Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование речевой деятельности младших школьников в процессе литературного образования

Работа №96576

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Особенности психологического и речевого развития младших
школьников 8
1.2 Развитие речевых умений у младших школьников на уроках
литературного чтения 13
1.3 Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи..20
1.4 Методы и приемы по совершенствованию текстовых умений у детей
младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 24
1.5 Анализ программ и учебников по литературному чтению в аспекте
работы по совершенствования текстовых умений у детей младшего школьного возраста 30
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 35
2.1 Диагностика уровня сформированности текстовых умений у детей
младшего школьного возраста 35
2.2 Описание комплекса упражнений, направленного на совершенствование текстовых умений младших школьников на уроках литературного чтения..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55


Проблема развития речи младших школьников всегда трактовалась в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Об этом свидетельствуют работы известных лингвистов и методистов прошлого (Буслаев А.Ф., Леонтьев А.А., Ушинский К.Д. и др.) и современности (Апполитова Н. А., Золотова Г.А. и др.).
Сегодня методология развития речи поднимается на совершенно новый уровень - от чисто практического до научного. Одним из наиболее важных источников этого процесса является лингвистика. В последние десятилетия были разработаны такие области, как функциональный стиль, культура речи и теория текста. Развитие всех этих наук, накопление в них конкретных знаний о речи явилось мощным стимулом для обновления соответствующей области методологии преподавания русского языка и позволило методистам в течение долгого времени начинать обновление школьной системы обучения речи, которая не отвечает всем требованиям.
Современная школа должна готовить человека, который думает и чувствует, у кого есть не только знания, но и кто может использовать их в жизни, того, кто знает, как общаться и имеет внутреннюю культуру. Целью обучения является не предоставление ученику максимальных знаний, а умение действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Общеизвестно, что непосредственное развитие языка и речи является непременным условием создания социально активного человека.
Каждый должен учиться правильно и хорошо выражать свои мысли письменно и устно, чтобы иметь возможность говорить ясно и убедительно.
В последнее время возросла практика обучения учителей и методистов по развитию связной устной и письменной речи в методике преподавания русского языка в начальной школе. Это напрямую связано с достижениями современной психологии и психолингвистики в развитии детской речи, а также с тем, что в методике преподавания родного языка направление общения постепенно заменяет грамматику, поэтому на первом месте стоит преподавание родного языка как средства общения, обучение речевой деятельности, языковая коммуникация, или, как указывают методологи, «языковое существование».
Время обучения в начальной школе особенно важно для обучения последовательной речи, как устной, так и письменной, поскольку основы речевых навыков возникают в начальной школе, и положительный результат будет, только если будет «долгая, утомительная работа учеников и учителей». При изучении русского языка в начальных школах основной целью образовательной деятельности детей является обучение письму, культура письменного общения (естественно, наряду с развитием навыков чтения, разговорной речи и аудирования). Написание сочинения является одним из основных упражнений, в котором младшие школьники развивают способность создавать последовательные утверждения.
Актуальность развития текстовых умений младших школьников на уроках литературного чтения обусловлена и требованиями к образовательным результатам, регулируемым ФГОС НОО и положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ. В свете внедрения новых стандартов коммуникативно¬речевые умения младших школьников играют важнейшую роль в обучении, где умение работать с текстом выступает одним из ключевых факторов речевого развития обучающихся начальной школы. В частности, среди предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в области филологии отмечается необходимость овладения навыками работы с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование текстовых умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования - процесс совершенствования текстовых умений у младших школьников на уроках литературного чтения
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на совершенствование текстовых умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи работы:
- Рассмотреть психолого-педагогические и лингвистические аспекты совершенствования текстовых умений у младших школьников;
- Изучить методику формирования текстовых умений у младших школьников;
- Провести проектировочную работу по совершенствованию текстовых умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методологические основы исследования:
- концептуальные положения В.В.Давыдова, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконина по вопросу совершенствования текстовых умений у младших школьников на уроках литературного чтения средствами учебной деятельности;
- теоретические основы дидактической системы «Школа России»;
Методы исследования:
1. Теоретические:
- анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические:
- проектировочная работа;
- анкетирование учителей начальных классов;
- тестирование обучающихся.
3. Интепритация: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость состоит в разработке комплекса упражнений, направленного на совершенствование текстовых умений у младших школьников на уроках литературного чтения, а также его внедрение в образовательный процесс.
База исследования: в качестве респондентов выступили 20
обучающихся МАОУ СОШ №140 г. Екатеринбурга, 2 «А» класса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы.
Формирование текстовых умений является важным процессом при обучении младших школьников, потому что текст является коммуникативной единицей обучения, т.к. учебный процесс происходит в условиях непосредственного речевого общения путем обмена текстами в устной или письменной форме. Кроме коммуникативных умений, работа с текстом способствует формированию логических и лингвистических умений, характеризующихся развитием мышления и чувством языка (например, умений: выделять существенные и несущественные признаки предмета; группировать признаки, явления и факты; выделять основную и детализирующуюинформацию в содержании текста; делать выводы из наблюдений; обобщать факты, видеть ключевые слова текста и т. д.).
Проектировочная работа по изучению совершенствования текстовых умений у младших школьников на уроках литературного чтения была направлена проведение диагностики уровня развития текстовых умений респондентов. Диагностический этап предполагает определение текущего уровня развития текстовых умений младших школьников и выявить приоритетные направления их развития для каждого респондента. На данном этапе исследования в качестве респондентов выступили 20 обучающихся МАОУ СОШ №140 г. Екатеринбурга.
Диагностический этап проектировочной работы позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень развития текстовых умений обучающихся младших классов. Итак, было установлено, что среди детей были такие, которые выполнили задания без особых затруднений, а были и такие, которые не смогли выполнить ни одного задания.
Ключевым этапом исследования стала разработка комплекса упражнений, направленных на совершенствование текстовых умений младших школьников на уроках литературного чтения. С учетом полученных ранее результатов диагностического этапа и результатов анализа теоретико¬методологических основ формирования текстовых умений младших школьников был предложен ряд упражнений, объединенных в несколько групп. Предложенный комплекс упражнений содержательно охватывает различные виды текстовых умений и соответствует общей образовательной программе обучения респондентов.


1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе/ инаПод ред. М.Т. Баранова.-М.: Академия- 2001.- 364 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин - М., 2007.- 148 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев - М., 2000. - 480 с.
6. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан Психология Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с
7. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку / Н.И. Жинкин - М., 1996. - С.101-108
8. Жинкин Н.И. Психологическое основы развития речи / Н.И. Жинкин - М., 1966.- С. 5- 25
9. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года.№ 100-ФЗ)
10. Зарубина, Н.Д. Текст: лингвистические и методические аспекты / Н.Д. Зарубина - М., 1981. - 112 с.
11. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. / И.А. Зимняя - М., 2000. - 432 с.
12. Золотова Г.А.Очерк функционального синтаксиса русского языка / Г.А. Золотова - М., 1973. - С.142-157
13. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. Пособие для пед. вузов. / Н.А. Ипполитова - М., 1998. - 170 с.
14. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 1 класс - учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.Ф. Климанова - М.: Просвещение, 2015
15. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 2 класс - учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.Ф. Климанова - М.: Просвещение, 2015
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ