Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №99017

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Формирование экологического отношения к природе у
дошкольников в процессе игровой деятельности 9
1.2. Особенности развития игровой деятельности детей младшего
дошкольного возраста 22
1.3. Значение игровых технологий формирований экологического
отношения детей дошкольников к природе 23
1.4. Использование дидактических игр в процессе ознакомления с
природой детей с дошкольного возраста 39
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО 44
2.1. Выявление стартового уровня формирования экологических
отношений у дошкольников 44
2.2. Использование игровых ситуаций с целью формирования
экологического отношения к природе 50
2.3. Педагогическая диагностика выявления особенностей бережного
отношения к природе в игре детей младшего дошкольного возраста 53
2.4. Результаты опытно — поисковой работы формирования
экологического отношения к природе детей младшего дошкольного возраста 53
Вывод по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84

Актуальностью моей темы исследования. В области экологического воспитания в настоящее время, в связи с изменениями, происходящими в современном мире и отечественном образовании, связанными с принятием новых ФГОС, необходим поиск путей внесения элементов разных видов игр в процесс воспитания и обучения дошкольников, а также становления у них осознанно-правильного отношения к природе и к себе, как к части природы. Важно отметить что дети дошкольного возраста - это самоценный этап в развитии дошкольников приобщение к экологической культуре человека. Именно в этот момент закладываются основы личности, с целью убеждения в необходимости бережных отношения в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. Следует признать, что экологический мир — это природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.
Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои умственные знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Следует признать что экологическое воспитание нашего населения, а особенно молодого подрастающего поколения одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Федеральный государственный образовательный стандарт о структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. В настоящее время при планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Цели и задачи содержания дошкольного образования по формированию экологического отношения должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей. Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни ребенка дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Экологическое воспитание и обучение через игровую деятельность является наиболее естественным и результативным.
Анализ психолого педагогической и методической литературы позволил выделить противоречия между: повышенными требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме становления основ экологического отношения у дошкольников, и ее недостаточной практической и теоретической разработанностью; потенциальными возможностями игровой деятельности в становлении основ экологического отношения у дошкольников и уровнем их теоретической обоснованности; обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса становления основ экологической культуры у дошкольников посредством игровой деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей игр экологического содержания нового типа.
Объект исследования: процесс формирования экологического отношения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования экологического отношения у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать, теоретически обосновать комплекс игровых ситуаций, направленных на формирование экологического отношения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что содержание игровых ситуаций, направленных на формирование экологического отношения у детей дошкольного возраста должно включать:
- комплекс игровых ситуаций, ориентированный на основные возрастные характеристики детей младшего дошкольного возраста;
- комплекс игровых ситуаций, учитывающий основные характеристики экологического отношения детей младшего дошкольного возраста, и деятельности дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть процесс формирования экологического отношения к природе у дошкольников в процессе игровой деятельности.
2. Изучить значение игровых технологий в формировании экологического отношения детей дошкольников к природе.
3. Проанализировать особенности проведения дидактических игр в процессе игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
4. Рассмотреть виды дидактических игр в процессе экологического отношения у дошкольников.
5. Выявить стартовый уровень сформированности экологических отношений у дошкольников.
6. Разработать и внедрить в практику дошкольной образовательной организации игровых ситуаций с целью формирования бережного экологического отношения к природе.
7. Предоставить результаты опытно-поисковой работы
формирования экологического отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования
1.Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2.Эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка
результатов, и качественный анализ.
База исследования: Важно отметить что исследование проводилось на базе Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 132» ОАО РЖД г. Екатеринбурга.
В ходе опытно-поисковой работе приняли участие дошкольные группы (20 человек).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В опытно-поисковой работе был проведен педагогический эксперимент. По теме формирования экологического отношения к природе у дошкольников в процессе игровой деятельности. В соответствии с целью исследования и гипотезой, эксперимент проходил в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный. Констатирующий эксперимент позволил определить критерии уровня экологических знаний, подобрать диагностический материал и оборудование, провести диагностику. Исходя из полученных в ходе первого этапа эксперимента данных, а также анализа, обобщения научно-методической и психолого - педагогической литературы, мы выстроили программу действий по обогащению экологических знаний детей экспериментальной группы посредством использования игровых обучающих ситуаций. Использование игровых обучающих ситуаций предполагалось во всех видах деятельности дошкольников.
Кроме того, анализ результатов диагностики у дошкольников экспериментальной группы показал в контрольном эксперименте повышение уровня сформированности экологических знаний детей. Это дало возможность сделать вывод, что гипотеза о том, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет проходить успешно при использовании в процессе этого воспитания разнообразных игровых ситуаций. Вся экосистема страдает от активной человеческой деятельности в природе, ее баланс нарушен человеческой деятельность; в связи с эти необходимо воспитывать заботливое отношения к природе у дошкольников.
Цель работы была разработана для формирования экологического отношения к природе, в процессе игровой деятельности. Так как игра призвана решать многие задачи, среди которых содержание игр определяется государственной программой ФГОС, по которой работает ДОУ. Считаем, что формирование знаний об окружающем мире в процессе игровой деятельности возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослых.
Необходимо использование разных приемов и методов:
игровых (считалочки, загадки, художественное слово, сюрпризные моменты);
словесных (беседа для уточнения знаний, анализ деятельности, объяснения правил и пр.);
наглядных (использование иллюстраций, картин, игрушек, природных материалов; демонстрация игровых действий).
Дошкольный возраст является периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного эстетического, интеллектуального, социально-нравственного опыта. Следовательно, уже в этот период происходит становление первооснов экологического отношения к природе, экологической культуры, сознания. Но лишь в том случае, если взрослые, занимающиеся воспитанием дошкольника, сами имеют экологическую культуру: понимают и осознают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, знакомят малыша с прекрасным миром природы, помогают наладить взаимоотношения с природой.
В работе с дошкольниками по их экологическому отношению должен быть использован интегрированный подход, который предполагает взаимосвязь изобразительной деятельности, исследовательской деятельности, моделирования, физической культуры, музыки, игры, литературы, театральной деятельности, экскурсий, просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности дошкольников, то есть разных видов деятельности малыша.
Во время активных преобразований, происходящих в дошкольной педагогике, поиска способов воспитательно-образовательной работы с малышами и построения новых моделей взаимодействия ребенка и взрослого, внимание практиков и ученых обращено к игровой деятельности.
Игра является не только развлечением, но и методом, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. Результат и материалы настоящей выпускной квалификационной работы можно применять на работе с детьми дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, а также делать информацию для родителей в уголке. Разумеется, использовать материал как средство формирования экологического отношения в природе у дошкольников в процессе игровой деятельности.



1. Арсентьева, В. П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009.- 144 с.
2. Артемова, Л. И. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л. И. Артемова. - М.:1992 -65 с.
3. Ахметзянова, С.Э. Экологическое образование дошкольников взгляд воспитателя [Текст] / С. Э. Ахметзянова // Современный детский сад. - 2011. - № 5.- С. 51-61.
4. Бабаева, Т.И. Мониторинг в детском саду [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011.-256 с.
5. Бондаренко, Т.М. Конспекты занятий во второй младшей группе [Текст] / Т. М. Бондаренко. - Воронеж, 2007. - 611 с.
6. Бутенко, Н.В. Формирование основ экологической культуры дошкольников [Текст] /Н. В. Бутенко // Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи: Сб. науч. тр. - Челябинск, 2009. - С. 112-133.
7. Вербенец, А.М. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «ДЕТСТВО-ПРЕСС» [Текст] / А. М. Вербенец, О.В. Солнцева О.В. - СПб.: 2013. - 272 с.
8. Виноградова, Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Ю. Виноградова // Дошкольная педагогика. - 2012, - № 4. - С. 9-11.
9. Воронкевич, О. И. Добро пожаловать в экологию перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста [Текст] / О. И. Воронкевич. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 25 с.
10. Гончарова, Е.В. Технология экологического образования дошкольников [Текст] / Е. В. Гончарова. - Екатеринбург. 2002. -140 с.
11. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст] / О. Ф. Горбатенко. - Волгоград, 2006.; М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника». 2003. - 79 с.
12. Детство [Текст] : примерная образовательная программа
дошкольного образования/ Бабаева Т.И, Гогоберидзе А.Г, Солнцева О.В и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. Герцена А.И., 2014. - 280 с.
13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. [Текст] : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / под ред. Гогоберидзе А.Г, О.В. Солнцевой. - СПб., 2013. - 303 с.
14. Зебзеева, В.О. О формах и методах экологического образования дошкольников. [Текст] /Т.В. Зебзеева. // Дошкольное воспитание - 2000. - №7.- С. 45-49.
15. Зыкова, О. Ю. Любовь к природе воспитываем с детства. [Текст] / Зыкова О. Ю. // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9.- С. 114.
16. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду[Текст] / А. И. Иванова. - М.: ТЦ «Сфера». - 2004. -54с.
17. Кондратьева, Н.Н МЫ [Текст] : программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 118 с.
18. Крючкова, Н.В. Игровая технология и ее роль в жизни ребенка [Текст] / Н. В. Крючкова. - М., 2011. - 150 с.
19. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - Волгоград: Пед. - Общество России. 2003. - 114 с.
20. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л. И. Егоренков. - М.: Аркти, 2001. - 125с.
21. Лазарева, О.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / О. Н. Лазарева. - Екатеринбург, 2004. - 279 с.
Т1. Лопатина, А.А. Экологическое воспитание дошкольников.
[Текст] : Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. / А.А. Лопатина.
- М.: Амрита, 2010. - 128 с.
23. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. [Текст] : учебное. пособие для педагогических училищ. / под ред. Саморукова П.Г. - М., 1998. -222 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] :учебное пособие для студ. высшего. учеб. заведения. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1998. - 454 с.
25. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Просвещение. 2005. -143с.
26. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаев. - М.: Академия, 2009. - 224 с.
27. Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома [Текст] / С. Н. Николаева.- М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 с.
28. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева.- М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 256 с.
29. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высшего. / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2005. - 336 с.
30. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. Среднее профессиональное образование [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2013. - 272 с.
31. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Текст] / С. Н. Николаева. // Дошкольное воспитание2014. -№5.-С. 14-18.
32. Николаева, С.Н. Юный эколог. [Текст] : программа
экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика- Синтез, 2010. - 107 с.
33. Николаева, С.Н. Игры-экспериментирования в экологическом воспитании дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Николаева С.Н., Комарова И.А.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. - 91 с.
34. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология.[Текст] :учебник для студентов вузов. / Л. Ф. Обухова. - М.: Высшее образование, 2006. - 460 с.
35. От рождения до школы. [Текст] : примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования по ФГОС. / под ред. Вераксы Н.Е. Комаровой М.А., Васильевой М.А. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.
36. Программа «Успех». Дошкольное образование. ФГОС. Новинки литературы. [Текст] / Сысуева Л.Ю. - М.: Просвещение. 2011. - 140 с.
37. Прохорова, Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников.
[Текст] : Практическое пособие. / Л. Н. Прохорова. - М.: Аркти, 2010. - 96 с.
38. Прохорова, Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников
[Текст] / Л. Н. Прохорова.- М.: Аркти, 2003. - 415 с.
39. Римашевская, Л. Д. Теории и технологии экологического
развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Д. Римашевская.- М. : Центр педагогического образования, 2008. - 128 с.
40. Рыжова, Н.Н. Волшебница вода [Текст] / Н. Н. Рыжова.- М.: Просвещение, 2000. - 150 с.
41. Рыжова, Н.А. Я и природа [Текст] / Н. А. Рыжова.- М.:
КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005. - 189 с.
42. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. [Текст] / Л.Ю. Павлова.- М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 80 с.
43. Трифонова, Е. С. Становление дошкольника как субъекта деятельности в условиях ДОУ [Текст] / Е. С. Трифонова // Детский сад от А до Я. - 2011, № 2. - С. 4-17.
44. Трусова, Е.С. Игровые технологии в экологическом воспитании [Текст] / Е. С. Трусова.- М.: - 2014 - 250 с.
45. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2013. - № 9. - С. 8-22.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] // Образовательная политика.- 2014. - №1.- С. 11-26.
48. Филиппова, С.В. Игровые технологии в экологическом образовании [Текст] / С. В. Филиппова. - М., 2010. - 620 с.
49. Фребель, Ф. Система дидактических игр [Текст] / Ф. Фребель. // Дошкольное воспитание. -2006. - №3. - С. 79-85.
50. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин.- М.: Академия, 2011. - 384 с.
51. Ярещенко, О. Н. Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. [Текст] / О.Н. Ярещенко. - М., 2013. - 250 с.
52. Ярошевский, М. Г. Психология [Текст] / М. Г. Ярошевский, А. В. Петровский. Словарь.- М., 1990. - 780 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ