ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 7
1.1. Понятие конструктивной деятельности и конструктивных
способностей дошкольников 7
1.2. Содержание развития конструктивной деятельности у детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Условия управления конструктивной деятельностью детей
старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ 24
2.1. Диагностика уровня сформированности конструктивных
способностей у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Управление формированием конструктивной деятельностью
детей дошкольного возраста 36
2.3. Сравнение результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 7
1.1. Понятие конструктивной деятельности и конструктивных
способностей дошкольников 7
1.2. Содержание развития конструктивной деятельности у детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Условия управления конструктивной деятельностью детей
старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ 24
2.1. Диагностика уровня сформированности конструктивных
способностей у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Управление формированием конструктивной деятельностью
детей дошкольного возраста 36
2.3. Сравнение результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ дошкольное образование является уровнем общего образования совместно с начальным, с основным и средним образованием .
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном окружении.
Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого. Потому что в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, с миром природы, предметным миром. Кардинальные реформы в нашем обществе повлияли на систему образования - изменилась ее основополагающая цель, содержание и технологии. Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в отказе от учебно-дисциплинарной модели воспитания и направлены к личностно - ориентированному общению с ребенком.
В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, и конечно конструирование, поскольку этот вид детской деятельности направлен на получение определенного задуманного продукта.
На основе Федерального государственного образовательного стандарта, можно отметить, что содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательным областям направлено на развитие интеллектуальных, физических и личных качеств детей. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направляет на развитие интересов детей, познавательной мотивации и любознательности, на овладения детьми познавательных действий, на развитие творческой активности и воображения. Образовательная область предполагает успешное формирование первичных представлений о себе о других людях о окружающем мире, об объектах окружающего мира о их свойствах и отношениях.
Как мы видим, стандарт ставит перед педагогами дошкольных образовательных организаций ответственные и важные направления по развитию продуктивной деятельности детей. Педагогическое воздействие на конструктивную деятельность детей дошкольного возраста заключается в том, что оно способствует развитию способностей ребёнка, его творческих умений и познавательной активности. Конструктивная деятельность осуществляется в разных направлениях. Основу ее составляет обучение на занятиях, содержание педагог выбирает сам, зачастую стоя перед выбором качества технологии.
Значение конструктивной деятельности отмечали в своих работах отечественные исследователи И.П. Павлов и И.М Сеченов физиологи, утверждали, что конструирование играет роль в деятельности двигательного анализатора. Как нам известно, представления о величине, пространстве, форме, ребенок может получить на основе зрительных и кинетических ощущений, которые оказывают большую роль в умственном развитии. И.П. Павлов отмечал, что деятельность руки это тонкий анализатор который позволяет вступать в сложные отношения с окружающими предметами.
В процессе конструирования у детей развивается мелкая моторика, глазомер, работают отдельные мышцы, движения детей становятся ловкими, умелыми, быстрыми. Из этого следует, что конструктивная деятельность играет важную роль развития личности гармоничной, всесторонней. Все сказанное подтверждает актуальность данной темы.
Анализируя теорию и практику, можно выделить противоречие, между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития конструктивной деятельности и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольном учреждении для его развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования, какие педагогические условия управления конструктивной деятельностью нужны для успешного развития сформированности конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Педагогические условия управления конструктивной деятельностью детей в дошкольном учреждении».
Цель исследования: выявить условия управления формированием конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс управления развитием конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия управления формированием конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи.
1. Опираясь на анализ научной литературы, раскрыть сущность понятий «конструктивная деятельность», «конструктивные способности» старших дошкольников и определить их показатели и критерии.
2. Разработать задания для диагностики уровня сформированности конструктивных способностей старших дошкольников.
3. Определить условия управления формированием конструктивной деятельности старших дошкольников и проверить их эффективность в ходе опытно - поисковой работы.
В ходе теоретической и практической частях научного исследования были использованы методы.
1. Теоретические - анализ научной и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме.
2. Педагогический эксперимент.
3. Эмпирические - это целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом по формированию конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Математические - количественный анализ результатов исследования.
Теоретическая база исследования:
- исследования по развитию конструирования, его творческого вида деятельности отмечались в работах Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук.
- исследованию в области развития детского творчества посвящены работы ученых Л.А. Венгера, С.Л. Лоренцо, Н.Н. Поддьякова, А.Р.Лурия.
- исследования в области возрастных особенностей детей в дошкольном детстве представлены в научных разработках Л.В. Трубайчук, Л.С. Выготского.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные в ходе опытно - поисковой работы выводы могут быть использованы в практике для развития конструктивных способностей старших дошкольников, а также для организации самостоятельной деятельности.
База опытно - поисковой работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №22 города Верхняя Пышма Свердловской области. В опытно - поисковой работе приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура и объем выпускной квалификационной работы: содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном окружении.
Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого. Потому что в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, с миром природы, предметным миром. Кардинальные реформы в нашем обществе повлияли на систему образования - изменилась ее основополагающая цель, содержание и технологии. Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в отказе от учебно-дисциплинарной модели воспитания и направлены к личностно - ориентированному общению с ребенком.
В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, и конечно конструирование, поскольку этот вид детской деятельности направлен на получение определенного задуманного продукта.
На основе Федерального государственного образовательного стандарта, можно отметить, что содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательным областям направлено на развитие интеллектуальных, физических и личных качеств детей. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направляет на развитие интересов детей, познавательной мотивации и любознательности, на овладения детьми познавательных действий, на развитие творческой активности и воображения. Образовательная область предполагает успешное формирование первичных представлений о себе о других людях о окружающем мире, об объектах окружающего мира о их свойствах и отношениях.
Как мы видим, стандарт ставит перед педагогами дошкольных образовательных организаций ответственные и важные направления по развитию продуктивной деятельности детей. Педагогическое воздействие на конструктивную деятельность детей дошкольного возраста заключается в том, что оно способствует развитию способностей ребёнка, его творческих умений и познавательной активности. Конструктивная деятельность осуществляется в разных направлениях. Основу ее составляет обучение на занятиях, содержание педагог выбирает сам, зачастую стоя перед выбором качества технологии.
Значение конструктивной деятельности отмечали в своих работах отечественные исследователи И.П. Павлов и И.М Сеченов физиологи, утверждали, что конструирование играет роль в деятельности двигательного анализатора. Как нам известно, представления о величине, пространстве, форме, ребенок может получить на основе зрительных и кинетических ощущений, которые оказывают большую роль в умственном развитии. И.П. Павлов отмечал, что деятельность руки это тонкий анализатор который позволяет вступать в сложные отношения с окружающими предметами.
В процессе конструирования у детей развивается мелкая моторика, глазомер, работают отдельные мышцы, движения детей становятся ловкими, умелыми, быстрыми. Из этого следует, что конструктивная деятельность играет важную роль развития личности гармоничной, всесторонней. Все сказанное подтверждает актуальность данной темы.
Анализируя теорию и практику, можно выделить противоречие, между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития конструктивной деятельности и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольном учреждении для его развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования, какие педагогические условия управления конструктивной деятельностью нужны для успешного развития сформированности конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Педагогические условия управления конструктивной деятельностью детей в дошкольном учреждении».
Цель исследования: выявить условия управления формированием конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс управления развитием конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия управления формированием конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи.
1. Опираясь на анализ научной литературы, раскрыть сущность понятий «конструктивная деятельность», «конструктивные способности» старших дошкольников и определить их показатели и критерии.
2. Разработать задания для диагностики уровня сформированности конструктивных способностей старших дошкольников.
3. Определить условия управления формированием конструктивной деятельности старших дошкольников и проверить их эффективность в ходе опытно - поисковой работы.
В ходе теоретической и практической частях научного исследования были использованы методы.
1. Теоретические - анализ научной и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме.
2. Педагогический эксперимент.
3. Эмпирические - это целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом по формированию конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Математические - количественный анализ результатов исследования.
Теоретическая база исследования:
- исследования по развитию конструирования, его творческого вида деятельности отмечались в работах Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук.
- исследованию в области развития детского творчества посвящены работы ученых Л.А. Венгера, С.Л. Лоренцо, Н.Н. Поддьякова, А.Р.Лурия.
- исследования в области возрастных особенностей детей в дошкольном детстве представлены в научных разработках Л.В. Трубайчук, Л.С. Выготского.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные в ходе опытно - поисковой работы выводы могут быть использованы в практике для развития конструктивных способностей старших дошкольников, а также для организации самостоятельной деятельности.
База опытно - поисковой работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №22 города Верхняя Пышма Свердловской области. В опытно - поисковой работе приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура и объем выпускной квалификационной работы: содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Проведенный анализ литературы по теме исследования и результаты диагностики детей позволяют сделать следующие выводы о том, что конструктивная деятельность ребёнка - это достаточно сложный процесс: ребёнок не только действует практически, но и обязательно при этом мыслит.
В примерных основных образовательных программах дошкольного образования и методической литературе охарактеризованы педагогические условия, которые необходимо создать для формирования конструктивной деятельности дошкольников. Эти условия относятся к организации и проведению образовательной деятельности в детском саду.
В проведённом исследовании мы теоретически обосновывали и на практике проверяли эффективность педагогических условий управления формированием конструктивной деятельностью детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, мы опирались на анализ научной литературы. Проанализировали подходы к проблеме управления формированием конструктивной деятельностью детей дошкольного возраста.
После чего, определили показатели и критерии конструктивных способностей детей. Такие как аналитические умения и технические навыки.
Определили условия управления формированием конструктивных способностей.
- совместная деятельность ребенка с взрослым и детей друг с другом;
- обеспечение взаимной связи специально организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей;
- предоставление ребенку разнообразных материалов и возможность пользоваться ими по своему усмотрению;
- взаимосвязь конструирования с другими видами детской деятельности.
Разработали и провели задания для начальной диагностики уровня сформированности конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста, и выявили, что уровень конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста оказался невысокий.
Разработали задания для проведения опытной работы и проверили их эффективность в формировании конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Как показало опытно-экспериментальное исследование, дети научились всматриваться в образ, находить и различать способы изображения, находить закономерности сооружения, освоили операции, сгибания, резания бумаги в процессе изготовления различных изделий. Научились обыгрывать постройки. Проявляли самостоятельность в работе.
Предположение о том, что условия управления конструктивной деятельностью детей, дадут возможности для развития конструктивных способностей подтвердилась. У детей появилась наблюдательность, умение сравнивать. Проявилось внимание, воображение, художественный вкус. Стала заметна целеустремленность, аккуратность, настойчивость в достижении цели. Между детьми складывались доброжелательные партнерские отношения, проявлялось уважение к мнению другого, согласованность продумывать совместную деятельность для реализации задуманного.
Без максимальной актуализации конструктивно - творческих возможностей каждого человека сложно решать проблемы в любой сфере жизни. Это подчеркивает ценность конструктивной деятельности в человеческой жизни и усиливает значимость решения проблемы конструктивных способностей человека.
Цель работы достигнута, задачи полностью решены.
Представленная нами педагогическая работа по созданию условий управления конструктивной деятельностью может быть рекомендована педагогам и родителям для использования в детском саду и в семье.
В примерных основных образовательных программах дошкольного образования и методической литературе охарактеризованы педагогические условия, которые необходимо создать для формирования конструктивной деятельности дошкольников. Эти условия относятся к организации и проведению образовательной деятельности в детском саду.
В проведённом исследовании мы теоретически обосновывали и на практике проверяли эффективность педагогических условий управления формированием конструктивной деятельностью детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, мы опирались на анализ научной литературы. Проанализировали подходы к проблеме управления формированием конструктивной деятельностью детей дошкольного возраста.
После чего, определили показатели и критерии конструктивных способностей детей. Такие как аналитические умения и технические навыки.
Определили условия управления формированием конструктивных способностей.
- совместная деятельность ребенка с взрослым и детей друг с другом;
- обеспечение взаимной связи специально организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей;
- предоставление ребенку разнообразных материалов и возможность пользоваться ими по своему усмотрению;
- взаимосвязь конструирования с другими видами детской деятельности.
Разработали и провели задания для начальной диагностики уровня сформированности конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста, и выявили, что уровень конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста оказался невысокий.
Разработали задания для проведения опытной работы и проверили их эффективность в формировании конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Как показало опытно-экспериментальное исследование, дети научились всматриваться в образ, находить и различать способы изображения, находить закономерности сооружения, освоили операции, сгибания, резания бумаги в процессе изготовления различных изделий. Научились обыгрывать постройки. Проявляли самостоятельность в работе.
Предположение о том, что условия управления конструктивной деятельностью детей, дадут возможности для развития конструктивных способностей подтвердилась. У детей появилась наблюдательность, умение сравнивать. Проявилось внимание, воображение, художественный вкус. Стала заметна целеустремленность, аккуратность, настойчивость в достижении цели. Между детьми складывались доброжелательные партнерские отношения, проявлялось уважение к мнению другого, согласованность продумывать совместную деятельность для реализации задуманного.
Без максимальной актуализации конструктивно - творческих возможностей каждого человека сложно решать проблемы в любой сфере жизни. Это подчеркивает ценность конструктивной деятельности в человеческой жизни и усиливает значимость решения проблемы конструктивных способностей человека.
Цель работы достигнута, задачи полностью решены.
Представленная нами педагогическая работа по созданию условий управления конструктивной деятельностью может быть рекомендована педагогам и родителям для использования в детском саду и в семье.
Подобные работы
- Условия развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МИНИ-ТРЕНИНГОВ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические условия развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018



