Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №95081
Тип работыМагистерская диссертация
Предметспециальное дефектологическое образование
Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы реализация индивидуального 7
образовательного маршрута ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях домашнего обучения
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с 7
расстройствами аутистического спектра
1.2. Особые образовательные потребности детей с 16
расстройствами аутистического спектра
1.3. Теоретические подходы к конструированию 33
индивидуального образовательного маршрута
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации 39 индивидуального образовательного маршрута ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях домашнего обучения
2.1. Организация и методы эмпирического исследования, 39
анализ данных первичной диагностики
2.2. Структура и специфика реализации индивидуального 46
образовательного маршрута ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях домашнего обучения Заключение 58
Список литературы 60
Приложения 68

В условиях модернизации системы образования РФ поднимается проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы.
Приоритетным направлением государственной политики в сфере образования является инклюзивное образование детей с ОВЗ. Государство предъявляет новые требования к школе, обучающей и воспитывающей детей с ОВЗ: коррекция нарушений и социальная адаптация, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, что диктует создание специальных условий для включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду.
Однако на сегодняшний день школа испытывает трудности по предоставлению качественных образовательных услуг детям с ОВЗ. Это связано с недостаточной разработанностью концептуально-методологическая основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Одной из наиболее сложных проблем является сопровождение категории детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
Обучение в условиях образовательного учреждения является для многих детей нелегким испытанием, сильным аверсивным (неприятным) стимулом, способным вызвать серьезные психологические стрессы и довести ребенка до психологических расстройств. Основными из них в начале обучения являются проблемы поведения и трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения и самого аутичного ребенка и его соучеников, недостаточное понимание специалистами специфики усвоения учебного материала и освоения социальных навыков при аутизме.
Самым распространенным способом преодоления этих трудностей является решение о выведении ребенка с аутизмом на надомное обучение.
Необходимо подчеркнуть, однако, что это не отвечает его особым образовательным потребностям. Полное избавление от необходимости приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам крайне вредно для аутичного ребенка, который сам не направлен на активное развитие отношений с миром и не стремится выйти за рамки привычного для себя мира.
Наиболее перспективной формой школьного обучения аутичного ребенка, по мнению разработчиков проекта концепции специального федерального государственного стандарта начального образования детей с аутизмом (О.С Никольская), представляется постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в группу или класс детей с отсутствие или меньшей выраженностью проблем коммуникации.
Современный практический опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать право на получение качественного и адекватного возможностям и способностям образования.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях домашнего обучения .
Объект исследования: особенности ребенка с расстройствами
аутистического спектра.
Предмет исследования: разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях домашнего обучения.
Гипотеза исследования: реализация образовательного маршрута ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях домашнего обучения будет успешной при условии комплексного подхода; своевременной, непрерывной, систематической помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический обзор основных особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра.
2. Теоретически изучить образовательные проблемы детей с расстройствами аутистического спектра.
3. Разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях домашнего обучения.
4. Произвести анализ результатов реализации индивидуальный образовательный маршрут ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях домашнего обучения.
Методологической основой исследования являются: положение о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка (А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); идеи о сложной структуре аномального развития (Л. С. Выготский); модель уровневой организации системы эмоциональной регуляции (В. В. Лебединский, М. К. Бардышевская, К. С. Лебединская, О.С. Никольская).
Методы исследования: применяемые в соответствии с целью и задачами исследовательской работы: анализ литературных источников, анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, психолого-педагогическое тестирование, тестирование психофизических качеств, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования: составленный индивидуальный образовательный маршрут ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях домашнего обучения может быть использован педагогами и психологами в общеобразовательных и коррекционных школах.
Структура работы - магистерская диссертационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, приложения и списка литературы, содержащего 80 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В последние годы увеличивается количество детей, имеющих расстройства аутистического спектра, что в первую очередь связано с совершенствованием технологий дифференциальной диагностики. Наряду с этим, произошедшие преобразования в образовательной системе за последние несколько лет внесли существенное изменение в порядок оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра.
До настоящего времени, дети с аутизмом, в большинстве случаев, до момента поступления в школу и после находились дома, что существенно ограничивало возможности социализации таких детей. Сейчас дети с диагнозом «аутизм» все чаще включаются в образовательное пространство дошкольных школьных учреждений благодаря системе комплексного сопровождения домашнего этапа обучения.
Однако, противоположной стороной таких позитивных изменений в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, является неготовность педагогов к осуществлению коррекционно-педагогической работы, отсутствие необходимых знаний, умений и навыков. Усугубляется ситуация, отсутствием достаточно проработанных методических пособий и рекомендаций по планированию и осуществлению коррекционо- развивающей работы с аутичными детьми в условиях домашнего обучения.
На основе анализа теоретической и научно-методической литературы нами был разработан индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с расстройством аутистического спектра.
ИОМ включал элементы психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра направленного на развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, развитие умении концентрироваться на предмете, умении смотреть в глаза собеседнику, развитие произвольного визуального и акустического внимания, развитие 58
эмоционального контакта со взрослым, направленности на сотрудничество с ним; развитие доверительных взаимоотношений.
ИОМ ребенка с расстройством аутистического спектра выстраивался в рамках комплексного подхода, разрабатывалась индивидуальная коррекционно-развивающая программа (на основе выявленных с помощью целенаправленной диагностики данных об уровне развития ребенка, его «зоне ближайшего развития»), выстраивалось продуктивное сотрудничество специалистов с родителями ребенка. Все это создавало в совокупности фундамент для дальнейшего развития ребенка.


1. Аутичный ребенок - проблемы в быту (методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков). Москва, 1998.
2. Адаптированная образовательная программа обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общей ред. Хаустова А.В. Манелис Н.Г. - М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 177 с.
3. Арцишевская И.Л. Учусь дружить! Тренинг коммуникативных навыков у дошкольников. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. - 48 с.
4. Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. - М. : Теревинф, 2011.
5. Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М. : Теревинф, 2016.
6. Баринова Е.В. Уроки Вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития - Е.В. Баринова. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 253 с.
7. Башина В. М. Аутизм в детстве. - М. : Медицина, 1999. - 236 с.
8. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1997. - 298 с.
9. Бондарь Т.А., Захарова И.Ю., Константинова И.С. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. - М. : Теревинф, 2018. - 280 с.
10. Выготский Л. С. Поли. собр. соч.: В 6 т. М. : Педагогика, 1983—1984
11. Воронков В.В., Рубина Л.П., Макаров И.В. Детский аутизм и смысловая наполненность термина «расстройства аутистического спектра». Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина. 2017. - 62-64 с.
12. Гусева И. В. К вопросу организации комплексного психолого-медико­педагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 26.
13. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
14. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1976. 238 с.
15. Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе / под общ. ред. Т.Г. Неретиной. - 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 276 с...

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ