Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к обучению грамоте обучающихся с нарушением интеллектуального развития (умственной отсталостью) в условиях малокомплектного класса

Работа №98804

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы124
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.... 6
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 6
1.2. Определение понятия «малокомплектный класс» 13
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 17
1.4. Психофизиологические предпосылки готовности к обучению грамоте 32
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 41
2.1. Характеристика базы исследования и группы испытуемых 41
2.2. Описание методов и методик 44
2.3. Экспериментальное изучение готовности к обучению грамоте
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 56
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 85
3.1. Анализ методической литературы по вопросу подготовки к обучению грамоте обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 85
3.2. Обучающий эксперимент: организация, планирование,
содержание 92
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 116
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. В настоящее время активно развивается инклюзивное образование. Вопросами инклюзивного образования
занимались В.З. Кантор [32], В.В.Коркунов [2], Н. Н. Малофеев [46], Е. Ю. Шинкарева [78], Л. М. Шипицина [47] и другие.
Необходимо оказание специальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Принятие этого обучающегося, создание для него специальных условий - это огромная проблема для педагогов. Особую категорию представляют умственно отсталые обучающиеся.
При массовых школах открывают специальные включённые классы для обучающихся с ОВЗ, работающие по специальным планам. А именно малокомплектные классы. Работа в таком классе вызывает много трудностей, потому что в этом классе могут оказаться обучающиеся с разной степенью выраженности умственной отсталости, разного возраста, находящиеся на разных этапах, с разной степенью готовности к обучению, с разным уровнем речевого недоразвития. Из-за этих особенностей
фронтальная работа в таких классах затруднена. В этих условиях должен быть проведен анализ педагогической ситуации и индивидуализированный выбор педагогических технологий.
В ряде исследований (Е. А. Логинова, В. И. Ляудис, И. П. Негурэ, Л. Г. Парамонова, A. B. Семенович, Г. В. Чиркина и др.) отмечается, что в последние годы происходит усложнение симптоматики и механизмов дисграфии и дислексии, которые имеют разный механизм возникновения.
Изучению подготовки обучающихся к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. В исследованиях Г.А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, О. А. Токаревой, Р. И. Шуйфера, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и другими определяется специфика содержания работы по подготовке к обучению грамоте обучающихся с ОВЗ.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие обучающихся. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития обучающихся в школе: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых обучающихся затруднена в связи с тем, что у них не сформированы речевые предпосылки: неполноценное звукопроизношение, недоразвит фонематический слух, фонематическое восприятие, лексический и грамматический строй речи.
Несформированность психологической базы у умственно отсталых обучающихся также является препятствием при подготовке к обучению грамоте. Умственно отсталые обучающиеся с трудом усваивают буквы, так как у них нарушены зрительное восприятие, зрительная память, пространственный гнозис, а также отмечается повышенная отвлекаемость, пониженная работоспособность, слабая концентрация внимания, снижение познавательных интересов. Поэтому изучение обучающихся с умственной отсталостью, выбор содержания этой работы является актуальной.
Планирование направлений и содержания этой работы должно определяться с учетом выявленных индивидуальных особенностей обучающихся.
Целью исследования является изучение уровня готовности к обучению грамоте и подготовка к обучению чтения и письма обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Объект: уровень готовности к обучению грамоте умственно отсталых обучающихся.
Предмет: направления и содержание индивидуальной работы по подготовке умственно отсталых обучающихся к обучению грамоте.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты.
3. Спланировать содержание обучающего эксперимента.
4. Провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Гипотеза исследования - подготовка к обучению грамоте обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью будет эффективной при условии коррекции психических функций совместно с коррекцией устной речи.
Научная новизна: разработана структура фронтальной и индивидуальной работы по подготовке к обучению грамоте обучающихся с умственной отсталостью в малокомплектном классе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования и план подготовки к обучению грамоте обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составленный для разных групп обучающихся в малокомплектном классе могут использовать олигофренопедагоги.
Методы исследования подбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также задач и гипотезы исследования: теоретического исследования (анализ научной психолингвистической, лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы); эмпирического исследования (диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (85 наименований) и приложения (6 наименований); общий объем работы - 124 страницы печатного текста; работа иллюстрирована 39 таблицами и 5 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое и практическое изучение проблемы подготовки к обучению грамоте обучающихся с умственной отсталостью подтвердило актуальность проблемы и тему исследования.
Готовность к обучению грамоте - сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов. Базой для овладения грамотой обучающихся является достаточная сформированность компонентов устной речи, звукопроизношения, просодической стороны речи, лексико­грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление), анализаторных систем (слух, зрение, моторика), зрительно-двигательной и зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, слуховой памяти, слухо-моторной координации, мелкой моторики рук.
У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) все вышеперечисленные компоненты недостаточно сформированы, что ведет к трудностям в обучении грамоте.
Анализ констатирующего эксперимента позволил выявить количественные и качественные особенности уровня развития речевых и неречевых функций у обучающихся с умственной отсталостью. После анализа констатирующего эксперимента все обучающиеся были разделены на III группы в соответствии со своими возможностями.
Работа по подготовке к обучению грамоте обучающихся с умственной отсталостью проводилась на разных уроках по 15 - 20 минут на коррекцию высших психических функций. Задания давались разного уровня сложности, для каждой группы обучающихся были свои задания. Проводились индивидуальные занятия (2 дня в неделю) с целью коррекции дефектного звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия. На уроках чтения изучались звуки и буквы, проводился звукобуквенный анализ слов. На уроках письма в соответствии с возможностями обучающихся давались задания для прописывания букв и слов.
Для оценки эффективности проведенной коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент. По окончанию эксперимента, можно сделать вывод, что динамика наблюдается в развитии психических функций, кроме внимания, так как для развития произвольного внимания требуется больше времени.
Результаты обследования моторной сферы показывают более правильное выполнение проб, требующих переключения с одного движения на другое, движения у некоторых детей стали более плавными. Заметны изменения в моторике пальцев рук, детям удаются движения на удержание пробы, переключение с одного движения на другое осуществляется в нормальном темпе. Состояние звукопроизношения также показало положительные результаты. Снизились нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Сонорные звуки нарушены в большей степени, и в течение проведенной работы не удалось полностью устранить нарушения. Это можно объяснить тем, что для их коррекции необходимо большее количество времени, систематических занятий, строгого контроля за речью обучающегося, постоянного соблюдения родителями рекомендаций логопеда, что не всегда удавалось.
Состояние функций фонематического слуха и навыков звукового анализа показало положительные результаты. Данные результаты говорят о том, что система работы по подготовке к обучению грамоте обучающихся с умственной отсталостью эффективна, так как у обучающихся наблюдается положительная динамика.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой проблемы. Была достигнута цель работы и решены поставленные задачи исследования.
Таким образом, выполненное исследование углубляет знания о содержании понятия «готовность к обучению грамоте», раскрывает сведения о проявлениях неготовности к обучению грамоте у обучающихся с умственной отсталостью в малокомплектных классах, а также показывает эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы по подготовке к обучению грамоте. Эта информация может быть полезной для построения эффективного плана коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в малокомплектных классах.


1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / А. К. Аксёнова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 316 с.
2. Алмазова, О. В. Проблемы интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах Владимира Васильевича Коркунова [Текст] / О. В. Алмазова, С. О. Брызгалова, Т. Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1. — С. 192-200.
3. Артемьева, Т. П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития [Текст] / Т. П. Артемьева // Специальное образование. - 2016. - № 1 (41). - С. 5-15.
4. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет [Текст] : практическое пособие для педагогов и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. - М. : АРКТИ, 2010. - 88 с.
5. Безруких, М. М. Готов ли ребенок к школе? [Текст] / М. М. Безруких. - М. : Вентана-граф, 2002. - 61 с.
6. Безруких, М. М. Обучение письму [Текст] / М. М. Безруких. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2009. - 607 с.
7. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / К. П. Беккер, М. Совак. - М. : Просвещение, 1983. - 574 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М : Питер, 2008. - 400 с.
9. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович ; под ред. А. Н. Леонтьева,
A. В. Запорожца // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. - Москва, 1995. - С. 132-142.
10. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения [Текст] / С. Е. Большакова. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
11. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова ; сост. А. Д. Виноградов. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
12. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
13. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
14. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 -4 классах вспомогательной школы [Текст] : пособие для учителя /
B. В. Воронкова. - М. : Просвещение, 1988. - 102 с.
15. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / В. В. Воронкова. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 416 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ