Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция письма у младших школьников с детским церебральным параличом

Работа №98803

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1. Раскрытие понятий темы 7
1.2. Психофизиологическое содержание письма 12
1.3. Роль артикуляции в процессах письма 14
1.4. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся начальных классов школы с детским церебральным
параличом 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 20
2.1. Организация констатирующего
эксперимента 20
2.2. Методика обследования моторики артикуляционного аппарата у
обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 21
2.3. Методика обследования звукопроизношения у обучающихся с детским церебральным параличом в начальных классах
школы 30
2.4. Методика обследования фонематического слуха и восприятия у
обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 34
2.5. Результаты обследования письма у обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным
параличом 40
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 47
3.1. Теоретическое обоснование коррекции нарушений письма у
обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 47
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным
параличом 50
3.3. Результаты контрольного эксперимента 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 100

Актуальность исследования. Детский церебральный паралич (далее ДЦП) - это нарушения осанки и двигательных функций, приобретённых в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке и объясняющихся недостаточным развитием, либо повреждением головного мозга. Такое определение дают авторы Шипицына Л. М. и И. И. Мамайчук.
Отечественные педиатры и невропатологи Н. А. Ермоленко, А. Ф. Неретина, И. А. Скворцов под термином «детские церебральные параличи» понимают синдромы, которые возникли в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения.
По заключению Министерства Здравоохранения и Социального Развития Российской Федерации по статистике заболеваемость детским церебральным параличом в России растет. По сообщению пресс-службы министерства в 2010 году в РФ насчитывалось почти 71 500 детей с этим диагнозом в возрасте от 0 до 14 дет и более 13 500 детей в возрасте 15-17 лет. К 2013 году количество больных увеличилось на 9.2% . К 2014 году по сообщению Минздрава число детей с ДЦП в России увеличилось ещё на 3.7% - достигало порядком до 540 тыс. 837 человек.
Как отмечают в своих работах такие учёные, как Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина по тяжести детский церебральный паралич приводит не только к двигательным расстройствам, речевой патологии, но также отмечаются психолого-педагогические особенности у больных с данным диагнозом.
Как отмечали А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева в период обучения в школе у большинства обучающихся с ДЦП обнаруживается артикуляционно-­фонематическая дисграфия.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать о том, что обучающиеся с ДЦП нуждаются в специально организованном коррекционном воздействии с учётом моторных, речевых и психолого-педагогических особенностей. В связи с этим можно сказать, что тема актуальна.
Проблема исследования заключается в том, что коррекционное воздействие должно строиться с учётом всей системы отклонений в развитии обучающихся с ДЦП.
Объект - письмо у обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП.
Предмет - процесс коррекции нарушений письма у обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель - систематизировать, теоретически обосновать содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП.
Задачи:
1. Провести анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития письма у обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП.
3. Теоретически обосновать, составить и провести логопедическую работу по коррекции письма у обучающихся начальных классов с ДЦП.
4.Оценить эффективность обучающего эксперимента.
Новизна - результаты исследования позволят уточнить современные представления о коррекции письма у обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП.
Методологическая основа исследования. Исследование основывалось на принципе коррекционной направленности учебно­-воспитательного процесса (С. А. Зыков, В. Г. Петрова и др.); на основных положениях теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.); на принципе единства
диагностики и коррекции развития Л. С. Выготского, на разработках в области теории педагогических технологий (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Коркунов и др.). В основе исследования также лежат принципы анализа речевых нарушений, сформулированных Р. Е. Левиной: принцип развития, принцип системного подхода и принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения (в основном тексте имеются 15 таблиц и 27 рисунков), списка литературы и приложения. Список цитируемой литературы насчитывает 81 источник.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги экспериментальной работы можно сказать о том, что были достигнуты положительные результаты за счет комплексного подхода к исследуемой проблеме. Данный подход состоит из специального планирования логопедической работы по коррекции письма, системного подхода в обучении, использования наглядности, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом индивидуальных особенностей развития обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП [21, 36].
В целом, можно отметить положительные изменения в учебной деятельности обучающихся, принимавших участие эксперименте: возросли их внимательность, собранность, самоконтроль. Обучающиеся стали ответственнее подходить к заданиям, проявляли активность и самостоятельность.
Настоящее исследование посвящено изучению и коррекции нарушений письма у обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП.
По результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Нарушения письма (дисграфия) у обучающихся с ДЦП является распространенным речевым расстройством, имеющим сложный и разнообразный патогенез. Логопедическая работа должна носить дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности обучающегося [36, 58].
Обучающиеся с детским церебральным параличом с ОНР испытывают серьезное препятствие в овладении грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних [31, 67].
2. Анализ констатирующего эксперимента показал, что при письме у обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП возникают сложности, связанные с нарушенным развитием артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия. Характер ошибок разнообразен: возникают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом слова, ошибки в различении сходных звуков, замены букв, близких по артикуляционным и акустическим признакам, а как результат - ошибки на письме.
3. Эффективность логопедической работы по коррекции письма у обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП достигается при условии целенаправленной работы по формированию фонематических процессов [76, 80].
4. В результате проведенной работы отмечается небольшая, стабильная положительная динамика в формировании фонематического слуха и восприятия, в снижении дисграфических ошибок при письме у обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП.
Анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод об эффективности предложенной логопедической работы. Цель экспериментального исследования достигнута, новизна исследования реализована, задачи решены.


1. Абдрахманова, Э. Р. Особенности навыков письма у школьников с ДЦП [Текст] / Э. Р. Абдрахманова // Логопед. - 2014. - № 2. - С. 14-20.
2. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников [Текст] / Н. Г. Андреева; под ред. Р. И. Лалаевой. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 182 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Просвещение, 1989. - 80 с.
4. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. - М. : В. Секачев, 2008. - 128 с.
5. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. - Киев : Здоров'я, 1988. - 328 с.
6. Бахматова, Е. Н. Комплексное психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича [Текст] / / Е. Н. Бахматова, И. И. Мамайчук // Дефектология. - 1984. - № 6. - С. 14 - 20.
7. Безруких, М. М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму [Текст] / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М. : Просвещение, 1994. - 99 с.
8. Белова, Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики [Текст] / Т. В. Белова, Е. А. Солнцева. - М. : Астрель, 2007. - 95 с.
9. Блинков, Ю. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии [Текст] / Ю. А. Блинков, С. А. Игнатьев. М. : ВЛАДОС, 2044. -304 с.
10. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга [Текст] / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - Ташкент : Медицина, 1973. - 143 с.
11. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учеб. Для студентов вузов / Г. А Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 272 с
12. Волоскова, Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н. Н. Волоскова. - М. : ВЛАДОС, 1996. - 190 с.
13. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 198 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФСР, 1961. - 472 с.
15. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых [Текст] / Н. А. Гегелия. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 240 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ