Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности совершенствования выразительности речи у детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Психолого-педагогические подходы к театрализованной
деятельности как средству совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 16
1.4. Программное содержание работы по совершенствованию
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности совершенствования выразительности речи у детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Психолого-педагогические подходы к театрализованной
деятельности как средству совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 16
1.4. Программное содержание работы по совершенствованию
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
Актуальность. Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для дошкольных организаций одним из основных приоритетов образования устанавливают речевое развитие ребенка-дошкольника, позволяющее успешному общению в кругу сверстников и взрослых. Во ФГОС отмечается, что «речевое развитие включает в себя: обогащение активного словаря; владение речью как средством общения; совершенствование связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте; совершенствование звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха».
Дошкольный возраст является этапом активного усвоения ребёнком разговорной речи, развитие и становление всех ее сторон: лексической, грамматической, фонетической. Полноценное овладение родным языком в дошкольный период является одним из необходимых условий решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей в максимально сензитивный период их развития. Поэтому, чем раньше будет начато обучение ребёнка родному языку, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем.
Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово является важнейшим инструментом общения. Ребенок попадает в школу с 6-7 лет. С первых же дней становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Зачастую корни этого явления в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, желания и умения заниматься развитием речи своих детей. В связи с этим дошкольная образовательная организации призвана помочь семье сформировать у ребенка качества культуры речи, в том числе логичность, выразительность, точность, действенность.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможность совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности как средству совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить программное содержание работы по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. В ходе проектировочной деятельности изучить особенности совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Методологической основой исследования являются современные научные представления о значении выразительности речи: О. В. Акуловой, Б. Н. Головина, О. И. Марченко, С. Л. Рубинштейна, З. В. Савковой, О. С.Ушаковой и др.
База исследования: исследование проводилось на базе детского сада № 506 ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» с января 2017 г. по март 2017 г. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Практическая значимость работы заключается в разработанном комплексе театрализованных игр, который будет полезен специалистам дошкольных образовательных организаций.
Структура ВКР: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 60 источников.
Дошкольный возраст является этапом активного усвоения ребёнком разговорной речи, развитие и становление всех ее сторон: лексической, грамматической, фонетической. Полноценное овладение родным языком в дошкольный период является одним из необходимых условий решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей в максимально сензитивный период их развития. Поэтому, чем раньше будет начато обучение ребёнка родному языку, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем.
Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово является важнейшим инструментом общения. Ребенок попадает в школу с 6-7 лет. С первых же дней становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Зачастую корни этого явления в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, желания и умения заниматься развитием речи своих детей. В связи с этим дошкольная образовательная организации призвана помочь семье сформировать у ребенка качества культуры речи, в том числе логичность, выразительность, точность, действенность.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможность совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности как средству совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить программное содержание работы по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. В ходе проектировочной деятельности изучить особенности совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Методологической основой исследования являются современные научные представления о значении выразительности речи: О. В. Акуловой, Б. Н. Головина, О. И. Марченко, С. Л. Рубинштейна, З. В. Савковой, О. С.Ушаковой и др.
База исследования: исследование проводилось на базе детского сада № 506 ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» с января 2017 г. по март 2017 г. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Практическая значимость работы заключается в разработанном комплексе театрализованных игр, который будет полезен специалистам дошкольных образовательных организаций.
Структура ВКР: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 60 источников.
Процесс совершенствования выразительности речи ребенка дошкольного возраста, выступает перед ним как особый участок объективных отношений, который он осваивает в процессе практического использования языка. Особую роль в процессе совершенствования выразительности речи отводят театрализованным играм, сконцентрировавшим в себе всё богатство и красоту русского языка.
При участии в театрализованной деятельности, дошкольники знакомятся с окружающим миром через звуки, образы, краски, а умело поставленные вопросы взрослого заставляют детей анализировать, думать, обобщать и делать выводы. Умственное развитие тесно связано с совершенствованием речи ребенка. Во время работы над выразительностью реплик разнообразных персонажей, своих собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, а также совершенствуется его звуковая культура речи, интонационный строй речи. Роль, исполняемая ребенком, произносимые им реплики, ставят перед дошкольником необходимость понятно, четко, ясно изъясняться. Поэтому улучшается грамматический строй речи, выразительность и диалогическая речь.
Театрализованная деятельность позволит ребёнку старшего дошкольного возраста приобщиться к достижениям истории культуры и, овладевая ими, становиться культурным человеком. Театрализованные игры имеют огромную педагогическую ценность, которая заключается в его эстетическом, воспитательном и познавательном значениях.
Эмоциональность, увлекательность, динамизм, образность театрализованной игры, которые изображаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей этого возраста, их способам чувствовать, мыслить, воспринимать окружающую их действительность и формулировать своё отношение к их событиям и явлениям.
Главная задача воспитателя при работе со старшими дошкольниками заключается в проведении работы по развитию речевого слуха, с артикулярными навыками, формировать умение слушать произносимую речь, обучение лексико-семантической восприимчивости.
Педагогическая значимость театрализованной игры выражается в активном воздействии на формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. С помощью ролевых высказываний, которые звучат в ходе драматизации сюжетов литературных произведений, дошкольники инициативно экспериментируют с мимикой, словом, движениями. При исполнении той или иной роли, особенно при вступлении в диалог с другими персонажами, ставит ребенка-дошкольника перед необходимостью говорить понятно, четко, ясно. При развитии мелодико-интонационной выразительности и плавности речи исполняют упражнения на различное интонирование слов: грусть, веселье, низкий или высокий голос.
В данной научно-исследовательской работе мы ставили перед собой цель: теоретически обосновать и практически проверить возможность совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Начиная своё исследование, мы предположили, что театрализованная деятельность является одним из эффективных средств формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, так как она максимально приближенна к ведущему виду деятельности в этом возрасте - игре, а также в ее основе лежит художественное произведение, которое является эталоном правильной речи ребенка.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы и экспериментального исследования наша цель была достигнута и поставленные задачи реализованы. Театрализованная деятельность действительно является одним из самых эффективных средств совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность положительно влияет на развитие интонации, лексического разнообразия, пантомимики и мимики. Дети, которые занимаются таким видом деятельности, демонстрируют более высокий уровень развития выразительности речи по предложенным параметрам, в сравнении с теми детьми, которые не посещали занятия по театрализованной деятельности, но вся остальная работа по речевому развитию была равнозначной. Словарный запас более богат прилагательными и практически не наблюдаются синтаксические ошибки.
Кроме того, именно театрализованная деятельность позволяет дошкольникам преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе, которые могут негативно влиять не только на речевое развитие ребенка, но и развитие личности в целом.
При участии в театрализованной деятельности, дошкольники знакомятся с окружающим миром через звуки, образы, краски, а умело поставленные вопросы взрослого заставляют детей анализировать, думать, обобщать и делать выводы. Умственное развитие тесно связано с совершенствованием речи ребенка. Во время работы над выразительностью реплик разнообразных персонажей, своих собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, а также совершенствуется его звуковая культура речи, интонационный строй речи. Роль, исполняемая ребенком, произносимые им реплики, ставят перед дошкольником необходимость понятно, четко, ясно изъясняться. Поэтому улучшается грамматический строй речи, выразительность и диалогическая речь.
Театрализованная деятельность позволит ребёнку старшего дошкольного возраста приобщиться к достижениям истории культуры и, овладевая ими, становиться культурным человеком. Театрализованные игры имеют огромную педагогическую ценность, которая заключается в его эстетическом, воспитательном и познавательном значениях.
Эмоциональность, увлекательность, динамизм, образность театрализованной игры, которые изображаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей этого возраста, их способам чувствовать, мыслить, воспринимать окружающую их действительность и формулировать своё отношение к их событиям и явлениям.
Главная задача воспитателя при работе со старшими дошкольниками заключается в проведении работы по развитию речевого слуха, с артикулярными навыками, формировать умение слушать произносимую речь, обучение лексико-семантической восприимчивости.
Педагогическая значимость театрализованной игры выражается в активном воздействии на формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. С помощью ролевых высказываний, которые звучат в ходе драматизации сюжетов литературных произведений, дошкольники инициативно экспериментируют с мимикой, словом, движениями. При исполнении той или иной роли, особенно при вступлении в диалог с другими персонажами, ставит ребенка-дошкольника перед необходимостью говорить понятно, четко, ясно. При развитии мелодико-интонационной выразительности и плавности речи исполняют упражнения на различное интонирование слов: грусть, веселье, низкий или высокий голос.
В данной научно-исследовательской работе мы ставили перед собой цель: теоретически обосновать и практически проверить возможность совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Начиная своё исследование, мы предположили, что театрализованная деятельность является одним из эффективных средств формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, так как она максимально приближенна к ведущему виду деятельности в этом возрасте - игре, а также в ее основе лежит художественное произведение, которое является эталоном правильной речи ребенка.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы и экспериментального исследования наша цель была достигнута и поставленные задачи реализованы. Театрализованная деятельность действительно является одним из самых эффективных средств совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность положительно влияет на развитие интонации, лексического разнообразия, пантомимики и мимики. Дети, которые занимаются таким видом деятельности, демонстрируют более высокий уровень развития выразительности речи по предложенным параметрам, в сравнении с теми детьми, которые не посещали занятия по театрализованной деятельности, но вся остальная работа по речевому развитию была равнозначной. Словарный запас более богат прилагательными и практически не наблюдаются синтаксические ошибки.
Кроме того, именно театрализованная деятельность позволяет дошкольникам преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе, которые могут негативно влиять не только на речевое развитие ребенка, но и развитие личности в целом.



