Глава I. Теоретические особенности формирования познавательного интереса у обучающихся в процессе обучения математике 5
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» 5
1.2. Средства формирования познавательного интереса у обучающихся в
процессе обучения математике 10
1.3. Особенности дидактических игр, как одного из средств формирование
познавательного интереса 16
Выводы по I главе 22
Глава II. Методические особенности формирования познавательного интереса в процессе обучения математике 23
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5 классов. 23
2.2. Требования к организации дидактических игр, способствующих
формированию познавательного интереса обучающихся в 5 класса 25
2.3. Комплекс дидактических игр для обучающихся 5 класса,
направленный на формирование познавательного интереса 30
Выводы по II главе 45
Заключение 46
Список литературы 47
В Концепции развития образования в Российской Федерации на 2016 - 2020 года указано, что развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентированную на практические навыки и фундаментальные умения, то есть подготовка разносторонне развитой (компетентной) личности.
С 1 февраля 2011 года был произведен переход к Федеральным государственным образовательным стандартам основной общеобразовательной школы. В данном документе определены все личностные, метапредметные и предметные качества, которые необходимо совершенствовать у обучающихся для их успешной социализации.
Одним из способов достижения намеченных ориентиров - это формирование и развитие у обучающихся познавательного интереса, а, следовательно, задача учителя активизировать познавательный интерес учеников на различных предметах, в частности на уроках математики.
Проблеме познавательного интереса обучающихся, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Существуют многочисленные точки зрения на сущность познавательного интереса как в трудах педагогов прошлых столетий, так и в трудах современников. Так, например, в своих работах анализирует уровни и проявления становления интереса В.В. Давыдов, условия и факторы, влияющие на становление и развитие познавательных интересов Ю.К. Бабанский и А.А. Бодалев.
В научных трудах психологов и педагогов сущность понятия «познавательный интерес» раскрыта в достаточной степени и разработано достаточно средств, способствующих формированию познавательного интереса у обучающихся в процессе обучения математике, но не все они адаптированы к системно-деятельностному подходу и современным стандартам.
Объект исследования - процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - дидактические игры как средство формирования познавательного интереса у обучающихся.
Цель: разработка комплекса дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса у обучающихся 5 классов на уроках математики.
В соответствии с целью в процессе выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Раскрыть сущность определения познавательного интереса.
3. Выделить средства формирования познавательного интереса в процессе обучения математике.
4. Выделить особенности использования дидактических игр в процессе обучения математике.
5. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику обучающихся 5 класса.
6. Выделить требования к отбору дидактических игр, способствующих формированию познавательного интереса у обучающихся.
7. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса у обучающихся 5 классов на уроках математики.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования ее материалов учителями математики при обучении математике обучающихся 5 классов, а также студентами при изучении данной темы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Изучив и систематизировав психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме, мы раскрыли сущность понятия «познавательный интерес».
Под познавательным интересом будем понимать избирательную эмоционально-окрашенную предметную направленность личности на процесс познания, объекты которого имеют важное для неё значение, и его результат. Выявили уровни: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Мы рассмотрели существующие возможности формирования познавательного интереса на уроках математики с помощью исторического материала, информационно-коммуникационных технологий, дидактических игр, интерактивных методов обучения, а также задач межпредметного характера, а также обосновали эффективность использования дидактических игр, в качестве средства формирования познавательного интереса обучающихся в процессе обучения математике.
Нами приведена психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5 классов, а также выделены требования отбора задач для игр по математике и этапы игр.
Нами был разработан комплекс дидактических игр, направленный на формирование познавательного интереса обучающихся 5 классов в процессе обучения математике, на примере темы «Обыкновенные дроби».
Поставленные цель и задачи в ходе данной работы были достигнуты и выполнены.
Из проделанной работы можно сделать вывод, что дидактические игры выступают эффективным средством формирования познавательного интереса обучающихся в процессе обучения математике, но игра не должна носить только развлекательный характер.