Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ УНИВЕРСИТЕТА

Работа №98951

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 8
ВВЕДЕНИЕ 9
1. Теоретические основы воспитательной деятельности в университете 12
1.1 Внеучебная деятельность университета 12
1.2 Внеучебная деятельность как способ формирования
общекультурных компетенций студентов 16
1.3 Характеристика внеучебной деятельности УрФУ 26
Выводы по первой главе 29
2. Потенциал деятельности творческого коллектива университета в
формировании общекультурных компетенций 30
2.1 Анализ исследования влияния творческих коллективов на
формирование общекультурных компетенций у студентов 30
2.2 Исследование влияния мероприятий проводимых творческим
коллективом на формирования общекультурных компетенций 42
2.3 Разработка мероприятий влияющих на формирование
общекультурных компетенций 46
2.4 Результаты исследования формирования общекультурных
компетенций по окончанию реализации программы 53
2.5 Комплексная компетентностно-ориетированная
программа деятельности творческих коллективов УрФУ 56
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для участников творческих коллективов
УрФУ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для студентов не принимающих участия в
деятельности творческих коллективов 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета для участников творческих коллективов
ВУЗов России и стран СНГ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Положение о проведении праздничных мероприятий «День России» для соотечественников, проживающих в г. Бишкек 88 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сценарий проведения Дня России в Республике
Киргизия для соотечественников 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Презентация 95

В современном обществе актуальной проблемой является повышение качества образования в высших учебных заведениях. Об этом говорится в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273 -ФЗ)1. Под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Образование, оказывающее влияние на процесс социализации человека, в частности студента, относится к учебной и внеучебной деятельности как важнейшей составляющей процесса воспитания в образовательных организациях.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) в качестве требований к результатам образования задают формирование у выпускника вуза не только профессиональных, но и общекультурных компетенций, связанных с важными личными качествами современного человека2.
Этот вопрос отражен в многочисленных работах (В. Т. Авдеев,
Э. Р. Мамонтова, Т. В. Менг, Т. А. Насонова, А. В. Пономарев, С. Л. Троянская, Е. В. Швачко, А. В. Фатов, и др.)
Формировать компетенции и личностные качества студенты могут не только во время учебного процесса, но и вне его. Важное место в образовательной среде вуз отводит внеучебной деятельности. Творческие коллективы, в свою очередь, занимают важное место во внеучебной деятельности.
На данный момент в Уральском федеральном университете насчитывается 15 творческих коллективов, которые посещают свыше 500 студентов.
Проблема исследования заключается в отсутствие информации о влиянии творческих коллективов на формирование общекультурных компетенций у студентов.
Целью исследования является изучение потенциала творческих коллективов университета в формировании общекультурных компетенций
В связи с поставленной целью, можно выделить ряд задач для её достижения:
• провести сравнительный анализ формирования общекультурных компетенций у участников творческих коллективов и студентов, не являющихся участниками коллективов;
• провести исследование влияния участия студентов в творческих коллективах на формирование общекультурных компетенций в других ВУЗах;
• провести анализ мероприятий, включенных в программу деятельности творческих коллективах на предмет их влияния на формирование общекультурных компетенций;
• разработать программу работы творческого коллектива, направленную на формирование общекультурных компетенций;
• провести исследование формирования общекультурных компетенций и уровня конкурентоспособности студентов -участников творческих коллективов УрФУ на начало реализации программы;
• дополнительно разработать и апробировать мероприятия направленные на формирование общекультурных компетенций;
• провести исследование формирования общекультурных компетенций и уровня конкурентоспособности студентов -участников творческих коллективов УрФУ после реализации программы;
• разработать итоговый вариант комплексной компетентностно- ориетированной программы деятельности творческих коллективов УрФУ.
Объект исследования - творческие коллективы университета.
Субъектом является формирование общекультурных компетенций студентов через творческие коллективы университета
Гипотеза исследования: программно-целевой подход в деятельности творческих коллективов университета позволит в наибольшей степени формировать общекультурные компетенции у студентов, предусмотренные моделью выпускника УрФУ.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (09.2016-11.2016) - аналитический. Выявлена проблема; изучена научная литература, проведено исследование форм ирония общекультурных компетенций в творческих коллективах.
Второй этап (12.2016 - 12.2017) - опытно-эксперементальный.
Проведено исследование сформированности общекультурных компетенций в творческих коллективах УрФУ до начала реализации программы: экспериментальной группы - Рифей, контрольной группы - Академический хор; разработали и включили в программу работы творческого коллектива мероприятия, разработали новые мероприятия для включения программу: «День России» и «День победы»; провели реализацию программы
Третий этап (01.2018 - 05.2018) - обобщающий. Разработана комплексная компетентностно-ориетированная программа деятельности творческих коллективов УрФУ...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате диссертационного исследования рассмотрены теоретические основы воспитательной деятельности университета, рассмотрены определения понятия воспитательной деятельности, внеучебной деятельности и компетенции. Приведена характеристика внеучебной деятельности УрФУ.
Рассмотрены общекультурные компетенции, входящие в модель выпускника УрФУ, которые, в том числе, могут формироваться во внеучебной среде университета.
Проанализированы основные нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми реализуется внеучебная деятельность в университете: концепция воспитательной деятельности, программа ее
реализации и положение о структурном подразделении университета, отвечающего за организацию внеучебной деятельности.
Рассмотрены подходы к определению потенциала, на основании которых дано авторское определение потенциала творческого коллектива.
Под потенциалом деятельности творческих коллективов мы понимаем комплекс возможностей в процессе деятельности творческого коллектива в вузе, обеспечивающий формирование и развитие у студентов набора личностных качеств и общекультурных компетенций, необходимых ответственному специалисту, готовому к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и конкурентоспособному на рынке труда.
Проведен анализ формирования общекультурных компетенций у участников творческих коллективов и студентов, не принимающих участие в деятельности коллективов. Результаты анализа показали, что общекультурные компетенции в творческих коллективах формироваться в среднем на 10 % выше.
Проведены исследования вузов России, Киргизия и Таджикистана на предмет формирования общекультурных компетенций у студентов принимающих участия в деятельности творческих коллективов.
В исследовании приняли участие студенты:
• Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск);
• Тюменского индустриального университета (г. Тюмень);
• Кыргызской государственной юридической академии;
• Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова;
• Пермского государственного национального исследовательского университета (г. Пермь);
• Московского института стали и сплавов (г. Москва).
Исследования показали, что независимо от страны и университета, творческие коллективы обладают значительным потенциалом формирования общекультурных компетенций.
Проведено исследование мотивов участия в творческих коллективах, которое показало, что больше всего в творческих коллективах студентов привлекает возможность самореализации, развитие личностных качеств и внимание работодателей на участие в творческих коллективах.
Исследование о формированиях качеств личности показало, что в творческих коллективах в большей степени формируется трудолюбие, креативность, ответственность и коммуникабельность.
Выявлены мероприятия в наибольшей степени, влияющие на формирование общекультурных компетенций у участников творческих коллективов. К таким мероприятиям относятся:
• репетиционный процесс;
• участие в фестивалях-конкурсах, проводимых на территории области, на территории РФ и за ее пределами;
• проведение специализированных мастер -классов (хореография, исполнительское искусство, иностранный язык) для участников коллектива;
совместные посещения коллективом театров и концертных
выступлений других коллективов;
• совместное посещение коллективом мероприятий, проводимых университетом, способствующих формированию карьерной траектории выпускников и содействующих трудоустройству;
• совместные участие коллективом в массовых спортивных мероприятиях, таких как «Майская прогулка», «Кросс нации» и др.(2-3 раза в год);
• проведение совместных встреч вне репетиционного процесса, с проведением интеллектуальных игр между участниками коллектива;
• организация участниками коллектива концерта, на котором подводятся итоги деятельности коллектива за прошедший год.
Разработаны новые мероприятия для включения в программу деятельности творческих коллективов, такие как праздник «День России» и «День победы»
Нами предложено включить в программу мероприятия «День России» следующие блоки: организационная часть; материально -техническая часть; концертная часть; информационно - историческая часть; спортивно - игровая часть; культурно - этническая часть; патриотическая часть.
Проведено исследование на влияние компетентно -целевого подхода, на деятельность творческого коллектива. экспериментальной группой исследования являлся студенческий оркестр «Рифей», контрольной группой - Академический хор УрФУ.
Исследование показало, что ориентация творческого коллектива на компетентно-целевой подход позволило увеличить уровень
сформированности общекультурных компетенций.
Проведено исследование влияния участия в творческом коллективе на уровень конкурентоспособности выпускника. Результаты показали, что при включении в программу работы творческого коллектива мероприятий, формирующих общекультурные компетенции, уровень конкурентоспособности выпускника возрастает у участников коллектива на 7 %.
Разработана и согласована с председателем «Союза студентов УрФУ», заместителем первого проректора по развитию студенческого потенциала Кагиевым Асланом Магаметовичем комплексная компетентностно- ориентированная программа деятельности творческого коллектива УрФУ на 2018-2020 гг.
Программа предусматривает следующие блоки:
• паспорт программы;
• общая характеристика УрФУ;
• нормативно-правовая база, необходимая для реализации программы;
• цели программы;
• основные индикаторы эффективности реализации программы;
• управление программой и контроль;
• источники финансирования для реализации программы;
• мероприятия направленные на формированию общекультурных компетенций, входящих в модель выпускника УрФУ.
Доказано, что программно-целевой подход в деятельности творческих коллективов университета позволит в наибольшей степени формировать общекультурные компетенции у студентов, предусмотренные моделью выпускника УрФУ.
По результатам исследований опубликовано четыре научных публикаций, в том числе две - на зарубежных конференциях.


1 Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006.
2 Авдеев В.Т Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. - Тамбов, 2010. - 24 с.
3 Азарова Р. Н. Социально-педагогическая организация досуговой деятельности учащейся молодежи: дис. д-ра пед. наук. - М., 2005.
4 Алиева Л.В., Руденко И.В. Ценностно-целевые приоритеты внеучебной деятельности современного вуза./Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века. Материалы международной н.-п. конференции. - Новосибирск, 2012. - С.179-189.
5 Андреев А. Л. Культурология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / под ред. проф. Радугина А. А. - Серия: Alma mater. - С.-Пб., 2003.
6 Бабочкин П. И. Основные направления системы воспитания студентов вузов // Стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. проф. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. - С. 267-278.
7 Байденко В. И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате / Байденко В. И. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
8 Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалистов: научно-методический сборник. - М., 2002. С. 156.
9 Березина В. А. Программа развития воспитания в современной России: основные направления. // Стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. проф. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. - С. 113-126.
10 Болотов В. А., Сериков В. В. Комптентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2002. № 9. - С. 22-27.;
11 Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
12 Воспитание студента как конкурентоспособного лидера: коллективная монография / науч. Ред. В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2005. - С. 151.
13 Вишневский Ю.Р. Социология: учебное пособие. Курс лекций для технических вузов / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. - 3-е изд., перераб. И доп. - Екатеринбург: УГТУ_УПИ, 2007. - С.184
14 Воробьев В. П. Воспитательное воздействие на личность: многоуровневая модель: Учеб. пособие. - Пенза, 1998. - 49 с.
15 Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в
подготовке конкурентоспособного специалиста: монография / А.В.
Пономарев, М.А. Бердников. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. - С. 41...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ