Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление процессом формирования у детей дошкольного возраста пространственных представлений

Работа №98872

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Теоретике - методологический анализ понятий
«пространственная ориентировка», «пространственное восприятие», «пространственные представления» 7
1.2. Особенности пространственного восприятия детей
дошкольного возраста 11
1.3. Анализ дошкольных образовательных программ по разделу
«Пространственные представления» 21
1.4. Особенности управления процессом формирования
пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Изучение начального уровня сформированности
пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста 32
2.2. Формирование пространственных представлений у детей
младшего дошкольного возраста 40
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 50
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии и педагогики. Поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Умение ориентироваться в пространстве проявляется практически во всех видах деятельности человека.
Ориентировка в пространстве - это умение человека представлять себе пространственное отношение предметов (размер, форма, движение, месторасположение, оценка расстояний) относительно собственного тела и между самими предметами, а также людьми, сторонами горизонта, как в «точке стояния», так и в движении.
Известно, что у человека нет специального пространственного анализатора. Восприятие пространства есть сложная ассоциация, образующаяся из взаимодействия разных анализаторов внешней и внутренней среды организма. Деятельность одного анализатора всегда соотносится с деятельностью других анализаторов, участвующих в пространственной ориентировке и образующих сложный системный механизм.
Важной особенностью развития восприятия пространства является постепенное накопление пространственных представлений, овладение специальным опытом, накопленным предшествующим поколением. К трем годам жизни у ребенка должен сложиться системный механизм пространственной ориентировки.
Изучением вопросов развития пространственного восприятия и формирования у детей пространственных представлений занимались многие ученые, как в нашей стране, так и за рубежом (Б. Г. Ананьев, М. В. Васильева, Л. А. Венгер, Р. К. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, А. М. Леушина, А.А. Люблинская, Т. И. Мусейбова, В. П. Новикова, А.А. Столяр, М. А. Фидлер и другие). Результаты их исследований сделали возможным выявить особенности чувственной и словесной ориентировки в пространстве, описать видовое разнообразие систем отсчета («на себе», «от себя» и другие), использовать речевые средства (наречия, предлоги), установить последовательность этапов развития пространственной ориентировки по возрастам, охарактеризовать каждый из них.
На основе этих исследований определяются задачи работы с детьми по возрастным группам, разрабатываются разнообразные дидактические и речевые игры и упражнения, подвижные игры, а так же другие методы и средства, обеспечивающие решение поставленных задач в процессе организации разных видов детской деятельности. Однако, исходя из наблюдений и анализа планов работы, воспитатели младших групп осуществляют свою педагогическую деятельность в данном направлении недостаточно целенаправленно и последовательно, а также испытывают затруднения в определении исходного уровня сформированности у детей пространственных представлений, проведении мониторинга, который в Федеральном государственном образовательном стандарте признается важным условием оптимизации процесса дошкольного образования.
Объект исследования - процесс формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности управления процессом формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - описать особенности управления процессом формирования пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Изучить и раскрыть содержание понятий по теме.
2. Рассмотреть особенности пространственного восприятия детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать дошкольные образовательные программы по теме исследования.
4. Раскрыть особенности управления процессом формирования пространственных представлений у младших дошкольников.
5. Апробировать выделенные особенности управления процессом формирования пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста на практике.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы по теме исследования); опытно - поисковая работа (планирование); математические методы обработки полученных результатов.
Теоретическая основа исследования: составляют психологические, педагогические, методические работы, посвящённые проблеме формирования и восприятия пространства и пространственных представлений у детей Ананьева Б. Г., современным технологиям математического развития Ворониной Л. В., генезису отражения пространства и пространственных представлений Мусейибовой Т. А., исследования в области развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста Люблинской А. А, Рыбалко Е. Ф. и многих других.
Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического инструментария, позволяющего оценивать уровень формирования у детей 3 - 4 лет ориентировки в пространстве, а также планирования направленного на решение сложностей при формировании ориентировки в пространстве детьми младшего дошкольного возраста, выявленных в результате проведенного мониторинга. Разработанные материалы могут быть использованы в практической деятельности педагогов в группах младшего дошкольного возраста дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: Свердловская область, г. Полевской, ул. Розы Люксембург 91А, МБДОУ ПГО «Детский сад №51».
Контингент исследования: дети младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) в количестве 25 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем, связанной с особенностью управления процессом формирования пространственных представлений детей младшего дошкольного возраста, достигаемым посредством разработки диагностического и методического обеспечения деятельности педагога дошкольного учреждения.
Начальные стадии формирования пространственной ориентировки связаны с предметно - практическим освоением детьми пространственных направлений, начиная с собственного тела и ближайшего пространственного окружения, а затем и словесной системы отсчета. Причем важное значение имеет активная предметно - практическая деятельность детей: манипуляции с предметами, передвижение в пространстве, позволяющие детям конкретно знакомиться с окружающим пространством и его признаками.
Без пространственной практической ориентировки ребенка в пространстве невозможно формирование пространственных представлений и понятий. Поскольку в младшем дошкольном возрасте более существенным является практическая ориентировка в пространстве, а не восприятие и понимание пространственных отношений с помощью графических схем и моделей. Систематическое целенаправленное обучение способствует успешности овладения детьми пространственными ориентировками.
На этом основании поставленная цель исследовательской работы можно считать достигнутой, а задачи - выполненными. Перспективы дальнейшего исследования состоят в уточнении и дополнении диагностического инструментария, что обеспечит возможность его использования в работе с детьми средней группы, а также разработке перспективного планирования, охватывающего другие задачи по формированию пространственных представлений детей среднего дошкольного возраста.



1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду/ Умственное воспитание дошкольника [Текст] / В.Н. Аванесова. - М. : Просвещение,1972. - 405 с.
2. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М. : АПН РСФСР, 1964. - 304 с.
3. Ананьев, Б. Г. Формирование и восприятие пространства и пространственных представлений у детей [Текст] / отв. ред. Б. Г. Ананьев. - М. , 1956. - 222 с.
4. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] / З. М. Богуславская - М.: Просвещение, 1966. - С. 254 - 340.
5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая - М.: ВЛАДОС, 2010. - 400 с.
6. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2009. - 213 с.
7. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве [Электронный ресурс] : учебное пособие. / Н. Е. Веракса - URL: https://books.google.ru/books
8. Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников [Текст] / Е. Н. Водопьянов // Дошкольное воспитание - 2008. - №8. - С. 17.
9. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; под общ. ред. Л.В. Ворониной. - Екатеринбург: УрГПУ, 2013.¬282 с.
10. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
11. Говорова, Р. И. Формирование пространственной ориентации у детей [Текст] / Р. И. Говорова, О. Дьяченко. // Дошкольное воспитание. -2005. -№9. - С. 4-9.
12. Говорова, Р. И. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников [Текст] / Р. И. Говорова // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 1994. - 385 с.
13. Годинай, Г. Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Годинай, Э. Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1988. - 250 с.
14. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова. - М.: Просвещение, 2008. - 160 с.
15. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.- 528 с.
16. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Л.А. Парамонова, Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др.. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
17. Каразану, В. Н. Ориентирование в пространстве [Текст] / В. Н. Каразану // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 2011. - 387 с.
18. Комова, М. В. Дидактические игры для дошкольников 3 - 5 лет. [Электронный ресурс] / М. В. Комова - URL:http: //ped-kopilka. ru/blo gs/marij a-viktorovna-komova/didakticheskie-igry-dlja-doshkolnikov.html
19. Лаврентьева, Т. В. Формирование способности к наглядному пространственному моделированию [Текст] / Т. В. Лаврентьев // Дошкольное воспитание - 1983. - № 7. - С.35-38.
20. Леушина, A. M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. - М., 1974. - 368 с.
21. Люблинская, А. А Очерки психического развития ребенка [Текст] / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1965. - 363 с.
22. Математическое развитие дошкольников [Текст] : учебно¬методическое пособие / сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, М. Вербенец. - СПб., 1996. - 137 с.
23. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А.Михайлова, Е. Д. Носова, А. А. Столяр, - СПб.: ДЕТСВО - ПРЕСС, 2008. - 184 с.
24. Мусейибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Мусейибова. - Л., 1963. - 196 с.
25. Мусейибова, Т. А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Мусейибова // Дошкольное воспитание - 1970. - №3. - С. 36-41.
26. Мусихина, С. А. Формирование пространственных представлений у дошкольников с органическим поражением ЦНС посредством дидактических игр [Текст] / С. А. Мусихина, Е. В. Самарина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.) — Уфа : Лето, 2014. — С. 164-166 с.
27. Немов, Р. С. Психология: словарь - справочник: в 2 ч. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Ч. 2. - 352 с.
28. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» [Текст] : метод.пособие для воспитателей дошкольных учреждений / под ред.
A. И. Булычевой / Исследоват. центр семьи и детства РАО. - М.: Новая школа, 1996. - 62 с.
29. От рождения до школы. [Текст] : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.¬304 с.
30. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников [Текст] / Т.А. Павлова. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.
31. Петерсон, Л. Г. Игралочка [Текст] : практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. — М.: Баласс, 2002. - 176 с.
32. Проблемы восприятия пространства и времени [Текст] — Л.: Лен. издат. общества психологов, 1961. —200 с.
33. Проскура, Е. В. О возможных точках отсчета при оценке пространственных ситуаций детьми дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Проскура // Всесоюзная науч. конф. по актуальным. проблемам общественного дошкольное воспитание и вопросам под-готовки детей к школе. - Тез. докл. Т. 2. - М., 1970.
34. Радуга [Текст] : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е.
B. Соловьева, С. Г. Якобсон ; науч. Рук. Е. В. Соловьева. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. - 713 с.
36. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н. Я. Семаго. — М.: Айрис - Пресс, 2007. — 112 с.
37. Семаго, М. М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка [Текст] / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. - М.: Аркти, 2001. - 133 с.
38. Сеченов, И. М. Избранные произведения [Текст] / И. М. Сеченов. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - Т. II. - 864 с.
39. Смоленцева, А. А. Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А. А. Смоленцова. - М.: Просвещение, 1987. - 97 с.
40. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 62-67.
41. Степаненкова, Э. Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5 - 6 лет в подвижных играх и упражнениях [Текст] / Э. Я. Степаненкова. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. - СПб., 1994.
42. Столяр, А. А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-7 лет [Текст] / Л.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1991. - 84 с.
43. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяра. - М.: Просвещение,
1988. - С.243-259.
44. Третьяков, П.И. Управление образовательными системами [Текст] / П. И. Третьяков. - М.: Владос, 2012. - 312с.
45. Управление образовательными учреждениями и качеством образования. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - с.31-33.
46. Управление качеством образования [Текст] / Под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000.320 с
47. Фалькович Т. А. Формирование математических представлений [Текст] / Т. А. фалькович, Л. П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2007. - 208 с.
48. Шамова, Т. И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики [Текст] / /Т. И. Шамова. - М.: Педагогический поиск, 1991. - 298 с.
49. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Московский психолого - социальный институт, 2001.- 416 с.
50. Яковлева Г. В. Управление инновациями в ДОУ [Текст] / Г. В. Яковлева // Дошкольное воспитание - 2008. - № 2. С. 8 - 11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ