Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонетики у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта

Работа №98802

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы141
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности становления и развития фонетической стороны речи у
детей в онтогенезе 8
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией 15
1.3. Особенности становления фонетики у детей старшего дошкольного
возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Принципы и организация исследования 29
2.2. Анализ общих сведений о детях изучаемой группы 29
2.3. Методика и результаты обследования неречевых функций у детей
изучаемой группы 32
2.4. Методика и результаты обследования речевых функций у детей
изучаемой группы 38
2.5. Анализ взаимосвязи сформированности речевых и неречевых функций у
детей экспериментальной группы 48
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФОНЕТИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 52
3.1. Принципы и организация коррекционной работы 52
3.2. Содержание логопедической работы по формированию фонетики у
детей экспериментальной группы 54
3.3. Взаимодействие логопеда с родителями в процессе формирования
фонетики у детей экспериментальной группы в условиях логопедического пункта 62
3.4. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69

В настоящее время многие родители обеспокоены подготовкой детей дошкольного возраста к поступлению в школу. С каждым годом открывается все больше детских развивающих центров, клубов, в которых оказываются услуги по подготовке детей к школьной жизни. Большинство современных родителей самостоятельно занимаются с дошкольниками дома, уделяя особенное внимание развитию творческих навыков, совершенствованию воображения, мышления, памяти, внимания. Тем не менее, многие из них незаслуженно мало внимания уделяют развитию речи детей, ошибочно считая, что имеющиеся недостатки речи пройдут у ребенка с возрастом.
Тем не менее, на сегодняшний день практический в каждом классе начальной школы есть дети с патологией речевого развития. Одной из причин такого положения является том, что коррекции недостатков речи не было уделено достаточное внимание в дошкольном детстве. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что речь является важным психическим процессом, развивающимся в тесной взаимосвязи с формированием мыслительной деятельности. Овладение способностями речевого общения создает предпосылки развития коммуникативной деятельности ребенка, направленной на установление социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются его представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Развитие речевого общения в онтогенезе создает необходимые условия для развития различных видов деятельности дошкольников. Наличие нарушений речи, в той или иной степени, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, препятствует развитию его эмоционально-волевой сферы, а также адекватной социализации и адаптации.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в настоящее время наблюдается тенденция увеличения детей, имеющих речевую патологию, среди которых одной из самых распространенных является псевдобульбарная дизартрия. В результате нарушения артикуляционной моторики возникают нарушения звукопроизношения и фонематических процессов, что приводит к системным нарушениям речи. Присущие псевдобульбарной дизартрии нарушения фонематического слуха, наряду с недостатками звукопроизношения, являются в структуре дефекта ведущими, стойкими, с трудом поддаются коррекции. Они оказывают отрицательное влияние на формирование и совершенствование лексического, морфологического, семантического компонента языковой способности, становление коммуникативной компетентности и снижают эффективность речевого общения дошкольников. В случае если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались. Перечисленные нарушения также негативно влияют на коммуникативные процессы, формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей, что позднее может привести к затруднению процесса школьного обучения, снижению его эффективности. Данную проблему указывали в своих трудах такие авторы, как Е.Ф. Архипова [6], М.Е. Хватцев [72] и другие.
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день возрастает роль разработки новых, инновационных, форм и методов логопедической работы по развитию фонематических процессов. Развитие информационных технологий, разработки новых игр, игровых упражнений, дают логопедам широкие возможности в условиях логопедического пункта сделать формирующий процесс интересным и эффективным. Тем не менее, многие современные специалисты работают по устаревшим программам, не внося изменения в привычный план работы. Таким образом, существует противоречие между существенным числом детей с псевдобульбарной дизартрией, имеющим нарушения фонетической стороны речи, и недостаточным вниманием современных логопедов к разработке новых программ и методов логопедической помощи.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей планирования логопедической работы по формированию фонетики у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта и оценка ее эффективности.
Задачи исследования:
1. Выполнить обзор источников по проблеме формирования фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
2. Провести исследование и определить уровень сформированности фонетики у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
3. Разработать, провести и оценить эффективность логопедической работы по формированию фонетики у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа посвящена актуальной теме формирования фонетики у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта. Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих рассматриваемую речевую патологию диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту тенденцию.
1. В теоретической части работы проведен обзор источников по проблеме понятия и сущности становления и развития фонетики у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Псевдобульбарная форма дизартрии является результатом двустороннего очагового поражения центральных кортико-нуклеарных невронов (пирамидный путь). По результатам обзора сделаны выводы о том, что основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания.
2. Для реализации второй задачи, в рамках выпускной квалификационной работы было проведено констатирующее исследование с целью изучения особенностей сформированности речевых и неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Особенное внимание уделялось изучения фонетики у дошкольников.
В процессе обследования неречевых функций у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией наблюдались расстройства общей, артикуляционной и лицевой моторики. В ходе обследование речевых функций звукопроизношения были выявлены нарушения в развитии фонетической стороны речи, фонематического слуха, слоговой структуры слова, звукового анализа, а также словарного запаса. Кроме того, выявлена взаимосвязь между уровнем развития речевых и неречевых процессов. По результатам исследования был сделан вывод о взаимосвязи сформированности фонетики и других показателей речевых и неречевых функций. Констатирующее исследование показало, что все участники экспериментальной группы нуждается в существенной логопедической помощи.
3. Для реализации третьей задачи был разработан и апробирован комплекс логопедических мероприятий, направленный на формирование фонетики у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта. Логопедическая программа представляла собой комплекс занятий, включающих упражнения, дидактические игры и игровые задания. Особенностью организации формирующей работы являлось активное приобщение родителей к коррекционно-формирующему процессу, а также использование здоровьесберегающих технологий.
Результаты контрольного этапа позволили доказать эффективность проведенной работы: уровень исследуемых речевых и неречевых функций дошкольников экспериментальной группы значительно улучшился. В результате проведенной работы гипотеза исследования подтвердилась:. эффективной логопедическая работа по формированию фонетики у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта будет при использовании следующих условий:
• формировании двигательной функции артикуляционного аппарата и кинетико-кинестетического контроля;
• коррекции произносительной стороны речи;
• коррекции звукопроизношения развитие фонематического слуха и восприятия;
• активного приобщения к формирующей работе родителей;
• использовании здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены.


1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З.Е. Агранович. - Спб. : Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В. М. Акименко. - Ростов н / Д. : Феникс, 2014. - 77 с.
3. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - СПб. : Детство-пресс, 2008. - 48 с.
4. Алексеева, М. Об осознании детьми фонетической стороны речи [Текст] / М. Алексеева // Дошкольное воспитание. 2009. - № 10. - С. 9-13.
5. Антипова, Ж. В. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитие речи [Текст] / Ж. В. Антипова, Н. В. Горина // В кн. : Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 200с. - 280 с.
6. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
7. Астаева, А. В. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи [Текст] / А. В. Астаева // Вестник ЮУрГУ . Сер . «Психология». - 2010. - Вып . 10. - N 27. - С. 82-86.
8. Белова, В. А. Программа взаимодействия с семьей как условие адаптации ребенка к ДОУ [Текст] / В. А. Белова. - Красноярск, 2012. - 60 с.
9. Белякова, Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи [Текст] / Л. И. Белякова. - М. : Книголюб , 2005. - 55 с.
10. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова и др. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
11. Бугоркова, А. В. Личностные особенности детей с фонетико­фонематическими нарушениями (ФФН) [Текст] / А. В. Бугоркова // Логопедия сегодня. - 2010. - N 4 (октябрь-декабрь). - С. 30-32.
12. Буцева, К. Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей [Текст] / К. Н. Буцева // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - N 2. - С. 28-29.
13. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. - М. : Русский язык, 2011. - 279 с.
14. Васильева, В. С. Современные подходы к оптимизации системы методической работы дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Васильева В. С, Дягилева О. Н. // Фундаментальная и прикладная наука в ЧГПУ. Сб.науч.статей по итогам науч.работы за 2014 уч. / под науч. ред. М. В. Потаповой. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - С. 79-82.
15. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : ACT : Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ