ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Познавательный интерес как основа познавательной активности 6
1.2. Этапы познавательного интереса школьников 13
1.3. Формы и методы развития познавательного интереса детей среднего
школьного возраста 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ 27
2.1. Формы и методы развития познавательных интересов при обучении
технологии. Требования к уроку 27
2.2. Формирование интереса к знаниям на разных этапах урока технологии 32
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ (ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МБОУ СОШ №64 43
3.1. Характеристика обследуемого контингента и организация исследования 43
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
В настоящее время задачей любого педагога является поиск, рассмотрение и введение в свою педагогическую деятельность наиболее эффективных путей усовершенствования учебного процесса, которые позволяют заинтересовать школьников и повысить их активность на уроках. Данное стремление к совершенствованию качества обучения мотивирует педагогов к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
В современной школе особое внимание уделяется некоторым формам проведения занятий, за счет которых происходит активное участие каждого школьника в процессе учебной деятельности. Именно это способствует повышению авторитета знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. В последнее время все большей популярностью среди педагогов пользуется технология игровых методов обучения, а в качестве ведущего вида интереса является познавательный интерес. В процессе познавательной деятельности происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями, при помощи которых обучаемый получает образование.
Актуальность исследования. Изучение мотивации школьников к процессу учебной деятельности требует рассмотрение особенностей сущности интереса и определить его роль в процессе обучения. Немаловажным вопросом является изучение особенностей восприятия информации в подростковом возрасте.
Успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности. Соответственно, именно характер деятельности, а также степень самостоятельности и творчества являются основополагающим критерием выбора метода.
Современная отечественная школа стремиться сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Решение данной задачи невозможно без формирования у каждого учащегося познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Проблема использования методов развития познавательных интересов в школьном образовании находит отражение в исследованиях целого ряда ученых (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова, Ю. К. Бабанский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов и др.).
Вышесказанное актуализирует проблему изучения методов развития познавательных интересов школьников.
Актуальность темы, недостаточная разработанность ее методического аспекта определили выбор темы исследования: Методы развития
познавательных интересов школьников при обучении технологии .
Объект исследования - развитие познавательных интересов школьников.
Предмет исследования - изучение методов развития познавательных интересов школьников.
Цель исследования - на основе анализа нормативно-правовой и учебно-методической документации изучить применение методов развития познавательных интересов школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что методы развития познавательных интересов способствуют активизации образовательной деятельности учащихся.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть познавательный интерес как естественный двигатель поведения у детей школьного возраста;
2. Изучить формы и методы развития познавательного интереса детей среднего школьного возраста;
3. Выявить роль курса технологии в формировании познавательных интересов детей среднего школьного возраста;
4. Провести анализ методов развития познавательных интересов в образовательном учреждении;
5. Представить методические разработки занятий по развитию познавательных интересов у детей среднего школьного возраста.
Методы исследования:
— Теоретические - анализ и обобщение педагогической, научно¬
методической литературы, статистических данных;
— Эмпирические - исследовательская работа с целью проверки
эффективности применения методов развития познавательных интересов школьников при обучении технологии.
База исследования: в качестве базы исследования выступает МБОУ СОШ № 64, г. Нижний Тагил.
Практическая значимость: полученные в процессе проведенного исследования результаты могут быть использованы для совершенствования применения методов развития познавательных интересов в общеобразовательных учреждениях.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования и развития познавательных интересов детей среднего школьного возраста. Во второй главе проведено исследование по применению методов развития познавательных интересов при обучении технологии в МБОУ СОШ № 64 г. Нижнего Тагила и сделаны выводы.
Таким образом, в ходе проведенного исследования была достигнута цель - изучено применение методов развития познавательных интересов школьников на уроках технологии. Также были решены основные задачи:
1. Рассмотрен познавательный интерес как естественный двигатель поведения у детей школьного возраста;
2. Изучены формы и методы развития познавательного интереса детей среднего школьного возраста;
3. Выявлена роль курса технологии в формировании познавательных интересов детей среднего школьного возраста;
4. Проведен анализ методов развития познавательных интересов в образовательном учреждении;
5. Представлены методические разработки занятий по развитию познавательных интересов у детей среднего школьного возраста.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания.
Проведенное исследование позволило выявить рост успеваемости школьников за счет внедрение игровых методов в проведение уроков по технологии, а также увеличение уровня познавательного интереса среди учащихся.
В ходе проведенного исследования выяснилось, что учащимся интересны игровые уроки. Они способствуют развитию познавательного интереса, развивают коммуникативные навыки.
Таким образом, можно считать правомерным и результативным решение цели, задач и адекватность формулировки гипотезы данной работы.
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. URL :
Consultant.ru >document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения:
20.11.2017)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования [Электронный ресурс].
URL:base.garant.ru>55170507/ (дата обращения: 20.11.2017)
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
4. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / Анастази А., Урбина С. - СПб.: 2011. - 688 с.
5. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения [Текст] / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2011. - 143 с.
6. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону, 2009. - 380 с.
7. Беляев, М.Ф. Психология интереса [Текст] / М.Ф. Беляев. - М.: Просвещение, 2007. - 583 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: 2008. - 249 с.
9. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя [Текст] / В.Б. Бондаревский - М.; Просвещение, 2005. - 280 с.
10. Букатов, В.М. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение социо- игровых технологий обучения [Текст] / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - М.: Школьная лига, 2013. - 256 c.
11. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2016. - 544 с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, 2010. - 448 с.
13. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2002. - 253 с.
14. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст]/ Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб, 2012. - 220 с.
15. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [Текст] / М.М. Левина. - М.: 2011. - 180 с.
16. Максимова, В.Н. Межпредметные связи и совершенствования процесса обучения [Текст] / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 200. - 335 с.
...