ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 6
1.1. Представления как предмет психолого-педагогического
исследования 6
1.2. Проблема формирования у детей представлений о здоровом
образе жизни в теории и практике дошкольного образования 14
1.3. Методические основы формирования представлений о здоровом
образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 27
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о
здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе изучения
природы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Конспекты занятий 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Оздоровительная система в режиме дня ДОО 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. «Путешествие в страну здоровья» 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Анкета для родителей 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Консультация для родителей 95
Актуальность исследования. Проблема здорового образа жизни чрезвычайно актуальна в связи с увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги на организм ребенка. Актуальность данной темы обусловлена социальным заказом на создание в дошкольном учреждении условий для здорового образа жизни.
В «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.», ФГОС ДО и других нормативных документах в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья детей, разработки здоровьесберегающих технологий обучения, формирования ответственного отношения к здоровью и приобщения к здоровому образу жизни. Это обуславливает актуальность темы исследования.
Процесс приобщения детей к здоровому образу жизни неразрывно связан с формирований представлений о нем, как стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Представления о здоровье и здоровом образе жизни являются специфической формой познания, имеющего свою структуру, содержание и функции. Также представления о здоровом образе жизни являются показателем внутренней позиции личности, ценностным ориентиром, определяющим в дальнейшем деятельность по укреплению собственного здоровья.
Проблема приобщения к здоровому образу жизни изучалась многими исследователями (A.M. Амосов [4], Г.А. Бутко, Ю.П. Лисицын [41], З.И. Тюмасева [59] и др.). При этом в основном рассматриваются вопросы становления здорового образа жизни у школьников. Имеются исследования, посвященные проблеме формирования здоровьесберегающей компетентности и становления культуры здорового образа жизни у дошкольников (Л.Г. Касьянова[31], И.М. Новикова [45] и др.). Работы, направленные на изучение формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в процессе ознакомления с природой, практически отсутствуют.
Традиционно представления о здоровом образе жизни создаются у детей средствами физической культуры. Между тем содержание естественно-научного образования детей также включает здоровьесберегающую составляющую, которая, к сожалению, не всегда реализуется в комплексных программах дошкольного образования. Очевидно, что знание характеристик здоровья, понимание влияния природных факторов на здоровье, осознание здорового образа жизни как жизненной ценности поможет приобщить детей к здоровому образу жизни. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников средствами ознакомления с природой - актуальная проблема методики естественнонаучного образования.
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если определено содержание понятия «здоровый образ жизни», включающего не только социальные установки, но и естественно-научные представления о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье и здоровый образ жизни.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни будет результативным.
Цель исследования - определить и теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни при ознакомлении с природой.
Объект исследования - процесс ознакомления детей с природой в ДОО.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе познания природы.
Задачи исследования.
1. Проанализировать степень разработанности проблемы формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни средствами ознакомления с природой в педагогической теории и практике.
2. Определить сущность понятия «здоровый образ жизни».
3. Изучить уровень сформированное™ у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
4. Экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой.
5. Разработать рекомендации для родителей, по формированию представлений о здоровом образе жизни.
Теоретико-методологические основы исследования:
концептуальные подходы педагогической валеологии (М.Л. Лазарев [37], Л.Г. Татарникова [59], З.И. Тюмасева [59] и др.); средовой подход в образовании (Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин и др.), теоретические идеи дошкольного экологического образования (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа).
База исследования - МБДОУ №123 г. Екатеринбурга.
Практическая значимость исследования: содержащиеся в работе практические материалы могут использоваться педагогами ДОУ с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1.Здоровый образ жизни - это реализация комплекса действий, благоприятно влияющих на состояние здоровья, во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
2. Для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни необходимо создать следующие педагогические условия: организация разнообразной деятельности детей на основе интеграции образовательных областей «познавательное развитие» и «физическое развитие»; организация предметно пространственной среды - создание уголка здоровья; методическо-просветительская деятельность с родителями и воспитателями. Экспериментально доказана результативность педагогических условий формирования у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
3. Подобран диагностический инструментарий для определения уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Это только лишь одна из попыток теоретического и практического осмысления проблемы. Дальнейшее исследование проблемы может быть связано с формированием у детей навыков здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью.
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст] : учеб.-метод. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей ст. дошкол. возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 136 с.
2. Азбука здоровья в картинках [Текст] / К. Люцис [и др.]. - М. : Рус. энцикл. товарищество, 2004. - 64 с.
3. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование : прил.к газ. «Первое сент. ». - 2004. - № 17. - С. 7-19.
4. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье [Текст] / Н. М. Амосов. - М. : Молодая гвардия, 1979. - 191 с.
5. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья [Текст] / Е. П. Арнаутова. - М. : Карапуз, 2002. - 264 с.
6. Брегг, П. С. Системы оздоровления П. С. Брегга [Текст] / П. П. Брегг. - М. : Мега, 1994. - 224 с.
7. Валеология человека: здоровье - любовь - красота [Текст] : в 5 т. / Петров. акад. наук и искусств. - Минск : Оракул, 1996.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] /
Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 224 с.
9. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций
[Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 370 с.
10. Гальперин, С. В. Мое мировидение [Текст] : курс лекций / С. В. Гальперин ; Рос. открытый ун-т. - М. : РОУ, 1992. - 208 с.
11. Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1992. - № 1/2. - С. 22-33.
12. Давыдов, В. В. Деятельностная теория мышления [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Науч. мир, 2005. - 239 с.
13. Дворецкая, Т. Н. Здоровье и я - досуг для детей 5-7 лет
[Электронный ресурс] / Т. Н. Дворецкая // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2017. - № 2. - С. 44-47. - URL :
https://elibrary.ru/item.asp?- id=28889895 (дата обращения: 21.01.2017).
14. Дмитриенко, В. Д. Дидактический материал к занятиям по валеологии [Текст] : формирование валеол. представлений / В. Д. Дмитриенко // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 8. - С. 19-27.
15. Жигалева, А. Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании [Текст] / А. Н. Жигалева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2017. - № 8. - С. 13-20.
16. Зайцев, Г. К. Твое здоровье: укрепление организма [Текст] / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. - СПб. : Акцидент, 1997. - 112 с.
17. Зайцев, Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым [Текст] : для мл. кл. / Г. К. Зайцев ; под ред. В. В. Колбанова. - СПб. : Акцидент, 1995. - 40 с.
18. Зайцев, Г. К. Уроки Мойдодыра [Текст] : пособие для детей 5-8 лет / Г. К. Зайцев ; под ред. В. В. Колбанова. - СПб. : Акцидент, 1996. - 32 с.
19. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века [Текст] : пособие для исследователей и практ. работников / авт.- сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. - М. : АРКТИ, 2003. - 78 с.
20. Зверева, О. Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями [Текст] / О. Л. Зверева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. - № 4. -С. 46-51.
21. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - М. : Академия, 2000. - 160 с.
22. Здоровый малыш [Текст] : программа оздоровления детей в ДОУ : сборник / авт.-сост. З. И. Береснева, Г. Н. Казаковцева. - М. : Сфера, 2003. - 31 с.
23. Змановский, Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях [Текст] : концептуал. положения / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. - С. 42-47.
24. Змановский, Ю. Ф. Двигательная активность и закаливание воздухом - ведущие факторы укрепления здоровья ребенка [Текст] / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 8. - С. 45-51.
25. Змановский, Ю Ф. К здоровью без лекарств [Текст] /
Ю. Ф. Змановский. - М. : Совет. спорт, 1990. - 64 с.
26. Истоки [Текст] : базис. программа развития ребенка-
дошкольника / Т. И. Алиева [и др.] ; отв. ред. Л. Е. Курнешова. - М. : Карапуз, 2007. - 303 с.
27. Казначеев, В. П. Очерки теории практики экологии человека [Текст] / В. П. Казначеев. - М. : Наука, 1983. - 260 с.
28. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкол. возраста : кн. для воспитателей дет. сада / К. Ю. Белая [и др. - М. : Просвещение, 2006. - 94 с.
29. Калью, П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения [Текст] : обзор. информ. / П. И. Калью. - М. : ВНИИМИ, 1988. - 220 с.
30. Картушина, М. Ю. Быть здоровыми хотим [Текст] : оздоровит. и познават. занятия для детей подготовит. группы дет.сада / М. Ю. Картуши¬на. - М. : Сфера, 2004. - 384 с.
31. Касьянова, Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Л. Г. Касьянова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 23 с.
32. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С. 10-23.
33. Коростелев, Н. Б. 50 уроков здоровья для маленьких и больших [Текст] : рассказы / Н. Б. Коростелев. - М. : Дет. лит., 1991. - 111 с.
34. Кудревцева, В. Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) [Текст] : программ.-метод. пособие / В. Т. Кудревцева, Б. Б. Егоров. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 296 с.
35. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2000. - 232 с.
36. Лазарев, М. Л. Здравствуй! [Текст] : программа формирования здоровья детей дошкол. возраста : рук. для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / М. Л. Лазарев. - М. : Акад. здоровья, 1997. - 375 с.
37. Лазарева, H .H. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребенка [Текст] : метод. рекомендации для работников ДОУ / Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. - Тольятти : [б. и.], 2001. - 64 с.
38. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 2. - 320 с.
39. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина ; Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. А. Г. Рузской. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 383 с.
40. Лисина, М. И. Развитие общения со сверстниками [Текст] / М. Лисина, Л. Галигузова, Л. Царегородцева // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 3. - С. 47-51.
41. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Ю. П. Лисицын. - М. : БЕК, 2002. - 123 с.
42. Мартынов, СМ . Здоровье ребенка в ваших руках [Текст] : советы практ. врача-педиатра : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / С. М. Мартынов. - М. : Крон-Пресс, 1995. - 352 с.
43. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] : пособие для практ. работников дет. дошкол. учреждений / М. Д. Маханева. - М. : АРКТИ, 2009. - 88 с.
44. Митина, Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра [Текст] / Е. П. Митина // Начальная школа. - 2006. - № 6. - С. 56-57.
45. Новикова, И. М. К вопросу решения проблемы формирования
здорового образа жизни, у детей дошкольного возраста педагогическими средствами [Электронный ресурс] / И. М. Новикова // Детская и подростковая реабилитация. - 2015. - № 1 (24). - С. 48-53. - URL :
https://elibrary.ru/- item.asp?id=23840550 (дата обращения: 21.03.2017).
46. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [Текст] : сб. науч. тр. / ред.-сост. М. И. Лисина. - М. : [б. и.], 1974. - 209 с.
47. Организм человека и охрана здоровья [Текст] : атлас для нач. шк. - СПб. : Нева ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 30 с.
48. Петленко, В. П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность [Текст] / В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко ; Балтийс. пед. акад. - М. : [б. и.], 1998. - 120 с.
49. Представление [Текст] // Философский энциклопедический словарь / под ред. С. С. Аверинцева [и др.]. - М., 1989. - С. 506.
50. Прищепина, С. Здоровый ребенок - улыбающийся ребенок [Текст] : как сформировать верное отношение к здоровому образу жизни / С. Прищепина, Т. Шатверян // Здоровье дошкольника. - 2015. - № 2. - С. 2-36.
51. Поддьяков, Н. Н Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддья-ков. - М. : Педагогика, 1977. - 271 с.
52. Радуга [Текст] : программа и метод. рук. по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в дет. саду / Т. Н. Доронова [и др.] ; сост. Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 1997. - 224 с.
53. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошкол. учреждений, преподавателей и студентов пед. вузов и колледжей / М. А. Рунова. - М. : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2000. - 256 с.
54. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов : в 2 ч. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1. - 288 с.
55. Соковия-Семенова, И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. И. Соковия-Семенова - М. : Академия, 2010. - 208 с.
56. Сорокина, Н. А. Питание - основа для обеспечения здоровья дошкольника [Текст] / Н. А. Сорокина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2017. - № 8. - С. 6-12.
57. Стожарова, М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников [Текст] / М. Ю. Стожарова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 208 с.
58. Татарникова, Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития [Текст] / Л. Г. Татарникова. - СПб. : Петроградский и К, 1997. - 415 с.
59. Тюмасева, З. И. Валеология и образование: проблемы и решения [Текст] / З. И. Тюмасева. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 1999. - 285 с.
60. Филатов, Ф. Р. Основы психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Ф. Р. Филатов. - М. : Дашков и К ; Ростов н/Д : Наука- Пресс, 2006. - 656 с
61. Фомина, Н. А. Формирование здорового образа жизни [Текст] / Н. А. Фомина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1. - С. 75-79.
62. Хапаева, С. С. Здоровьесбережение дошкольников в условиях применения интерактивного оборудования [Электронный ресурс] / С. С. Хапаева // Современный детский сад. - 2015. - № 6. - С. 46-49. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=27570102(дата обращения: 22.03.2017).
63. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Х. Хекхаузен. - СПб. : Питер ; М. : Смысл, 2003. - 405 с.
64. Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / М. И. Чистякова ; под ред. М. И. Буянова. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
65. Чугайнова, О. Г. Задачи и содержание работы по усвоению
дошкольниками норм и правил здорового образа жизни [Электронный ресурс] / О. Г. Чугайнова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2016. - № 4. - С. 43-46. - URL :
https://cyberleninka.ru/article/- n/zadachi-i-soderzhanie-raboty-po-usvoeniyu-
doshkolnikami-norm-i-pravil-zdorovogo-obraz (дата обращения: 22.03.2017).
66. Чумаков, Б. Н. Валеология [Текст] : курс лекции / Б. Н. Чумаков. - М. : Пед. о-во России, 2002. - 406 с.
67. Щедрина, А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методические аспекты [Текст] : монография / А. Г. Щедрина. - Новосибирск : Наука, 1989. - 136 с.
68. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин ; Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 416 с.
69. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
70. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М. : Академия, 2002. - 256 с.