Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательного интереса обучающихся в кружке вышивки

Работа №15485

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты формирования познавательного интереса
обучающихся 8
1.1 Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный
интерес» 8
1.2 Роль внеурочной деятельности школьников в формировании
познавательного интереса 14
2 Формирование познавательного интереса обучающихся посредством
современных педагогических методов, используемых при организации работы в кружке обучения вышиванию 21
2.1 Педагогические методы, используемые при организации работы
кружка обучения вышиванию 21
2.2 Программа кружка обучения вышиванию «Весёлая иголочка» 27
2.3 Анализ результатов работы по формированию познавательного
интереса на кружковых занятиях по вышивке 35
3 Проектирование наглядных пособий для внеурочной деятельности
по обучению вышиванию 40
3.1 Виды средств обучения вышивке крестом и их роль в
формировании познавательного интереса 40
3.2 Способы проектирование средств обучения вышивке крестом 42
3.3 Технология изготовления сувениров, посредством украшения
поверхности изделия вышивкой крестом 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


В условиях реализации в российской системе образования Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, приоритетными становятся методы и приёмы обучения, направленные на повышение мотивации, через формирование стойкого познавательного интереса, а также активизации познавательной деятельности обучающихся. Считается, что они являются фундаментом личностного роста в зоне его деятельности по саморазвитию и открытию нового, необходимого для формирования теоретического и практического опыта.
Требования, отражённые в ФГОС, предполагают создание таких условий обучения, при которых формируемая в рамках школьного образования личность получает возможность активно использовать в познавательной деятельности свои способности и опыт для приобретения новых знаний.
Согласно образовательному стандарту, реализация принципа активности в познавательной деятельности учащихся позволяет педагогам улучшить результаты обучения во всех предметных областях, включая технологическое образование.
Ключевой проблемой повышения активности познавательной деятельности учащихся является отсутствие авторитета знаний и индивидуальной ответственности учащихся за результаты учебного труда. Одним из решений данной проблемы является повышение познавательного интереса учащихся через внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных методов обучения, а также деятельностного подхода.
Внеурочная деятельность школьников предоставляет максимальные возможности для развития их познавательного интереса, так как располагает современной материально-технической базой, квалифицированными специалистами, творческой атмосферой.
На современном этапе внедрения во внеурочную деятельность дополнительного образования, направленного на развитие трудовых навыков и творческого мышления, посредством овладения технологиями
традиционного рукоделия, проблема активизации познавательной деятельности обучающихся приoбрeтaeт особо вaжнoe знaчeниe. Дополнитеьное образование связано с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное oбучeниe, кoтoрoe oсущeствляeтся с пoмoщью активных метoдoв, спoсoбствуeт фoрмирoвaнию пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa к приобретению знаний и учебной деятельности.
Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств обучающихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность,
самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности обучающихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Всё вышесказанное определяет значимость решения задачи по формированию познавательного интереса в процессе технологического образования.
Следует отметить, что в современном состоянии вопроса сложились следующие противоречия между:
- потребностью формирования познавательного интереса обучающихся и недостаточной разработанностью методической составляющей данного вопроса.
- необходимостью формирования познавательного интереса обучающихся и отсутствием систематизации разнообразных методических пособий, направленных на формирование познавательного интереса.
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в недостаточном количестве методических рекомендаций, позволяющих эффективно использовать современные методы и необходимые средства для формирования устойчивого познавательного интереса, при организации кружковой работы по обучению рукоделию, в частности вышиванию. Данная проблема мало исследована и в то же время очень важна для учителей технологии и руководителей кружков технологической направленности, поэтому тема исследования «Формирование познавательного интереса обучающихся в кружке вышивки» является актуальной.
Цель исследования: разработать методику проведения занятий кружка вышивки, способствующую формированию познавательного интереса обучающихся.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса обучающихся на кружковых занятиях по вышивке.
Предмет исследования: методика использования комплекта
наглядных пособий для кружка вышивки.
Гипотеза исследования - разработанная методика будет способствовать формированию познавательного интереса обучающихся в кружке вышивки.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие
задачи:
1) Изучив и проанализировав педагогико-психологическую литературу, выявить сущность понятия «познавательный интерес» и рассмотреть теоретические аспекты формирования познавательного интереса обучающихся.
2) Разработать программу кружка в соответствии с современными требованиями.
3) Спроектировать наглядные пособия для проведения занятий в кружке вышивки.
4) Проверить эффективность использования разработанной методики.
Методологическую основу исследования составляют работы o сущности познавательного интереса и его развитии в процессе обучения (Ш.А. Амонашвили, Л. В. Андриянова, С. Л. Рубинштейн, А. К. Маркова, Н.Ф. Тылызина, Г. И. Щукина и др.); общетеоретические подходы к организации занятий по внеурочной деятельности (В. А. Березина, Л. Г. Логинова и др.)
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение педагогических, методических трудов по проблеме исследования, наблюдение за изменением уровня познавательного интереса обучающихся при использовании современных методов обучения во внеурочной деятельности, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования: материалы настоящего исследования могут быть полезны руководителям кружка технологического профиля при обучении вышивки.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованной литературы, приложения.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Бийска.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа выполнена в соответствии с её темой. В ходе её выполнения был выполнен следующий объем работы:
- изучены и проанализированы литературные источники о формировании познавательного интереса, об организации внеурочной работы в современных условиях и реализации ФГОС; о средствах обучения вышивки крестом;
- определены методы формирования познавательного интереса на занятиях по обучению вышиванию;
- составлена программа и календарно-тематический план кружка по обучению вышиванию «Весёлая иголочка»;
- спроектированы наглядные средства с вышивкой крестом: сувениры «Пасхальные яйца», ёлочные игрушки «Рождественские шары», «Шкатулка- игольница» в технике вышивания простым крестом;
- разработано несколько эскизов сувениров «Пасхальные яйца», ёлочные игрушки «Рождественские шары», «Шкатулки - игольницы»;
- выбраны и подготовлены материалы и инструменты для выполнения украшений для сувениров «Пасхальное яйцо», «Шкатулки - игольницы», «Новогодних шаров» в технике вышивания простым крестом;
- разработаны технологические карты для изготовления сувениров;
- рассчитана себестоимость разработки проекта и изготовления сувениров, вышитых крестом, которая составила 18323,96 руб.;
- изготовлены сувениры «Пасхальное яйцо», «Шкатулка - игольница», «Новогодние шары» с применением техники вышивания простым крестом, в соответствии с эскизами и технологическими картами.
В данной работе рассматриваются теоретические основы изучения познавательного интереса педагогами и психологами, рассмотрены способы его формирования на примере кружковой (внеурочной) деятельности, а также определена роль средств обучения, как в процессе обучения вышивки, так и в заинтересованности школьников в получении новых знаний о традициях и современной культуре, связанных с развитием рукоделия.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, и намеченные задачи выполнены в полном объеме.
Достоинством выпускной квалификационной работы являются спроектированные её автором средства обучения вышивки для создания сувениров. Педагогическая целесообразность данной работы оценивается тем, что в ней описаны эффективные методы повышения уровня познавательного интереса при обучении вышивке, а также влияющие на формирование таких ценных качеств личности как трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.
Внеурочная деятельность по обучению вышиванию способствует повышению качества знаний, полученных на уроках по предмету технология, так как обеспечивает рост познавательного интереса и познавательной активности, кроме того она прививает школьникам необходимые полезные трудовые навыки и умения. В процессе обучения вышиванию учащиеся знакомятся с инструментами для вышивки, учатся экономично относиться к материалам, бережно - к орудиям труда, намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий и способы обработки материала. Дети становятся общительнее, изделие, изготовленное своими руками, создаёт атмосферу спокойствия и доброжелательности. Внеурочная деятельность по обучению вышиванию способствует формированию эстетического вкуса и овладению знаниями о культуре и традициях народов России. Создавая проекты изготовления сувениров подобных «Пасхальному яйцу», «Шкатулки - игольницы», «Новогодних шаров» учащиеся не только развивают учебные универсальные действия как познавательные и регулятивные, но и через изучение традиций православной культуры развивают личностные УУД. Такой подход соответствует современным требованиям школьного образования и ФГОС.



1. Амонашвили, Ш. А. Развитие познавательной активности в начальной школе [Текст] // Вопросы психологии / Ш.А. Амонашвили 1984. - № 5 - с. 36 - 41.
2. Андриянова, Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 1-4.
3. Барадулин, В. А. Основы художественного ремесла [Текст]: методическое пособие / В.А Барадулин, В. Танкус. - М.: Просвещение, 1986. - 238 с.
4. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст]: Монография / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 164 с.
5. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития [Текст]: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В. А. Беликов. — М., 2002
6. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы : Число, величина, форма, пространство и время [Текст]: / Ф.Н. Блехер. - М.: Учпедгиз, 2014.- 223с.
7. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред.И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., Издательство Московского университета, 1981. 304 с.
8. Выготский, Л.С. Полное собрание сочинений в 5 томах. Том 1 [Текст]: / М.: Просвещение, 2013, 368 с.
9. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: / Д.В. Григорьев, В.П. Степанов Методический конструктор. Пособие для учителей. - М: «Просвещение», 2010
10. Добрынин, Н.Ф. О новых исследованиях внимания [Текст]: // Вопросы психологии. - 2003. - №3.
11. Егошина, С. Н. Развитие художественного творчества детей средствами вышивки [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.
— С. 70-79.
12. Кирланов, Т. Г. Классификация методов активного обучения применительно к высшей школе [Текст]: // Молодой ученый. — 2010. — №4.
— С. 337-339.
13. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителя [Текст]: / Махмутов М.И. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1977. - 80 с.
14. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст]: - М.: Знание, 2009. - 375 c.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст]: В. С. Мухина - М.: Академия, 2007.
16. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст]: словарь / А. М. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268
с.
17. Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «Образование сегодня». - Режим доступа: http://www. educationplace.ru/eduts- 471-1.html
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : / С.Л.
Рубинштейн. - Спб.: Издательство «Питер», 2015. - 705 с.
19. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]: учебное пособие для преподавателей учреждений средне - профессионального образования/ Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. / изд. «Мастерство», М.: 2001, 312 с.
20. Сластенин, В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]: / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
21. Смолкин, А.М. Методы активного обучения. Научно-методическое пособие [Текст]: / Смолкин А.М.— М.: Высшая школа, 1991. — 176 с.
22. Сухомлинский, В. А. Избранные произведения в 5 томах [Текст]: / В. А. Сухомлинский. Избранные произведения, 5 том / / Киев.: Радянська школа, 1980. - 380 с.
23. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Талызина Н. Ф - М.: ИЦ «Академия», 2013.
- 288 с.
24. Ушинский, К.Д. Воспитание человека: избранное [Текст]: / К.Д. Ушинский; сост. и автор С.Ф. Егоров. - М.: Карапуз, 2000 г. - 256 с.
25. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А. В. Хуторской. - М.: Высшая школа, 2007. - 639
с.
26. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]: учебное пособие / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2008. - 109 с.
27. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителей [Текст]: учебное пособие / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2005.
- 144 с.
28. Яшкова, Л.А Активизация познавательной деятельности младших школьников [Текст]: // Яшкова Л.А Активизация познавательной деятельности младших школьников// Статья // Международный научный журнал «Инновационная наука» №2, 2016 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ