Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Работа №98984

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОВКОСТИ КАК
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА 7
1.1. Ловкость и факторы, влияющие на развитие качества 7
1.2. Особенности развития ловкости детей старшего дошкольного
возраста 11
1.3. Средства и методы развития ловкости у старших дошкольников 13
1.4. Подвижная игра как средство развития ловкости у дошкольников 17
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА
РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Определение и оценка уровня развития ловкости дошкольников
6-7 лет 23
2.2. Реализация деятельности по развитию ловкости старших
дошкольников в ДОУ в игровой деятельности 29
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств - основная задача современного общества. В любом обществе здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей создания оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержания их индивидуальности, приобщение к ценностям здорового образа жизни [37].
Через решение следующих задач:
- приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- приобретение опыта в видах деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере [37].
Двигательные умения тесно связаны с двигательными возможностями, главные из которых — ловкость, быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимная. Чем у детей обширнее запас движений, тем им проще достигнуть успеха в двигательной деятельности.
Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Игра для ребенка - наиболее доступное средство для удовлетворения большой потребности в движении. Играть для них - это, значит, двигаться, действовать. [9]
Статистические данные о здоровье и физическом и двигательном развитии детей старшего дошкольного возраста в последнее время неутешительны: до 30% это дети с низким уровнем двигательного развития. Причиной тому - современный образ жизни. На данный момент все специалисты дошкольных организации подмечают у детей дошкольного возраста низкую двигательную активность. Это в свою очередь сказывается на здоровье, развитии и познании ребенка - дошкольника. Именно физическое развитие является приоритетным направлением дошкольных организаций, а в образовательных программах вопросу здоровья отводится главное место. Актуальность данного вопроса становится явной, т.к. двигательная активность является также и условием, стимулирующим формирование интеллектуальной, эмоциональной и прочих сфер.
Проблема развития ловкости у детей дошкольного возраста - одна из более важных и менее разработанных в теории и методике физического воспитания.
Актуальность представленной работы содержится в том, что дети XXI века претерпевают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, которые они делают на протяжении всего дня, ниже возрастных общепринятых мерок. Всем известно, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это усиливает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их усталость. В результате это приводит к снижению работоспособности скелетной мускулатуры, силы, что влечет за собой сколиоз, плоскостопие, задержку возрастного развития и всех психофизических свойств. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь негативно воздействует на характер их умственной работоспособности.
Из выше изложенного вполне можно сделать заключение, что современным детям нужна активная деятельность, которая будет способствовать повышению жизненного тонуса, будет удовлетворять их интересы, социальные запросы. Но только находясь в пределах оптимальных величин двигательная активность, будет оказывать благоприятное воздействие на организм.
Такие отечественные педагоги как Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, К.Д. Ушинский и др., считают, что именно подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания дошкольников.
По мнению основоположника отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожца игра представляет собой первую легкодоступную для дошкольников форму деятельности, которая подразумевает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений [9].
При использовании подвижных игр вполне возможно исправлять ситуацию гиподинамии; вполне возможно в полной мере развивать у ребят дошкольного возраста ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Исходя из актуальности вопроса влияния подвижных игр на общую и физическую подготовку, можно сформулировать проблему, которая заключается в следующем: как подвижные игры влияют на развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: тестирование уровня развития ловкости у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Цель исследования: разработка, применение и оценка эффективности комплекса подвижных игр, направленного на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть подвижную игру как средство развития ловкости старших дошкольников.
3. Разработать комплекс подвижных игр, направленных на развитие ловкости у старших дошкольников, провести сравнительный анализ полученных результатов.
Теоретические основы исследования: Вопросы обучения
психофизических качеств, в том числе ловкости, у детей дошкольного возраста раскрыты в экспериментальных работах Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, Т.В. Артамоновой, В.А. Гуляйкина и др. Авторы оценивают вероятность применения подвижных игр как одного из средств воспитания ловкости, полагая, что подвижные игры способствуют формированию умения точно выполнять двигательные действия в изменяющихся условиях среды. Проблема развития двигательных навыков и физических качеств детей дошкольного возраста рассматривалась русским психофизиологом Бренштейном Н.А. На это указывали и Вавилова Е.Н., Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак Н.Н.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
обобщение, цитирование.
- эмпирические: наблюдение, тестирование.
Структура ВКР: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа посвящена теоретическому и практическому исследованию проблемы развития ловкости старших дошкольников в ходе игровой деятельности. Теоретическая значимость исследования содержится в том, что были проанализированы и систематизированы в теоретической части работы психолого-педагогические аспекты, касающиеся особенностей процесса развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Несомненный научный интерес представляют работы специалистов Е.Н.Вавиловой, Н.А. Бернштейна, в которых изучаются вопросы развития ловкости. По мнению исследователей, в основе данного психофизического качества, лежит подвижность двигательного опыта, успешное освоение которого способствует совершенствованию и овладению новыми, более сложными движениями.
С психологической точки зрения, ловкость зависит от полноценного восприятия собственных движений и окружающей обстановки, инициативности. Она тесно связана с быстротой и точностью сложных двигательных реакций. Изучение теоретического аспекта проблемы подтвердило: ловкость является комплексным психофизическим качеством, неповторимым и индивидуальным. Проанализировав исследования В.С. Фарфель, В.И. Ляха, установлено, что сенситивным для развития ловкости считается старший дошкольный возраст. Что обязывает педагогов целенаправленно развивать это психофизическое качество у детей в данном возрасте.
По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др., подвижная игра рассматривается как одно из основных средств развития ловкости, полагая, что она способствуют развитию умения точно выполнять двигательные действия в изменяющихся условиях среды.
Работая воспитателем, обратила внимание на то, что дети 6-7 лет испытывают трудности при выполнении упражнений с мячом. Для изменения ситуации была проведена опытно-поисковая работа. На начальном этапе была проведена исходная диагностика для определения уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
На основании полученных данных, мы определили низкий показатель развития ловкости у детей старшего возраста. С целью повышения уровня развития ловкости нами на втором этапе был разработан и реализован комплекс подвижных игр и упражнений, направленный на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
На заключительном этапе исследования нами был проведен контрольный срез по определению уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста. При сравнении показателей, мы видим, что у детей произошли изменения - высокий уровень развития ловкости - у 42%, средний - у 58% воспитанников.
Улучшение показателей экспериментальной группы, причем в более значительной степени, - дает нам основание считать, что, использование комплекса подвижных игр и упражнений в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, позволяет нам развить уровень ловкости у детей старшего дошкольного возраста.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Бабаева, Т. И. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и [др.] - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
3. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
4. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Е. Н. Вавилова. - М. : Просвещение, 2009. - 190 с.
5. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст] /
Е. Н. Вавилова. - М. : Просвещение, 2010.
6. Глазырина, Л. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / Л. А. Глазырина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 175 с.
7. Грядкина, Т. С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство» [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. С. Грядкина; науч. ред.: Гогоберидзе. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. - 160 с.
8. Дворкина, Н. И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств [Текст] : методическое пособие / Н. Н. Дворкина, Л. И. Лубышева. - М. : Советский спорт, 2007. - 80 с.
9. Дмитрусева, Г. Три часа положительных эмоций [Текст] / Г. Дмитрусева // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12. - С. 23-27.
10. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. -
2007. - №4. С. 15-20.
11. Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М. Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С. 29-33.
12. Желобкович, Е.Ф. Физическая культура для малышей [Текст] : кн. для воспитателя детского сада, 2-е изд. / Е. Ф. Желобкович. - М. : «Просвещение», 2010. - 224 с.
13. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / М. Н. Жуков. - М. : И Ц «Академия», 2002. - 160 с.
14. Запорожец, A. B. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.
II. Развитие произвольных движений [Текст] / A. B. Запорожец. - М. :
Педагогика, 2008. - 296 с., ил.
15. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. - М. : Просвещение, 1985. - 271 с.
16. Кособуцкая, Г. В. Организация физической подготовки старших дошкольников [Текст] / Г. В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. - 2009. - №12. - С. 39 -41.
17. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова. - М. : Изд-во «Академия»,
2008. - 352 с.
18. Курчанова, Е. И. Инновационные подходы к организации физической культуры детей на основе вальдорфских игр подвижного характера [Текст] / Е. И. Курчанова, С. В. Ефимова, Н. Е Игнатенков [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2. - С. 83-88.
19. Лях, В. И. Двигательные способности [Текст] / В. И. Лях. // Физическая культура в школе. - 1996. - №2. - С. 23-27.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.
21. Организация двигательной деятельности детей в детском саду [Текст] : под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 176 с., ил.
22. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т. И. Осокина. - М. : Просвещение, 2008. - 288 с.
23. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия с детьми 6-7 лет [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Л. И. Пензулаева. - М. : Просвещение, 2010. - 243 с., ил.
24. Поляков, С. Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников [Текст] : Методическое пособие / С. Д. Поляков, С. В. Хрущев. - М., 2006. - 112 с.
25. Рунова, М. А. Особенности организации занятий по физической культуре [Текст] / М. А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №9. - С. 42-52.; №10. - С. 56-63.
26. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5¬7 лет [Текст] / М .А. Рунова. - М. : Мозаика-синтез, 2000. - 212 с.
27. Сагайдачная, Е. А. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е. А. Сагайдачная, Т. Л. Богина, Т. С. Яковлева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - №3. - С. 16-28.
28. Семенова, Т. Воспитание ловкости у дошкольников [Текст] / Т. Семенова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12. - С.9-11.
29. Соколова, Л. А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников [Текст] / Л, А. Соколова. - Изд. Спб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2015. - 80 с.
30. Соколова, Л. А. Детские олимпийские игры: занятия с детьми 2-7 лет [Текст] / Л. А. Соколова. - Волгоград Учитель, 2015. - 78 с.
31. Соломенникова, О. А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / О. А. Соломенникова. - М. : - 2007. - 210 с.
32. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. - М. : Академия, 2012. - 368 с.
33. Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей
дошкольного возраста [Текст] : методические рекомендации для
руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. - М., 2005. - 89 с.
34. Туревский, И. М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей (структура, онтогенез, тренировка) [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / И.М. Туревский - 2006. - 22 с.
35. Утробина, К. К. Подвижные игры для детей 5-7 лет [Текст] / К. К. Утробина. - М. : изд-во Гном, 2015. - 152 с.
36. Фарфель, B. C. Курс физиологии человека [Текст] /
В. С. Фарфель. М. : Физкультура и спорт, 2004. - 368 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : Приказы и письма Минобр-науки РФ. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.
38. Филиппова, С. О. Теория и методика физической культуры дошкольников [Текст] / О. С. Филиппова, Г. Н. Пономарева. СПб. : 2004. - 386 с.
39. Хайрутдинова, Ф. Ф. Подвижные игры как средство физического
развития детей старшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(50). URL:
https://sibac.info/archive/guman/2(50).pdf(дата обращения 09.09.2017).
40. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях[Текст] : учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. / Д. В. Хухлаева. - М. : Просвещение, 1984. - 208 с., ил.
41. Шебеко, В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Шебеко. - М. : Издательский центр «Высшшая школа», 2010. - 288 с.
42. Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. - М.: Академия, 2009. - 176 с.
43. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств [Текст] / под общей ред. А. В. Карасева. - М. : Лептос, 2011. - 368 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ