Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Работа №98826

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
1.1. Исследование содержания понятий «умение»,
«коммуникативные умения» 6
1.2. Внеурочная деятельность как условие формирования
коммуникативных умений школьников 16
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Методические рекомендации к проведению внеурочных
занятий 20
2.2. Разработка внеурочных занятий по технологии с целью
формирования коммуникативных умений школьников 29
3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА
3.1. Подготовка и проведение опытно-поисковой работы 40
3.2. Диагностика результатов опытно- поисковой работы и их
анализ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Правила эффективного ведения дискуссии 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тест оценки коммуникативных умений.(Тест В. Ф. Ряховского) 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Тест на оценку самоконтроля в общении (Автор - американский психолог М.Снайдер) 59


Для полноценного познавательного и социального развития необходимы контакты со сверстниками. В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, в своих трудах Выготский Л. С. выдвинул общение [6].
По данным ученых, коммуникативная деятельность человека составляет 80 % всей его жизни, из них: 45 % составляет аудирование, 30 % - говорение, 16% - чтение, 9% - письмо. Согласно этим данным вытекает значительная важность формирования коммуникативных умений и навыков. В профессиональном плане сформированность коммуникативных качеств личности является одним обязательных условий ее успешности. Владение данными умениями способствует эффективному взаимодействию с другими людьми в различных видах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения, не всегда способствует формированию коммуникативных умений.
Проанализировав работы ученых-педагогов (Савина Н.В., Бабанского Ю.К. и др.), в качестве базового понятия «умение», мы взяли характеристику умений, которые дал Савин Н.В. Под «умением» мы будем понимать способность человека выполнять какие-либо действия (деятельность) на основе ранее полученного опыта.
Проблеме формирования коммуникативных умений школьников посвящено множество исследований. Этим направлением занимались следующие ученые: Асмолов А. Г., Антонова А.Г., Архипова Е.А., Веселкова О.А., Касаткина Ю.В., Овчарова Р.В., Мудрик А. В. и др. В качестве основных педагогических средств для формирования данных умений школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Таким образом, коммуникативные умения, с нашей точки зрения, можно характеризовать как умения в понимании других людей, оценке ситуации с помощью поступающей информации и на основе этого строить взаимоотношения и взаимодействовать с окружающими в ходе профессиональной деятельности с целью реализации как общественных, так и личных интересов.
Для достижения положительного воздействия в педагогическом процессе необходимо применение коммуникативных приемов: создания соответствующей атмосферы; поддержки действий обучаемых (участия в диалоге); поддержки творческой активности, позитивной критики. Эффективность процесса обучения возрастает в условиях демократичности методов обучения, раскрепощенности обучаемых и разрушения искусственных барьеров между учителем и обучаемыми. Все эти условия в большей степени присущи внеучебной деятельности.
Все перечисленное выше обусловило выбор темы дипломной работы: «Формирование коммуникативных умений у школьников во внеурочной деятельности по технологии»
Внеурочная деятельность предоставляет для формирования коммуникативных умений широкий спектр возможностей. Федеральный государственный образовательный стандарт дает следующее определение: «...образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (куда относятся и коммуникативные)» [55].
Целью данной работы является: разработка методики формирования коммуникативных умений школьников на внеурочных занятий по технологии.
Объект исследования: процесс обучения технологии в школе
Предмет исследования: коммуникативные умения школьников в ходе внеурочной деятельности по технологии
Гипотеза исследования: уровень сформированности коммуникативных умений школьников повысится, если при проведении внеурочных занятий использовать:
1) групповые формы организации деятельности;
2) проблемные задания, при решении которых школьники смогут участвовать в дискуссии;
3) дидактические игры на раскрепощение и единство в команде;
4) создавать дружескую атмосферу.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу для определения современного состояния решения проблемы формирования коммуникативных умений школьников на современном этапе.
2. Изучить и подобрать методы формирования коммуникативных умений школьников. Разработать внеурочные мероприятия по технологии, направленных на решение поставленных задач.
3. Изучить и подобрать методы диагностики для анализа уровня сформированности коммуникативных умений школьников и их дальнейшей динамики. Провести апробацию разработанных внеучебных занятий, направленных на формирование коммуникативных умений школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Практические - наблюдение, анкетирование, беседа, опрос.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, трех глав: основной теоретической части (1и 2 главы), опытно-поисковой части (3 глава), списка литературных источников, приложений. Общий объем текста составил 53 страницы. Список используемой литературы содержит 59 наименований источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе выпускной квалификационной работы нами были рассмотрены теоретические основы формирования коммуникативных умений. Рассмотрено содержание понятий «умение» и «коммуникативные умения».
В качестве базового понятия «умение», мы взяли характеристику умений, которые дал Савин Н.В. Под «умением» мы будем понимать способность человека выполнять какие-либо действия (деятельность) на основе ранее полученного опыта.
Коммуникативные умения, с нашей точки зрения, можно характеризовать как умения в понимании других людей, оценке ситуации с помощью поступающей информации и на основе этого строить взаимоотношения и взаимодействовать с окружающими в ходе профессиональной деятельности с целью реализации как общественных, так и личных интересов. Владение данными умениями способствует эффективному взаимодействию с другими людьми в различных видах деятельности и является одним из необходимых условий успешности личности в реализации профессионального и личностного самоопределений. Также в первой главе нами рассмотрены возможности внеурочной деятельности для успешного формирования коммуникативных умений школьников.
Вторая глава посвящена методическому аспекту формирования коммуникативных умений и разработке внеклассного мероприятия с учетом прихолого-педагогических особенностей данной возрастной группы (учащиеся младшего подросткового возраста).
В третьей главе описана подготовка и проведение опытно-поисковой работы, подбор диагностических методик, результаты диагностики коммуникативных умений. Диагностика показала необходимость работы по формированию коммуникативных умений у обучающихся. Результаты опроса родителей и наблюдение за школьниками в ходе подготовки мероприятия и его проведения, а также заключительное собрание подтвердило положительную динамику в формировании коммуникативных умений и выдвинутую в начале работы гипотезу. Цель и задачи поставленные в работе достигнуты.
Разработанное мероприятие и подобранные инструменты диагностики могут быть использованы во внеурочной деятельности учителями технологии и классными руководителями.


1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 364 с.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. : ил.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / А.Г. Асмолов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.: ил. - (Стандарты второго поколения).
4. Балаев А.А. Активные методы обучения /А.А. Балаев.-М., 1986-94 с.
5. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. - М., 1986. - C.82-I60.
6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогические технологии /В.П. Беспалько. -М., Педагогика, 1989. - 192 с.
7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / Битянова М.Р.. - М., 2002. - 202 с.
8. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] / Г.Г. Богачева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С.92-106.
9. Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций.- М.: Высшая школа экономики, 2015. — 288 с.
10. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
11. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения. - Варшава: Совр. Высш. школа, 1982
12. Вилков, В.В. Особенности коммуникации и передачи сообщений в условиях аудиторного обучения //Методические указания. М.:1983. Езова С.А.
Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. 2008. №4.
13. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции/ под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. 416 с.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, 6, с.62-76.
15. Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника. Советская педагогика, 1982, № 9, с,60-64.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ