Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа №98987

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 7
1.1. Понятие конструктивной деятельности и конструктивных
способностей дошкольников 7
1.2. Содержание развития конструктивной деятельности у детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Условия управления конструктивной деятельностью детей
старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ 24
2.1. Диагностика уровня сформированности конструктивных
способностей у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Управление формированием конструктивной деятельностью
детей дошкольного возраста 36
2.3. Сравнение результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ дошкольное образование является уровнем общего образования совместно с начальным, с основным и средним образованием .
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном окружении.
Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого. Потому что в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, с миром природы, предметным миром. Кардинальные реформы в нашем обществе повлияли на систему образования - изменилась ее основополагающая цель, содержание и технологии. Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в отказе от учебно-дисциплинарной модели воспитания и направлены к личностно - ориентированному общению с ребенком.
В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, и конечно конструирование, поскольку этот вид детской деятельности направлен на получение определенного задуманного продукта.
На основе Федерального государственного образовательного стандарта, можно отметить, что содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательным областям направлено на развитие интеллектуальных, физических и личных качеств детей. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направляет на развитие интересов детей, познавательной мотивации и любознательности, на овладения детьми познавательных действий, на развитие творческой активности и воображения. Образовательная область предполагает успешное формирование первичных представлений о себе о других людях о окружающем мире, об объектах окружающего мира о их свойствах и отношениях.
Как мы видим, стандарт ставит перед педагогами дошкольных образовательных организаций ответственные и важные направления по развитию продуктивной деятельности детей. Педагогическое воздействие на конструктивную деятельность детей дошкольного возраста заключается в том, что оно способствует развитию способностей ребёнка, его творческих умений и познавательной активности. Конструктивная деятельность осуществляется в разных направлениях. Основу ее составляет обучение на занятиях, содержание педагог выбирает сам, зачастую стоя перед выбором качества технологии.
Значение конструктивной деятельности отмечали в своих работах отечественные исследователи И.П. Павлов и И.М Сеченов физиологи, утверждали, что конструирование играет роль в деятельности двигательного анализатора. Как нам известно, представления о величине, пространстве, форме, ребенок может получить на основе зрительных и кинетических ощущений, которые оказывают большую роль в умственном развитии. И.П. Павлов отмечал, что деятельность руки это тонкий анализатор который позволяет вступать в сложные отношения с окружающими предметами.
В процессе конструирования у детей развивается мелкая моторика, глазомер, работают отдельные мышцы, движения детей становятся ловкими, умелыми, быстрыми. Из этого следует, что конструктивная деятельность играет важную роль развития личности гармоничной, всесторонней. Все сказанное подтверждает актуальность данной темы.
Анализируя теорию и практику, можно выделить противоречие, между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития конструктивной деятельности и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольном учреждении для его развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования, какие педагогические условия управления конструктивной деятельностью нужны для успешного развития сформированности конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Педагогические условия управления конструктивной деятельностью детей в дошкольном учреждении».
Цель исследования: выявить условия управления формированием конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс управления развитием конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия управления формированием конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи.
1. Опираясь на анализ научной литературы, раскрыть сущность понятий «конструктивная деятельность», «конструктивные способности» старших дошкольников и определить их показатели и критерии.
2. Разработать задания для диагностики уровня сформированности конструктивных способностей старших дошкольников.
3. Определить условия управления формированием конструктивной деятельности старших дошкольников и проверить их эффективность в ходе опытно - поисковой работы.
В ходе теоретической и практической частях научного исследования были использованы методы.
1. Теоретические - анализ научной и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме.
2. Педагогический эксперимент.
3. Эмпирические - это целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом по формированию конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Математические - количественный анализ результатов исследования.
Теоретическая база исследования:
- исследования по развитию конструирования, его творческого вида деятельности отмечались в работах Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук.
- исследованию в области развития детского творчества посвящены работы ученых Л.А. Венгера, С.Л. Лоренцо, Н.Н. Поддьякова, А.Р.Лурия.
- исследования в области возрастных особенностей детей в дошкольном детстве представлены в научных разработках Л.В. Трубайчук, Л.С. Выготского.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные в ходе опытно - поисковой работы выводы могут быть использованы в практике для развития конструктивных способностей старших дошкольников, а также для организации самостоятельной деятельности.
База опытно - поисковой работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №22 города Верхняя Пышма Свердловской области. В опытно - поисковой работе приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура и объем выпускной квалификационной работы: содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ литературы по теме исследования и результаты диагностики детей позволяют сделать следующие выводы о том, что конструктивная деятельность ребёнка - это достаточно сложный процесс: ребёнок не только действует практически, но и обязательно при этом мыслит.
В примерных основных образовательных программах дошкольного образования и методической литературе охарактеризованы педагогические условия, которые необходимо создать для формирования конструктивной деятельности дошкольников. Эти условия относятся к организации и проведению образовательной деятельности в детском саду.
В проведённом исследовании мы теоретически обосновывали и на практике проверяли эффективность педагогических условий управления формированием конструктивной деятельностью детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, мы опирались на анализ научной литературы. Проанализировали подходы к проблеме управления формированием конструктивной деятельностью детей дошкольного возраста.
После чего, определили показатели и критерии конструктивных способностей детей. Такие как аналитические умения и технические навыки.
Определили условия управления формированием конструктивных способностей.
- совместная деятельность ребенка с взрослым и детей друг с другом;
- обеспечение взаимной связи специально организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей;
- предоставление ребенку разнообразных материалов и возможность пользоваться ими по своему усмотрению;
- взаимосвязь конструирования с другими видами детской деятельности.
Разработали и провели задания для начальной диагностики уровня сформированности конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста, и выявили, что уровень конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста оказался невысокий.
Разработали задания для проведения опытной работы и проверили их эффективность в формировании конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Как показало опытно-экспериментальное исследование, дети научились всматриваться в образ, находить и различать способы изображения, находить закономерности сооружения, освоили операции, сгибания, резания бумаги в процессе изготовления различных изделий. Научились обыгрывать постройки. Проявляли самостоятельность в работе.
Предположение о том, что условия управления конструктивной деятельностью детей, дадут возможности для развития конструктивных способностей подтвердилась. У детей появилась наблюдательность, умение сравнивать. Проявилось внимание, воображение, художественный вкус. Стала заметна целеустремленность, аккуратность, настойчивость в достижении цели. Между детьми складывались доброжелательные партнерские отношения, проявлялось уважение к мнению другого, согласованность продумывать совместную деятельность для реализации задуманного.
Без максимальной актуализации конструктивно - творческих возможностей каждого человека сложно решать проблемы в любой сфере жизни. Это подчеркивает ценность конструктивной деятельности в человеческой жизни и усиливает значимость решения проблемы конструктивных способностей человека.
Цель работы достигнута, задачи полностью решены.
Представленная нами педагогическая работа по созданию условий управления конструктивной деятельностью может быть рекомендована педагогам и родителям для использования в детском саду и в семье.



1. Асмолов, А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Академия, 2007. - 528с.
2. Бабаева, Т. И. Детство [Текст] : примерная образовательная программа дошкольного образования / авт.-сост. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, Т. И. Бабаева [и др.]. - СПб. : ООО Изд-во «Детство-Пресс», РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - 321 с.
3. Бабаева, Т. И. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева [и др.] ; сост. и ред.: А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 576 с.
4. Бабаева, Т. И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] : сборник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 192 с.
5. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги : кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст] / З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 1992. - 208с.
6. Венгер, Л. А. Психология [Текст] : учебное пособие / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Проспект, 2008. - 336 с.
7. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - С. 32-38.
8. Венгер, Л. А. Угадай как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко, Р. И. Бардина, Л. И. Цеханская ; сост. Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. - М. : Просвещение, 1994. - 96 с.
9. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве : учебное пособие. [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика- Синтез, 2012. - 336 с.
10. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников : для работы с детьми 4-7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с.
11. Ветлугина, Н. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина [и др.], под. ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М. : Просвещение, 1998. - 160 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. Давыдова В. В. - М. : Педагогика, 1991.- 480 с.
13. Гладышева, Н. Н. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Н. Н. Гладышева. - Волгоград : Учитель, 2016. - 294 с.
14. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. [Текст] / А. Н. Давидчук. - М. : Просвещение, 1976. - 790 с.
15. Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Дятлова. // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 536-537.
16. Ефанова, З. А. Комплексные занятия по программе «Детство». Старшая группа [Текст] / авт.-сост. З. А. Ефанова, О. А. Фролова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 331 с.
17. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г.№273-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
18. Запорожец, Л. В. Избранные психологические труды. [Текст] / Л. В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1998. - 368 с.
19. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С. А.Козлова. - М. : Академия, 2014. - 416 с.
20. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. [Текст] / Т. С. Комарова. - М., 1990.
21. Конспекты занятий в старшей группе детского сада [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж : ТЦ «Учитель», 2005. - 95 с.
22. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин- тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова [и др.] - М. : Просвещение, 1977. - 253 с.
23. Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - М. : Мозайка-синтез, 2013. - 264 с.
24. Кружок «Умелые руки». [Текст] - С-Пб. : Кристалл: Валери СПб, 1997. - 224 с.
25. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст] / Л. В. Куцакова. - М. : Мозайка-Синтез, 2010. - 259 с.
26. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2012. - 423 с.
27. Лиштван, З. В. Конструирование [Текст] / З. В. Лиштван. - М., 2009. - 271 с.
28. Мартынова, Е. А. Развернутое планирование по программе «Детство». Средняя группа. [Текст] / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград : Учитель, 2010. - 103 с.
29. Методические советы к программе «Детство». [Текст] - СПб. : Детство-Пресс, 2006. - 304 с., ил.
30. Мониторинг в детском саду [Текст] : научно-методическое пособие. - СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО - ПРЕСС», 2010. - 592 с.
31. Мухина, B. C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта [Текст] / B.C. Мухина. - М., 1981. - 240 с.
32. Нечаева, В. Г. Конструирование в детском саду [Текст] / В. Г. Нечаева. - М. : Кронос, 2010. - 301 с.
33. Нисканен, Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / под ред. Л. Г. Нисканен. - М. : Академия, 2012. - 109 с.
34. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов. - М. : Юрайт, 2011. - 460 с.
35. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Мир энциклопедий, 2015. - 998 с.
36. От рождения до школы. [Текст] : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой. - М. : Мозайка-Синтез, 2016. - 412 с.
37. Парамонова, Л. А. Развивающие занятия с детьми [Текст] / под ред. Л. А. Парамоновой. - М. : ОЛМАМедиаГоупп, 2013. - 592 с.
38. Парамонова, Л. А. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст) [Текст] / Л. А. Парамонова, Г. В. Ударовских. // Дошкольное воспитание. - 1985. - №7.
39. Перевертень, Г. И. Искусные поделки из разных материалов [Текст] / Г. И. Перевертень. - М. : АСТ, 2010. - 14 с.
40. Поддьяков, Н. Н. Исследовательское поведение. [Текст] / Н. Н. Поддьяков. - М. : Изд-во «Национальное образование», 2015.
41. Поддьяков, Н. Н. Умственное воспитание дошкольника. [Текст] / Н. Н. Поддьяков. - М. : Детство-Пресс, 2009. - 240 с.
42. Примерная основная образовательная программа «Радуга» [Текст] / под. ред. Е. В. Соловьевой. - М. : Просвещение, 2014. - 232 с.
43. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Министерство юстиции РФ 2013 №28564
[Электронный ресурс] URL https://www.google.ru/
search?hl=en&q=43.+CaHnHH+2.4.1.3049-13
44. Смирнов, Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии н психологии здоровья в школе и детском саду [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2010. - 320 с.
45. Трубайчук, Л. В. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Л. В. Трубайчук, С. Д. Кириенко, С. В. Проняева. - Челябинск : ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. - 290 с.
46. Урадовских, Г. А. Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги [Текст] / Г. А. Урадовских. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11. - С. 2-11.
47. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2015. - 336 с.
48. Ушакова, Р. С. Развитие творчества дошкольников [Текст] / Р. С. Ушакова. - М. : Сфера, 2014. - 176 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и наук Российской Федерации от 17 октября 3013г. №1155. [Текст] - М. : Просвещение, 2016. - 34 с.
50. Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности [Текст] : справочное пособие / Н. В. Шайдурова. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
51. Щеглова, А. В. Оригами. Волшебный мир бумаги [Текст] / А. В. Щеглова. - Ростов н/д : Владис, 2009. - 640 с.
52. Экспериментальная деятельность в ДОУ. [Текст] - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
53. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : ИЦ «Академия», 2007. - 384 с.
54. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова ; ред. и введение Е. Г. Юдиной. - М. : Просвещение, 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ