Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование научной речи учащихся посредством учебно-исследовательской проектной деятельности

Работа №98793

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Формирование научной речи учащихся 7
1.1. Научная речь: подходы к определению и основные черты 7
1.2. Пути формирования научной речи учащихся: обзор опыта 20
2. Учебно-исследовательская проектная деятельность как способ
формирования научной речи учащихся 24
2.1. Учебно-исследовательский проект: определение и метод 24
2.2. Сайт «Открытие» как способ формирования учебно-исследовательской
деятельности 28
3. Формирование научной речи учащихся 31
3.1. Комплекс упражнений, направленный на формирование научной речи
учащихся 32
3.2. Определение научного понятия 34
3.3. Принцип научности 42
3.4. Научный стиль речи 45
3.5. Публичное выступление 46
4. Готовый проект 49
4.1. Принципы научности в речи учащегося 52
4.2. Практическая часть 54
4.3. Продукт 58
4.4. Защита проекта 60
5. Реализация проектной деятельности на уроке 67
6. Заключение 74
Библиографический список 78
Приложения 84
Структура сайта «Открытие» 85
Аналитические материалы 88
Входной эксперимент при написании учебно-исследовательского проекта.. 88
Проект «Иноязычная лексика в речи современных российских блогеров». ..91


В связи с утверждением нового Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость в разработке новых, практикоориентрованных подходов к обучению детей. В свете новых ФГОС, задачей образования является воспитание гармоничной личности, умеющей адаптироваться к новым изменяющимся условиям современной динамичной жизни.
В связи с этим такая форма работы как учебно-исследовательский проект становится все более востребованной среди педагогов. Через такую форму ребенок учится исследовать окружающую действительность, пользуясь при этом инструментами научного знания, обращаясь к накопленному опыту поколений и выражая свою позицию, учится целенаправленно использовать полученные знания.
Таким образом данная форма работы позволяет сформировать у ребенка особый тип мышления, выражающийся в критическом отношении к миру и стремлении понять и адаптироваться к нему. Все сказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.
Объектом исследования является процесс формирования научной речи учащихся. Предмет исследования - форма учебно-исследовательского проекта как способ формирования научной речи учащихся.
Отсюда следует, что целью данного исследования являлось выявить закономерности и способы формирования научной речи учащихся посредством написания учебно-исследовательского проекта.
Задачи исследовательской работы были сформулированы нами следующим образом:
1. Дать определение понятия «научная речь» посредством анализа литературы по данной теме.
2. Путем эксперимента выявить, насколько сформирована научная речь учащихся.
3. Выявить основные трудности и предложить пути решения проблем.
В своем исследовании мы выдвинули следующую гипотезу: написание учебно-исследовательского проекта позволяет сформировать научную речь у обучающегося. Материалом для исследования выступили образцы научной речи учащегося, полученные экспериментальным методом.
Методы исследования:
1. При сборе материала - экспериментальный метод.
2. При обработке материала - метод структуризации материала (был применен в части выделения затруднений при написании учебно-исследовательского проекта) и метод структурно-семантического анализа (нашел свое отражение при анализе стилистических ошибок).
Практическая значимость результатов исследования заключается в их применении в практической педагогике, в разработке рекомендаций для организации учебно-исследовательской проектной деятельности в учебных заведениях.
Новизна данной работы заключается в проведении эксперимента по выявлению степени сформированности научной речи у обучающихся, а также разработке комплекса упражнений для преодоления проблем в формировании научной речи.
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном описании формирования научной речи учащихся. На наш взгляд в современной лингвистике и педагогике научная речь представлена в достаточно узком понимании и чаще всего является синонимичным отражением понятия «научный стиль речи». Данная работа показывает принципиально новый подход к пониманию термина «научная речь» и к способам ее формирования у обучающихся.
Структура работы обусловлена поставленными задачами. Данная работа состоит из Введения, пяти глав, Заключения, Библиографического списка и трех Приложений.
В первой главе «Формирование научной речи учащихся» рассмотрено понятие научной речи в современном научном дискурсе, также исследованы пути и способы формирования, ее основные функциональные роли и типы, также нами были выделена специфика научной речи с точки зрения трех аспектов: как инструмент познания мира, как тип коммуникативного мышления, а также как разновидность стилей речи.
Во второй главе «Учебно-исследовательская проектная деятельность как способ формирования научной речи учащихся» нами рассмотрены основные особенности учебно-исследовательского проекта как основного способа формирования научной речи учащихся с точки зрения выделенных аспектов, а также представлен анализ собственного интернет- ресурса, призванного помочь учащимся с данной формой работы.
В третьей главе «Формирование научной речи учащихся» нами были выявлены типы ошибок, которые допускают учащиеся при написании учебно-исследовательского проекта (неумение согласовывать материал с целью, поставленной в исследовании, неумение четко определять предмет исследования, неумение выдерживать единый научный стиль на протяжении всей работы), а также описана специфика упражнений, которые были разработаны нами для преодоления данных проблем.
В четвертой главе «Готовый проект» представлен анализ реального учебно-исследовательского проекта как инструмента формирования научной речи конкретного учащегося в школе.
В пятой главе «Реализация проектной деятельности на уроке» представлен конспект урока по русскому языку, который иллюстрирует то, каким образом могут быть реализованы элементы проектной деятельности на уроке.
Библиография включает шестьдесят семь источников .
Результаты исследования будут представлены в журнале «Филологический класс».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После входного эксперимента нами было выделено три основные проблемы, возникающие при написании учебно-исследовательского проекта. А именно:
1. Проблема формулирования научного определения понятия.
2. Неумение построить исследование согласно принципам научности.
3. Неумение создавать текст в научном стиле.
Таким образом, формирование научной речи учащихся может осуществляться посредством планомерной работы, через отработку отдельных элементов научной речи. Начиная с определения понятия, затем через формирования понимания научного стиля речи реализуется работа над учебно-исследовательским проектом. Нами были разработаны и описаны типы заданий, которые могут применяться учителем для решения этих проблем.
В своей работе мы также уделили внимание и культуре цитирования. Нами было выявлено две проблемы, возникающие при цитировании, а именно проблема так называемого незаметного цитирования, когда учащийся просто включает в свою материалы из научных работ, и излишнее цитирование, при котором ребенок не понимает логики всей работы и приводит цитаты или научный материал, который не соответствует цели его работы.
Для того, чтобы решить данную проблему, мы предлагаем учителю поработать с ребенком над уже готовыми научными текстами, выделить в ней авторскую позицию и проследить логику ее представления и доказательсва в научной работе. Затем обратиться к работе ребенка, выделить утверждения, которые он представляет в своей работе и предложить подтвердить их при помощи обращения к источникам официально науки.
Посредством использования учебно-исследовательской проектной деятельности формируется научная речь в самом широком ее понимании, а именно: определяется понятие стиль речи, научная речь выступает как форма коммуникативного мышления и как способ освоения окружающей действительности. Форма учебно-исследовательского проекта позволяет сформировать определенный тип личности, а также отвечает всем требованиям системы современного российского образования. В соответствии с новыми требованиями ФГОС, позволяет ребенку прийти к предметным, метапредметным и личностным результатам.
Отработка элементов, составляющих проектную деятельность может быть осуществлена как во время написания самого проекта, так и включаться в урочную деятельность с учащимися. В данной работе нами был разработан урок по теме «Стили речи». Целью этой работы является продемонстрировать возможность включения и отработки элементов проектной деятельности в рамках урока.
Так например, в представленном нами уроке проядуктом деятельности учеников являются текста разных стилей, созданные ими в командной работе. Получение предметных знаний осуществляется посредством анализа представленных материалов и анализа работ друг друга.
Еще одним элементом учебно-исследовательского проекта является формулирование определения. Этот элемент также отрабатывается на предложенном нами уроке на этапе определения понятия «Стили речи».
Также важным этапом урока в соответствии с требованиями ФГОС является этап определения темы и постановки задач. При каждодневной отработке этих этапов на уроках, учащиеся смогут и в личной проектной деятельности без затруднений определить предмет исследования и поставить задачи, которые необходимо выполнить для того, чтобы получить необходимые знания.
Обращаясь к форме учебно-исследовательского проекта как самостоятельной образовательной и педагогической единице, то можно выделить несколько этапов осуществления данного вида деятельности и получения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.
Первый этап - постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования позволяет учащемуся выбрать инструмент для получения знаний о мире. Выполняется и регулятивная функция, заключающаяся в постановке цели и выборе средств ее достижения. В дальнейшем ребенком будет разработан план, с которым он будет соотносить свой вид деятельности.
Второй этап - освоение научной базы и ее анализ позволяет учащемуся самому делать выводы, анализировать свою деятельность и систематизировать полученные знания, разработать инструмент для освоения окружающей действительности
Третий этап - практическое применение выработанного инструмента, анализ предметов и явлений окружающей действительности и выработка инструментов освоения мира.
Четвертый этап - результат деятельности. Результаты третьего этапа работы необходимо систематизировать и выразить в конечном продукте, а значит не просто применить инструмент, но и представить результат.
Таким образом, нами был получен успешный результат проведения работы по формированию научной речи учащегося. Проанализированная работа иллюстрирует сформированность научной речи учащегося в трех аспектах: стиль речи, вид коммуникативного мышления, средство познания предметов, явлений и процессов окружающего мира.



1. Adams Robyn Scientific writing style From the Skills Team, University of Hull
2. Day, R.A. (1998) How to Write and Publish a Scientific Paper, Oryx Press, Westport
3. Barrass, R. Scientists Must Write: A Guide to Better Writing for Scientists, Engineers and Students, Chapman & Hall, London [сайт]. URL:http://home.comcast.net/~garbl/stylemanual/betwrit.htm#.UcLj2zu1Fa E (accessed 20/6/2013)
4. Lederer, D., Lederer, R., Dowis, R. Sleeping Dogs Don't Lay: Practical Advice for the Grammatically Challenged, St Martin's Press, New York[сайт]: URL:http:// home. Comcast .net/~garbl/ stylemanual/ betwrit. htm#. UcLj2zu1FaE (accessed 22/6/2016)
5. Larson, G.B. 'Concise Writing Guide', Garbl's Writing Centre [сайт]. URL:http://home.comcast.net/~garbl/stylemanual/betwrit.htm#.UcLj2zu1Fa E (accessed 19/6/2015)
6. Pirie, M. The book of the fallacy: A training manual for intellectual subversives, Routledge & Kegan Paul, London [сайт]. URL:http://home.comcast.net/~garbl/stylemanual/betwrit.htm#.UcLj2zu1Fa E (accessed 18/9/2016)
7. Gracyk, T. 'Explanations of Basic Fallacies', Minnesota State University, http://web.mnstate.edu/gracyk/courses/phil%20110/fallaciesexplained.htm (accessed 20/11/2015)
8. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. - М.: Просвещение, 1984. - 384 с.
9. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) / Е.Е. Анисимова. - М.: Академия, 2003. - 128 с.
10. Аннушкин, В.И. История русской риторики: хрестоматия / В.И.Аннушкин. - М., 1998.
11. Аннушкин, В.И. Риторика: Экспресс-курс: учеб. пособие / В.И.Аннушкин. - М., 2007.
12. Арутюнова, Н.Д. К проблеме связности прозаического текста / Н.Д.Арутюнова // Памяти академика В.В. Виноградова. - М., 1971. - С. 22-30.
13. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. - М., 1981. - С. 27-28.
14. Балашова, Л.В. Русский язык и культура общения: практикум: в 2-х ч. / под ред. О.Б. Сиротининой. - Саратов, 2001. - 2 ч.
15. Бондарко, Л.В. Звуковая система языка и произносительная норма /
Л.В. Бондарко - Режим доступа:
[http://www.speech.nw.ru/regions/Articles/bondarko.html].
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ