ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БОГАТСТВА РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 9
1.3. Лингвистические основы формирования богатства речи у детей
среднего дошкольного возраста 12
1.4. Содержание работы по формированию богатства речи у детей
среднего дошкольного возраста 26
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования
богатства речи у детей среднего дошкольного возраста дошкольного возраста 32
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БОГАТСТВА РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика сформированности богатства речи у детей среднего
дошкольного возраста 36
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование богатства
речи у детей среднего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
Актуальность темы исследования связана с тем, что проблема формирования богатства речи у детей занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников, а вопрос о содержании словаря и методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Богатство речи - это, прежде всего, разнообразие. Чем шире запас слов, которым владеет говорящий, чем точнее и ярче его интонации, тем богаче речь, тем легче, образнее и точнее он может передать мысли [26].
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи является дошкольный возраст. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления [2, с. 56]. Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова, умение употреблять слова в речи в соответствии с их лексическим значением.
Одной из главных задач дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155), является овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство речи, есть признак высокого развития речи ребенка [26]. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей [1, с. 196].
В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность, выразительность.
Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.
Особый вклад в решение проблем, связанных с развитием речи детей дошкольного возраста, внесли отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Г.А. Черемухина, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. Методика развития связной речи дошкольников рассматриваются в работах М.М. Алексеевой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой [11, с. 125].
Данные исследования показывают развитие речи как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Выделяются количественная и качественная стороны обогащения речи ребенка дошкольного возраста. Относительно объема словаря у детей того или иного возраста до сих пор не существует достаточно обоснованных данных. Объем живого индивидуального словаря - объект, трудно поддающийся измерению. Границы его подвижны, фиксировать его почти невозможно по причине большой неопределенности расстояния между тем, что ребенок знает, понимает и тем, что и как он употребляет в разных речевых ситуациях. Д.Б. Эльконин указывал, что расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста приводят к постепенному росту богатства речи [24, с. 131].
Проблема нашего исследования: выявить, каковы методические основы формирования богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование богатства речи у детей среднего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психологической литературы раскрыть психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Раскрыть лингвометодические основы формирования богатства речи детей среднего дошкольного возраста.
4. Раскрыть лингвометодические основы формирования богатства речи детей среднего дошкольного возраста.
5. Проанализировать программы ДОУ для формирования богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
6. На основе методической литературы подобрать комплекс упражнений для формирования богатства речи детей среднего дошкольного возраста.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовя почву для его успешного обучения в школе и для творческой трудовой деятельности.
Речь развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растёт ребёнок, являются развивающим потенциалом. Он складывается спонтанно и может быть благоприятным для речевого развития ребёнка и не очень, поэтому в программе особое место отводится специально организованной речевой среде, призванной обеспечить эффективное общение детей с воспитателями и друг с другом.
Основная единица языка - слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Познавательное развитие, формирование понятийного мышления немыслимы без усвоения новых слов.
Лингвометодические основы формирования богатства речи, рассматриваемые в нашей работе, это решение задач словарной работы: обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Словарь детей среднего дошкольного возраста увеличивается примерно на 600-800 слов. Особенно возрастает количество существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляется ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов.
В каждой из программ дошкольного образования имеется специальный раздел, посвященный развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Формирование речевых умений рассматривается авторами программ не как самоцель, а как одно из средств развития базисных характеристик личности ребенка (компетентности, креативности, инициативности, произвольности, самостоятельности). Для каждого психологического возраста определены речевые умения лексико-грамматического и звукового оформления изложения, конструкций, образную авторскую лексику, что, несомненно создаёт условия для формирования богатства речи детей.
Перечисленные упражнения и игры позволят детям отрабатывать лексический материал, упражняться в высказываниях на одну и ту же тему, что также способствуют обогащению и активизации словаря, тем самым формируя богатство речи.
Таким образом, формирование богатства речи в общей системе речевой работы в детском саду занимает очень важное место.
От культуры речи взрослых и её богатства, от того, как они общаются с ребёнком, зависят успехи дошкольника в формировании богатства речи и в усвоении родного языка.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. М.: Мозаика- синтез, 2000. 251 с.
3. Богатырева А.П. Понимание слов детьми 3-5 лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 209-214.
4. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ИП Лакоценина, 2010. 176 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 2001. 255 с.
6. Венгер Л.А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 2001. 336 с.
7. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы деффектологии. М.: Просвещение, 2007. 160 с.
8. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. М.: Айрис-пресс, 2008. 192 с.
9. Волубуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: ТЦ Сфера, 2009. 96 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Издательство «Лабиринт», 2005. 456 с.
11. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. М.: Педагогическое общество России, 2001. 284 с.
12. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи. М.: Айрис-пресс, 2007. 160 с.
13. Гербова В.В. Понимание, называние и использование глаголов // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М.: Мозаика-синтез, 2000. С. 199-209.
14. Горбушина Л.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Л. П. Горбушина, А. П. Николаичева. М.: Просвещение, 2002. 144 с.
15. Гризик Т.И. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет. М. : Просвещение, 2006. 47 с.
16. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. З.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.:Акцидент, 2007. 205 с.
17. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1999. 123 с.
18. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты / под ред. О.С. Ушаковой. М.: Изд-во «Совершенство», 2008. 368 с.
19. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2007. 228 с.
20. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка. Ростов- н/Д.: Феникс, 2000. 198 с.
21. Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения // Справочник старшего воспитателя. 2009. № 3. С. 19-21.
22. Короткова О.Н. Развитие речи у детей в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008. 192 с.
23. Котелевская А.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. Ростов н/Д: издательство «Феникс». 2002. 256 с.
24. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб.: Детство- Пресс, 2002. 231 с.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. 145 с.
26. Леонтьев А.Н. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку / под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой. М.: Наука, 2000. С. 52-69.
27. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.: Просвещение, 2002. 129 с.
28. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль: ТОО «Гринго», 2000. 240 с.
29. Носенко Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие. М.: Центр педагогического образования, 2009. 96 с.
30. Общение и речь развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной. М.: Педагогика, 2005. 187 с.
31. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред.
Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 2004. 223 с.
32. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для
воспитателей детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максакова, М.И. Попова и др.; под ред. Ф.А Сохина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. 223 с.
33. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Сфера, 2002. 267 с.
34. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 2006. 304 с.
35. Современный русский литературный язык: уч. пособие для студентов пед. институтов / под ред. Н. М. Шанского. Л.: Просвещение, 2002. 584 с.
36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 23-29.
37. Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Программа. Методические рекомендации / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова. М.: Вентана- Граф, 2008. 192 с.
38. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 2011. 159 с.
39. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
40. Ушакова Т.И. Речь. Истоки и принципы развития. М.: Айрис- пресс 2014. 156 с.
41. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2011. 200 с.
42. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Учись говорить правильно. М.: Мозаика-синтез, 2001. 346 с.
43. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Прогресс, 2009. 127 с.
44. Цейтлин С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / под ред. А.М. Шахнаровича. М.: Ин-т языкознания, 1998. С. 45-52.
45. Черемухина Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Высшая школа, 2006. С. 92-104.
46. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. М.: Просвещение, 1983. 167 с.
47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Владос, 2003. 227 с.
48. Яшина В.И. Некоторые особенности развития словаря детей пятого года жизни // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 214¬222.