ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ 10
1.1. Информационно - компьютерные технологии - как средство
дошкольного образования детей 10
1.2. Праздничные мероприятия в дошкольном образовательном
учреждении: этапы, формы, принципы и методы 23
Выводы по 1 главе 33
2. ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 34
2.1. Начальная диагностика по перспективам использования
информационно- компьютерных технологий в праздниках, проводимых в дошкольном образовательном учреждении 34
2.2. Комплекс праздников для детей старшего дошкольного возраста с
использованием информационно - компьютерных
технологий 43
2.3. Итоговая диагностика по использованию информационно¬
компьютерных технологий в праздниках, проводимых в дошкольном образовательном учреждении 46
Выводы по 2 главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная система образования подвержена реформам, ориентированным на приведение его в соответствие с требованиями и запросами общества, достижениями науки и техники. Активное развитие информационных и компьютерных технологий в последние годы расширяет арсенал методов и средств обучения, особенно активно это проявляется в образовательных учреждениях, в том числе дошкольном образовательном учреждении.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях вступления в силу с 01 января 2014 года приказ Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее — ФГОС ДОО) и реализации Стратегии развития информационного общества.
Опыт отечественных и зарубежных педагогов показывает, что информатизации среды образования свидетельствует позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и
инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Занятия в детском должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого наглядного материала, с использованием аудио и видео файлов. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер, это вспомогательный инструментарий, и ни в коем случае не замена педагога. Дошкольный возраст - это самый лучший период для развития личности ребенка. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка.
Правильно подобранный материал, компьютерный инструментарий демонстрируемые с помощью мультимедиа техники, способствуют повышению интереса у детей к занятиям. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Использование компьютерных технологий, позволяет не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.
Владение информационно-коммуникационными технологиями
помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
О введении информационно - компьютерных технологий в дошкольное образование писали ряд авторов: так Н. В. Коновалова рассматривает информационно - компьютерные технологии, как ресурс, который расширяет возможность самостоятельной деятельности педагога; формирует навыки исследовательской, научной деятельности; обеспечивает доступ к различным информационным системам. Автор дает понятие, что информационно¬компьютерные технологии - это совокупность многих составляющих и т.п.
Е. А. Шкатова и Е.А. Лепеха считают, что применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Развитие интереса ребенка зависит от дизайна программы, ее доступности, соответствия его возрастным особенностям и интересам.
С. Ю. Скрипкина раскрывает способы использования информационно - компьютерных технологий в методической работе, в работе с педагогами и родителями, а также перечисляет ряд положительных эффектов использования информационно - компьютерных технологий в работе педагога с дошкольниками.
Но о возможности использования информационно - компьютерных технологий в праздниках, проводимых в дошкольном образовательном учреждении, авторы писали не достаточно.
Возникает противоречие между необходимостью введения информационно - компьютерных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения и недостаточностью осуществления данного требования в практике работы такого учреждения.
Проблема работы - раскрыть пути внедрения информационно - компьютерных технологий в праздники, проводимые в дошкольном образовательном учреждении.
Сформулированная проблема позволила определить тему выпускной квалификационной работы - «Информационно - компьютерные технологии в организации праздников в дошкольном образовательном учреждении».
Цель исследования - представить комплекс праздничных мероприятий, проводимых в дошкольном образовательном учреждении с использованием информационно - компьютерных технологий.
Объектом исследования является процесс музыкального воспитания дошкольников в открытых мероприятиях и праздниках с использованием информационно-компьютерных технологий.
Предмет исследования - возможности включения информационно-компьютерные технологии в организации праздников в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования. Использование информационно - компьютерных технологий на праздниках, проводимых в дошкольном образовательном учреждении, сделает их более яркими, современными, наглядными, насыщенными по содержанию и будет способствовать формированию удовлетворенности этими праздниками детей и родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать информационно-компьютерные технологии на предмет использования в дошкольном образовании детей.
2. Выявить особенности организации праздничных мероприятий и праздников в дошкольном образовательном учреждении с использованием информационно-компьютерных технологий.
3. Разработать содержание диагностического инструментария по использованию информационно - компьютерных технологий в праздниках, проводимых в дошкольном образовательном учреждении.
4. Разработать комплекс праздников с использованием информационно - компьютерных технологий.
5. Провести итоговую диагностику по использованию информационно - компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении.
Методы исследования - анализ литературы, обобщение литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, методы опроса, метод анкетирования.
Методология исследования - положения о компьютеризации музыкального образования (И. М. Красильников, Г. К. Селевко)
Идеи информатизации образования (И. Г. Захарова, Н. В. Коновалова, С. Ю. Скрипкина, Е. О. Смирнова, Е.А. Шкатова)
Концепции инновационного образования (Н. Б. Березанская, К. Д. Ушинский, Е.А. Чикулаева,)
Теории инновационного формирования содержания образования (М. А. Васильева, Т. А. Заглодина, Т. С. Комарова, В. С. Мухина)
Опытной базой исследования является площадка муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 459 города Екатеринбурга. В опытно - поисковой работе приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста и 20 родителей.
Апробация работы осуществлялась в выступлениях автора выпускной квалификационной работы: участие в проекте «Музыкальное образование», проводимое Свердловским областным музыкально - эстетическим педагогическим колледжом» 2 ноября 2017 года (благодарственное письмо см. приложение 1); участие в открытом мероприятии для педагогов дошкольных образовательных учреждений Кировского района на тему « Устное народное творчество - как одна из основ достижения речевой активности детей старшего дошкольного возраста», которое проводилось 17 февраля 2016 года в МБДОУ - детский сад 459 (регистрационный лист участников и отзывы о мероприятии см. приложение 2); проведение районного методического объединения педагогов дошкольных образовательных учреждений Кировского района, итоговое интегрированное мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам сказов П. П. Бажова «Сказочный край самоцветов», проведенное на базе МБДОУ - детский сад 459, 5 декабря 2013 года (регистрационный лист участников и раздаточный материал см. приложение 3); презентация и методические материалы «Каслинское чугунное литье» размещены в разделе «Методическая копилка» на странице Ассоциации педагогов ДОУ официального сайта МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» 24 апреля 2012 года (справку см. приложение 4);
Опытно - поисковая работа показала, что:
1. Проанализировав информационно-компьютерные технологии на предмет использования в дошкольном образовании детей, мы выяснили, что родители воспитанников хотят, чтобы на праздниках, проводимых в дошкольном образовательном учреждении, в большей степени использовались информационно - компьютерные технологии.
2. Особенности организации праздничных мероприятий и праздников в дошкольном образовательном учреждении с использованием информационно-компьютерных технологий, заключается в следующем: в подготовке воспитанников к мероприятию, в тщательном подборе интерактивного материала для праздников, исходя из возрастных особенностей детей, в систематичности занятий и репетиций,
3. Диагностическим инструментарием по использованию информационно - компьютерных технологий в праздниках, проводимых в дошкольном образовательном учреждении, является анкетирование родителей и опрос воспитанников старшего дошкольного возраста.
4. Разработан комплекс праздников с использованием информационно - компьютерных технологий. В данный комплекс включены календарные праздники: «День матери», «День Победы», «Выпускной вечер». А также не традиционный праздник «День города». Информационно - компьютерные технологии использовались в начале, в середине, в конце и как основа всего праздника. Праздники проводились в течении учебного года.
5. Итоговая диагностика по использованию информационно -
компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении, показала, что родители и дети удовлетворены праздниками, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, с использованием ИКТ. Праздники стали более яркими, интересными,
запоминающимися, познавательными, современными.
1. Аверин В. А. Психология развития детей дошкольного возраста: Конспект лекций. СПБ: Сфера, 2000. С. 146 - 162
2. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. Магнитогорск: Сфера, 2003. 186 с.
3. Алиева Ш. Г. Социальное развитие дошкольников // Молодой ученый. 2014. №2. - С. 711-715.
4. Барахович И.И. Проблемы инноваций в образовании // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 1. С.19-25.
5. Березанская Н.Б. Инновации в образовании или инновационное образование? // Инновации. 2008. № 1. С. 99 - 102.
6. Варки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2013. №6. С.57-67.
7. Губанова Н. В. Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика- Синтез, 2008. С 37 - 44.
8. Заглодина Т.А. Инновационные технологии в образовательном процессе: противоречия и перспективы // Инновационная наука. 2016. № 11. С.171-172.
9. Зинина И. Сценарии праздников в детском саду и дома. Подготовка и проведение. Минск: Современная школа. 2007. 145 с.
10. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников: Пособие для
воспитателя дет. Сада. М.: Просвещение. 2012. 114 с.
11. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой младшей группы. М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.
12. Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст. М.: Скрипторий, 2003. 64 с.
13. Кулягинова О.А. Психология детства. Азбука для родителей. М.: Феникс,2008. 256с.
14. Куницина В. Н. Межличностное общение. СПб: Питер, 2002 с. 123.
15. Кураев Г. А, Пожарская Е. Н. Возрастная психология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ. 2002 г. С. 178 -198.
16. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред Е.О. Смирновой. М.; Воронеж: Феникс. 2001. С. 5 -24.
17. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. Великий Новгород: Академия. 2006 г. 166 с.
18. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2-е изд.,испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 336 с.
19. Печерога А. В. Развивающие игры для дошкольников. М: ВАКО, 2008 г. с. 209 -211.
20. Праздники в детском саду / О.С. Новикова // Дошкольное воспитание, 2012. №8. С. 119 -124.
21. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. 6-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 208 с.
22. . Реан. А.А. Психология детства: Учебник. СПб: Прайм ЕВРО-ЗНАК, 2003 г. 254 с.
23. Ромашков Е.И. Веселые утренники в детском саду. М.: АСТ пресс, 2005. 320 с.
24. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. М.: ВЛАДОС, 2007. 114 с.
25. Смирнова, Е. О. Особенности игры и психического развития. Дошкольное воспитание. 2004. №3. С.69-71.
26. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция». М: Владос 2005 г. С. 137 -139.
Т1. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. завед. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г. С. 255 -256.
28. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч.1. М.: Гранд-Фаир, 2009. 516 с.
29. Чикулаева Е. А. Использование информационно -
коммуникационных технологий в образовательном процессе // Концепт.
2014. № 04. С 149 - 153.
30. Шарапова М.И. ИКТ в образовании // Вестник московского государственного лингвистического университета. 2016. №620. С. 119-134
31. Шипицина Л. М. Азбука общения: Л.М. Шипицина, Санкт - Петербург: Детство-Пресс, 2010. 161 с.
32. Хворостутина С.А. Праздники в детском саду. М.: ЛитРес, 2009. 35 с.
33. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2004. С. 33 -36.
Интернет ресурсы:
1. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду // Информатика. 2001. № 18.-С. 16-11.
2. Вопросы автоматизации управления образованием. Дайджест
Интернет-альманаха «Вопросы информатизации образования». М.: НП
«СТОиК», 2006. С. 11 -12.
3. Е.А. Шкатова, Е.А. Лепеха, Использование компьютерных технологий в системе дошкольного образования https://infourok.ru/doklad- ispolzovanie-kompyuternih-tehnologiy-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya- 599346.html
4. Зеленская В.А. Компьютер для дошкольников // Управление ДОУ. 2008. № 6. С. 74-19.
5. Зыкина О.В. Компьютер для детей. М. : Эксмо, 2008. 112 с.
6. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования - Дубна: Феникс+, 2007. -496 с.
7. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. 6-е изд.,стер. М.: Академия», 2010. 192 с.
8. Коновалова Н. В. Применение ИКТ в дошкольном образовании //
Молодой ученый. 2016. №1. С. 721-724. URL
https://moluch.ru/archive/105/24834/
9. Моторин В.В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. 2001. № 12. С.42-46.
10. Новоселова С. Л. Компьютер в детском саду // Дошкольное воспитание. 1989. № 10. -С. 53-55.
11. Новоселова СЛ. В чем проблема информатизации дошкольного образования? // Детский сад от А до Я. 2003. № 1. С.6-13.
12. Новоселова СЛ., Парамонова Л.А. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве // Дошкольное воспитание. 1998. № 9. С. 65-71.
13. Скрипкина С. Ю. Использование информационно-компьютерных технологий в дошкольном образовании. https://pedportal.net/doshkolnoe- obrazovanie/informatika/ispolzovanie-informacionno-kompyutemyh-tehnologiy-v- doshkolnom-obrazovanii-605629
14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии doc. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
15. Сценарий «День города» https://361 .tvoysadik.ru/info/item/58
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера,
2015. 96 с.
17. Ямалетдинова А.М., Медведева А.С. Современные
информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. №4. С. 1134-1140.