ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности совершенствования выразительности речи у детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Психолого-педагогические подходы к театрализованной
деятельности как средству совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 16
1.4. Программное содержание работы по совершенствованию
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
Актуальность. Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для дошкольных организаций одним из основных приоритетов образования устанавливают речевое развитие ребенка-дошкольника, позволяющее успешному общению в кругу сверстников и взрослых. Во ФГОС отмечается, что «речевое развитие включает в себя: обогащение активного словаря; владение речью как средством общения; совершенствование связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте; совершенствование звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха».
Дошкольный возраст является этапом активного усвоения ребёнком разговорной речи, развитие и становление всех ее сторон: лексической, грамматической, фонетической. Полноценное овладение родным языком в дошкольный период является одним из необходимых условий решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей в максимально сензитивный период их развития. Поэтому, чем раньше будет начато обучение ребёнка родному языку, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем.
Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово является важнейшим инструментом общения. Ребенок попадает в школу с 6-7 лет. С первых же дней становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Зачастую корни этого явления в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, желания и умения заниматься развитием речи своих детей. В связи с этим дошкольная образовательная организации призвана помочь семье сформировать у ребенка качества культуры речи, в том числе логичность, выразительность, точность, действенность.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможность совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности как средству совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить программное содержание работы по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. В ходе проектировочной деятельности изучить особенности совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Методологической основой исследования являются современные научные представления о значении выразительности речи: О. В. Акуловой, Б. Н. Головина, О. И. Марченко, С. Л. Рубинштейна, З. В. Савковой, О. С.Ушаковой и др.
База исследования: исследование проводилось на базе детского сада № 506 ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» с января 2017 г. по март 2017 г. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Практическая значимость работы заключается в разработанном комплексе театрализованных игр, который будет полезен специалистам дошкольных образовательных организаций.
Структура ВКР: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 60 источников.
Процесс совершенствования выразительности речи ребенка дошкольного возраста, выступает перед ним как особый участок объективных отношений, который он осваивает в процессе практического использования языка. Особую роль в процессе совершенствования выразительности речи отводят театрализованным играм, сконцентрировавшим в себе всё богатство и красоту русского языка.
При участии в театрализованной деятельности, дошкольники знакомятся с окружающим миром через звуки, образы, краски, а умело поставленные вопросы взрослого заставляют детей анализировать, думать, обобщать и делать выводы. Умственное развитие тесно связано с совершенствованием речи ребенка. Во время работы над выразительностью реплик разнообразных персонажей, своих собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, а также совершенствуется его звуковая культура речи, интонационный строй речи. Роль, исполняемая ребенком, произносимые им реплики, ставят перед дошкольником необходимость понятно, четко, ясно изъясняться. Поэтому улучшается грамматический строй речи, выразительность и диалогическая речь.
Театрализованная деятельность позволит ребёнку старшего дошкольного возраста приобщиться к достижениям истории культуры и, овладевая ими, становиться культурным человеком. Театрализованные игры имеют огромную педагогическую ценность, которая заключается в его эстетическом, воспитательном и познавательном значениях.
Эмоциональность, увлекательность, динамизм, образность театрализованной игры, которые изображаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей этого возраста, их способам чувствовать, мыслить, воспринимать окружающую их действительность и формулировать своё отношение к их событиям и явлениям.
Главная задача воспитателя при работе со старшими дошкольниками заключается в проведении работы по развитию речевого слуха, с артикулярными навыками, формировать умение слушать произносимую речь, обучение лексико-семантической восприимчивости.
Педагогическая значимость театрализованной игры выражается в активном воздействии на формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. С помощью ролевых высказываний, которые звучат в ходе драматизации сюжетов литературных произведений, дошкольники инициативно экспериментируют с мимикой, словом, движениями. При исполнении той или иной роли, особенно при вступлении в диалог с другими персонажами, ставит ребенка-дошкольника перед необходимостью говорить понятно, четко, ясно. При развитии мелодико-интонационной выразительности и плавности речи исполняют упражнения на различное интонирование слов: грусть, веселье, низкий или высокий голос.
В данной научно-исследовательской работе мы ставили перед собой цель: теоретически обосновать и практически проверить возможность совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Начиная своё исследование, мы предположили, что театрализованная деятельность является одним из эффективных средств формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, так как она максимально приближенна к ведущему виду деятельности в этом возрасте - игре, а также в ее основе лежит художественное произведение, которое является эталоном правильной речи ребенка.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы и экспериментального исследования наша цель была достигнута и поставленные задачи реализованы. Театрализованная деятельность действительно является одним из самых эффективных средств совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность положительно влияет на развитие интонации, лексического разнообразия, пантомимики и мимики. Дети, которые занимаются таким видом деятельности, демонстрируют более высокий уровень развития выразительности речи по предложенным параметрам, в сравнении с теми детьми, которые не посещали занятия по театрализованной деятельности, но вся остальная работа по речевому развитию была равнозначной. Словарный запас более богат прилагательными и практически не наблюдаются синтаксические ошибки.
Кроме того, именно театрализованная деятельность позволяет дошкольникам преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе, которые могут негативно влиять не только на речевое развитие ребенка, но и развитие личности в целом.
1. Акулова О.А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 24-31
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.: Сфера, 2003. 128 с.
3. Арушанова А.Г. Истоки диалога: книга для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2003. 216 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 128 с.
5. Ахмадуллина Л. И. Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности ребенка-дошкольника // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2012. № 11 (14). С. 39-40.
6. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр. Екатеринбург: Феникс, 2007. 24 с.
7. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 335 с.
8. Воевода О.Н. Развитие речи дошкольника. Минск: Сфера, 2009. 194 с.
9. Вяльцева Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 13 (699). С. 60-68.
10. Голдырева Т.Н. Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речетворчество дошкольников». Красноуфимск: Феникс, 2015. 78 с.
11. Дейниченко Л.Б. Особенности развития форм и функций речи старших дошкольников в различных видах их деятельности. М.: МГОУ, 2013. 240 с.
12. Домрачева О.Л. Развитие речи-рассуждения через
экспериментально-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста // Образование в Кировской области. 2014. № 1 (29). С. 35-36.
13. Ефимова Р.Ю. Нетрадиционные методы обучения диалогической речи. М.: НАУКА, 2012. Т. 1. № 11 (14). С. 27-29.
14. Исамбекова А.Б. Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы современной науки. 2015. № 8. С. 91-95.
15. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. М.: Скрипторий 2003, 2010. 160 с.
16. Комарова Е.Е. Речевое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 2 (5). С. 48-52.
17. Кочерова И.В. Развитие творческих способностей дошкольников театрализованной деятельностью в рамках образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» // Научный альманах. 2016. № 1-2 (15). С. 199-202.
18. Крылова Н.М. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности. 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2014. 264 с.
19. Кулабухова С.Н. Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания дошкольников // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 10-1. С. 40-42.
20. Курцева Е.Е. Использование театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста // Дошкольное
образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 2 (5).
С. 171-172.
21. Лаврентьева И.А. Театрализованная деятельность как способ развития речи старших дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 8. С. 131-135.
22. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. М.: Сфера, 2009. 64 с.
23. Левшина Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 127-129.
24. Леонова Д.В. Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора // Филологическое образование в период детства. 2013. Т. 20. С. 62-65.
25. Летягина И.Н. Театрализованная деятельность как средство для речевого развития детей младшего дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 2 (7). С. 141-143.
26. Марченко Л.Л. Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей // Амурский научный вестник. 2014. № 1. С. 124-132.
27. Мухоярова Ю.Г. Развитие речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности // Филологическое образование в период детства. 2013. Т. 20. С. 78-81.
28. Назаренко Т.В. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста // Социосфера. 2012. № 4. С. 66-67.
29. Охлопкова М.В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: Буки-Веди, 2013. 123 с.
30. Павлова Е.А. Развитие связной речи у детей старшего
дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-3. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15966(дата
обращения: 07.11.2017).
31. Павловская В.А. Включение родителей в воспитательную деятельность дошкольного учреждения через театрализованную деятельность // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2016. № 2 (9). С. 163-165.
32. Песошнова Л.Г. Активизация речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Филологическое образование в период детства. 2013. № 20. С. 87-89.
33. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы их решения в условиях ДОУ и семьи / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора. М.: Академия, 2002. 192 с.
34. Пиюк Н.С. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников // SCIENCETIME. 2016. № 11 (35). С. 364-367.
35. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка: учебное пособие. М.: Флинта, 2011. 221 с.
36. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006. №06-1844. http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-11122006-П-06-1844/
37. Савченко К.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы психологии. 2016. № 11. С. 16-21
38. Садыкова Е.Н. Театрализованная деятельность - это игра, в которой ребенок познает мир и развивает речевые навыки // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1 (6). С. 283-284.
39. Смольникова Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2011. № 12. С. 21-23.
40. Соболева О.Л. Радуга речи. Речевое развитие в дошкольном детстве. М.: Линка-пресс, 2016. 165 с.
41. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи
дошкольников: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 255 с.
42. Томчикова С.Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. 118 с.
43. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: ВЛАДОС, 2010. 287 с.
44. Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2001. 257 с.
45. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М.: Сфера, 2009. 224 с.
46. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС). М.: Сфера, 2015. 272 с.
47. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг. М.: Сфера, 2015. 288 с.
48. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. М.: Сфера, 2015. 176 с.
49. Фасхутдинова Э.С. Театрализованная деятельность как один из методов игровых технологий с целью активизации познавательной деятельности //Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2012. № 14. С. 185-188.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/(дата обращения 16.09.2016).
51. Ханина О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников. Ростов на Дону: Феникс, 2012. 48 с.
52. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. 554 с.
53. Чернова Е.И. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2011. № 22. С. 36-38.
54. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2003. 160 с.
55. Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет. М.: Сфера, 2012. 128 c.
56. Шишкова М.И. Развитие речи на занятиях по чтению: пособие для педагога-дефектолога. М.: Владос, 2014. 88 c.
57. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 107 с.
58. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2008. 555 с.
59. Янушко Е. А. Игры с ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2016. 128 c.
60. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2014. 445 с.