Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование текстовых умений у младших школьников в процессе обучения сочинению

Работа №98860

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ 6
1.1. Лингвистические основы совершенствования текстовых умений у
младших школьников в процессе обучения сочинению 6
1.2. Психолого- педагогические основы совершенствования текстовых
умений у младших школьников в процессе обучения сочинению 10
1.3. Методические основы совершенствования текстовых умений у
младших школьников в процессе обучения сочинению 13
1.3.1. Методы и приемы совершенствования текстовых умений у
младших школьников 13
1.3.2. Анализ программ и учебников для начальной школы с точки
зрения возможности совершенствования текстовых умений у младших школьников 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ 32
2.1. Диагностика сформированности текстовых умений у младших
школьников в процессе обучения сочинению 32
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование текстовых умений у младших школьников в процессе обучения сочинению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53


Проблема развития речи школьников всегда трактовалась в теории и практике преподавания русского языка как одна из первичных. Это подтверждают труды известных лингвистов и методистов прошлого и настоящего (К.Д. Ушинский, Леонтьев А.А. Ф.И. Буслаев, Н.А. Ипполитова и др.).
На данный момент методика развития речи поднимается на совершенно новый уровень - с сугубо практического на научный. Одним из важнейших источников, питающих данный процесс, служит лингвистика. В последние десятилетия в ней стали развиваться такие направления, как функциональная стилистика, цивилизация речи, теория текста. Становление всех этих наук, приобретение конкретных знаний о речи служит мощным импульсом для обновления соответствующей области методики обучения русскому языку и позволило методистам приступить к обновлению давно не удовлетворяющей всех системы обучения речи в школе.
Необходимым для многих вопросов методики обучения русскому языку являются исследования Н.И. Жинкина. Так, с опорой на проведенное им изучение процесса создания письменного и устного высказывания, методистом Т.А. Ладыженской были сформулированы умения связной речи: воспринимать и раскрывать тему высказывания, осознавать ключевую мысль и др. В данное время эти умения хорошо известны каждому словеснику и должны быть знакомы учителю начальных классов.
Особенностью современного этапа методики развития речи обучающихся считается непосредственное обращение к тексту как к коммуникативной единице.
В каждом разделе курса русского языка ученик подводится к тексту, так как все анализируемые явления интересны и значимы не только лишь сами по себе, но и в качестве компонентов любого текста, который создается или воспринимается в ходе коммуникации. Следовательно, познание языковых явлений на уроках русского языка не может стать самоцелью. Оно должно вывести обучающихся на новый уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, правильному, умелому использованию различных средств языка при решении соответствующих коммуникативных задач.
Общепринятого понятия «текст» в лингвистике нет. В связи с этим в учебных пособиях даются различные определения данного понятия.
Анализ учебников показывает, что существуют и различные подходы к формированию текстовых умений.
Понимать тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей, располагать предложения в нужной (по логике мысли) последовательности и связывать их между собой - вот те умения, которые следует формировать у школьников с самого начала процесса совершенствования их речевой деятельности. Акцент на уроках русского языка следует делать на задания, которые нацелены на становление грамотной устной и письменной речи обучающихся, на развитие у них чувства языка. Это невыполнимо без непрерывного исследования текста в начальной школе и совершенствования у обучающихся текстовых умений.
Вопрос подбора наиболее действенных методических приёмов по формированию у младших школьников текстовых умений, умелого выбора учителем методических приёмов из всего их многообразия с учётом индивидуальных особенностей обучающихся довольно актуален на этапе начального образования.
Все вышеизложенное и определило актуальность темы данного исследования: «Совершенствование текстовых умений у младших школьников в процессе обучения сочинению».
Объектом исследования является процесс формирования текстовых умений младших школьников в процессе обучения сочинению.
В качестве предмета исследования избираются методы и приёмы работы на уроках, способствующие эффективному формированию текстовых умений младших школьников.
Цель данного исследования: на основе теоретического анализа литературы разработать комплекс упражнений, направленных на совершенствование текстовых умений у младших школьников в процессе обучения сочинению.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) на базе анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучить структуру текстовых умений, выделить этапы совершенствования текстовых умений, определить условия, благоприятно влияющие на совершенствование текстовых умений младших школьников;
2) изучить возможности программ, учебников, дидактического материала по русскому языку для выработки навыка работы с текстом на основе учета опознавательных признаков текста; систематизировать упражнения, способствующие развитию текстовых умений; определить наиболее целесообразные методы и приёмы формирования навыков работы с текстом.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, диагностика сформированности текстовых умений у младших школьников, качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: МАОУ СОШ №63 города Екатеринбурга, 3 «Б» класс. В исследовании принимали участие 30 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По своей значимости текстовые умения являются важнейшими в системе общеучебных умений, так как для большинства из них являются базовыми.
В начальной школе для развития речи обучающихся русский язык является главнейшим предметом. Важную роль при формировании и совершенствовании текстовых умений играет процесс обучения сочинению. Поскольку при написании сочинений обучающийся учится концентрировать собственные мысли непосредственно на объекте изучения, учится анализировать, только потом уже обучающийся корректно формулирует собственные идеи, а также приходит к какому-либо выводу. Сочинение помогает обучающимся глубже осознать свои собственные побуждения и чувства, приучает к стройности и последовательности мышления, самоутверждает обучающихся, а также развивает интерес к литературному творчеству и непосредственно к языку.
Последовательность, информативность, связность и цельность, завершенность и интеграция: без понимания сущностных характеристик этих категорий в начальной школе могут возникнуть сложности в работе над текстом.
Результат проведенного исследования наглядно подтверждает значимость формирования у обучающихся текстовых умений и совершенствование данных умений в процессе обучения сочинению.
Особенно важным фактором при совершенствовании текстовых умений обучающихся считается приучение к использованию грамотной, красивой, литературной речи.
Улучшение организации начального образования ориентировано на решение линии главных проблем, из числа которых следует особенно отметить формирование крепкого фундамента с целью дальнейшего обучения. Это подразумевает не только изучение обучающимися системы основных знаний и умений, но и первоначально их удачное включение в учебную деятельность, формирование учебной самостоятельности. Начальная школа обязана содействовать обучающимся в изучении действенных ресурсов управления учебной деятельностью, сформировать возможности к совместной работе.
Благополучность решения данных проблем значительно зависит от содержания планируемых предметных результатов. Оно обязано отображать конкретизированную согласно к этапу общего образования концепцию целей: развитие общих способов действий с учебным материалом, позволяющих обучающимся удачно разрешать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. При этом подчеркиваемый в системе планируемых результатов учебный материал в согласовании с требованиями стандарта обязан обладать опорным характером, т.е. служить базой для дальнейшего обучения.
Следовательно, в перспективе следует достигать свершения всех планируемых результатов, в частности, предметных результатов изучения грамматики, развития речи в начальной школе.
Таким образом, можно считать цель исследования достигнутой.


1. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация / А. Веребицка, В. Е. Гольдин, С. Ю. Данилин [и др.] ; под общ. ред. К. Ф. Седова. - М. : Лабиринт, 2007. - 320 с.
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М., 1976. - 607 с.
3. Ахметгалиев, А. А. Свертывание процесса рассуждения / А.А.Ахметгалиев // Начальная школа. - 2000. - №7.-C. 83-84.
4. Бабкина, М. В. Интегрированный урок - подготовка к сочинению "Цветок": С элементами описания и рассуждения / Бабкина М.В., Скрипкина В.В. // Русский язык в школе. -1998. - №2.-C.36-38.
5. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - С. 237-280.
6. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. С. Хромушина. - М., 1997. - 1456 с.
7. Ванькова, Г. В. Обучение приемам рассуждения и доказательства / Г. В. Ганькова // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С.46-48.
8. Вейхман, Г. А. Текст и его синтаксические конституенты / Г. А. Вейхман
// Филологические науки.- 1989. - №4. - с. 80-83.
9. Величко, Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка: пособие для учителя / Л. И. Величко. - М., 1983. - 196 с.
10. Виноградов, В. В. Избранные труды. История русского литературного языка / В. В. Виноградов. - М., 1978. - 320 с.
11. Власенков, А. И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М., 1998. - 230 с.
12. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М., 1981. - 460 с.
13. Гармония: учебно-методический комплекс Граудина, Л. К. Культура русской речи: учебник для вузов / Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. - М., 1999. - 560 с.
14. Дементьев, В. В. Социопрагматический аспект теории речевых жанров : учебное пособие / В. В. Дементьев, К. Ф. Седов. - Саратов : Изд-во СГПИ, 1998. - 107 с.
15. Елисеева, М. Т. Работа над изложением и сочинением / М. Т. Елисеева // Начальная школа. - № 5.- 1981. - С. 26.
16. Жанры речи: сборник научных статей. - Саратов : Изд. УНЦ «Колледж»,
2002. - Вып. 3. - 318 с.
17.Закожурникова, М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе / М. Л. Закожурникова. - М., 1993.
18. Зарубина, Н. Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина. - М., 1977. - 165 с.
19.Зарубина, Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н. Д. Зарубина. -М., 1981. - 204 с.
20. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / Н. А. Ипполитова. - М., 1998. - 121 с.
21. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. - М ., 1993. - 373 с.
22. Кожина, М. Н. О функциональных семантико-стилистических
категориях текста / М. Н. Кожина., 1987. - № 2. - С. 35-41.
23. Корепина, Л. Ф. Работа над сочинениями разных жанров / Л. Ф. Корепина, Ю. Н. Борисенко // Начальная школа. - № 12. - 1997. - С. 30-35.
24. Корчагина, Л. М. Подготовка к сочинению-размышлению / Л. М. Корчагина // Русский язык в школе. -2007. - № 2. - С.39-42.
25. Купров, В. Д. Образно-эмоциональное описание предмета / В. Д. Купров // Начальная школа. - № 2. - 1989. - С. 20-23.
26. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках: учебная тетрадь для третьего класса / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина. - М., 1997. - 138 с.
27. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.
28. Лосева, Л. М. Как строиться текст / Л. М. Лосева. - М., 1980. - 284 с.
29. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учебное пособие для студентов / М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
30. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975.
31. Львов М. Р. Словарь - справочник по методике русского языка М.,1988.
32. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская - М.2007. - 121 с.
33. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т. А. Ладыженской. - М., 1980. - 296 с.
34. Нечаева, О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / О. А. Нечаева. - Улан-Удэ, 1974.
35. Нечаева, О. А. Лингвистические основы школьных сочинений типа описания, повествования и рассуждения / О. А. Нечаева // Русский язык в школе. - 1970. - № 3. - С. 36-38.
36. Новикова, Л. И. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему по картине К. Васильева "Нашествие" / Л. И. Новикова // Русская
словесность. - 2006. - № 5. - С. 54-60.
37. Нуруллина, Н. Н. Как я учу писать детей сочинения / Н. Н. Нуруллина // Начальная школа. 1998. - № 3. - С. 80.
38.0 программе «Гармония» //http: //www.krsk-obr.ru/info/roditel/12
39. Побединская, Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению / Л. М. Побединская // Начальная школа. - № 6. - 1987. - С. 23-24.
40. Программа «Гармония» // http://nsc.1 september.ru/articlef.php?ID=
200300905
41. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. В 2¬х частях. Часть первая. - М., 2010. - С. 28-31.
42. Розенберг, Л. А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников / Л. А. Розенберг // Начальная школа. - № 2 - 1995. - С. 25-28.
43. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М., 1976. - 164 с.
44. Русский язык в начальных классах: Теории и практика обучения / М. С. Соловейчик. - М., 1980. - 176 с.
45. Система обучения сочинениям в 4-8 классах / под ред. Т.А. Ладыженской.-М., 1973. - 204 с.
46. Солганик, Г. Я. О синтаксической структуре текста / Г. Я. Солганик // Русский язык в школе. - 1984. - № 5. - С. 80-85.
47. ТекучевА.В. Методика русского языка в средней школе.- М.
«Просвещение», 1980, - 414 с.
48. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д. Н. Ушакова. [Электронный ресурс]НВГ: http://ushdict.narod.ru/. - 127 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. - 142 с.
50. Филиппова Н. А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык. - 2007 №12 - С. 24-29.
51. Х. Бусман. Лингвистика текста. 1978. - 129с.
52. Хализева М. В. Характеристика речевого развития младших
школьников, 2015 г - 207 с.
53. Черноусова, Н. С. Сочинения в начальных классах / Н. С. Черноусова. - М., 1997. - 281 с.
54. Шадрина, И. В. Учим правильно рассуждать / И. В. Шадрина // Начальная школа. - 2002. - №7.- C.64-68.
55. Шелест, Л. В. Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему/ Л. В. Шелест // Русский язык в школе. - 2005. - С. 53-55
56. Шендельс Е. И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе. - 1985. - 161 с.
57. Щеголева Г. С. Системный подход в работе над развитием связанной речи: методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников; под ред. Т. Г. Рамзаевой. СПб: Высшая школа, 2003. - 128 с.
58. Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи / Н. Ю. Штрекер. - М.,
2003. - 250 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ