образования в дошкольной образовательной организации в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1 Критерии и показатели качества экологического
образования 10
1.2 Теоретические основы управления качеством
экологического образования в системе дошкольного образования 22
1.3 Педагогические условия повышения качества
экологического образования в ДОО 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ С ЦЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО 39
2.1 Педагогические условия обеспечивающие качества
экологического образования 39
2.2 Управленческое воздействие на показатели качества
экологического образования 47
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-поисковой
работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются начальные этапы экологической культуры и сознания.
Дошкольник знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее или через практическую деятельность во время прогулок. Непосредственное общение с природой насыщает эмоциональное восприятие ребенка яркими впечатлениями.
Этот процесс будет более эффективным при условии, что взрослые, которые воспитывают ребенка, сами обладают экологической культурой: способны доступно показать и рассказать ребенку о прекрасном мире природы, а также понимают и беспокоятся по их поводу.
Правильно воспитать маленького человека, и приобщить его к природе может лишь тот взрослый человек, который в полной степени обладает экологической культурой.
Воспитатель, который прошел хорошую экологическую подготовку в учебном заведении, является носителем экологической культуры. Он знает и понимает всю ситуацию страны, планеты, знает природу своего региона. Так же окончив учебное заведение, он владеет методикой развития у дошкольника основ экологической культуры.
Педагог должен обрести общее широкое представление о природе, процессах, происходящих в ней, взаимодействии человека с ней [2, с 27].
Экологическая образованность педагога может выступать мерой его ценностных ориентации в нравственных, эстетических, интеллектуальных устремлениях [2, с 27].
В связи с многочисленными экологическими проблемами в стране и мире перед педагогической теорией и практикой встает большая задача - воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе.
Задачами экологического образования в ДОУ являются:
1. развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.
2. развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе
3. развитие положительного опыта эмоционально - чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.
4. развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.
Для ознакомления и обучения детей специалистами разработаны программы по экологическому образованию дошкольников, учебно-наглядные пособия и методическая литература, способствующие созданию и реализации воспитательно - образовательных моделей, направленных на формирование начал экологической культуры.
Методическое сопровождение педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников - это система мероприятий, направленная на совершенствование профессиональной компетентности педагогов Дошкольной Образовательной Организации (далее - ДОО) в области реализации задач экологического образования дошкольников.
За много лет система образования в России претерпела значительные изменения, в связи с этим в образовательный процесс вошел новый Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС). В новом ФГОС ДО большое и значительное внимание уделяется развитию личностных качеств ребенка, то есть целевых ориентиров, которые формируются, в том числе, через экологическое образование ребенка. Вместе с тем ФГОС подразумевает формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры. В свою очередь, экологическая культура - это личная ответственность каждого отдельного человека за состоянием окружающей среды.
Элементы экологической культуры:
• экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
• экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
• экологическое чувствование - эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
• экологические знания - отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
• экологическое отношение - действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.
Стандарт «говорит» о том, что новое поколение должно бережно относиться к природе, и объективно смотреть на хозяйственную деятельность человека. Такие навыки и предполагает экологическое образование в дошкольном образовании.
Определения понятия экологического образования существует множество. Рассмотрим некоторые из них. Например, В.Б. Калинин считает, что экологическое образование подразумевает в себе обучение и воспитание для решения социально-экологических проблем, деятельное стремление жить в гармонии с людьми и природой, чтобы обеспечить лучшее качество жизни не только себе, но и будущим поколениям. Ведь качество жизни - полнота бытия - зависит от состояния окружающей среды, от решения экологических проблем [30, с 10].
По мнению С.И Колесникова экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса - уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации [11, с 15].
А.В. Миронов говорит о том, что это понятие как формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы [14, с 20].
Л.В. Моисеева дает экологическому образованию следующее определение: «Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью» [14, с 50].
На наш взгляд самое точное и верное определение экологическому образованию дает именно Л.В. Моисеева, исходя из него можно сказать, что экологическое образование - это процесс обучения детей дошкольного возраста к ответственному отношению к окружающей его социально-природной среде и конечно же здоровью.
Если сформировать всевозможные достижения в общении с природой то получится так: «Дошкольник задает вопросы сверстникам и взрослым, проявляет любознательность, выясняет причинно-следственными связями, любит наблюдать за природой и животными, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, любит экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
Экологическое воспитание - это воздействие на личность. Оно создает систему целей и ценностей, мотивации и оценки деятельности. Эта система направлена на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у взрослых и детей.
Актуальность нашего исследования объясняется тем, что экологическое образование ребенка начинается в дошкольном возрасте и имеет большое значение, потому что является фундаментальной основой развития экологической культуры личности. В основном в дошкольном возрасте закладываются основы развития психологических процессов, а современные воспитатели не в полной мере понимают значимость экологического воспитания детей, о том, как ребенок относиться к природе, и есть ли у него осознание бережного отношения к природе, и понимает ли он то, что природу нужно беречь и охранять. Были введены ФГОС ДО и они нужны для того, чтобы выдвигать определенные требования к осуществлению образовательной деятельности. ФГОС способствуют множеству решений проблем через воспитание ответственного за свои действия перед природой человека.
Управление качеством образования - это особое управление, направленное на достижение не любых, а вполне определенных, заранее спрогнозированных и точных результатов образования.
В управлении экологическим образованием важны три аспекта: организация эколого-развивающей среды, развитие экологической культуры и эколого-педагогической компетенции воспитателей, контроль за реализацией эколого-педагогических технологий в работе с детьми на протяжении учебного года.
Психолого-педагогическая теория активной деятельности человека в формировании и развитии его личности, а так же теория познания будут являться методологической основой работы.
Научные аспекты теоретико-методологического обеспечения процесса экологического образования и воспитания детей рассматриваются в работах Н. М. Верзилина, С. Н. Глазачева, В. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, П. Г. Иоганзена, Д. Н. Кавтарадзе, И. С. Матрусова, A. А.Мамонтовой, И. Н. Пономаревой, H.A. Рыжовой, И. Т. Суравегиной, B. А. Левина.
Объектом исследования является - качество экологического образования в ДОО.
Предметом исследования является - управление качеством экологического образования в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.
Цель дипломной работы - теоретически обосновать и практически доказать роль и значение ФГОС ДО в повышении качества экологического образования дошкольников.
Предмет, объект и цель исследования, определили постановку и решение следующих задач:
1. провести анализ научно - методической и педагогической литературы по проблеме исследования;
2. раскрыть сущность понятия качество экологического образования детей дошкольного возраста;
3. раскрыть сущность понятия «управление качеством экологического образования детей дошкольного возраста»;
4. определить ФГОС ДО как одно из педагогических условий, обеспечивающие качество экологического образования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись такие методы:
Методы исследования:
- историко-концептуальный анализ литературы по дошкольной педагогике, экологии, психологии, содержанию и методике экологического образования дошкольник;
- метод наблюдения - проведение наблюдений в дошкольном учреждении с целью оценки его деятельности в реализации ФГОС ДО в области экологического образования;
- изучение опыта работы в области экологического образования;
- метод беседы - целенаправленные беседы с сотрудниками дошкольного учреждения.
Научная новизна исследования заключается:
В обосновании теоретических положений экологического образования дошкольников и его реализации в дошкольных учреждениях в условиях реализации ФГОС ДО.
Гипотеза исследования - большинство изменений происходящие в современном мире нашли свое отражение в ФГОС ДО, соответствие которому может обеспечить экологическое образование дошкольников на новый уровень.
База исследования - г. Сухой Лог, Свердловская область, Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад (далее МАДОУ) № 39 «Цветик - семицветик»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 5 приложений. Работа содержит 1 таблицу и 6 рисунков. Объем работы 79 страницы.
В современном мире дошкольное учреждение должно в полной мере воспитывать молодое поколение, который видит мир по особенному, как объект постоянной заботы. Самой главной и важной задачей детского сада является формирование экологического сознания. В настоящее время в мире и стране очень много различных экологических проблем. В большей степени это происходит от того, что именно детский сад очень мало уделял внимания экологическому образовании. В данное время экологическая ситуация такова, что никак нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
Федеральные государственные образовательные стандарты разработаны на основе системно-деятельностного подхода, для изменения этой ситуации, именно деятельность будет основой, а так же средством и условием развития человека любого возраста.
Новый ФГОС огромное значение уделяет развитию личностных качеств ребенка, если говорить по ФГОС, то есть целевых ориентиров, которые формируются, в том числе, через экологическое воспитание детей. Для сложившейся сложной ситуации в мире и стране ФГОС ДО способствует постепенному решению ряда проблем через воспитание ответственного за свои действия перед природой человека. Именно поэтому нужно уделять внимание экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение: накапливаются представления о разных формах жизни, формируется эмоциональное впечатление о природе и социуме, экологическое мышление, закладываются основы экологической культуры.
Из сказанного выше можно сказать, что опираясь на требования ФГОС ДО во взаимодействии дошкольников с природой в процессе экологического воспитания прослеживается определенная специфика, в силу возрастных особенностей дошкольников, которая основывается на деятельностном подходе, потому как именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает дошкольника физически более крепким и здоровым.
Проведя данное исследование по теоретическому и практическому доказательству о роли и значении ФГОС ДО на примере предметно-развивающей экологической среде и работе с родителями можно сказать следующее.
На констатирующем этапе исследования нужно было выделить проблемы в предметно-развивающей экологической среде в двух подготовительных группах, а так же на территории ДОО. На данном этапе было выявлено, что территория и две подготовительные группы детского сада не соответствует требованиям ФГОС, а именно: оздоровление ребенка не в полной мере присутствуют, так как занятий на природе не проводилось, экологических игр дети незнают, из двух проверяемых групп только 2 ребенка знают одну экологическую игру; работа в познавательном развитии ребенка ни в одной из данных проверяемых группах не ведется в полной мере, так как в уголке природе отсутствует место для экспериментирования; экологизацией воспитатели занимаются плохо, так как в группах всего на 45 % присутствует природный материал и наглядное оборудование, но воспитатели после нашего исследования подняли этот уровень до 81 %.
Так же на этом этапе было видно, что работа с родителями по данному направлению не велась вообще. За год было проведено 1 родительское собрание в каждой из исследуемых групп, выставлена 1 папка-передвижка в группе № 3.
На формирующем этапе заведующему и воспитателям было предложено исправить данное положение в ДОО и в группах, внести и принять все замечания, а также исправить все в короткие сроки.
На данном этапе исследования воспитателям было предложено разработать новые формы работы с родителями, разработать и проработать анкеты для родителей, организовать и провести экологические праздники, дополнить и разработать картотеки игр по экологическому образованию, добавить оборудования, инвентарь для уголка природы.
На контрольном этапе исследования были выявлены повышения результатов исследования, где территория детского сада заметно обновилась: были посажены цветы, по периметру детского сада была посажена газонная трава, высажены деревья и кустарники, и работа в данное время продолжается. В подготовительных группах пополнилась и обновилась предметно-развивающая экологическая среда: природным материалом, оборудованием, обновилась библиотека в группах, а также воспитатели совместно с инструктором по физической культуре стали проводить занятия на свежем воздухе. Воспитателями была составлена картотека дидактически игр для детей данного возраста (Приложение 5).
Так же опрос детей по экологической направленности показал хорошие результаты, чем объясняется хорошая работа воспитателей в области экологического образования. Дошкольники смогли с легкостью назвать животных и растения Урала, показали хорошие знания по дидактическим и настольным играм в экологической направленности.
Этот этап показал хороший результат воспитателей по работе с родителями по экологическому образованию их детей. Были разработаны темы родительских собраний, консультаций. Проведены мероприятия с родителями: экскурсии, походы, субботник, родительские собрания.
Проведены анкетирования с родителями, которые показали хороший результат при повторном проведении, после того как была проведена большая и трудоемкая работа с родителями, родители дошкольников сейчас понимают всю значимость экологического образования для их детей, могут показать и рассказать все то, что они знали и узнали об окружающем мире.
Все изменения современного мира, полностью отразились в новом ФГОС дошкольного образования. В свою очередь он выводит экологическое образование детей на новый уровень. Социальный заказ общества и государства на экологическую грамотность дошкольников и природосообразную личность предопределило цель экологического образования, направленную на формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологических чувств, экологического сознания и экологической деятельности.
С учетом ФГОС экологическое образование и воспитание дошкольников может быть реализовано через такие виды деятельности, как опыты, наблюдения, игры, трудовые поручения, художественно-эстетическая практика все это воспитатели данного детского сада стали применять в своей работе с детьми.
Метод наблюдения - этот метод чувственного познания природы, при котором ребенок может посмотреть, потрогать. Дети данного детского сада наблюдение стали проводиться каждый день: в уголке природы, на прогулке, на занятиях. Дети наблюдают на прогулках за трудом взрослых, за социальными объектами. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые.
Через игру в детском саду дети знакомятся с окружающим миром. В экологическом образовании и воспитании детей стали выполнятся такие виды работы как изготовление игрушек из природного материала, при котором дети знакомятся с характеристиками объекта природы.
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
1. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая - М.: ТЦ Сфера, 2005, - 64 с.
2. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. И доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014. - 540 с.
3. Головина, Б. Г. Методические подсказки по ФГОС ДО : книга для воспитателей / Б. Головина — «Издательские решения»,2016 - 25 с.
4. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2004 - N 7. С. 17-20
5. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т Зерщикова, Т. Ярошевич. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2005 - 345с.
6. Иванов, А .А. Инвестиционная политика государства как основа стабильного развития экономики [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М. : - 2017. - № 7. - С. 19-20
7. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 165 с.
8. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок: Методика
экологического воспитания дошкольников [Текст]/ Л. А. Каменева,
Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб. : Детство-пресс, 2003. - 319 с.
9. Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Л. А. Каменева - М. : Смысл, 2012 - .200 с.
10. Лаптева, Г. В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет [Текст] / Программа для детского сада и не только - Г. В. Лаптева. - СПб. : Речь; М.: Сфера, 2011 - 200 с.
11. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О. М.Масленникова, А. А.Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011.- 79 с.
12. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. [Текст] / М. Д. Маханева - М. : ТЦ Сфера, 2014. -171 с.
13. Миронов, А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. [Текст] / А. В. Миронов - М. : Изд-во «Учитель», 2016.- 260 с.
14. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с.
15. Николаева, С. Н . Теория и методика экологического образования детей [Текст] /С. Н. Николаева Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 27 с.
16. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст] / С. Н. Николаева - М.: Просвещение, 2014. - 158 с.
17. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева - М.: 2010 - 183 с.
18. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания
дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева - М.: Академия, 2003. - 183с.
19. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания
дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011¬200 с.
20. Полякова, М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении [Текст] / М. Н.Поляков - СПб. : Детство-пресс, 2009. - 134 с.
21. Рыжова, Н. А. Воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст] // Дошкольное воспитание № 7, 2001
22. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / - М.: Карапуз. 2000 - 256с.
23. Цветкова, Т. С «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) [Текст] / - М.: Сфера - 80с.
24. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13[Текст] / - М. : СФЕРА - 70с.
25. Свирская, Л. ФГОС дошкольного образования [Текст] / Л. Свирская, Роменская Л., 2014 - 78с.
26. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т .А Серебрякова - Н.Новгород: НГПУ, 2005. - 136 с.
27. Серебрякова, Г. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Г. А. Серебрякова. - М.: Инфра-М, 2006. - 280 с.
28. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / О. А. Соломенникова - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 210 с.
29. Суравегина, И. Т. Экология для учителя. [Текст] - М.,1999. - 240 с.
30. Суркина, С. А. Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / С. А.Суркина. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011 - 156 с.