Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование богатства речи у детей среднего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

Работа №98707

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БОГАТСТВА РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста 11
1.3. Лингвистические основы формирования богатства речи у детей
среднего дошкольного возраста 13
1.4. Содержание работы по формированию богатства речи у детей
среднего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности 25
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования
богатства речи у детей среднего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности 36
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БОГАТСТВА РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Диагностика сформированности богатства речи у детей среднего
дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности 39
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование богатства
речи у детей среднего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 75

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду формирование богатства речи, - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: обогащение, закрепление и активизация словаря; разнообразие используемых морфологических форм; разнообразие используемых синтаксических конструкций; воспитания интереса к художественному слову.
Со вступлением в силу ФГОС ДО становится особенно актуальной проблема речевого развития детей, которая в документе выделена в отдельную образовательную область [22].
Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. Окружающая ребенка действительность предоставляет разносторонний материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. В частности, ознакомление детей с миром животных несет в себе богатый словарный и эмоциональный опыт.
В связи с этим становится актуальной тема настоящей работы по формированию богатства речи средних дошкольников.
Проблемой необходимости формирования богатства речи в тесном единстве с познанием окружающего мира и развитием мышления занимались такие ученые, как М.М. Алексеева, Н.Е. Веракса, Т.А. Виноградова, Н.Ф. Виноградова, Н.Н. Кондратьева, Т.А. Маркова, О.С. Ушакова, Т.А. Шиленок, В.И. Яшина, и др.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Актуальность темы исследования связана с тем, что проблема формирования богатства речи занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников, а вопрос о содержании словаря и методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Объект исследования: процесс формирования богатства речи у детей среднего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности.
Предмет исследования: комплекс упражнений по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть психические особенности детей среднего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Проанализировать лексическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
4. Обозначить задачи, методы и приемы формирования богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
5. Рассмотреть задачи, методы и приемы словарной работы.
6. Разработать методические рекомендации по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
7. Провести опытно - поисковую работу формирования богатства речи детей среднего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.Т. Власенко, Н.И. Горелов, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть полезными для дальнейшего исследования.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
1. изучение и анализ научной литературы;
2. метод анализа и синтеза;
3. психолого-педагогический анализ.
4. тестирование;
5. качественный и количественный анализ.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы и восьми приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мы изучили и описали особенности развития детей четырех: - пяти лет, когда основным способом познания является общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование. В соответствии с этим изучили этапы, методы и приемы для эффективной работы по обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста, чтобы общение детей было интереснее и насыщеннее.
К пяти годам ребенок активно развивается как физиологически, так и психически. В этом возрасте у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь дошкольника становится чище, отчетливее. Увеличивается речевая активность детей.
Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. В речи ребенка впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Он усваивает и верно согласовывает прилагательные с существительными в косвенных падежах. Словарная работа на занятиях сочетается с активизацией слов в различных видах деятельности. В работе над богатством речи необходимо учитывать собственно языковые характеристики слов, а именно многозначность, синонимические и антонимические отношения (синонимы и антонимы). Поэтому задача педагога - не только увеличить запас слов, но и сформировать у детей точное понимание их значения и добиться правильного в смысловом отношении их употребления. Работа над смысловой стороной слова осуществляется в форме лексических упражнений не более десяти минут. Она начинается с младшего возраста. На пятом году достаточная подвижность мышц артикуляционного автомата дает ребенку осуществлять больше точные движения языком, губами, что способствует лучшему произношению трудных звуков.
Во второй главе нами была проведена проектировочная работа, которая показала, что с помощью систематических занятий и упражнений, направленных на обогащение, закрепление и активизация словаря, разнообразие используемых синтаксических конструкций, воспитания интереса к художественному слову можно обогатить речь дошкольников. В начале опытно-поисковой работы нами было выявлено, что у детей слабо развито богатство речи, а после обучающей работы уровень богатства речи дошкольников значительно повысилась.
Таким образом, в результате проведенного теоретического анализа литературы и проектировочной работы нами была достигнута цель и решены поставленные задачи.



1. Агеев В.В. Введение в психологию человеческой уникальности. Томск: «Пеленг», 2002. 428 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2006. 400 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей [формирование грамматического строя речи]. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 294 с.
4. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 218 с.
5. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. 480 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
7. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем - играя, звуки закрепляем. Биробиджан: ОблИУУ, 2005. 36 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2008. 432 с.
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 80 с.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии [Психология мышления] / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: АСТ, 2008. 234 с.
12. Ковтун И.В. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по развитию речи в детском саду // Современный детский сад. 2012. № 3. С. 47-52.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова,
Т.А. Куликова. М.: Академия, 2000. 416 с.
14. Лебедев А.В. Метод. пособие для студентов всех спец [Психические процессы и состояния] / А.В. Лебедев, Ю.А Жигалов. СПб.: СПбГАХПТ, 1999. 124 с.
15. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Академия, 2008. 287 с.
16. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Академия, 2006. 243 с.
17. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Академия, 2007. 214 с.
18. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Академия, 2005. 304 с.
19. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.:
Либроком, 2009. 256 с.
20. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1998. 336 с.
21. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного
возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. 322 с.
22. Макарова А. ФГОС дошкольного образования [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.deti-club.ru/fgos-doshkolnogo-
obrazovaniya-vliyanie-i-perspektivy(дата обращения:25.05.2017).
23. Матухно И. Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей // название журнала. 2012. № 8. С. 95-97.
24. Новоторцева Н.В. Энциклопедия речевого развития. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. 192 с.
25. Петрова Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа «Я - человек»). Кн. 1. Младшая и средняя группы. М.: Школьная Пресса, 2006. 134 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 496 с.
Т1. Смирнова Е. Как помочь маленькому ребенку заговорить: особенности речевого развития ребенка раннего возраста // Дошкольное образование. 2012. № 2. С. 14-18.
28. Смирнова Е. Развиваем речь в игре // Дошкольное образование. 2012. № 2. С. 11-23.
29. Стародубова Н.А. теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. М.: Академия, 2009. 256 с.
30. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2005. 159 с.
31. Уварова Т. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств // Дошкольное воспитание. 2009. № 2. С. 50-53.
32. Ушаков Т.Н. Психологические и психофизиологические исследования речи. М.: Просвещение, 1985. 256 с.
33. Ушаков Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2004. 201 с.
34. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2008. 287 с.
35. Чиндилова О.В. Приемы развития литературной речи детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. 2012. №6. С. 24-28.
36. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практических работников ДОУ / под ред. В.В. Гербовой. 4-е изд. М.: Айрис-пресс, 2006. 345 с.
31. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы. М.: Академия, 2006. 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ