Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования экологического образования детей в дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОО 9
1.1. Информационно-коммуникационные технологии обучения и их психолого-педагогическая характеристика 9
1.2. Проблема совершенствования экологического образования детей в ДОО
1.3. Особенности научно-методической деятельности в дошкольной образовательной организации по проблеме экологического образования
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Проектирование и внедрение научно-методической
деятельности по проблеме экологического воспитания 39
2.2. Исследование организации методического сопровождения формирования экологических представлений у старших
дошкольников в дошкольной образовательной организации 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 122
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОО 9
1.1. Информационно-коммуникационные технологии обучения и их психолого-педагогическая характеристика 9
1.2. Проблема совершенствования экологического образования детей в ДОО
1.3. Особенности научно-методической деятельности в дошкольной образовательной организации по проблеме экологического образования
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Проектирование и внедрение научно-методической
деятельности по проблеме экологического воспитания 39
2.2. Исследование организации методического сопровождения формирования экологических представлений у старших
дошкольников в дошкольной образовательной организации 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 122
Сегодня для всех стран наиболее злободневных проблем является проблема экологии. Одной из причин экологического кризиса является бурный научно-технический прогресс, деятельность человека в природе без учета экологических условий и закономерностей существования природы. Но есть и другая причина - низкий уровень культуры человека, что проявляется в безнравственном, потребительском отношении к богатствам природы, в нерациональном их использовании, в незнании взаимосвязи живой и неживой природы, что привело к нарушению экологического равновесия. В силу того, что в основе сознания лежит знание, одним из путей преодоления экологического кризиса может стать изменение сознания людей путем совершенствования их экологической образованности, формирования нового типа сознания в центре которого единство человека и природы. В связи с чем, на первые места выдвигается проблема экологического образования детей, т.к. именно в дошкольном возрасте закладывается нравственное отношение человека к окружающему. В дошкольном возрасте ребенок очень восприимчив к информации о животном и растительном мире, что позволяет говорить о важности данного периода для экологического образования ребенка.
Для дошкольника характерно наглядно-действенное мышление, поэтому для наилучшего восприятия детьми информации на занятиях по экологии необходимо учитывать данный момент. В связи с этим приоритетным средством совершенствования экологического образования дошкольников являются информационно-коммуникационные технологии, позволяющие преподносить материал ярко и доступно восприятию детей дошкольного возраста. Широкий арсенал ИКТ позволяет работать сразу в нескольких направлениях: организовывать интересные и эффективные занятия по экологии для дошкольников, проводить работу по повышению компетентности родителей и педагогов в вопросах экологического образования дошкольников, а также позволяет значительно расширить возможности педагогов в поиске информации и материалов для подготовки к занятиям и мероприятиям по экологическому образованию дошкольников. На современном этапе информационно-коммуникационные технологии являются ведущим средством совершенствования экологического образования детей в дошкольной организации, что обуславливает актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы в научной литературе. Использование в воспитательно-образовательной работе с детьми информационных компьютерных технологий способствует повышению качества, доступности и эффективности экологического образования.
Проблемы управления ДОО посредством информационно- коммуникационных технологий рассматривались в работах Т.В. Калининой, Т.С. Комаровой, А.А. Майера, М.С. Цветковой и др. Концепции экологического образования детей дошкольного возраста представлены в работах Е.В. Гончаровой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Федосеева и др.
Несмотря на большое количество работ по управлению ДОУ и экологическому образованию воспитанников, практически неизученной является проблема, связанная с совершенствованием процесса экологического образования в дошкольной образовательной организации посредством информационно-коммуникационных технологий.
Анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам выявить противоречие между неоспоримой эффективностью и многосторонним применением ИКТ в системе экологического образования детей в ДОО и отсутствием как таковых педагогических условий совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
Проблема исследования состоит в разработке педагогических условий совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: процесс экологического образования детей в ДОО.
Предмет исследования: педагогические условия совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить педагогические условия совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования: процесс совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий будет протекать более эффективно, при соблюдении следующих условий:
- повышении уровня ИКТ-компетентности педагога;
- сотрудничество по вопросам экологического образования
старших дошкольников с родителями воспитанников;
- изменение подхода к экологическому образованию детей: смена методов и приемов, использование средств ИКТ не только на этапе подготовки к занятиям, но и непосредственно на экологических занятиях.
Задачи исследования.
1. Дать психолого-педагогическую характеристику информационно-коммуникационным технологиям.
2. Исследовать проблему совершенствования экологического образования детей в ДОО.
3. Рассмотреть дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей в ДОО.
4. Апробировать педагогические условия совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
Методологическая основа исследования: сущность и структура информационно-коммуникационных технологий рассматривается в работах Е.А. Заломской [17, с. 121], Н.В. Коноваловой [25, с. 721]. Проблема совершенствования экологического образования детей в ДОО поднимается в исследованиях Е.В. Чмелевой [65, с. 168], а также других ученых. Специфика экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе использования информационных технологий рассматривается в работе О.Л. Егоровой [7, с. 359].
Методы исследования: теоретические (анализ и сопоставление психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, диагностика, беседа) и методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Базой экспериментально-практического исследования является МБДОУ - детский сад «Капитошка» г. Екатеринбурга
Этапы исследования.
Работа была выстроена в три этапа:
1 этап - подготовительный (начальный). На данном этапе проводился анализ литературы по экологическому образованию детей в ДОО. Кроме того, были разработаны педагогические условия совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
2 этап - основной. Был выявлен уровень экологического образования детей в ДОО, реализованы педагогические условия совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно- коммуникационных технологий.
3 этап - контрольный. На данном этапе были проанализированы полученные результаты проведенной работы по совершенствованию экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов по экологическому образованию детей в ДОО посредством ИКТ в педагогическую практику ДОО.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Для дошкольника характерно наглядно-действенное мышление, поэтому для наилучшего восприятия детьми информации на занятиях по экологии необходимо учитывать данный момент. В связи с этим приоритетным средством совершенствования экологического образования дошкольников являются информационно-коммуникационные технологии, позволяющие преподносить материал ярко и доступно восприятию детей дошкольного возраста. Широкий арсенал ИКТ позволяет работать сразу в нескольких направлениях: организовывать интересные и эффективные занятия по экологии для дошкольников, проводить работу по повышению компетентности родителей и педагогов в вопросах экологического образования дошкольников, а также позволяет значительно расширить возможности педагогов в поиске информации и материалов для подготовки к занятиям и мероприятиям по экологическому образованию дошкольников. На современном этапе информационно-коммуникационные технологии являются ведущим средством совершенствования экологического образования детей в дошкольной организации, что обуславливает актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы в научной литературе. Использование в воспитательно-образовательной работе с детьми информационных компьютерных технологий способствует повышению качества, доступности и эффективности экологического образования.
Проблемы управления ДОО посредством информационно- коммуникационных технологий рассматривались в работах Т.В. Калининой, Т.С. Комаровой, А.А. Майера, М.С. Цветковой и др. Концепции экологического образования детей дошкольного возраста представлены в работах Е.В. Гончаровой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Федосеева и др.
Несмотря на большое количество работ по управлению ДОУ и экологическому образованию воспитанников, практически неизученной является проблема, связанная с совершенствованием процесса экологического образования в дошкольной образовательной организации посредством информационно-коммуникационных технологий.
Анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам выявить противоречие между неоспоримой эффективностью и многосторонним применением ИКТ в системе экологического образования детей в ДОО и отсутствием как таковых педагогических условий совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
Проблема исследования состоит в разработке педагогических условий совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: процесс экологического образования детей в ДОО.
Предмет исследования: педагогические условия совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить педагогические условия совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования: процесс совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий будет протекать более эффективно, при соблюдении следующих условий:
- повышении уровня ИКТ-компетентности педагога;
- сотрудничество по вопросам экологического образования
старших дошкольников с родителями воспитанников;
- изменение подхода к экологическому образованию детей: смена методов и приемов, использование средств ИКТ не только на этапе подготовки к занятиям, но и непосредственно на экологических занятиях.
Задачи исследования.
1. Дать психолого-педагогическую характеристику информационно-коммуникационным технологиям.
2. Исследовать проблему совершенствования экологического образования детей в ДОО.
3. Рассмотреть дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей в ДОО.
4. Апробировать педагогические условия совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
Методологическая основа исследования: сущность и структура информационно-коммуникационных технологий рассматривается в работах Е.А. Заломской [17, с. 121], Н.В. Коноваловой [25, с. 721]. Проблема совершенствования экологического образования детей в ДОО поднимается в исследованиях Е.В. Чмелевой [65, с. 168], а также других ученых. Специфика экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе использования информационных технологий рассматривается в работе О.Л. Егоровой [7, с. 359].
Методы исследования: теоретические (анализ и сопоставление психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, диагностика, беседа) и методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Базой экспериментально-практического исследования является МБДОУ - детский сад «Капитошка» г. Екатеринбурга
Этапы исследования.
Работа была выстроена в три этапа:
1 этап - подготовительный (начальный). На данном этапе проводился анализ литературы по экологическому образованию детей в ДОО. Кроме того, были разработаны педагогические условия совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
2 этап - основной. Был выявлен уровень экологического образования детей в ДОО, реализованы педагогические условия совершенствования экологического образования детей в ДОО посредством информационно- коммуникационных технологий.
3 этап - контрольный. На данном этапе были проанализированы полученные результаты проведенной работы по совершенствованию экологического образования детей в ДОО посредством информационно-коммуникационных технологий.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов по экологическому образованию детей в ДОО посредством ИКТ в педагогическую практику ДОО.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Таким образом, проблема экологического образования в ДОО по сей день остается актуальной. В дошкольном возрасте ребенок очень восприимчив к информации о животном и растительном мире, что позволяет говорить о важности данного периода для экологического образования ребенка. Характерное для дошкольника наглядно-образное мышление, обуславливает выбор в качестве приоритетного средства совершенствования экологического образования дошкольников информационно-коммуникационные технологии, позволяющие преподносить материал ярко и доступно восприятию детей дошкольного возраста.
Исследователями выделяется ряд проблем в области экологического образования детей в ДОО, среди которых сложность выявления уровня развития у дошкольников качеств экологической образованности, нехватка доступных методик, предназначенных для диагностирования уровня экологической образованности дошкольников, неудовлетворенность родителей организацией экологического образования в семье и ДОО, отсутствие координации деятельности родителей в процессе экологического образования детей, дефицит знаний об особенностях семейного экологического воспитания детей, неумение проводить анализ уровня экологической культуры родителей, подмена общественно ценных дел различного рода развлекательными мероприятиями.
Было выяснено, что, информационно-коммуникационные технологии представляют собой информацию в электронном виде, ее обработку и хранение, однако не обязательно ее передачу. ИКТ в области образования рассматривается в качестве комплекса учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования детей. Использование ИКТ в экологическом образовании детей способствует не только динамичному развитию уровня экологического образования самих воспитанников, но и позволяет повышать уровень компетентности родителей в вопросах экологического образования дошкольников, способствует самообразованию педагогов, что положительным образом сказывается на интересе дошкольников к занятиям.
Исследование показало, что в подготовительной группе преобладают воспитанники с низким уровнем экологической образованности. Проведенное диагностирование позволило выявить ряд следующих проблем в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста: недостаточный уровень ИКТ-компетентности педагога
подготовительной группы; педагог использует средства ИКТ только на этапе подготовки к занятиям, не применяя их непосредственно на занятии, не используя их возможности в других не менее значимых направлениях; низкий уровень экологической образованности старших дошкольников.
Для реализации изложенных изменений, были реализованы педагогические условия, обеспечивающие результативность экологического образования детей в ДОО на основе применения информационно- коммуникационных технологий обучения: работа с педагогом (повышение уровня ИКТ-компетентности), работа со старшими дошкольниками (организация занятий с применением средств ИКТ; повышение познавательного интереса к экологическим понятиям, объектам природы; повышение эмпатии к животным и растениям, мотивация к трудовой деятельности в живом уголке, в природе, повышение уровня знаний о растениях и объектах неживой природы), взаимодействие с родителями по вопросам экологического образования старших дошкольников (повышение уровня компетентности родителей в области экологического образования старших дошкольников). Основными средствами ИКТ для совершенствования экологического образования старших дошкольников стали: экологические занятия с элементами анимационной деятельности, виртуальные экскурсии, занятия с использованием презентаций на основе программы PowerPoint, что способствовало активизации познавательного интереса дошкольников.
Исследователями выделяется ряд проблем в области экологического образования детей в ДОО, среди которых сложность выявления уровня развития у дошкольников качеств экологической образованности, нехватка доступных методик, предназначенных для диагностирования уровня экологической образованности дошкольников, неудовлетворенность родителей организацией экологического образования в семье и ДОО, отсутствие координации деятельности родителей в процессе экологического образования детей, дефицит знаний об особенностях семейного экологического воспитания детей, неумение проводить анализ уровня экологической культуры родителей, подмена общественно ценных дел различного рода развлекательными мероприятиями.
Было выяснено, что, информационно-коммуникационные технологии представляют собой информацию в электронном виде, ее обработку и хранение, однако не обязательно ее передачу. ИКТ в области образования рассматривается в качестве комплекса учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования детей. Использование ИКТ в экологическом образовании детей способствует не только динамичному развитию уровня экологического образования самих воспитанников, но и позволяет повышать уровень компетентности родителей в вопросах экологического образования дошкольников, способствует самообразованию педагогов, что положительным образом сказывается на интересе дошкольников к занятиям.
Исследование показало, что в подготовительной группе преобладают воспитанники с низким уровнем экологической образованности. Проведенное диагностирование позволило выявить ряд следующих проблем в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста: недостаточный уровень ИКТ-компетентности педагога
подготовительной группы; педагог использует средства ИКТ только на этапе подготовки к занятиям, не применяя их непосредственно на занятии, не используя их возможности в других не менее значимых направлениях; низкий уровень экологической образованности старших дошкольников.
Для реализации изложенных изменений, были реализованы педагогические условия, обеспечивающие результативность экологического образования детей в ДОО на основе применения информационно- коммуникационных технологий обучения: работа с педагогом (повышение уровня ИКТ-компетентности), работа со старшими дошкольниками (организация занятий с применением средств ИКТ; повышение познавательного интереса к экологическим понятиям, объектам природы; повышение эмпатии к животным и растениям, мотивация к трудовой деятельности в живом уголке, в природе, повышение уровня знаний о растениях и объектах неживой природы), взаимодействие с родителями по вопросам экологического образования старших дошкольников (повышение уровня компетентности родителей в области экологического образования старших дошкольников). Основными средствами ИКТ для совершенствования экологического образования старших дошкольников стали: экологические занятия с элементами анимационной деятельности, виртуальные экскурсии, занятия с использованием презентаций на основе программы PowerPoint, что способствовало активизации познавательного интереса дошкольников.
Подобные работы
- Инновации в деятельности педагогов как условие совершенствования экологического образования детей в дошкольном учреждении
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Информационно-образовательная среда как условие оптимизации процесса ознакомления детей с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Инновационная деятельность в дошкольной организации как условие совершенствования процесса ознакомления детей с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическая экспертиза развивающих экологических компьютерных игр для детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Компьютерная графика как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов изобразительного искусства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



