ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 5
1.1. Сущность понятия коммуникативных универсальных учебных
действий в психолого-педагогической и методической литературе 5
1.2. Геометрическая задача как одно из средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе
обучения математике 13
1.3. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий на различных этапах решения геометрических задач у обучающихся 21
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 30
2.1. Требования к отбору геометрических задач для формирования
коммуникативных универсальных учебных действий 30
2.2. Комплекс задач для формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у обучающихся 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится реализация в практике педагогической деятельности развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) является развитие личности обучающегося через формирование универсальных учебных действий.
Проблемой формирования универсальных учебных действий в процессе обучения математике занимались: А.Г. Асмолов, В. В. Давыдов, Е. В. Коротяев, С. Н. Костромина, В. С.Казанская и другие.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения предметного содержания, т. е умения учиться.
Исходя из этого, перед педагогом стоит ряд задач, одной из которых является формирование универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. Одними, из них являются коммуникативные универсальные учебные действия.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий возникает необходимость использования различных методов и средств обучения, которые при реализации, должны оказать положительное влияние на процесс обучения.
Одним из эффективных средств, в данном контексте, могут являться геометрические задачи. Решение, которых требует организации совместной деятельности учителя и обучающихся, правильной постановки вопросов обучающихся, рассуждений, создание педагогической ситуации, стимулирующей самостоятельное открытие обучающимися математических фактов, их доказательств. Что определяет актуальность выбранной темы.
Объект исследования - процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения математике, под средством использования геометрических задач.
Цель исследования - разработка комплекса геометрических задач, направленных на формирование коммуникативных УУД у обучающихся.
В соответствии с целью и были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Выделить геометрическую задачу, как одно из средств формирования коммуникативных УУД в процессе обучения математике.
4. Обосновать формирование коммуникативных УУД на различных этапах решения геометрических задач у обучающихся.
5. Определить требования к отбору геометрических задач для формирования коммуникативных УУД.
6. Разработать комплекс задач по геометрии для формирования коммуникативных УУД.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к самосовершенствованию и саморазвитию путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.
Основной идеей данной работы является выделение этапов решения геометрической задачи направленных на формирование коммуникативных УУД.
В результате исследования темы были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыта сущность понятия коммуникативных УУД.
3. Выделена геометрическая задача, как одно из средств формирования коммуникативных УУД в процессе обучения математике.
4. Обосновано формирование коммуникативных УУД на различных этапах решения геометрических задач у обучающихся.
5. Определены требования к отбору геометрических задач для формирования коммуникативных УУД.
6. Разработан комплекс задач по основным темам геометрии для формирования коммуникативных УУД.
Таким образом, задачи исследования решены, что позволяет сделать вывод о том, что цель достигнута. Работа по исследованию темы выпускной квалификационной работы требует дальнейшей, более глубокой разработки, которую надеемся продолжить в своей профессиональной деятельности.
1. Александров А.Д. Диалектика геометрии // Математика в школе.
1986. №1. С. 7-14.
2. Балаян Э.Н. Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ: 7-9 классы. Изд. 5-е, исправл. и дополн. Ростов н/Д: Феникс,
2013. 224 с.
3. Крымская Ю.А. Роль упражнений на готовых чертежах в процессе обучения решению геометрических задач / Ю.А. Крымская, С.Н. Ячинова // Молодой ученый. 2014. №17. С. 498-501.
4. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. 3-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 208 с.
5. Боженкова Л.И. Геометрия 7-9: Типовые задания для формирования УУД: учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, Изд-во Эйдос, 2014. 63 с.
6. Василевский А.Б. Обучение решению задач по математике. М.: Просвещение, 2001. 406 с.
7. Васильева Г.Н., Пестерева В.Л. Современные технологии обучения математике: учебное пособие. Часть 1. Перм. гос. гум.-пед. ун-т. Пермь, 2013. 114 с.
8. Газман О.С. В школу - с игрой. М.: Просвещение, 1991. 334 с.
9. Геометрия. 7-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. 22-е изд. М.: Просвещение, 2012.384 с.
10. Далингер В.А. Методика обучения учащихся стереометрии посредством решения задач. Омск: Изд. ОмГПУ, 2001. 365 с.
11. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М.: Просвещение, 2002. 163 с.
12. Епишева О.Б. и др. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики:
Коллективная монография / Под ред. О. Б. Епишевой. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. 200 с.
13. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. Тобольск: Изд. ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1977. 191 с.
14. Жарова Л.В. Теоретические основы организации самостоятельной деятельности учащихся / Л.В. Жарова, Б.Ф. Райский // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Сборник научных трудов. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1985. С. 76-85.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. Для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.
...