Управление процессом формирования геометрических представлений у дошкольников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА?
1.1. Геометрические фигуры: определения и свойства 7
1.2. Особенности формирования геометрических представлений у
дошкольников 22
1.3. Анализ программ ДОУ по формированию геометрических
представлений у дошкольников 32
1.4. Управление процессом формирования геометрических представлений43
Выводы по первой главе 50
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ 52
2.1. Изучение начального уровня сформированности геометрических
представлений у детей дошкольного возраста 52
2.2. Организация процесса формирования элементарных геометрических
представлений 61
2.3. Проведение заключительного этапа опытно-поисковой работы и
обоснование эффективности организации процесса формирования геометрических представлений 83
Выводы по второй главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 120
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА?
1.1. Геометрические фигуры: определения и свойства 7
1.2. Особенности формирования геометрических представлений у
дошкольников 22
1.3. Анализ программ ДОУ по формированию геометрических
представлений у дошкольников 32
1.4. Управление процессом формирования геометрических представлений43
Выводы по первой главе 50
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ 52
2.1. Изучение начального уровня сформированности геометрических
представлений у детей дошкольного возраста 52
2.2. Организация процесса формирования элементарных геометрических
представлений 61
2.3. Проведение заключительного этапа опытно-поисковой работы и
обоснование эффективности организации процесса формирования геометрических представлений 83
Выводы по второй главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 120
Формирование элементарных математических представлений, умений и навыков является одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе. Кардинальное значение для всестороннего развития детей в этом смысле имеет геометрический материал, его особая роль определяется большим значением геометрии в процессе познания ребенком окружающего мира, для целенаправленного формирования его личности, развития воображения, интеллекта и творческих способностей. Важная роль геометрического мышления в интеллектуальном формировании и общем развитии ребёнка обусловлена еще и тем, что его недостаточный уровень является практически непреодолимым препятствием для адекватного усвоения в старших классах ряда школьных дисциплин, в частности, математики.
Степень изученности темы. Формирование геометрических представлений - одна из задач развития абстрактного мышления детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическое осмысление этой задачи проведено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других. В исследованиях современных отечественных и зарубежных психологов и педагогов (В. В. Давыдов, В. В. Данилов, А. А. Столяр, А. М. Пышкало, В. Г. Житомирский, М. Фидлер, В. Лаксон и др.) делается акцент на необходимости обучения детей обобщённым приёмам и способам анализа окружающей действительности по форме. Теорию и методику формирования геометрических представлений презентуют исследования А. В. Белошистой, Т. С. Будько, Л. Н. Габеевой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д. Д. Рыбдаловой, И.Ф. Шарыгина, Е.И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игр- развлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них геометрических представлений.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что ни научно-методические издания, ни диссертационные исследования не рассматривают особенностей управления процессом формирования геометрических представлений у дошкольников. Несмотря на разнообразие существующих в настоящее время программ дошкольного образования, практически отсутствует содержательный геометрический материал в области формирования элементарных математических представлений (ФЭМП). Обучение элементам геометрии в ДОУ сводится, как правило, к поверхностному ознакомлению с простейшими плоскими и объемными фигурами и измерению геометрических величин практическими средствами. В этой связи планирование, содержание, методы и формы процесса формирования геометрических представлений у дошкольников требуют дальнейшего изучения.
Все вышеизложенное и определило тему исследования - «Управление процессом формирования геометрических представлений у дошкольников» и цель исследования, которая и заключается в выявлении особенностей управления этим процессом.
Объектом исследования является процесс формирования геометрических представлений у дошкольников.
Предмет исследования - планирование, формы и методы управления процессом формирования геометрических представлений у дошкольников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи.
1. Проведение теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Анализ действующих примерных образовательных программ дошкольного образования по формированию геометрических представлений.
3. Выявление особенностей управления процессом формирования геометрических представлений у дошкольников.
4. Проверка целесообразности, эффективности и результативности организации процесса формирования геометрических представлений у старших дошкольников посредством опытно-поисковых работ.
Методологической и теоретической основой данного исследования выступили: теория личностно-ориентированного воспитания (Д. А. Леонтьев, Б. М. Неменский, Е. М. Торошилова и др.), теория деятельного подхода (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Б. Воронцов, А. К. Лукина и др.); основные принципы развития математического мышления детей дошкольного возраста (А. В. Белошистая, Р. Л. Березина, В. Г. Житомирский, З. А. Михайлова, А. С. Метлина, А. М. Пышкало, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр и др.), теоретические подходы и результаты педагогических исследований по формированию геометрических представлений (В. А. Гусев, Л. В. Занков, Е. В. Знаменская, Л. Г. Петерсон, А. М. Пышкало, А. Рузской, С. Якобсон и др.).
В процессе работы использованы такие методы исследования, как: изучение и анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовой и методической документации по формированию геометрических понятий и представлений детей дошкольного возраста, концептуальный анализ ряда научных исследований по изучаемой проблеме, обобщение передового педагогического опыта по исследуемой проблеме, диагностика, методы обработки данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в детализации понятия «управление процессом формирования геометрических представлений у дошкольников», определении и обосновании содержания, форм и методов работы по организации процесса формирования геометрических представлений дошкольников в режимных моментах.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании системы занятий, включающих развивающие логические и математические игры с элементами геометрических понятий, и методических рекомендаций по их проведению.
Система формирования геометрических представлений старших дошкольников разработана в рамках данного исследования для педагогов дошкольных организаций, работающих по разным образовательным программам.
База исследования. Опытно-поисковая работа проходила на базе МКДОУ ГО ЗАРЕЧНЫЙ «ДЕТСТВО» с.п. «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 70 источников, 15 таблиц, 48 рисунков и приложений.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Геометрические фигуры: определения и свойства
Геометрическая фигура - абстрактное понятие, с помощью которого все окружающие нас предметы олицетворяем в форме [17].
Геометрическая фигура - это множество точек плоскости.
Геометрические фигуры - это совокупность множества точек, линий, поверхностей или тел, которые расположены на поверхности, плоскости или пространстве и формирует конечное количество линий.
Термин «фигура» в какой-то степени формально применяется к множеству точек, но, как правило, фигурой принято называть такие множества, которые расположенные на плоскости и ограничиваются конечным числом линий.
Точка и прямая являются основными фигурами, расположенными на плоскости, и базовыми геометрическими понятиями.
К простейшим геометрическим фигурам на плоскости относятся отрезок, луч и ломаная линия.
Фигуры разделяются на плоские (например, круг, квадрат, треугольник, все многоугольники) и объемные (сфера, куб, параллелепипед, конус, пирамида). Последние называются геометрическими телами.
Геометрическое тело - это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями [17].
Если поверхность, ограничивающая тело, состоит из множества плоскостей, тело называют многогранником. Пересечения плоскостей представляют собой отрезки прямых линий, которые называются рёбрами, а ограниченные части плоскостей образуют грани тела. Каждая из граней представляет собой многоугольник, стороны которого являются рёбрами объемного многогранника; вершины этого многоугольника называются вершинами многогранника.
Все многогранники в зависимости от количества граней получили особые латинские названия: четырёхгранник - тетраэдр, шестигранник - гексаэдр, восьмигранник - октаэдр, двенадцатигранник - додекаэдр, двадцатигранник - икосаэдр и т.д.
Геометрическая форма (от лат. forma - форма, внешний вид) - это взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.
Степень изученности темы. Формирование геометрических представлений - одна из задач развития абстрактного мышления детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическое осмысление этой задачи проведено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других. В исследованиях современных отечественных и зарубежных психологов и педагогов (В. В. Давыдов, В. В. Данилов, А. А. Столяр, А. М. Пышкало, В. Г. Житомирский, М. Фидлер, В. Лаксон и др.) делается акцент на необходимости обучения детей обобщённым приёмам и способам анализа окружающей действительности по форме. Теорию и методику формирования геометрических представлений презентуют исследования А. В. Белошистой, Т. С. Будько, Л. Н. Габеевой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д. Д. Рыбдаловой, И.Ф. Шарыгина, Е.И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игр- развлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них геометрических представлений.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что ни научно-методические издания, ни диссертационные исследования не рассматривают особенностей управления процессом формирования геометрических представлений у дошкольников. Несмотря на разнообразие существующих в настоящее время программ дошкольного образования, практически отсутствует содержательный геометрический материал в области формирования элементарных математических представлений (ФЭМП). Обучение элементам геометрии в ДОУ сводится, как правило, к поверхностному ознакомлению с простейшими плоскими и объемными фигурами и измерению геометрических величин практическими средствами. В этой связи планирование, содержание, методы и формы процесса формирования геометрических представлений у дошкольников требуют дальнейшего изучения.
Все вышеизложенное и определило тему исследования - «Управление процессом формирования геометрических представлений у дошкольников» и цель исследования, которая и заключается в выявлении особенностей управления этим процессом.
Объектом исследования является процесс формирования геометрических представлений у дошкольников.
Предмет исследования - планирование, формы и методы управления процессом формирования геометрических представлений у дошкольников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи.
1. Проведение теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Анализ действующих примерных образовательных программ дошкольного образования по формированию геометрических представлений.
3. Выявление особенностей управления процессом формирования геометрических представлений у дошкольников.
4. Проверка целесообразности, эффективности и результативности организации процесса формирования геометрических представлений у старших дошкольников посредством опытно-поисковых работ.
Методологической и теоретической основой данного исследования выступили: теория личностно-ориентированного воспитания (Д. А. Леонтьев, Б. М. Неменский, Е. М. Торошилова и др.), теория деятельного подхода (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Б. Воронцов, А. К. Лукина и др.); основные принципы развития математического мышления детей дошкольного возраста (А. В. Белошистая, Р. Л. Березина, В. Г. Житомирский, З. А. Михайлова, А. С. Метлина, А. М. Пышкало, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр и др.), теоретические подходы и результаты педагогических исследований по формированию геометрических представлений (В. А. Гусев, Л. В. Занков, Е. В. Знаменская, Л. Г. Петерсон, А. М. Пышкало, А. Рузской, С. Якобсон и др.).
В процессе работы использованы такие методы исследования, как: изучение и анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовой и методической документации по формированию геометрических понятий и представлений детей дошкольного возраста, концептуальный анализ ряда научных исследований по изучаемой проблеме, обобщение передового педагогического опыта по исследуемой проблеме, диагностика, методы обработки данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в детализации понятия «управление процессом формирования геометрических представлений у дошкольников», определении и обосновании содержания, форм и методов работы по организации процесса формирования геометрических представлений дошкольников в режимных моментах.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании системы занятий, включающих развивающие логические и математические игры с элементами геометрических понятий, и методических рекомендаций по их проведению.
Система формирования геометрических представлений старших дошкольников разработана в рамках данного исследования для педагогов дошкольных организаций, работающих по разным образовательным программам.
База исследования. Опытно-поисковая работа проходила на базе МКДОУ ГО ЗАРЕЧНЫЙ «ДЕТСТВО» с.п. «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 70 источников, 15 таблиц, 48 рисунков и приложений.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Геометрические фигуры: определения и свойства
Геометрическая фигура - абстрактное понятие, с помощью которого все окружающие нас предметы олицетворяем в форме [17].
Геометрическая фигура - это множество точек плоскости.
Геометрические фигуры - это совокупность множества точек, линий, поверхностей или тел, которые расположены на поверхности, плоскости или пространстве и формирует конечное количество линий.
Термин «фигура» в какой-то степени формально применяется к множеству точек, но, как правило, фигурой принято называть такие множества, которые расположенные на плоскости и ограничиваются конечным числом линий.
Точка и прямая являются основными фигурами, расположенными на плоскости, и базовыми геометрическими понятиями.
К простейшим геометрическим фигурам на плоскости относятся отрезок, луч и ломаная линия.
Фигуры разделяются на плоские (например, круг, квадрат, треугольник, все многоугольники) и объемные (сфера, куб, параллелепипед, конус, пирамида). Последние называются геометрическими телами.
Геометрическое тело - это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями [17].
Если поверхность, ограничивающая тело, состоит из множества плоскостей, тело называют многогранником. Пересечения плоскостей представляют собой отрезки прямых линий, которые называются рёбрами, а ограниченные части плоскостей образуют грани тела. Каждая из граней представляет собой многоугольник, стороны которого являются рёбрами объемного многогранника; вершины этого многоугольника называются вершинами многогранника.
Все многогранники в зависимости от количества граней получили особые латинские названия: четырёхгранник - тетраэдр, шестигранник - гексаэдр, восьмигранник - октаэдр, двенадцатигранник - додекаэдр, двадцатигранник - икосаэдр и т.д.
Геометрическая форма (от лат. forma - форма, внешний вид) - это взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты.
1. На сегодняшний день работа является важной и актуальной на это указывает проведенный анализ научной и методической литературы.
В дошкольном детстве у детей формируются первые представления о геометрических фигурах, с возрастом их запас знаний постепенно расширяется, углубляется и систематизируется.
2. Одной из фундаментальных задач, стоящих перед педагогом, является задача формирования системы знаний о геометрических фигурах. Одно из звеньев этой системы - представления о некоторых признаках геометрических фигур, их обобщение на основе выделения общих признаков. Дошкольники также должны получить представления о связях и отношениях между геометрическими фигурами и понятиями.
3. Путем естественного для дошкольника вида деятельности - в игре, осуществляется формирование геометрических представлений через его окружение в повседневной жизни. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами проявляется у ребенка очень рано, уже младенческом возрасте. На каждом шагу ребенок сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Процесс восприятия детьми старшего дошкольного возраста величины и форм предметов заключается в установлении закономерностей между свойствами и формой фигур.
4. Анализ примерных образовательных программ показал, что основополагающими целями формирования геометрических представлений детей дошкольного возраста являются развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах геометрических фигур; развитие сенсорных способов познания математических свойств: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; развитие у детей логических способов понимания математических свойств и отношений.
5. Управление процессом формирования геометрических представлений подразумевает деятельность педагога по планированию и организации системы работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей с целью развития:
а) логико-математических представлений и представлений о математических свойствах геометрических фигур;
б) сенсорных способов познания математических свойств;
в) логических способов познания математических свойств и отношений;
г) логических приемов мышления - анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
6. Формирование геометрических представлений у старших дошкольников осуществляется в образовательной деятельности (НОД, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) путем естественного для дошкольника вида деятельности - игровой, которая может быть реализована посредством логико-математических игр.
7. Проведенная опытно-поисковая работа включала три этапа на первом этапе, была проведена первичная диагностика уровней сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. По результатам диагностики была спланирована и организована работа по формированию геометрических представлений с использованием логико-математических игр: игр на смекалку, игр- головоломок, дидактических игр на формирование таких приемов мышления как сравнение, классификация, обобщение.
8. Заключительный этап работы показал, что проделанная работа была эффективной.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Проведённое исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с формированием геометрических представлений дошкольников, и предполагает работу по следующим направлениям: ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры (без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию), использования в образовательной деятельности геометрических сказок, подвижных игр, математических развлечений. Заслуживает внимания вопрос формирования геометрических представлений в продуктивной деятельности.
1. На сегодняшний день работа является важной и актуальной на это указывает проведенный анализ научной и методической литературы.
В дошкольном детстве у детей формируются первые представления о геометрических фигурах, с возрастом их запас знаний постепенно расширяется, углубляется и систематизируется.
2. Одной из фундаментальных задач, стоящих перед педагогом, является задача формирования системы знаний о геометрических фигурах. Одно из звеньев этой системы - представления о некоторых признаках геометрических фигур, их обобщение на основе выделения общих признаков. Дошкольники также должны получить представления о связях и отношениях между геометрическими фигурами и понятиями.
3. Путем естественного для дошкольника вида деятельности - в игре, осуществляется формирование геометрических представлений через его окружение в повседневной жизни. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами проявляется у ребенка очень рано, уже младенческом возрасте. На каждом шагу ребенок сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Процесс восприятия детьми старшего дошкольного возраста величины и форм предметов заключается в установлении закономерностей между свойствами и формой фигур.
4. Анализ примерных образовательных программ показал, что основополагающими целями формирования геометрических представлений детей дошкольного возраста являются развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах геометрических фигур; развитие сенсорных способов познания математических свойств: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; развитие у детей логических способов понимания математических свойств и отношений.
5. Управление процессом формирования геометрических представлений подразумевает деятельность педагога по планированию и организации системы работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей с целью развития:
а) логико-математических представлений и представлений о математических свойствах геометрических фигур;
б) сенсорных способов познания математических свойств;
в) логических способов познания математических свойств и отношений;
г) логических приемов мышления - анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
6. Формирование геометрических представлений у старших дошкольников осуществляется в образовательной деятельности (НОД, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) путем естественного для дошкольника вида деятельности - игровой, которая может быть реализована посредством логико-математических игр.
7. Проведенная опытно-поисковая работа включала три этапа на первом этапе, была проведена первичная диагностика уровней сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. По результатам диагностики была спланирована и организована работа по формированию геометрических представлений с использованием логико-математических игр: игр на смекалку, игр- головоломок, дидактических игр на формирование таких приемов мышления как сравнение, классификация, обобщение.
8. Заключительный этап работы показал, что проделанная работа была эффективной.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Проведённое исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с формированием геометрических представлений дошкольников, и предполагает работу по следующим направлениям: ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры (без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию), использования в образовательной деятельности геометрических сказок, подвижных игр, математических развлечений. Заслуживает внимания вопрос формирования геометрических представлений в продуктивной деятельности.
Подобные работы
- Управление процессом формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Управление процессом формирования у детей дошкольного возраста пространственных представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Педагогический мониторинг сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет (Нижневартовский государственный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Управление процессом развития математических представлений в дошкольном возрасте на основе использования исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированной образовательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Исследование процесса формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020



