Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии проектного обучения при реализации ФГОС

Работа №98871

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Сущность проектного обучения 6
1.2 Виды, методы и технологии проектного обучения 12
1.3 Этапы проектного обучения 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО
ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 25
2.1 Особенности обучающихся 10-11 классов в общеобразовательной
школе 25
2.2 Представление образовательной области «Технология» в ФГОС 35
2.3 Опытно-экспериментальная работа 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс становления новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Это обуславливает значительные изменения в теории и практике образовательного процесса в средних общеобразовательных школах.
В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года указано, что «...роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Основными современными тенденциями мирового развития, обуславливающими существенные изменения в системе образования, являются:
- увеличение темпа общественного развития, что обусловливает необходимость подготовки выпускников средних общеобразовательных школ к жизни в быстро изменяющихся условиях;
- переход к информационному обществу, значительное расширение объемов межкультурного взаимодействия, в связи чем особо важными становятся факторы коммуникабельности и толерантности;
- бурное развитие экономики, усиление конкурентной борьбы, уменьшение сферы востребованности неквалифицированного и малоквалифицированного труда;
- глубокие структурные изменения занятости населения, которые определяют постоянную необходимость повышения профессиональной квалификации и переподготовки работников, роста их профессиональной мобильности.
Сегодня очевидно, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также создавать условия для накопления опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности. Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования технологии проектного обучения.
Однако в настоящее время в этой области наблюдается ряд проблем. Наиболее серьезными из них являются:
- слабая методическая подготовка педагогов к проектному обучению,
- мало внимание проектному обучению уделяют в средних классах школы,
- в связи с неподготовленностью педагогов и обучающихся проектное обучение в старших классах используется редко.
Объект исследования: процесс обучения учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: технологии проектного обучения в старших классах.
Цель исследования: повысить уровень сформированности компетенции учащихся в рамках использования технологии проектного обучения.
Для достижения, поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. рассмотреть сущность проектного обучения;
2. рассмотреть виды, методы и технологии проектного обучения;
3. рассмотреть этапы проектного обучения;
4. проанализировать особенности обучающихся 10-11 классов в общеобразовательной школе;
5. описать методику использования технологии проектного обучения в условиях реализации ФГОС;
6. провести экспериментальное исследование влияния проектного обучения на формирование ключевых компетенции обучающихся.
Методы: теоретические: теоретический анализ научных источников, описание, дедукция; эмпирические: педагогический эксперимент, включающий такие методы как наблюдение, сравнение, анализ, обобщение и синтез.
Гипотеза: если в процессе обучения учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы использовать технологии проектного обучения, то уровень сформированности ключевых компетенции учащихся повысится.
Методологическую основу исследования составляют научные труды А.С. Обухова, С.Н. Поздняк, Л.Л. Розанова, Ю.О. Стекановой, А.В. Хуторского, Н.Ф. Яковлевой и другие. А.С. Обухов, К.Н. Поливанова, Л.Л. Розанов, Н.Ф. Яковлева и др. раскрыли сущность и содержание метода проекта как педагогической технологии. С.Н. Поздняк, Н.Г. Шумова, А.В. Хуторский и др. обосновали необходимость применения метода проекта в условиях компетентностного образования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, таблиц, рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проектное обучение представляет собой современную образовательную технологию. Педагогический потенциал проектного обучения как образовательной технологии реализуется через актуализацию и использование в образовательном процессе методов активного обучения. В основу метода проектов было положено развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов позволяет рационально сочетать теоретические знания и применять их на практике для решения конкретных задач и проблем во всех отраслях окружающего мира. Метод предполагает активную самостоятельную работу по постановке проблемы, поиску ее решений, а также формулировке, подробному анализу и оценке конкретного решения. Проектный метод, таким образом, помогает раскрыть творческих потенциал обучающихся, развивает практические навыки применения полученных теоретических знаний школьниками.
При выборе типа учебного проекта обучающиеся и педагоги, руководствуясь разработанными классификациями, получают необходимую, хорошо структурированную информацию о будущей деятельности. Точное определение типа проекта по разного рода классификациям поможет обучающимся верно спланировать деятельность для достижения поставленной цели.
Выполнение учебных проектов должно осуществляться старшеклассниками строго в соответствии с установленными этапами от рождения идеи до представления результатов. Четкое соблюдение рекомендуемых этапов реализации проектов является важным элементом успеха. Необходимо отметить, что на каждом этапе выполнения проекта любого типа требуется активная работа как обучающихся, так и педагога, который направляет обучающихся, оказывает им педагогическую поддержку.
Психологические особенности обучающихся в 10 и 11 классах существенно влияют на восприятие или школьного образования. Важным является тот факт, что старшеклассники начинают воспринимать обучение в школе сквозь призму необходимости школьных предметов для получения будущей профессии и саморазвития.
На этом этапе личностного развития у старшеклассников появляется желание сосредоточится на изучении чего-либо действительно значимого.
Этим особенностям обучающихся полностью соответствует идея профилизации образования в старших классах общеобразовательных учебных заведениях. Именно индивидуализация образовательного процесса, исследовательская деятельность с энтузиазмом воспринимаются старшеклассниками. Этот факт обусловливает продуктивность проектного обучения.
Важность проектного обучения закреплена в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. Проектное обучение по ФГОС является средством и условием совершенствования универсальных учебных действий обучающихся, средством обеспечения индивидуализации процесса образования.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа по внедрению проектного обучения в 10 и 11 классах средней общеобразовательной школы позволило сделать ряд выводов.
Преобладание на первоначальном этапе исследования среднего уровня сформированности ключевых компетенций у старших школьников свидетельствует о том, что большинство обучающихся, (имеющих средний и низкий уровень) имеет высокий потенциал роста по всем показателям. Это позволило нам провести реализацию разработанной нами методики по организации проектной деятельности в старших классах на уроках технологии.
После внедрения разработанной нами методики организации проектной деятельности старшеклассников на уроках технологи в обоих классах произошли существенные положительные изменения в сторону увеличения заинтересованности школьников к изучению технологии и результативности ее изучения.
Второй этап эксперимента подтвердил, что работа над индивидуальными проектами позволила учащимся улучшить уровень сформированности ключевых компетенций по сравнению с результатами первого этапа эксперимента. Это позволяет сделать вывод, что увеличение уровня сформированности исследуемых компетенций на уроках технологии у обучающихся 10 и 11 классов произошло в результате целенаправленных действий по внедрению проектного обучения согласно ФГОС среднего общего (полного) образования.
Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.



1. Азбукина Е. Ю., Куровский В. Н. Образовательные технологии и качество образования [Текст]/ Е.Ю. Азбукина, В.Н. Куровский // Вестник ТГПУ. 2003. № 2. - С. 145-149.
2. Алисов Е. А. Методы активного социально-психологического обучения в современных условиях образовательной среды [Текст]/ Е.А. Алисов. - Курск, 2008.
3. Алисов Е. А. Сущность технологии исследовательского и проектного обучения [Текст]/ Е.А. Алисов // Гаудеамус. 2016. №3. С.41-45
4. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 18. — С. 68-74.
5. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Психология личности. Хрестоматия / Л. И. Божович. - Самара: Бахрах-М, 2015. - 589 с.
6. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО [Текст]/ Т.Л. Брославская // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 5-6.
7. Васильева И. В. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС [Текст]/ И.В. Васильева // Молодой ученый. — 2015. — №14.1. — С. 78-82.
8. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Питер, 2012. - 874 с.
9. Выготский, Л. С. Психология юношеского возраста [Текст] // Собрание сочинений т.4 / Л. С. Выготский. - Москва: Изд-во МГУ, 2010. - 587 с.
10. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. М. Глозман. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.
11. Голд Е. А. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст]/ Е.А. Голд // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).
— Пермь: Меркурий, 2015. — С. 73-76.
12. Дубровина, И. Психологическая культура личности [Текст] / И. Дубровина // Развитие личности. - 2015. - №4. - С. 59-76.
13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя.
— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 452 с.
14. Концепция модернизации образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р
15. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2013. - 412 с.
16. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю. П. Дубенского. — Омск: Изд-во ОмГУ,2005. — 59 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ