Введение 5
1 Теоретические аспекты налога на добавленную стоимость в Китае и
России 8
1.1 Теоретические аспекты определения состава налогоплательщиков и
объектов налогообложения 8
1.2 Теоретические аспекты построения налоговых баз и налоговых
ставок 11
1.3 Теоретические аспекты применения налоговых вычетов и порядок
уплаты НДС 16
1.4 Теоретические аспекты взимания НДС в развитых странах мира 21
2 Сравнительный анализ взимания НДС в Китае и России за период 2015
2017 29
2.1 Анализ поступления основных налогов и сборов в
консолидированный бюджет Китая и России 29
2.1.1 Анализ поступления основных налогов и сборов в
консолидированный бюджет Китая 29
2.1.2 Анализ поступления основных налогов и сборов в
консолидированный бюджет России 32
2.1.3 Преимущества и недостатки взимания НДС в Китае и России: .... 42
2.2 Сравнительный анализ поступлений НДС в бюджет Китая и России 44
2.2.1 Сравнительный анализ поступлений НДС в бюджет Китая 45
2.2.2 Сравнительный анализ поступлений НДС в бюджет России 47
2.3 Анализ поступления НДС в системе экспорта и импорта в Китае и
России 49
3 Пути совершенствования моделей налогообложения НДС в Китае и
России с учетом зарубежного опыта 55
3.1 Перспективы взимания НДС в Китае (с использованием элементов
лучших моделей взимания НДС в мире) 55
3.2 Перспективы взимания НДС в России (с использованием лучших
мировых моделей взимания НДС) 59
Заключение 70
Список использованных источников 76
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налогу на добавленную стоимость (НДС) традиционно уделяется особое внимание при формировании мер в области налоговой политики. Данный налог является основным источником доходов федерального бюджета, соответственно любые проблемы с его администрированием чрезвычайно актуальны как для государства, так и для налогоплательщиков.
Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается при продаже товаров на внутреннем рынке, при импорте товаров, предоставлении услуг по переработке и ремонту. НДС в Китае был впервые экспериментально введен в 1979 году. В Российской Федерации налог на добавленную стоимость начали применять с 1 января 1992 года. В настоящее время порядок начисления и взимания налога на добавленную стоимость в КНР регулируется «Временными положениями Китайской Народной Республики о налоге на добавленную стоимость», принятыми 13 декабря 1993 г. Госсоветом КНР.
НДС стал одним из важнейших и самым крупным налогом в китайской налоговой системе. Доход от его сбора занимает свыше 60% дохода от всех налогов, взимаемых в Китае. Этот налог относится к государственным налогам, взимаемым на государственном уровне налоговыми органами. 50% от дохода по сбору НДС отходит к доходам центрального бюджета и 50% относится к местным доходам. НДС, взимаемый при импорте, относится к ведению таможенных органов. Доход от его сбора отходит целиком в центральный бюджет.
Цель данного исследования состоит в выявлении проблем и разработке путей совершенствования взимания налога на добавленную стоимость в Китае и России.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты определения состава налогоплательщиков и объектов налогообложения НДС;
• рассмотрены теоретические аспекты построения налоговых баз и налоговых ставок;
• определены теоретические аспекты применения налоговых вычетов и порядок уплаты НДС;
• представлены теоретические аспекты и порядок взимания НДС в развитых странах мира;
• проведен анализ поступления основных налогов и сборов в консолидированный бюджет Китая и России за период 2015-2017г;
• осуществлен сравнительный анализ поступлений НДС в бюджеты Китая и России;
• сформированы перспективы взимания НДС в Китае и России.
Объектом данного исследования является практика взимания налога на добавленную стоимость в России и в Китае, процессы реформирования НДС и фискальные эффекты проводимых налоговых реформ.
Предмет исследования - отношения субъектов налоговой системы (государства и налогоплательщиков - юридических лиц) по поводу взимания налога на добавленную стоимость в пользу государства в Китае и России.
Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в изучение проблем налоговой политики, налогообложения, в т.ч. в отношении физических лиц, внесли отечественные практические деятели и ученые- экономисты: И. А Майбуров, С. В. Барулин, Л. И. Гончаренко, В. Г. Пансков, Д. Г. Черник, и другие.
Теоретическая основа дипломной работы - современные и классические труды экономистов по проблемам развития налоговой системы Китая и России, налоговой политики, реформирования налога на добавленную стоимость.
Методологическая основа исследования - положения теории налогообложения, диалектическая логика в рамках общей теории систем. В работе использовались общенаучные методы: эмпирического познания (эксперимент, описание, наблюдение), общелогические (синтез и анализ, дедукция и индукция, обобщение, абстрагирование, классификация, моделирование) — и частнонаучные методы (институциональный, категориальный, монографический, структурный анализ, экспертные оценки, статистические группировки, сравнительные сопоставления).
Научная новизна исследования:
• Разработаны направления увеличения поступлений НДС путем безакцептное удержание налога (в некоторых случаях - самостоятельное перечисление налога) в пользу бюджета на стадии перечисления средств поставщику товаров (работ, услуг), позволяющие исключить возможность необоснованного возмещения НДС из бюджета.
• Предложено реформирование АСК НДС-3.
• Унифицированы НДС в пределах ЕАЭС, постепенно приближаясь к единой информационной системе, единым ставкам и механизму взимания.
Практическая значимость исследования состоит в увеличении поступлений в бюджет налога на добавленную стоимость. Осуществляемый сравнительный анализ поступлений НДС в бюджеты Китая и России, позволил прогнозировать перспективы взимания НДС в Китае и России, так как это положительным образом скажется на доходой части бюджета обеих страны.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключение, а также списка используемых источников.
Подводя итог по проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.
Налог на добавленную стоимость в Китае был впервые экспериментально введен в 1979 году . В настоящее время порядок начисления и взимания налога на добавленную стоимость в КНР регулируется «Временными положениями Китайской Народной Республики о налоге на добавленную стоимость», принятыми 13 декабря 1993 г . Госсоветом КНР. Внастоящее время НДС стал одним из важнейших и самых крупных налогов в китайской налоговой системе[52]. Доход от его сбора занимает свыше 60% дохода от суммывсех налогов, взимаемых в Китае. НДС относится к государственным налогам, взимаемым налоговыми органами на государственном уровне . 50% дохода по сбору НДС зачисляется в центральный бюджет и 50% зачисляется в местный бюджет. НДС, взимаемый при импорте, относится к ведению таможенных органов. Доход от его сбора отходит целиком в центральный бюджет.
Базовая ставка НДС в России (18%) выше, чем в Китае, а пониженная ставка (10%) распространяются на больший перечень товаров, по сравнению с Китаем.
Например, в РФ пониженные ставки распространяются на медицинские товары, детские товары, на оказания услуг международных перевозок, а в КНР на зерно, растительное масло, природный газ, книги, корма, удобрения, сельскохозяйственные машины, сельскохозяйственную продукция и др . Пониженная ставка НДС в КНР применяется и к предприятиям с малым оборотом.
Еще одной отличительной особенностью является , то , что в РФ объектом налогообложения является передача имущественных прав; передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.
Так же к отличиям в налогообложении НДС в РФ и КНР можно отнести:
• в России налогоплательщики НДС не подразделяются по уровню дохода , а в Китае осуществляется градация налогоплательщиков в зависимости от объема полученной выручки;
• в России весь налог зачисляется в федеральный бюджет, в КНР
большая часть налога, а именно 50 %, идет в федеральный бюджет, а
оставшаяся часть (50 %) в местный бюджет;
• в России существует меньше видов сниженных ставок;
• существенно разнятся налоговый период и сроки уплаты налога в бюджет[53].
Налоговые доходы КНР за 2015 - 2017 гг . выросли на 4273,5 млрд. юаней или 53,4 %. Основную долю в структуре налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость. Его доля увеличивается с 38,1 % в 2015 г. до 45,9 % в 2017 году. В общей сложности НДС за 2015 - 2017 гг. увеличился на 2588,3 млрд.юаней или 84,9 %.
На втором месте по собираемости налоговых доходов является налог на прибыль, его доля имеется тенденцию к незначительному снижению. Так, в 2015 году его сумма составляла 2619,3 млрд.юаней или 32,7 % в общей структуре налоговых доходов, то к 2017 году его сумма составила 3211,2 млрд.юаней или 26,2 % в общей структуре налоговых доходов. За 2015 - 2017 гг. вырос на 591,8 млрд. юаней или 22,6 %.
Следующим по значимости в структуре налоговых доходов является налога на доходы физических лиц. К 2017 году его увеличение составило 46,5 % (+379,8 млрд.юаней).
Незначительную долю составляет налог на потребление. Его доля к 2017 году незначительно снизилась и составила 1 %.
Сумма остальных налоговых доходов за 2015 - 2017 гг. имеет
тенденцию к росту, так за 2015 - 2016 гг. они выросли на 185,5 млрд. юаней (+13,1 %), а за 2016-2017 гг. - 505,1 млрд.юаней или 31,5 %.
Общая сумма налоговых доходов за 2015 - 2017 гг. в РФ увеличилась на 2410,1 млр .рублей или 34,1 %. Данный рост был обусловлен непосредственных ростом следующих налоговых поступлений за 2015 - 2017 гг.[54]:
• акцизы на 381,7 млрд.рублей или 72,3 %;
• налогу на прибыль - 271 млрд.рублей или 55,1 %;
• НДС - 621,6 млрд.рублей или 254;
• экспортной пошлины на 128,5 млрд.рублей или 67,7 %.
Динамика поступления налога на добавленную стоимость в КНР по темпам значительно превосходит темпы поступления НДС в России. Так, за 2015-2017 гг. динамика поступления НДС в России составила 621,6 млрд.руб., а в Китае 25080,627 млрд.руб. или 84,9 %. Это говорит о том, что практика администрирования НДС в Китайской Народной Республике является более совершенной, на что следует обратить РФ...
1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2014. С.56
2. Алескеров И.Б.О., Половников М.В. Роль и значение НДС для социально-экономических изменений страны// В сборнике: International innovation research. Сборник статей XII Международной научнопрактической конференции : в 3 ч.. 2018. С. 35-38
3. Кацуба Е.Е., Мишанова Е.В., Масальская М.В. Исторические аспекты применения налога на добавленную стоимость в России// Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79-1). С. 186-189
4. Ведяшева Д.В., Василькова Н.П. Особенности исчисления и уплаты НДС// В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. Сборник статей VII Международной научнопрактической конференции: в 3 частях. 2017. С. 131 -133
5. Баценков Н.Н. Анализ практики налоговых и судебных органов по рассмотрению споров о взимании НДС // Финансовое право. - 2015. - № 4. С.46
6. Беспалов М.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 23. С.26
7. Матушкина Ю.Н. Экономическое содержание, особенности и перспективы развития НДС в России// Успехи современной науки. 2017. Т 7. № 4. С. 131-133
8. Служаева А.Ю., Осипова О.С., Мищенко В.В. Проблемы НДС и пути
их решения// В сборнике: Бухгалтерский учёт, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы. Сборник статей VI
Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 170-173
9. Шестакова Е.В. Законные схемы оптимизации налогообложения //
Юрист. - 2014. С.40
10. Касьянова Г.Ю. НДС для организаций и индивидуальных
предпринимателей. - М.: АБАК, 2016. С.412
11. Шелкунов А.Д. Правовые проблемы определения объектов НДС в Российском праве // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2015. - № 3. С.124
12. Колобова Е.Ю. Сравнительный анализ применения налоговых ставок в России и за рубежом// В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 70-75.
13. Кривцов О.Ф., Салимова А.Д. Зарубежный опыт администрирования налога на добавленную стоимость и его адаптация к российским условиям// Вестник Юридического института МИИТ. 2017. № 4 (20). С. 78-91.
14. Спиридониди Т.В. Практика возмещения НДС в зарубежных странах// В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам IX Всероссийской конференции молодых ученых. Отв. за выпуск: А.Г. Кощаев. 2016. С. 1116-1117
15. Христофорова Е.И. Особенности взимания НДС в зарубежных странах// Молодежь и наука. 2016. № 4. С. 111...