Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социологический анализ отношения студентов СФУ к правилам дорожного движения

Работа №22269

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
521
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 7
1.1 Правила дорожного движения как социальные нормы 7
1.2 Роль социальных институтов в регулировании ПДД 15
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФУ К ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» 29
2.1 Методическое обоснование исследования 29
2.2 Ход исследования. Полученные результаты, их интерпретация 39
Заключение 58
Литература 62
Приложение 69



Социальные нормы общества выражаются через правила, существующие в этом обществе. Так же следует отметить, что они присутствуют в жизни каждого человека. Социальные нормы - это то, что касается человека каждый день. Не соблюдение социальных норм - есть проблема общества, которую стоит изучать и устранять.
Всемирная организация здравоохранения составила список 10 ведущих причин смерти в мире за период с 2000 по 2012 год, в этот список попала такая причина как ДТП. Дорожно-транспортные происшествия - одна из проблем смертности, которые зачастую происходят из-за того, что не соблюдаются правила дорожного движения. Для того чтобы снизить количество ДТП, необходимо, чтобы люди стали соблюдать правила дорожного движения.
Знания правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время необходимо каждому. Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Дорожнотранспортные происшествия зачастую заканчивается гибелью людей. А так как жизнь для человека бесценна, ее нельзя купить в магазине, следовательно, ее стоит беречь, то соблюдение ПДД должно быть важно людям.
Мы понимаем ПДД как вид норм, далее рассмотрим реализацию социальных норм в сфере правил дорожного движения.
Любой человек является участником дорожного движения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства. И для каждого участника предусмотрен перечень правил дорожного движения, которые они обязаны соблюдать.
В детском саду и в начальной школе детям рассказывают основные дорожные правила для пешеходов, но этой информации не достаточно человеку. Дорога - опасный участок, на котором необходимо быть максимально внимательным, а так же знать и соблюдать все правила дорожного движения, а не основные правила. Получается, что каждый человек должен иметь представление о правилах дорожного движения, а так же знать элементарные правила дорожного движения. В работе мы сделаем больше упор не на знания правил дорожного движения, а на причины их несоблюдения.
Статистика аварийности по итогам 2015 года показывает, что на дорогах Красноярского края произошло 4473 аварий, число пострадавших в ДТП 5653, а количество погибших 567 человек. В большинстве случаев аварии происходят из-за несоблюдения участниками правил дорожного движения.
Можно выделить две проблемы, связанные с нарушениями ПДД. Первая — это сочетание высокой осведомленности с частотой нарушений данных норм. То есть люди знают, но нарушают правила. Вторая, приемлемость для социума нарушение социальных норм. В отдельных случаях нарушение норм не только не санкционируется сообществом, но даже поощряется.
Цель работы - изучить отношение студентов СФУ к правилам дорожного движения.
Объектом исследования являются студенты СФУ.
Предмет исследования - отношение студентов СФУ к ПДД.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Исследовать ПДД, как социальные нормы.
2. Определить роль социальных институтов в регуляции ПДД.
3. Сопоставить частоту нарушений ПДД пешеходами не имеющих водительское удостоверение и пешехода с водительской подготовкой в представлении (в сознании) студентов СФУ.
4. Изучить причины несоблюдения правила дорожного движения студентами СФУ.
Гипотеза исследования: главной причиной несоблюдения ПДД студентами СФУ является экономия времени.
Операционализация понятий:
Отношение - это характерная направленность действий людей, в частности готовность люде соблюдать или не соблюдать правила, не смотря на их знание.
Правила дорожного движения (ПДД) - это свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т. д.) [31].
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб.
Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства [31].
Теоретические и методологические основы работы. В качестве метода сбора данных был выбран социологический опрос методом анкетирования, это объясняется тем, что данный метод позволит собрать достаточно большой объем эмпирических данных, а также получить необходимую для исследования формализованную информацию.
Методами исследования являются анализ документов, интервью, опрос, методом анкетирования, интерпретация, описание.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в каждой, из которой два параграфа, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении сформулированы цель, проблемы, задачи, гипотеза основания, обозначены объект и предмет исследования.
Первая глава работы теоретическая. В первом ее параграфе рассмотрены правила дорожного движения как социальные нормы. Во втором определена роль социальных институтов в регуляции ПДД и подведены выводы по главе.
Во второй главе представлено методическое обоснование исследования, ход исследования, представление полученных результатов и их интерпретация, а так же выводы по главе.
В заключении подведены итоги всей работы, а также даны рекомендации исходя из результатов исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Правила дорожного движения (сокращенно: ПДД) — это свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т. д.), а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
Любой человек является участником дорожного движения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства. И для каждого участника предусмотрен перечень правил дорожного движения, которые они обязаны соблюдать.
В целом можно сказать, что правила дорожного движения как правовые социальные нормы присущи человеку. Они существуют в обществе и достаточно усовершенствованны для безопасной жизни общества, над этим трудятся множество людей ежедневно. Но уже сами граждане делают выбор соблюдать их или нет, зависит этот выбор от образованности человека, дисциплинированности и от опыта. Необходимо влиять на сознание и действия людей, чтоб нарушений было меньше и тем самым ДТП.
Вначале работы мы выделили две проблемы, связанные с нарушениями ПДД. Первая — это сочетание высокой осведомленности с частотой нарушений данных норм. То есть люди знают, но нарушают правила. Вторая, приемлемость для социума нарушение социальных норм. В отдельных случаях нарушение норм не только не санкционируется сообществом, но даже поощряется.
Мы разобрали ряд причин, по которым пешеходы нарушают правила дорожного движения и выяснили, что главной причиной респонденты считают экономию времени, то есть пешеходы нарушают правила дорожного движения в целях экономии времени. Следующая причина - это то, что люди не знают правила дорожного движения.
Если с первой причиной практически не возможно бороться, если только объяснить, нарушая правила дорожного движения время не сокращается, увеличивается риск попасть в ДТП. Ко второй причине необходимо применить все возможные силы на ее устранение.
Интересный факт можно заметить. Выбранные большинством меры, которые помогут сократить нарушения ПДД пешеходами: удобное расположение пешеходных дорожек, переходов и светофоров, и введение наказания для пешеходов, которые виновны в ДТП, взаимосвязаны с причинами и правилами дорожного движения, которые пешеходы нарушают чаще всего.
Вторую проблему, то есть насколько нарушение норм является приемлемым с точки зрения социума мы тоже рассмотрели. 53,7% респондентов нарушают правила дорожного движения, следовательно для них это приемлемо. Так же нарушения ПДД происходит с регулярность «Каждый день» и «Несколько раз в неделю», что следует из ответов респондентов. Как мы уже сказали, нарушение ПДД становится нормой для общества, а это очень опасно.
Выдвинутая нами гипотеза основания «главной причиной несоблюдения ПДД студентами СФУ является экономия времени» подтвердилась исследованием.
Много зависит от самих людей, от их желания соблюдать правила дорожного движения, от их личного примера младшему поколению. Быть пешеходом - это очень ответственно. Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей.
В окончании всей проделанной работы хочется дать рекомендации в первую очередь самим пешеходам. Пешеходам необходимо соблюдать основные правила, при которых риск дорожно-транспортных происшествий уменьшится:
- пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам;
- пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин;
- при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств;
- на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Водителям и другим участника дорожного движения хочется порекомендовать быть максимально внимательным и осторожным, так как в случае ДТП вы будите нести ответственность за жизнь и здоровье пострадавшего пешехода.
Государству же стоит обратить внимание на столь значительную проблему и принять меры в глобальных масштабах. Можно использовать меры, которые мы использовали в опросе исследования это:
- Удобно расположить пешеходные дорожки, переходы и светофоры;
- Ужесточить наказание за нарушение ПДД;
- Увеличить количество регулируемых пешеходных переходов;
- Ввести дисциплину по изучению ПДД в учебных заведениях (школах, вузах и т.д.);
- Больше контроля полицейских за соблюдением ПДД пешеходами;
- Разместить ПДД на остановках для самостоятельного изучения пешеходов;
- Ввести наказание для пешеходов, которые виновны в ДТП;
- Ужесточить правила ПДД для автотранспортных средств;
- Увеличить количество не регулируемых пешеходных переходов;
- Пропагандировать социальную рекламу с последствиями нарушений ПДД;
Ну и конечно всем участникам дорожного движения стоит думать не только о себе на дорогах, но и о других участника дорожного движения.
Соблюдение простых правил всеми участниками дорожного движения поможет уменьшить вероятность аварийных ситуаций на дорогах. Помните, от Вашей дисциплины на дороге зависит Ваша безопасность и безопасность окружающих Вас людей.



1. PDDMaster — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]: Режим доступа :http://pddmaster.ru/pdd/o-pdd.html - О правилах дорожного движения. (8.02.16)
2. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. - Москва: Издательство наука. - 1978.
3. Леви-Строс К. Структурная антропология / пер. с фр. В.В. Иванова. М. - 2001.
4. Parsons T. The structure of Social Action. N.Y., 1937.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Западноевропейская социология XIX-XX веков. М. - 1996.
6. Говорухина М.Ю. Социальное конструирование реальности: правила и нормы / М.Ю. Говорухина // Известия Российского Государственного Педагогического Университет Им. А.И. Герцена. - 2007. - №32. -С.68
7. Халиулина Л.И. контроль за соблюдением правил и его роль в
воспроизводстве социального института дорожного движения: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук / Халиулина Л.И // Институт социологии Российской академии наук. - 2008. - С. 168.
8. Габдрахманова Р.Г., Егерева С.Ф. Полипрофессиональный подход к антинаркотическому воспитанию молодежи как фактор саморазвития личности // Образование и саморазвитие. - 2012.- №4. - С. 126-131.
9. Габдрахманова Р.Г. Условия успешной социализации
старшеклассников в школьных трудовых объединениях // Образование и саморазвитие. - 2013. - №4 (38). - С. 120-126.
10. Габрдрахманова Р.Г. Формирование основ сознательной дисциплины будущего водителя в образовательной среде школы/ Р.Г. Гбрдрахманова // Весник НЦБЖД. - 2015. - №1.
11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // СПС «КонсультантПлюс» // Официальный интернет- портал правовой информации. Режим доступа [свободный], информационный ресурс сети Интернет: [http://www.pravo.gov.ru](дата публикации 24.04.2014).
12. Сайт ФКУ «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» // Информационный ресурс сети Интернет, режим доступа [свободный]: [http://www.fcp-pbdd.ru/] (дата обращения 15.05.2014).
13. Ахметова Н.С., Турлаев А.В. Обеспечение безопасности общества - базовая функция современного государства / Н. С. Ахметова
А. В. Турлаев // Право и государство. - 2013. - №2.
14. Алексеев, С. С. Общая теория права : в 2 т. Т. I. М. : Юрид. лит., 1981. - С.51.
15. Госавтоинспекция [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.gibdd.ru/. - Загл. с экрана. (2.05.16)
16. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 30.07.2014, с изм. от 06.09.2014) «О Правилах дорожного движения».
17. Тихомирова, Л. В. Юридическая энциклопедия / Л.В.Тихомирова, М.Ю.Тихомиров ; под ред. М. Ю. Тихомирова. Изд. 5-е, доп. и перераб. М. : Изд. г-на Тихомирова М. Ю. - 2001. - С.567.
18. Неновски, Н. Право и ценности: пер. с болг. / вступ. ст. и пер. В. М. Сафронова ; под ред. В. Д. Зорькина / М. : Прогресс. - 1987. - С.93.
19. Краткий очерк истории философии / под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова / Изд. 3-е. М. : Мысль. - 1975.- С. 242.
20. Синха, Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс : пер. с англ. / М. : Академия. - 1996. - С. 116.
21. Неновски, Н. Право и ценности: пер. с болг. / вступ. ст. и пер. В. М. Сафронова ; под ред. В. Д. Зорькина / М. : Прогресс. - 1987. - С.63.
22. Степанова Е.В. Социально-филосовский аспект правовых норм в их влиянии на общественное согласие / Е.В. Степанова // Вестник челябинского государственного университета. - 2009. - №42. - С. 150.
23. Родионова Е.В. Становление социальной ответственности // История государства и права. - 2007. - №18.
24. Циноев Т.Л. Социальная ответственность как социальный закон / Т.Л. Циноев // Достижение вузовской науки. -2014. -№12. - С.97.
25. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марчкенко. Т. 2. М., 2000. С. 435; Мухаев Р.Т. Теория государства и права / Москва. - 2001. - С.451.
26. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько/ Москва. - 1997. - С.622.
27. Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие. / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб. - 2000. - С. 177.
28. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
29. Словарь иностранных слов. С.316
30. Орешкина И.Б. Актуальные проблемы Юридической теории и практики / И.Б. Орешкина. - Волгоград: Волгоградское научное издательство. - 2016. - Гл.6. - С.63.
31. Правила дорожного движения РФ в редакции от 8 июня 2016
года [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://avto-
russia.ru/pdd/pdd_rf.html/#1 - Загл. с экрана. (14.03.16)
32. Краевая Государственная газета [Электронный ресурс]:
Аварийность на дорогах Красноярского края в 2015 году снизилась на 6,5% - Режим доступа: http://gnkk.ru/news/the-accident-rate-on-the-roads-of-the-
krasnoyarsk-region-in-2015-was-the-lowest-in-the-last-12-years.html
33. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]:
10 ведущих причин смерти в мире - Режим доступа:
http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs310/ru/ - свободный. (25.04.16)
34. Отдел ГИБДД УМВД России по городу Брянску [Электронный ресурс]: Из истории правил дорожного движения - Режим доступа: http://xn- -90aaefavsx0al6m.xn--p1ai/istoriya-gai-gibdd/307-iz-istorii-pravil-dorozhnogo- dvizheniya - свободный. (26.04.16)
35. Wikibooks [Электронный ресурс]: Fundamentals of Transportation/Traffic Control Devices - Режим доступа: https: //en.wikibooks. org/wiki/Fundamentals_of_T ransportation/T raffic_Control_ Devices - свободный. (27.04.16)
36. Jordan D. Association Between Neighbourhood Marginalization and Pedestrian and Cyclist Collisions in Toronto Intersections/ Jordan D Silverman, Michael G. Hutchison, Michael D. Cusimano //Canadian Journal of Public Health - Revue Canadienne De Sante Publique. - 2013. -№104.5. - C. 405-409.
37. Буга П.Г., Шелков Ю.Д. Организация пешеходного движения в городах: Учебное пособие для вузов. - Москва: Высшая школа, 1980. - 232 с.
38. Зиновенко, В.В. Дорожное движение как социальная система /В.В. Зиновенко // Минск. - 2015. - №1. - С. 136-139.
39. Денисович, В. В. Дорожное движение как сфера общественных/ отношений В.В. Денисович, В.И. Майоров, С.В. Полякова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - №17. - С. 30-37.
40. Капский, Д.В. Повышение качества дорожного движения в очагах аварийности / Д.В. Капский // Наука и техника. - 2015. - №3. - С.36-43.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ