Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЗНАНИЙ

Работа №98788

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты обучения школьников основам потребительских знаний
1.1 Понятие и характеристика потребительских знаний 7
1.2 Возможности обучения школьников основам потребительских знаний 13
1.3 Средства и методы обучения школьников основам потребительских
знаний 21
Выводы 1:
Под потребительскими знаниями мы понимаем значимый феномен общественной жизни и как значимый аспект проявления личности, который на практике проявляется как специфический образ действий по отношению к товарам и услугам - когнитивный, эмоциональный и поведенческий; доминирующим фактором.
Основы потребительских знаний представлены в учебном процессе в рамках учебного предмета «Обществознание».
Основными методами обучения школьников основам потребительских знаний являются: лекция, моделирующее упражнение, создание мини-проекта, решение экономических задач и построение графиков, практикум, деловая игра, экскурсия, защита творческих работ и рефератов.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации обучения школьников основам потребительских знаний
2.1 Первичная диагностика уровня потребительских знаний
школьников 33
2.2 Методика работы по организации обучения школьников основам
потребительских знаний 40
2.3 Анализ эффективности методики работы по организации обучения
школьников основам потребительских
знаний 46
Выводы 2:
Методика работы по организации обучения школьников основам
потребительских знаний строилась на основании использовании следующих методов: лекция, моделирующее упражнение, создание мини-проекта, решение экономических задач и построение графиков, практикум, деловая игра, экскурсия, защита творческих работ и рефератов.
В результате анализа эффективности проведенной методики отмечено, что после проведения формирующего этапа исследования экономическое сознание учащихся экспериментальной группы стало более ориентировано на достижение определенных успехов в экономической сфере, их экономическое сознание в процессе формирующего этапа стало более развито; уровень учебной мотивации в экспериментальной группе после реализации методики обучения основам потребительских знаний учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы повысился, в то время как в контрольной группе, в которой не проводилась методика обучения основам потребительских знаний учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы, уровень учебной мотивации практически не изменился.
Заключение 54
Список литературы 58
Приложение 63


Актуальность исследования. Проблема формирования потребительских знаний, стала актуальной в современной России во многом под влиянием культуры постмодерна и в связи с изменениями характера потребления, происходящими за последние полвека на Западе. В западных обществах в процессе трансформации товарного производства потребление постепенно переросло из материальной практики в социокультурную, вышло за рамки экономической сферы и начало играть всё более значимую роль в системе социальных взаимоотношений, глубоко проникая в область культурных значений, оказывая существенное влияние на духовную жизнь общества и личности. Потребление сегодня, в условиях постиндустриального общества, связано не столько с богатством и роскошью, сколько с социальной конструкцией идентичности человека, с тем, как он создает образ самого себя. Формирование потребительской философии тем самым оказало существенное влияние на изменение социально-культурных практик общества потребления, обусловило появление сетевых сообществ и нового досугового объединения клубного типа - потребительских клубов. Эти клубы, как правило, работают на базе сетевых компаний, которые руководствуются в основном маркетинговыми целями и задачами. Новыми тенденциями перехода от производства классических товаров к современному обществу потребления оказалось затронуто и общественное сознание россиян, однако потребление западных симулякров, в силу пока только зарождающегося в России общества потребления, не стало доминирующим. Тем не менее, потребление как социокультурная практика россиян приобретает все большую значимость в сравнении с другими аспектами жизнедеятельности. В то же время российскому потребителю часто не хватает элементарных знаний, навыков и умений во взаимоотношениях с производителем, продавцом товара или исполнителем услуг. Определенную роль в этом играют реклама и другие методы продвижения товаров и услуг, манипулирующие сознанием потребителей, стимулирующие гедонистические мотивы потребления, прокламирующие ценности потребительства и вещизма. Это ведет в итоге к ассимиляции значительной частью населения (прежде всего молодежью) индивидуалистических и материалистических ценностей западной культуры, ориентации на потребление не в его функциональном аспекте, а как на производство знаков и символов с присущими ему гиперреальностью, демонстративностью, скоротечностью, несдержанностью потребления.
В этих условиях возникают серьезные проблемы:
а) потребительская мотивация характеризуется отсутствием рациональной аргументации при принятии потребительских решений, расширением зоны потребления как разновидности «зависимого поведения», находящегося вне мотивации;
б) идеология потребления современного общества благодаря маркетингу деформируется, его ценностной основе, определяющей потребительские стратегии и модели различных социальных групп, становится присущ дисбаланс функционального, символического и статусного потребления, происходит смещение ценностей потребительских знаний к полюсу гедонизма и т.д.
В итоге потребление нередко становится формой зависимого поведения, потребительская идеология вытесняет духовно-нравственную составляющую бытия, утверждая статус и благополучие как ключевые смыслобразующие атрибуты жизнедеятельности.
Вышесказанное придает особую актуальность педагогической проблеме формирования потребительских знаний детей среднего школьного возраста в теоретическом и практическом смысле, стимулирует поиски эффективных форм и методов развития данной культуры как на государственном уровне (в сфере образования, социальной политики и т.п.), так и на уровне частных инициатив (в социокультурной сфере). Отсюда вытекает проблема исследования: низкий уровень потребительских знаний школьников. Исходя из выделенной проблемы мы сформулировали тему исследования: «Методы обучения школьников основам потребительских знаний».
Объект исследования - процесс обучения школьников в среднеобразовательной школе.
Предмет исследования - методы обучения школьников основам потребительских знаний.
Цель исследования - отбор методов обучения школьников с целью повышения уровня потребительских знаний.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятие и характеристику потребительских знаний;
2) Изучить возможности обучения школьников основам потребительских знаний;
3) Исследовать средства и методы обучения школьников основам потребительских знаний;
4) Предложить методику работы по организации обучения школьников основам потребительских знаний;
5) Провести анализ эффективности методики работы по организации обучения школьников основам потребительских знаний.
Гипотеза исследования: если использовать методы обучения: лекция, моделирующее упражнение, создание мини-проекта, решение экономических задач и построение графиков, практикум, деловая игра, экскурсия, защита творческих работ и рефератов, то повысится уровень потребительских знаний.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ литературы, обобщение, систематизация информации);
2) эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, эксперимент);
3) статистические методы обработки данных.
База исследования - школа
Выборка исследования - вписать.
Структура исследования - исследование включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования потребительских знаний стала актуальной в связи с изменениями характера потребления, происходящими за последние полвека в обществах Запада и в той или иной мере затрагивающих современную Россию.
В современной культурологии и социальной философии сложился ряд научных предпосылок исследования потребительского поведения личности, рассматривающих потребление как некую совокупность культурных знаков (П. Бурдьё, Ж. Деррида, Ю.М. Лотман, К. Маркс), обмен которыми происходит непрерывно, что, по сути, определяет бесконечный характер потребительства, не приводящего к насыщению (Ж. Бодрийяр, В.И. Ильин).
В психологии потребительское поведение рассматривается как значимый феномен общественной жизни и как значимый аспект проявления личности, который на практике проявляется как специфический образ действий по отношению к товарам и услугам - когнитивный, эмоциональный и поведенческий (Т.В. Фоломеева); доминирующим фактором, оказывающим решающее значение на потребление и выбор стиля жизни, выступают ценности (О.А. Громова); на потребительское поведение влияют такие личностные качества, как пол, возраст, стиль жизни, самооценка и т.п. (О.И. Патоша, О.Л. Перлина); феномен показного потребления обусловлен совокупностью личностных черт, мотивации и социальных целей (О.С. Посыпанова).
В социокультурных и социально-педагогических работах отечественных авторов потребительская культура индивида понимается как относительно целостная подсистема общей культуры человека, а ее формирование происходит в единстве и взаимосвязи социокультурного и экономического пространства. Поскольку современная Россия, отказавшись от идеологизированных клише советского периода истории, делает только первые шаги по пути к обществу потребления, в отличие от западных обществ (Ю.О. Папушина), то можно считать, что процесс формирования потребительских знаний в нашей стране находится на своей начальной стадии. В то же время следует отметить, что, в силу многоаспектности и сложности проблемы формирования потребительских знаний, необходимо научное обоснование теоретико-методологических основ, определение педагогических условий, средств, форм и методов обеспечения данного процесса.
На сегодняшний день профильное обучение является обязательным требованием повышения качества образования на старшей ступени общего образования. Однако учащиеся основной школы не всегда готовы к выбору профиля обучения, поэтому нередко этот выбор происходит интуитивно или «за компанию». Во избежание неправильного выбора, необходима предпрофильная подготовка, которая может обеспечить осознанный, ответственный выбор. Важно, чтобы этот выбор был сделан до окончания школы. С появлением новой учебной дисциплины «Экономика» появились проблемы, но период растерянности прошел, уже можно говорить о том, что наработан некоторый опыт, который позволит сделать определенные выводы. Процесс обучения должен быть интересным для учащихся, ставить конкретные задачи и помогать находить решения, давать возможность совместно оценивать последствия тех или иных решений, обеспечивать простор для проявления творческой самостоятельности.
Исследование проводилось в 2017 году. В исследовании приняли участие 30 учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы, 15 из которых были отнесены в экспериментальную группу и 15 в контрольную.
На констатирующем этапе исследования нами выяснено, что на констатирующем этапе исследования успеваемость по основам потребительских знаний в исследуемых группах оказалась равной и, при этом, находилась на среднем уровне; на констатирующем этапе исследования для обеих групп оказалось характерно не развитое экономическое мышление, направленное на заработок денег, а не на саморазвитие; уровень мотивации обучения на констатирующем этапе исследования в обеих группах оказался на среднем уровне. Далее нами была разработана и апробирована методика работы по организации обучения школьников основам потребительских знаний.
Формирующий этап строился с учетом того, что обучение потребительским знаниям учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы будет эффективно для повышения знаний по основам потребительским знаний, развития экономического сознания и формирования положительной мотивации на обучение, если:
- занятия по основам потребительских знаний будут основаны на реальных ситуациях и будут понятны старшеклассникам;
- будут применяться методы и средства формирования основ потребительских знаний.
Методика обучения основам потребительских знаний учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы рассчитана на год, объем курса - 25 часов в год (1 час в неделю, 4 часа в месяц).
После формирующего этапа исследования результаты по успеваемости в экспериментальной группе значительно улучшились, что говорит об эффективности проведенного нами формирующего этапа исследования; после проведения формирующего этапа исследования экономическое сознание учащихся экспериментальной группы стало более ориентировано на достижение определенных успехов в экономической сфере, их экономическое сознание в процессе формирующего этапа стало более развито; уровень учебной мотивации в экспериментальной группе после реализации методики обучения основам потребительских знаний учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы повысился, в то время как в контрольной группе, в которой не проводилась методика обучения основам потребительских знаний учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы, уровень учебной мотивации практически не изменился.
Следовательно, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.



1. Акимов Д. В. Задания по экономике. От простых до олимпиадных / Д.В. Акимов, О.В. Дичева, Л.Б. Щукина. - Москва, 2012. - 320 c
2. Алиев Ш.М. О совершенствовании современной парадигмы образования / Ш.М. Алиев // СГЗ. - 2011. - №3. - С. 150-156
3. Артюхина М.Г. Ценности и приоритеты в современной парадигме образования / М.Г. Артюхина // СГЗ. - 2012. - № 1. - С. 320-326
4. Василенко И. В. Потребительское поведение как социальный феномен / И. В. Василенко // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. - №1. - С.83-85
5. Винокуров Ф.Н. Лояльность потребителей как социальная установка / Ф.Н. Винокуров, Т.В. Фоломеева // Психологические исследования. - 2012. - № 3
6. Громова O.A. Социально-психологические критерии типологии потребительских групп: автореф. дис... канд.психол.н.: 19.00.05 / Оксана Анатольевна Громова; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: 2001. - 26 с
7. Драганчук Л.С. Поведение потребителей: Учеб. Пособие / Л.С. Драганчук. - М.: ИНФРА-М, 2011
8. Зинченко В.П. Психологические основы построения системы раз-вивающего обучения Д. В. Эльконина, В. В. Давыдова: учеб. пособие / В. П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002
9. Инновационные методы обучения в гражданском образовании. - Мн.: Медисонт, 2001
10. Каданер А.П. Путешествие в Экономику : Метод, рекомендации для учителя к курсу «Введение в основы экон. знаний» / А.П. Каданер. - СПб. : СМИО Пресс, 2000. - 93
11. Калашникова Е.Ю. Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации / Е.Ю. Калашникова, И.А. Коновалова, В.В. Ловянникова // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 901-903
12. Кашанина Т.В. Право и экономика (методическое пособие) / Т.В. Кашанина. - М., «Вита», 2012
13. Крамаренко, В. И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учеб. пособие / В. И. Крамаренко и др. - Симферополь: «Таврида». 1999
14. Крючкова П. Экономика. Основы потребительских знаний. 9 класс. Учебник / П. Крючкова. - М.: Вита-Пресс 2011. - 224 с
15. Кузнецова Н.И. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже XX-XXI столетий: автореферат диссертации кандидата пед. наук / Н.И. Кузнецова - Ульяновск, 2007. - 31 с
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ