Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методы обучения правилам дорожного движения и основам безопасности дорожного движения в условиях автошколы

Работа №98857

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В АВТОШКОЛЕ 9
1.1. Нормативно-правовые основы подготовки водителей
автотранспорта 9
1.2. Психологические факторы, влияющие на обучение вождению
автомобиля 11
1.2.1. Особенности обучения взрослых 11
1.2.2. Учёт типов темперамента учащихся при обучении
вождению автомобиля 16
1.2.3. Психология экстремальных и критических ситуаций,
влияние фактора опасности на оценку ситуации 17
1.2.4. Психологическая совместимость 18
1.2.5. Учет гендерных различий в процессе обучения вождению. 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ
АВТОТРАНСПОРТА 25
2.1 Структура процесса обучения 25
2.2 Принципы и методы обучения 29
2.3. Методические рекомендации для проведения учебных занятий 31
2.3.1. План обучающей деятельности, отбор содержания и
средств выполнения поставленных задач 39
2.3.2. Деятельность субъектов обучения 43
2.3.3. Тренажёр 45
2.3.4. Практическое вождение 47
2.4. Экзамен в ГИБДД 52
2.5. Результаты опытно-поисковой работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56


В современном обществе всё большему числу людей приходится управлять автомобилем, и в этом нет ничего удивительного - уже далеко не первое поколение наших граждан имеет возможность приобрести машину в личное пользование и сдать на права. Но раньше это явление не носило такого массового характера. По сведениям аналитического агентства Автостат, в 2014 году в РФ водительское удостоверение получили 1790000 человек. Динамика по сравнению с 2013 годом - 10%. Каждый год количество водителей увеличивается почти на 1,8 млн.! Правда, такая тенденция непостоянна и сильно зависит от экономического состояния. Быстрые темпы автомобилизации населения приводят к необходимости пересматривать программу подготовки водителей.
Раньше профессии водителя обучали в специальных образовательных учреждениях: в межшкольных учебно-
производственных комбинатах, в профессионально-технических училищах, а подготовке к управлению личного транспорта-в автошколе. До поры, до времени в подготовке населения преобладал принцип “Жизнь научит”. Условия дорожного движения того времени позволяли начинающему водителю самостоятельно набираться опыта.
Автомобилей на дороге было значительно меньше. Острой необходимости в тщательной подготовке водителей не требовалось. Учебному вождению, основам психофизиологической деятельности водителя, оказанию первой помощи при ДТП, дорожному этикету не придавалось значения.
Сегодня ситуация сильно отличается. То, что раньше считалось сугубо мужским делом, теперь стало доступно для людей обоих полов. Обучение в автошколах приняло массовый характер. Возникла необходимость в увеличении количества автошкол. Но проблема возникла с другой стороны - наметилась острая нехватка квалифицированных мастеров производственного обучения практическому вождению, преподавателей теоретических основ безопасности дорожного движения. И дело было не только в кадрах - способы профессиональной подготовки водителей не соответствовали новым требованиям. Учебные программы составлялись с учетом подготовки молодых людей к службе в армии. Автошколы так и назывались - Автошкола ДОСААФ. Назрела ситуация, когда появилась необходимость создания и разработки новых учебных программ, методов обучения ПДД, ориентированных на гражданское население и соответствующих уровню развития общества.
Главными проблемными факторами можно назвать неконтролируемый рост автомобилизации населения, старение автопарка (половина машин в России старше десяти лет), отсутствие действенного контроля за техническим состоянием машин. Техосмотры часто носят формальный характер, страховые компании вместо того, чтобы проверять у владельцев автомобиля наличие диагностической карты, подтверждающей удовлетворительное состояние транспортных средств, предлагают приобрести карту в офисе страховой компании, представляя это, как оказанную услугу. Увеличивающийся разрыв между темпами автомобилизации и развитием улично-дорожной сети, повышение среднего возраста водителя, несоответствие уровня подготовки водителей изменившимся условиям. В ГИБДД подготовили проект стратегии безопасности дорожного движения в России до 2023 года. Документ предполагает борьбу с ростом ДТП. Среди предлагаемых мер: увеличение числа камер видеонаблюдения, экономическое стимулирование водителей к соблюдению ПДД, использование «высокотехнологичной электронной техники», применение «малозатратных, но эффективных мероприятий». Кроме перечисленных мер ожидаются изменения в профессиональной подготовке водителей. В скором времени Министерство транспорта планирует разделить программы подготовки автомобилистов на любительскую и профессиональную. Те водители, которые намерены перевозить грузы или пассажиров: таксисты, дальнобойщики и другие граждане, управляющие автомобилем по найму, — будут обучаться по новым программам. При этом в водительском удостоверении должна стоять особая отметка, подтверждающая «профессиональную компетентность» — международный код «95», без нее не возьмут на работу.
Программы подготовит Министерство образования и науки в течение года после вступления закона в силу. Для граждан, не планирующих работать по найму, обучение упростится. Сейчас, даже получая категорию «B», они вынуждены изучать «принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов», «диспетчерское руководство работой подвижного состава» и «организацию таксомоторных перевозок». В Министерстве транспорта считают, что нужды в этом нет. При этом программы для профессионалов надо, наоборот, усилить курсами вождения «во внештатных ситуациях», «отработкой вождения сочлененного и двухэтажного автобуса», а также основам безопасности при перевозке пассажиров и опасных грузов. Министерство транспорта закладывает на подготовку к вступлению законопроекта в силу два года.
Говоря о методах обучения в автошколе, нужно учитывать некоторые особенности этих учебных учреждений:
1. Автошкола - это учреждение дополнительного профессионального образования.
2. В автошколах приняты короткие сроки освоения программы.
3. Автошколы лишены академичности, характерной для большинства учебных заведений. По сути - это краткосрочные курсы. Учебный план предусматривает 190 часов (автоэксперты из некоммерческого партнерства “Гильдия автошкол России” рекомендует увеличить курс до 300- 400 часов).
4. Индивидуальные особенности личности учащихся автошкол. Средний возраст 25- 40 лет. Женщины составляют примерно 60% от всех учащихся (сведения приведены по Нижнему Новгороду).
5. Особенное внимание нужно обратить на педагогический состав автошкол. Отсутствуют стандарты и программы обучения преподавателей автошкол, современные компетенции и требования к профессии водителя. Существующие требования к квалификации мастера практического обучения позволяют автошколам брать всех, у кого есть свидетельство об окончании краткосрочных курсов мастера обучения вождению (по данным некоммерческого партнёрства «Гильдия автошкол России»).
6. Конкуренция вынуждает снижать стоимость обучения, что отрицательно сказывается на качестве подготовки курсантов.
Подготавливая материал для квалификационной работы, я столкнулся со следующей проблемой - научных и исследовательских трудов на современном уровне по теме «Методы подготовки водителей» не опубликовано. Основные сведения - это работы педагогов и психологов по разработке общих методов профессионального обучения, принципам обучения, психологическим основам обеспечения безопасности, доклады участников семинаров, конференций. К сожалению, эти выступления носят рекомендательный характер. Очень активно в проектировании деятельности автошкол участвуют некоммерческие организации - такие, как Межрегиональная Ассоциация Автошкол (МААШ) и «Гильдия автошкол России», Уральская Ассоциация Автошкол.
Используя интернет ресурсы, участники форумов, организованных Ассоциацией, акцентируют внимание на злободневных вопросах, предлагая интересные решения задач при обучении автоделу, которые учитывают не только важность практических навыков и умений начинающих водителей, но и психологические особенности - как в период обучения, так и в профессиональной деятельности водителя. Все чаще упор делается именно на психологические факторы.
Вместе с этим следует отметить и то, что проблема подготовки водителей транспортных средств недостаточно изучена.Объективными причинами несоответствия принятых методов обучения в автошколе уровню развития современного общества можно назвать следующие факторы:
- узкопрофессиональный подход к подготовке водителей;
- отсутствие научной концепции подготовки водителей транспортных средств;
- недостаточное внимание педагогической науки к требованиям по созданию системы профессиональной подготовки в автошколах. Однако, как отмечает Полякова С.В.: “В последнее время в научной литературе повысился интерес к разработке содержания и смыслового наполнения понятия «безопасность дорожного движения»” [21].
В связи с вышесказанным, необходимость разработки методики обучения правилам дорожного движения и основам безопасности движения в условиях автошколы обуславливает актуальность настоящего исследования. С этой целью был проведён анализ нормативных документов, научной, методической и учебной литературы.
Для подтверждения эффективности разработанных методик был выполнен анализ результатов экзаменов в ГиБДД курсантами автошколы ЮМАКС за период 2011-2017 гг. Начиная с 2014 года преподаватели и инструкторы автошколы ЮМАКС проводят занятия по правилам дорожного движения и практическому вождению с учётом индивидуальных особенностей курсантов, пользуясь современными средствами обучения.
Цель исследования - разработать, научно обосновать и реализовать методику применения теоретических методов в тесной связи с практическими методами при обучении правилам дорожного движения и основам безопасности движения в условиях автошколы.
Объект исследования - процесс обучения курсантов автошколы.
Предмет исследования - методика обучения курсантов в автошколе.
Гипотеза - применение разработанной методики, основанной на комплексном использовании теоретических методов обучения, практических и семинарских занятий, тренажёров и компьютерных средств, повысит эффективность подготовки водителя автотранспорта.
Задачи исследования:
1) на основании анализа литературы, нормативно-правовых документов и опыта работы автошкол изучить факторы, влияющие на учебный процесс в автошколе;
2) разработать и научно обосновать методику обучения водителей автотранспорта;
3) осуществить проверку эффективности разработанной методики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании приведённой статистики можно сделать вывод, что применение разработанной методики, основанной на комплексном использовании теоретических методов обучения, практических и семинарских занятий, тренажёров, компьютерных средств, позволило повысить эффективность подготовки водителей автотранспорта в условиях автошколы.


1. Автотранспортная психология. Методические указания / сост. к.п.н. Бурганова Н.Т. - Набережные Челны: Издательско-
полиграфический центр НЧИ КФУ, 2014. - 48с.
2. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для
нравственного саморазвития / В.И.Андреев. - Казань: Центр
инновационных технологий, 2012. - 272 с.
3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное
пособие для вузов - М. ПЕР СЭ, 2001 - 511 с - (Современное
образование) с 311.
4. Быкова Л.В., Зимина И.С., Коваленко Г.И. Обучение вождению. Методические рекомендации. - Екатеринбург, 2009. - 56с.
5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского.
— Москва: Издат. центр «Академия», 1996. - 496 с. - ISBN 5-7695-0084-0
6. Верзилин Н.М. О методах обучения в школе. М.: Изд-во НИИ школ министерства просвещения РСФСР, 1983.
7. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных
действий: Лекции по психологии / Под ред. и с предисл.
А.И.Подольского. М., 2002.
8. Головнева И.В. Особенности обучения взрослых: психолого¬
педагогические аспекты. [Электронный ресурс] // Библиотека e-Reading: http:ZZwww.e-reading.byZchapter.php/98177/7ZMetodika_prepodavaniya_ psihologii konspekt_lekciii.html (дата обращения 15.11.2017).
9. Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения // Школьные технологии, 2003. - № 6. - с.23¬29.
10. Жуковская З.Д. О концепции непрерывного образования / З.Д. Жуковская, Л.В.Квасова, В.Н.Фролов // Высшее образование сегодня. - 2007.- № 8.- С. 12-17.
11. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Sciyouth.ru: http://www.sciyouth.ru/ElBibl/2015_16_uch_year/2_kurs_magistratura/Nauc hno_issledovatelskaya_rabota/zaguzov_n_i_podgotovka_i_zashita_dissertacii _po_pedagogike.pdf (дата обращения 15.11.2017).
12. Занков Л.В. Система развивающего обучения [Электронный ресурс] // ЗАНКОВ.ru: http://zankov.ru/about/concept/ (дата обращения 15.11.2017).
13. Зеленин С.Ф. Учебник по вождению. Изд-во «Мир автокниг», 2015.
14. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментариями понятным для всех языком. Изд-во «Мир автокниг», 2015.
15. Канашев В.А. Гендерный подход в обучении вождению. [Электронный ресурс] // https://infourok.ru/genderniy-podhod-v-obuchenii- vozhdeniyu-1574917.html (дата обращения 15.11.2017).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ