Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование геометрического материала в различных видах деятельности как условие развития у детей дошкольного возраста математических представлений

Работа №99022

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ 7
1.1. Формирование понятия и психолого-педагогические аспекты
знакомства детей с геометрическими фигурами 7
1.2. Методика ознакомления с геометрическими фигурами и формой
предметов в ДОУ 15
1.3. Виды детской деятельности. Основы использования
геометрического материала в различных видах деятельности детей 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Выявление знаний старших дошкольников о геометрических
фигурах и форме предмета 34
2.2. Формирование у старших дошкольников представлений о
геометрических фигурах и форме предметов в различных видах деятельности 37
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ


Современное общество определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.
Не случайно одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является: обладает элементарными представлениями из области математики.
Знакомство с математикой даёт первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика даёт возможность увидеть, что порядок и определённость, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребёнка и его интеллект. Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из направлений дошкольного образования определено развитие интеллектуальных качеств.
Формирование элементарных математических представлений включает следующие разделы: «количество и счет», «величина», «ориентировка в пространстве», «ориентировка во времени» и «геометрические фигуры».
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и формой предмета, рассматривали такие педагоги как: А. М. Леушина (1974), А. А. Столяр (1988), Т. И. Ерофеева (1992), Л. А. Парамонова (1998), Т. С. Будько (2006). Разработаны методики организации работы по ознакомлению с геометрическими фигурами. Данные методики основаны с учетом психологических особенностей детей, особенностей восприятия воспитанниками форм предметов и геометрических фигур. Однако основной формой формирования геометрических представлений на протяжении длительного времени являлись занятия. На них возлагалась ведущая роль в организации образовательного процесса по ознакомлению с геометрическими фигурами.
Главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе является уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры в качестве основной деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектная деятельность, игры, проблемные ситуации при интеграции образовательных областей.
Содержание образовательных областей может быть реализовано в различных видах деятельности. ФГОС ДО определяет виды деятельности, посредством которых образовательная деятельность может быть реализована в ДОУ.
В частности, для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - в ряде мероприятий, таких как игры, в том числе сюжетно-ролевая игра, игры с правилами и другими играми, коммуникативные (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательные - (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной и фольклорной литературы, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на открытом воздухе), конструирование из различных материалов, включая конструкторы, модули, природный и другой материал, изобразительная деятельность (рисунок, моделирование, аппликация), музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыки, пения, музыкальных и ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах) и двигательная активность (овладение основными движениями).
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между необходимостью формирования геометрических представлений у детей через разные виды деятельности и недостаточным методическим обеспечением организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Использование геометрического материала в различных видах деятельности как условие развития у детей дошкольного возраста математических представлений».
Цель исследования: выявить возможности использования геометрического материала в разных видах деятельности как условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: система работы по использованию геометрического материала в различных видах деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить уровень развития геометрических представлений у старших дошкольников.
3. Разработать и внедрить в разные виды деятельности комплексы игр и игровых упражнений с геометрическим содержанием.
4. Обобщить результаты опытно-экспериментального исследования. Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение нормативных документов и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
Теоретической базой исследования послужили труды Белошистой А. В., Ерофеевой Т. И., Петровой В. Р., Репиной Г. А., Михайловой З. А., Дьяченко О. М., Помораевой И. А., Леушиной А. М., Логиновой В. И., Колесниковой Е. В.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты практического исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в реальных условиях деятельности.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 19» п. Кедровое.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Формирование элементарных математических представлений включает следующие разделы: «количество и счет», «величина», «ориентировка в пространстве», «ориентировка во времени» и «геометрические фигуры».
Большое значение при ознакомлении детей с геометрическими фигурами и формами имеет осязательно-двигательное обследование моделей.
Опыт восприятия формы предметов и геометрических фигур накапливается детьми в играх с предметами и мозаиками, при составлении «картинок» на плоскости, в ходе сооружения построек из строительного материала, создания конструкций из модулей и т. д.
В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие дети старшей группы 5-6 лет. Общее количество участников составило 23 человека, из них: 15 мальчиков и 8 девочек.
Базой исследования выступил МАДОУ «Детский сад № 19», расположенный по адресу: п. Кедровое, улица Классона, д. 3.
С целью выявления уровня сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет использовалась диагностика Г.А. Репиной на основе математических материалов и развивающих игр, позволяющих выявить уровень логико-математического развития детей (высокий, средний или низкий).
Полученные результаты констатирующего этапа исследования свидетельствовали о необходимости организации целенаправленной работы по развитию геометрических представлений у детей 5-6 лет.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил сделать вывод о том, что лучше всего геометрические представления формируются в таких видах деятельности, как изобразительная, конструирование, игровая, познавательно-исследовательская. Этим обусловлен выбор данных видов деятельности для проведения опытно-экспериментального исследования.
Для данных видов деятельности был разработан проект «В стране геометрических фигур», цель которого: закрепление знаний о геометрических фигурах, полученных в ходе опытно-экспериментального исследования. Планирование деятельности по проекту осуществлялось с посредством системной «Паутинки», которая включила в себя все виды детской деятельности.
Результаты диагностики на контрольном этапе опытно-экспериментального исследования показали: 65 % справились со всеми заданиями (высокий уровень), 25 % детей показали средний уровень и лишь 10 % (2 детей) не справились с некоторыми заданиями (низкий уровень).
Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме. Выводы исследования не претендуют на ее исчерпывающее решение и требуют дальнейшей работы. В частности, научный интерес по данной исследовательской проблеме представляет изучение возможностей интеграции образовательных областей и видов деятельности с целью обогащения знаний о геометрических фигурах и развития геометрического мышления.



1. Багунц, А. П. Шаг в математику [Текст]: пособие для педагогов и родителей. / А. П. Багунц, М. И. Мирошник. - Ростов н/Д : Легион, 2013. - 80 с.
2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж.: ИП Лакоценин С.С., 2009. - 91 с.
3. Елжова, Н. В. Практикум для воспитателей ДОУ. [Текст] / Н. В. Елжова. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 184 с.
4. Елжова, Н. В. скорая помощь для воспитателей [Текст]: конспекты занятий и других мероприятий в ДОУ по образовательным областям. / Н. В. Елжова. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 245 с.
5. Ерофеева, Т. И. Дневник математических достижений [Текст]: пособие по обследованию и развитию математических представлений у дошкольников. / Т. И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2006. - 63 с.
6. Занимательная геометрия. Подготовительная группа. [Текст] / Р. А. Жукова. - Волгоград.: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
7. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий. [Текст] / Н. В. Тимофеева, Ю. В. Зотова. - Волгоград.: Учитель, 2011. - 131 с.
8. Игровая деятельность на занятиях по математике. Подготовительная группа [Текст] / П. Г. Федосеева. - Волгоград.: ИТД «Корифей». - 96 с.
9. Кангина, Н. Н. Математика в детском саду [Текст] Конспекты интегрированных занятий с детьми от 4 до 7 лет. / Н. Н. Кангина, О. В. Тихомирова. - Ярославль.: ООО «Академия развития», 2012. - 160 с.: ил.
10. Колесникова, Е. В. Математика для детей 3-4 лет [Текст]: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 48 с.
11. Колесникова, Е. В. Математика для детей 6-7 лет [Текст]: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.
12. Колесникова, Е. В. Математика для детей 6-7 лет [Текст]: учебно-методическое пособие к рабочей тетради. / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 88 с.
13. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. [Текст] / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с.
14. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет [Текст]: Методическое пособие. / Л. Д. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ, 2012. - 64 с.
15. Крылова, О. Н. Знакомство с математикой [Текст]: конспекты занятий. / О. Н. Крылова, Л. Ю. Самсонова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2010. - 157 с.
16. Маклакова, Е. С. Математика. Вторая младшая группа: планирование, конспекты игровых занятий. [Текст] / Е. С. Маклакова. - Волгоград.: Учитель, 2011. - 119 с.
17. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников.[Текст] / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с.
18. Математическое развитие детей 4-7 лет : игровые занятия. [Текст] / Л. В. Колесова. - Волгоград.: Учитель, 2012. - 191 с.
19. Минкевич, Л. В. Математика в детском саду. 2-я младшая группа. [Текст] / Л. В. Минкевич. - М.: «Скрипторий 2003», 2012. - 72 с.
20. Минкевич, Л. В. Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа. [Текст] / Л. В. Минкевич. - М.: «Скрипторий 2003», 2011. -192 с.
21. Минкевич, Л. В. Математика в детском саду. Средняя группа. [Текст] / Л. В. Минкевич. - М.: «Скрипторий 2003», 2013. - 88 с.
22. Михайлова, З. А. Математика в детском саду. [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ: 2011. - 386с.
23. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Подготовительная
группа. [Текст] / В. П. Новикова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. - 184 с.
24. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Подготовительная
группа. [Текст] / В. П. Новикова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 184 с.
25. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. [Текст] / В. П. Новикова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 88 с.
26. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. [Текст] / В. П. Новикова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 104 с.
27. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. [Текст] / В. П. Новикова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 80 с.
28. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. [Текст] / В. П. Новикова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 80 с.
29. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. [Текст] / В. П. Новикова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 112 с.
30. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 6-7 лет. [Текст] / В. П. Новикова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 176 с.
31. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
32. Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста [Текст] / В. Ф. Петрова.- Каз. Федер. Ун.-т. - К.: 2013. - 186 с.
33. Петухова, А. А. Тематические дни в детском саду [Текст]: Комплексно- интегрированные занятия в старшей группе. / А. А. Петухова. - Волгоград.: Учитель, 2008. - 160 с.
34. Полякова, М. Н. Освоение классификации детьми седьмого года
жизни [Текст]: Методические советы к программе «Детство»./ М. Н.
Полякова, С. П. Шитова, Т. Н. Бабаева, 3. А. Михайлова. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.
35. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. [Текст] / И. А. Пономарева, В. А. Позина. - М.: Мозайка - Синтез, 2009.
36. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. - 48 с.
37. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 64 с.
38. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы во второй младшей группе детского сада. [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 64 с.
39. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
40. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. [Текст]: Практическое пособие для воспитателей методистов ДОУ. / Л. П. Стасова - Воронеж.: ИП Лакоценин С.С., 2008. - 108 с.
41. Репина, Г. А. Диагностика логико-математического развития детей с помощью материалов для математического моделирования. [Текст] / Г. А. Репина // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 4. - С. 16-21.
42. Соколова, Е. И. Веселая математика для самых маленьких. [Текст] / Е. И. Соколова. - М.: Академия, 2010.
43. Ульева, Е. А. Сценарии занятий с дошкольниками: математика, логика, письмо. [Текст] / Е. А. Ульева. -М.: ВАКО, 2013. - 144 с.
44. Фалькович, Т. А. Формирование математических представлений [Текст] Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. / Т. А. Фалькович. - М.: ВАКО, 2009. - 208 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - учреждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. [Текст] - Екатеринбург.: Ажур, 20014. - 24 с.
46. Формирование математических представлений : конспекты занятий в подготовительной группе. [Текст] / Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. - Волгоград.: Учитель, 2009. - 223 с.
47. Формирование математических представлений : конспекты занятий в подготовительной группе. [Текст] / Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. - Волгоград.: Учитель, 2011. - 175 с.
48. Хамидулина, Р. М. Математика. Подготовка к школе. Сценарии занятий. [Текст] / Р. М. Хамидулина. - М.: «Экзамен», 2009. - 302 с.
49. Харько, Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (для детей 5-7 лет). [Текст] / Т. Г. Харько. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2016. - 304 с.
50. Целищева, И. И. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром: интегрированные занятия. [Текст] /
И. И. Целищева, М. Д. Большакова. - М.: Школьная Пресса, 2009. - 192 с.
51. Щербакова, Е. И. Теория и методика развития дошкольников [Текст]: учеб. пособие - Воронеж.: НПО МОДЭК, 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ