ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Коммуникативные УУД и пути их формирования у школьников 6
1.2. Игровые технологии: понятие, роль и опыт их использования 13
1.3. Особенности использования игровых педагогических приемов при
обучении технологии 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1. Требования к игровой деятельности, позволяющей формировать
коммуникативные УУД школьников при обучении технологии 29
2.2. Виды игр и игровых приемов, формирующих коммуникативные УУД
при обучении технологии 34
2.3. Оценка уровня сформированности коммуникативных УУД у
школьников 41
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ И АНАЛИЗ
ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 46
3.1. Общие сведения об опытно-поисковой работе в школе по формированию коммуникативных УУД у школьников на уроках технологии 46
3.2. Этапы опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность темы исследования. Основа современного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО) [45] выдвигает ряд требований к будущему выпускнику школы, предполагая, что он должен овладеть личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями (далее - УУД), в основе которых лежит общее «умение учиться». Особая роль в социальном, нравственном, умственном развитии школьника принадлежит коммуникативным УУД.
При этом, базовая основа коммуникативных УУД, коммуникативная сфера деятельности тесно связана с развитием личности человека: в процессе общения с социальным окружением у человека появляются внешние и внутренние условия для развития, осознаются духовные и материальные ценности, познаются природный, предметный и социальный миры, развиваются межличностные отношения, происходит становление эмоциональной и волевой культуры.
В сложившихся условиях современного образования (инновационные методы и технологии) одним из актуальных вопросов является вопрос путей, методов формирования коммуникативных УУД у школьников. Это связано с тем, что в науке и практике, педагогики и психологии отсутствует единый подход к методам, способам формирования коммуникативных УУД у школьников.
Коммуникативные УУД эффективно формируются в рамках всех предметов школьной программы. Образовательный предмет «Технология» обладает значительным потенциалом в сфере освоения школьниками коммуникативных УУД. Особое значение придается игровым технологиям как способу развития коммуникативных УУД школьников в процессе обучения технологии. На каждом уроке технологии у педагога имеется возможность для формирования классических коммуникативных навыков, к которым относятся публичное выступление, межличностное общение и совместная работа в группах.
Особое значение придается игровым технологиям как способу развития коммуникативных УУД школьников в процессе обучения технологии.
За последние годы возрос исследовательский интерес к игровым технологиям в образовательном процессе. В настоящее время они определяются как инновационные. Педагогов и психологов стали серьезно волновать такие вопросы, как теоретические аспекты игры, технология и методика ее организации, проведения. Функции игры значительно расширились: она применяется в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и др.
Все выше изложенное определяет проблему данного исследования: современный образовательный процесс в рамках школьного курса «Технология» в целом соответствует требованиям образовательных стандартов, однако при этом не достаточно используются игровые технологии, необходимые для развития коммуникативных УУД у школьников. Данный вид УУД остро необходим в условиях современных общественных потребностей.
Исходя из актуальности проблемы, мы избрали тему научного исследования: «Формирование у школьников коммуникативных УУД в процессе игровой деятельности при обучении технологии».
Цель исследования: разработка методики применения игровых приемов при обучении технологии для развития коммуникативных УУД у школьников.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, раскрывающую сущность коммуникативных УУД и пути их
формирования, виды и роль игровых технологий коммуникативных УУД;
- рассмотреть возможности школьного курса «Технология» в развитии у обучающихся коммуникативных УУД;
- разработать методику игровых приемов для развития
коммуникативных УУД у школьников при обучении технологии;
- выявить эффективность применения разработанной методики в ходе опытно-поисковой работы.
Объект исследования - процесс обучения технологии в школе.
Предметом исследования - использование игровых приемов в процессе обучения технологии для развития коммуникативных УУД у школьников.
Гипотеза: эффективность формирования коммуникативных УУД у школьников при обучении технологии повысится, если на уроках и во внеурочной деятельности применять систему игровых приемов в соответствии с рядом требований: наличие заданий, направленных на разные виды коммуникации (распределение ролей, командное выполнение, индивидуальное выступление, формулирование вопросов и аргументированные ответы на них), учет индивидуальных особенностей учащихся, учет познавательных интересов школьников и пр.
База исследования: 5-8 классы МАОУ СОШ № 6 г. Карпинск Свердловской области.
Работа состоит из введения, трех глав, состоящих из восьми параграфов и последовательно раскрывающих тему исследования, заключения, библиографического списка и приложений. При этом первая глава носит теоретический характер, а вторая глава посвящена анализу методики использования игровых педагогических технологий для формирования коммуникативных УУД у школьников, третья глава посвящена организации опытно-поисковой работы.
Именно коммуникативные навыки школьников обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, формируют умение слушать и вступать в диалог, строить положительное взаимоотношение со сверстниками и взрослыми. Ведущая роль в формировании данных учебных действий, безусловно, принадлежит школе.
Формирование личности школьника в системе основного общего образования невозможно без развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), являющихся в соответствии с ФГОС ООО основой организации делового общения учащихся друг с другом и с учителем в течение всего образовательно-воспитательного процесса.
Овладение обучающимися коммуникативными УУД является актуальной проблемой для современного школьника, поскольку именно они необходимы как в школьной, так и в реальной жизни при решении различных ситуаций. Ведущее место среди методических приемов, которые наиболее часто используются учителями школы для формирования коммуникативных УУД при изучении технологии, занимает игровая деятельность.
Формируемые коммуникативные умения на уроках технологии особенно существенными становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от учащихся умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.
Игровые моменты, используемые на уроках, вызывают у учащихся особый интерес к познанию данного предмета, что хорошо сказывается на их изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Игровые технологии лучше всего использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения.
Использование игровых моментов на уроках технологии дают положительные результаты в области развития творческих способностей учащихся, а также формирует внимание и интерес к творчеству, общению. Игровые задания в рамках предмета «Технология» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий отвечают ряду требований: наличие заданий, направленных на разные виды коммуникации (распределение ролей, командное выполнение, индивидуальное выступление, формулирование вопросов и аргументированные ответы на них), учет индивидуальных особенностей учащихся, учет познавательных интересов школьников и пр..
Для оценки эффективности использования игровых технологий для формирования коммуникативных УУД у школьников при обучении технологии нами использовалась система игр и игровых приемов:
1. Театрализованная игра (активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь, развивает коммуникативные навыки);
2. Викторина «Феерия рукоделия» (моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности, возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению);
3. Креативный игровой тренинг «Поиск идей» - сюжетно-ролевая игра «Дизайнерская мастерская» (развитие коммуникативных УУД происходило в результате организованной групповой работы);
4. Игра с применением приемов ТРКМ «Занимательное домоводство» (возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения).
Опытно-поисковая работа проведена на основе использования сокращенной Схемы наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся, разработанная Э.М. Александровской, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).
В ходе исследования было выяснено, что коммуникативные УУД учащихся на уроках технологии эффективно формируются при использовании игрового метода. Через использование игровых технологий обучение становится занимательным и посильным занятием. Игровые методы обеспечивают плавный переход от игры к дальнейшему серьезному обучению.
Таким образом, использование игровых технологий в образовательном процессе направлено на формирование и развитие личностных качеств всех участников игрового пространства. В игровой деятельности формируются такие компетенции, которые невозможно сформировать текстовым обучением.
Игровые технологии обладают набором средств, активизирующих деятельность учащихся. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного познания учащихся, при котором и происходит передача информации от учителя к ученику в благоприятной для всех участников процесса психологической обстановке.
Нашла подтверждение гипотеза о том, что эффективность формирования коммуникативных УУД у обучающихся при обучении технологии повысится, если на уроках и во внеурочной деятельности применять систему игровых приемов в соответствии с рядом требований: наличие заданий, направленных на разные виды коммуникации (распределение ролей, командное выполнение, индивидуальное выступление, формулирование вопросов и аргументированные ответы на них), учет индивидуальных особенностей учащихся, учет познавательных интересов школьников и пр.
1. Александрова Л.М., Филатова К.И. Использование игровых технологий на уровках изобразительного искусства в начальной школе // Символ науки. 2016. № 4-2 (16). С. 72-74
2. Апполонова Н.В. Проблемный диалог на уроках: через обращение к коммуникативным УУД / В книге: Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения сборник научных статей второй интернет- конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. 2015. С. 80-86.
3. Бобырев А.В. Сущность и значение игровой деятельности на уроках технологии // В сборнике: Проблемы теории и практики современной науки материалы VII международной научно-практической конференции. ООО «НОУ «Вектор науки». 2016. С. 37-44
4. Бобырев А.В., Шутова Е.В. Инновационная игровая деятельность на уроках в общеобразовательном учреждении // Педагогика и современность. 2017. № 1 (27). С. 33-39
5. Букатов В. М., Ершова А. П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения школьников.— СПб., 2013
6. Бычкова К.Г. Особенности применения технологии организации игровой деятельности у ученос процессе // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016.№ 7. С. 124-129
7. Валиулина И.Е., Задкова С.А. Приемы технологии развития критического мышления, способствующих развитию коммуникативных УУД обучающихся // Вестник научных конференций. 2017. № 2-1 (18). С. 27-29
8. Валичонова С.Р. Использование игровых технологий на занятиях русского языка в целях формирования коммуникативной компетенции // Вестник Института языков. 2014. Т. 1. № 13. С. 67-70
9. Винник В.К., Гонова Н.В. Игровое моделирование как средство повышения учебно-познавательной активности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 52
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 1997
11. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 1997.
12. Гаврилова В.В. Внеурочная деятельность как условие формрования у школьника коммуникативных УУД // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-2 (82). С. 25-27
13. Галямина, Э.М. Методика преподавания технологии / Э.М. Галямина, В.В. Выгонов. М.: Академия, 2013. 176 с
14. Гонова Н.В. Игровое моделирование как средство повышения учебно-познавательной активности учащихся // Наука и образование: материалы Международной заочной научно - практической конференции Чехия. Прага, 2014.
15. Гревцев И.А. Практические основы использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках в период реализации ФГОС ООО // Вестник магистратуры. 2017. № 9 (72). С. 7-9
...