Применение игровых технологий на различных этапах урока для
формирования познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 5- х классов при обучении математике
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1.Определение и виды познавательных универсальных учебных действий..5
1.2. Психолого - педагогические вопросы формирования познавательных
универсальных учебных действий у обучающихся 5-х классов 13
1.3. Игровые технологии как эффективное средство формирования познавательных УУД на различных этапах урока математики в 5 классе 28
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
2. 1. Практическое описание организации деятельности учащихся 5-х классов
на различных этапах урока математики по освоению познавательных универсальных учебных действий посредством дидактических игр 35
2.2. Разработка конспектов уроков с применением дидактических игр для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-х классов на разных этапах урока 42
2.3 Анализ эффективности внедрения дидактических игр на уроке математики в 5-х классах 81
Вывод по главе II 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОНИКОВ 87
Приложение 1 93
Приложение 2 96
Приложение 3 99
Приложение 4 103
Приложение 5 104
Приложение 6 105
Согласно Федеральному государственному стандарту целью основного и среднего общего образования является развитие личности, которая будет уметь самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, готовая к самоанализу и саморазвитию. Одним из требований стандарта является формирование различных универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. В этот перечень также входят познавательные универсальные учебные действия.
В требованиях к уровню компетентности выпускников основного общего образования указано, что в результате изучения предметной области «Математика» выпускники должны отражать: сформированность представлений о математике как о методе познания действительности. А также в процессе обучения математической дисциплине обучающийся должен овладеть умениями: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.
Одним из средств, формирующих умение развивать мотивы познавательной деятельности, а также умение выстраивать сотрудничество, совместную и индивидуальную работу, является использование на уроках игровых технологий, что и обуславливает актуальность данной темы.
Разработкой игровых технологий, их методологических основ, выяснением их социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, Сухомлинский В.А., Газман О.С., Беспалько В.П., Селевко Г.К., Кларин М.В., Пидкасистый П.И., Артемьева О.А., Борзова Е.В.. Коваленко В.Г. и др.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе
Предмет исследования: игровые технологии для формирования познавательных УУД у учащихся в процессе обучения математике в пятых классах.
Цель данной выпускной квалификационной работы: Разработка конспектов уроков с применением игровых технологий на различных этапах урока для формирования познавательных УУД у обучающихся 5-х классов в процессе обучения математике.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Выделить особенности формирования познавательных УУД у обучающихся 5-х классов.
3. Обосновать возможности игровых технологий, как эффективного средство формирования познавательных УУД у обучающихся 5-х классов на разных этапах урока математики.
4. Проиллюстрировать организацию деятельности обучающихся 5-х классов на различных этапах урока математики по освоению универсальных учебных действий посредством дидактических игр.
5. Разработать конструкты уроков с применением дидактических игр на различных этапах для формирования познавательных УУД у обучающихся в процессе преподавания математики в 5-х классах.
6. Провести анализ эффективности использования дидактических игр на уроке математики в 5-х классах.
Практическая значимость в данной работе заключается в создании комплекса игр, применяемых на разных этапах урока математики в 5 классе. Данный комплекс может найти свое применение в работе учителя математики в 5-х классах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников и приложений.
В данной выпускной квалификационной работе все поставленные цели и задачи в начале исследования были выполнены, а именно:
1. В работе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. За основу была выбрана формулировка определения универсальные учебные действия А.Г. Асмолова - это «обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению» и его классификация универсальных учебних действий.
2. В качестве средства направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий были выбраны игровые технологии. Частота их использования в процессе обучения математике не влияет на учебный процесс. Применение данных технологий в качестве дополнительного способа привлечения внимания повышает мотивацию к получению нового знания. При этом будут достигаться сразу несколько целей: цель урока, цель создания состояния успеха и улучшение коммуникации и взаимодействия учащихся в ходе учебного процесса. Игровые технологии могут использоваться как цель исследовательского проекта. Таким образом, игровые технологии имеют весомые преимущества, над другими средствами и способами, направленными на формирование познавательных универсальных учебных действий.
3. Бал проведен анализ УМК «Сфера» по математике для 5 класса на определения количества и разнообразия заданий для формирования познавательных УУД. Виды заданий на формирования каждого вида УУД представлены в таблице №2. Это позволило сделать следующий вывод: в данном УМК содержится достаточное количество заданий, формирующих познавательные УУД. Опираясь на возрастные особенности и познавательные интерес школьников 5-6 ых классов, были выделены требования к проведению дидактических игр на уроках математики и составлению учителем конспектов уроков, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.
4. В практической части работы представлены конструкты уроков, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов в процессе применения дидактические игры на уроках математики. Проанализирована эффективность внедрения дидактических игр на уроке математики в 5-х классах.
Таким образом, все задачи были выполнены, и поставленная цель работы достигнута.
1. Андреева А.Д., Проблема игровой мотивации современных детей / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. - 2012. - № 5. - С. 101¬114.
2. Аносов Д.В., Проблемы модернизации школьного курса математики / Д.В. Аносов // Математика в школе. - 2013. - №1. - С. 45-46.
3. Артемьева О. А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности: Монография / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 208 с. - с. 5-9
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Бабанский Ю.К., Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы/ Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2012. - 193 с.
6. Бижова Т. В. Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования// Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 102-104.
7. Блехер Ф.Н., Дидактические игры/ Ф.Н. Блехер. -М.: Просвещение, 1999. - 325 с.
8. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2015. - 166 с.
9. Борзова Л.П. Дидактические игры как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала на уроках истории :На материале истории России XIX века: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - 2000, М.. - 18 с.
10. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/ (Дата обращения: 05.11.2017)
11. Виленкин Н.Я., Математика 5: учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. - М.: Просвещение, 2016. - 144 с.
12. Воронин А.С., Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2009. - 135 с.
13. Выготский Л.С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 74-75.
14. Гаврилова Т.Д., Занимательная математика 5-11 классы/ Т.Д. Гаврилова. - Волгоград: Учитель, 2013. - 233 с.
15. Газман О.С., О понятии детской игры/ О.С. Газман // Игра в педагогическом процессе. Межвуз. Сб. научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 2013. - 122 с.
...