Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ

Работа №95450

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы50
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ 6
1.1. Определение и структура регулятивных универсальных учебных
действий 6
1.2. Исследование возможности формирования регулятивных
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С различными классами геометрических задач школьного курса математики 15
Выводы по материалам главы 1 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С
ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ 28
2.1. Конструкции для формулирования направленных на формирование
регулятивных универсальных учебных действий заданий к геометрическим задачам 28
2.2. Примеры заданий для формирования регулятивных универсальных
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ С геометрическими задачами 40
Выводы по материалам главы 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
ЛИТЕРАТУРА

В современном обществе становятся востребованными специалисты, способные непрерывно учиться, нестандартно мыслить, так как на данном этапе происходит постепенный переход России от индустриального к пост­индустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и внедрении инноваций. В этой связи перед системой образования ставится но­вая цель: повышение образовательного и воспитательного потенциала обра­зовательных учреждений, обеспечение формирования важнейшей компетен­ции личности - умения учиться, создание благоприятных условий для лич­ностного и познавательного развития обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897) устанавливает требования к метапредметным результатам освоения обучаю­щимися основной образовательной программы основного общего образова­ния, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные дей­ствия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике .
Вопросы теории и методики формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся раскрыты в работах А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчанова, Н.М. Горленко, О.В. Запятой, В.Б. Лебединцева, Т.Ф. Уше- вой и др.
Применительно к обучению геометрии вопросы, связанные с формиро­ванием различных видов универсальных учебных действий, рассматриваются в работах Л.И. Боженковой, Г.И. Саранцева и др.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы, в том числе сформированность регулятивных универсальных учебных дей­ствий (РУУД), должны быть достигнуты при обучении любому предмету с учетом его специфики, в частности, при обучении геометрии и при решении геометрических задач (Л.И. Боженкова, Е.Е. Алексеева, Л.В. Шкерина и др.).
Вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования для практики образования.
Объект исследования: процесс обучения геометрии.
Предмет исследования: задания для работы с геометрическими зада­чами как средство формирования регулятивных УУД.
Цель исследования: разработать примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при работе с геометриче­скими задачами.
На основании поставленной цели были сформулированы задачи ис­следования:
1. Определить понятие и выделить структуру регулятивных универ­сальных учебных действий.
2. Провести классификацию геометрических задач школьного курса математики, выделить этапы решения задач различных классов для исследо­вания возможности формирования регулятивных УУД .
3. Исследовать возможность формирования РУУД при работе с гео­метрическими задачами путём соотнесения этапов решения геометрических задач различных классов и элементов структуры регулятивных УУД.
4. Установить на каждом этапе решения задач основные конструкции для формулирования заданий, направленных на формирование регулятивных УУД.
5. Сконструировать примеры заданий для формирования регулятив­ных УУД на различных этапах работы с геометрическими задачами.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключе­ния, списка литературы, содержащего 41 источник.
В тексте работы 7 таблиц, 1 рисунок.
Следующие публикации способствовали выбору методологии исследо­вания:
1. Мамалыга Р.Ф., Алексеева С.К., Кузовкова А.А. Сочетание индиви­дуального подхода и групповых форм работы при формировании инженерно­го мышления у младших школьников в рамках внеурочной деятельности // Роль и место инженерных знаний в структуре общего образования. - СПб: Лингвистический центр «Тайкун», 2017. - С. 311-315.
2. Аликина Ю.Д., Кузовкова А.А., Мамалыга Р.Ф., Бодряков В.Ю. Формирование интереса к математике у обучающихся в классах гуманитар­но-эстетической направленности // Актуальные вопросы преподавания мате­матики, информатики и информационных технологий. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 130-135.
3. Кузовкова А.А., Мамалыга Р.Ф., Бодряков В.Ю. Формирование по­знавательного интереса к математике у обучающихся в классах гуманитарно - эстетической направленности // Математика в школе. - 2018.- № 2. - С. 35-42.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сопоставление результатов работы со сформулированными задачами позволяет заключить следующее:
1. Регулятивные универсальные учебные действия, один из новых резуль­татов обучения, определены вслед за идеологами Стандарта как способность справляться с жизненными задачами, планировать цели и пути их достиже­ния, контролировать своё время и управлять. На основе обобщения приве­дённых разными авторами перечней регулятивных умений выделена струк­тура регулятивных УУД, компонентами которой являются действия целепо­лагания, прогнозирования, планирования, контроля, коррекции, оценки и элементы волевой саморегуляции.
2. Для исследования возможности формирования регулятивных УУД при работе с геометрическими задачами определено понятие, проведена класси­фикация геометрических задач по различным основаниям. В рамках данного исследования геометрические задачи разделены на задачи на доказательство, вычисление и построение по характеру требования. Выбор классификации обусловлен возможностью выделить особую структуру решения задач каж­дого класса. Для геометрических задач на доказательство, вычисление и по­строение выделены этапы решения и их характеристики.
3. Путём соотнесения выделенных этапов решения геометрических задач различных классов и элементов структуры регулятивных УУД на основании рассмотренных характеристик доказана возможность формирования регуля­тивных умений при работе с геометрическими задачами.
4. Для иллюстрации реализации этой возможности на каждом этапе ре­шения геометрических задач выделены основные конструкции для формули­рования заданий, направленных на формирование регулятивных УУД.
5. Сконструированы примеры заданий для формирования компонентов структуры регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся на различных этапах работы с геометрическими задачами на доказательство, вычисление, построение.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.


1. Алексеева Е.Е. Планирование учителем формирования универсальных учебных действий при обучении составлению и решению задач в курсе геометрии // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 191.
2. Алексеева Е.Е. Регулятивные универсальные учебные действия в обуче­нии составлению геометрических задач // Н.И. Лобачевский и математи­ческое образование в России. - Казань: Казанский (Приволжский) феде­ральный университет, 2017. - С. 21-25.
3. Асмолов А.Г. и др. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. - 2011. - №1(5). - С. 104-110.
4. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. - 1970. - № 6. - С. 75-85.
5. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных дей­ствий при обучении геометрии. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 208 с.
6. Боженкова Л.И., Алексеева Е.Е. Составление задач учащимися как сред­ство достижения предметных и метапредметных результатов при обуче­нии геометрии // Наука и школа. - 2013. - № 5. - С. 103-107.
7. Боженкова Л.И., Беребердина С.П. Формирование саморегуляции при обучении математике учащихся общеобразовательной школы // Препода­ватель XXI век. - 2010. - № 2. - С. 86-96.
8. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 383 с.
9. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народ­ное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
10. Далингер В.А. Геометрия: планиметрические задачи на построение : учеб. пособие для СПО. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 155 с.
11. Далингер В.А. Методика обучения стереометрии посредством решения задач : учеб. пособие для академического бакалавриата. - М. : Издатель­ство Юрайт, 2019. - 370 с.
12. Демидова М.В. Модель формирования ключевых универсальных учеб­ных действий обучающихся 5-7 классов на уроках математики // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - № 3. - С. 26-32.
13. Дичинская Л.Е. Особенности самоконтроля младших школьников как универсального учебного действия // Известия Самарского научного цен­тра Российской академии наук. - 2011. - № 2(4). - С. 796-800.
14. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностно­го подхода: Книга для учителя. - М. : Просвещение, 2003. - 222 с.
15. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть I : Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. - М. : Просвещение, 1977. - 110 с.
16. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть II : Обучение мате­матике через задачи и обучение решению задач. - М. : Просвещение, 1977. - 144 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Смысл, Акаде­мия, 2005. - 304 с.
18. Лучко Л.Г., Таслицкая Е.М. Организация деятельности педагогов при формировании у учащихся умений целеполагания в соответствии с тре­бованиями ФГОС // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - № 2(12). - С. 94-100.
19. Махотин Д.А. Методические основы формирования УДД // Педагогиче­ская мастерская. Всё для учителя. - 2014. - № 4. - С. 4-8.
20. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика : учеб. пособие / Ю. М. Колягин и др. - Чебоксары : Чувашский гос. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2009. - 732 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ