Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Работа №98758

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Возрастные особенности выразительности речи детей старшего
дошкольного возраста
1.2. Интонационная выразительность и ее компоненты 10
1.3. Особенности формирования выразительности речи детей
старшего дошкольного возраста
1.4. Театрализованная деятельность дошкольников как средство
развития выразительности речи
1.5. Анализ программ дошкольного образования по исследуемой
проблеме
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОРМИРОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
2.1. Диагностика уровня развития интонационной выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по развитию
интонационной выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста в театрализованной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81


Объективный процесс интенсивного обучения и воспитания интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, наблюдаемый в последние годы в системе дошкольного воспитания, наряду с положительным влиянием, оказал отрицательное воздействие на формирование эмоциональной сферы ребенка-дошкольника. На его коммуникативные качества, на выразительность его речи.
Теоретические подходы данной проблемы основываются на представлении о закономерностях развитии речи дошкольников. Данные закономерности представлены в трудах таких ученых: Л.С. Выготский, А.Л. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин.
В общем виде их взгляды на происхождение языковых способностей можно рассмотреть так:
- речь ребенка формируется в результате обобщения языковых явлений, восприятия собственной речевой активности и речи взрослых;
- ведущей задачей в обучении речи является развитие языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития выразительности речи.
Основной задачей развития речи детей дошкольного возраста является овладение ими нормами, правилами родного языка, средствами выразительности речи и развитие их коммуникативных умений и навыков.
Проблема, касаемая развития выразительности речи активна и тем, что она является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека и его поведения в целом.
Как показали исследования Л.С. Высотского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубенштейна, Д.Б. Эльконина и других, «речь выступает не только предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности.
Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития выразительной речи у дошкольников, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей театрализованных видов деятельности в плане развития речевой выразительности детей дошкольного возраста.
Применение в работе театрализованных игр, с детьми старшего дошкольного возраста открывает широкие перспективы развития выразительности их речи, в основе данного предположения лежат следующие особенности:
- выразительность языка, которая способствует овладению дошкольником лучших образцов русской речи;
- традиционность и импровизация;
- возможность творческого отношения к их исполнению, способствующее более ярким и выразительным совместным действиям.
В связи с названными особенностями, театрализованная деятельность выступает в роли эффективного средства развития интонационной выразительности речи, так как раскрывает перед ребёнком всю точность и красоту русского языка, способствуя обогащению детской речи.
Театральную деятельность, возможно, рассматривать наилучшим содержанием художественно - речевой и игровой деятельности. Такие виды деятельности создают благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной речевой выразительности ребёнка, а так же для его речевого самовыражения.
Актуальность темы заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать на практике комплекс педагогических мероприятий по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс педагогических мероприятий по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- изучить возрастные особенности интонационной
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
- определить особенности формирования интонационной выразительности речи, детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс мероприятий по развитию интонационной выразительности речи посредством использования театрализованных игр.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- методы изучения, анализа и обобщения литературных данных (знакомство с библиографией, отбор и систематизация источников по проблемам);
- интервьюирование - беседы с детьми, родителями, педагогами;
- организационный метод (создание педагогических ситуаций для изучения особенностей интонационной выразительности речи);
- практический метод (тестирование детей, количественная и качественная обработка полученных данных).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение - детский сад комбинированного вида «Надежда» - детский сад №461. В проектировочной работе приняли участие 13 детей старшей группы. Средний возраст детей 5 лет 6 месяцев.
Практическая значимость - разработанный комплекс заданий, игр по театрализованной деятельности может применяться во всех дошкольных учреждениях для успешного совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование и его результаты позволяет сделать следующие выводы.
В старшем дошкольном возрасте дети в речевом развитии достигают довольно высокого уровня. Овладевают правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью. Высказывания детей становятся содержательнее, точнее, выразительнее. Пользуются различными средствами интонации: ритмом речи, темпом речи, логическим ударением.
Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются:
- диалогическая и монологическая речь;
- развитие речевого творчества, выразительности речи;
- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
- подготовка к чтению, чтение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Выразительность речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.
Вопрос о воспитании интонационной выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.
В практической части нашей работы была описана проектировочная работа по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Первым этапом практической части нашего исследования стало проведение диагностического исследования по выделенным нами умениям. В ходе него были получены следующие результаты: низкий уровень - 2 ребенка(16%), средний уровень - 7 детей(53%), высокий уровень - 4 ребенка(31%).
На основе анализа проведенного диагностического исследования нами был разработан и описан комплекс педагогических мероприятий по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Данный комплекс включает в себя следующие направления:
- комплекс игр - занятий по театрализованной деятельности для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
- занятия по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста;
- создание развивающей предметно - пространственной среды для театральной деятельности;
- активное взаимодействие с родителями воспитанников по совершенствованию и систематизированию знаний о роли театрализованной деятельности в формировании выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Реализованный комплекс мероприятий оказался эффективным для развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для формирования выразительности речи мы использовали различные логоритмические упражнения, все упражнения проводились в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методов для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям выразительней и эмоциональней стала речь детей.
Таким образом, процесс формирования интонационной выразительности речи средствами театрализованных игр у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если работу по организации театрализованных игр строить с учетом индивидуальных психолого-педагогические особенностей, при этом применять эффективные способы формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса занятий по театрализованной деятельности, который можно использовать не только в педагогической практике дошкольного образовательного учреждения, но и в условиях семейного воспитания с целью развития культуры речи у детей старшего дошкольного возраста и гармоничного развития личности в целом.



1. Акулова О.В. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, - 2005, №4, с. 24.
2. Акулова О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. - М.: Центр педагогического образования, 2013. - 240 с.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2015. - 400 с.
4. Алмазова Е.С. О возрастных, особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. - М.: Сфера, 2003 - 189 с.
5. Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006. - 168 с.
6. Антипова A.M. Просодия //Лингвистический энциклопедический словарь - М.: Гардарики. 2006. - 276 с.
7. Антонова Т.В., Иванкова Р.А. Формирование детского игрового общества // Л.А. Абрамян. Игра дошкольника. - М.: Детство-пресс, 2012. С. 56-72.
8. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2001. -127 с.
9. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 208 с.
10. Батурина Г. И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.
11. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 192 с.
12. Богуславская З.М. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 196 с.
13. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. Метод. пособие. - М.: Айрис-пресс,
2015. - 192 с.
14. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. - М.: 2001. - 126 с.
15. Бухарова И.С. и др. Характеристика игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста // Материалы для самостоятельной подготовки к ИГА по предметам психолого¬педагогического цикла. - Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 117.
16. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста. - М.: Мозаика-синтез, 2015. - 178с.
17. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 523 с.
18. Витт П.В. Информация об эмоциональных Состояниях к в речевой интонации //Вопросы психологии 2006. - №3 - 56 с.
19. Волков Б.С. Возрастная психология: учебное пособие. - М.:
Академический проект, 2015. - 836 с.
20. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Академический проект, 2014. - 458 с.
21. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001 - 210 с.
22. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Моаика-Синтез, 2012. - 64 с.
23. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2006 - 136 с.
24. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная
деятельность дошкольников: учебно-метод. пособие. - М.: Центр
педагогического образования, 2013. - 368 с.
25. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб.: Акцидент,
2016. - 239 с.
26. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.
27. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР, 2002. - 156 с.
28. Жуковская Р.И. «Игры и трудовые занятия в детском саду» - М.: Владос, 2002 - 156 с.
29. Запорожец А.В. Избранные психологические труды - М.: ТЦ Сфера, 2001 - 562 с.
30. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Владос, 2014. - 252 с.
31. Кабанова О.А. и др. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей. - М.: Детство-пресс, 2014. - 96 с.
32. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2002. - 191 с.
33. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка. -Ростов- на/Д.: Феникс, 2014. - 198 с.
34. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. - М.: Дрофа, 2014. - 176 с.
35. Косинова Е.М. Учимся говорить правильно. -М.: Росмэн-Пресс, 2014. - 120 с.
36. Кравцов Г.Г. Психологическая готовность к школе - М.: Знание 2000. - 77 с.
37. Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - М.: Ярославль: Академия развития, 2002. - 208 с.
38. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция звуковой культуры речи детей: метод. пособие. - М.: Сфера, 2014. - 148 с.
39. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. - М., 1983. - 862 с.
40. Максаков А.Н., Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 128 с.
41. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду:
Пособие для работников дошк. учреждений. - М.:ТЦ «Сфера», 2001. - 169 с.
42. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
43. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Обруч, 2012. - 176 с.
44. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей- дефектологов, воспитателей и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64с.
45. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 334 с.
46. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2003. - 136 с.
47. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., - М. Мозаика - Синтез, 2005. - 68 с.
48. Радуга. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Просвещение, 2016. - 234 с.
49. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Детство-пресс, 2013. - 230 с.
50. Родина М.И. « Кукляндия» - СПб, 2008. - 368 с.
51. Родионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности в речи дошкольников // Ребенок в детском саду. 2014. № 1. С. 26-31.
52. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М.: Эксмо-пресс, 2014. - 195 с.
53. Рубинштейн С.Л. Развитие речи у детей // Основы общей психологии. - М.: Владос, 2012. - С.323-342.
54. Светлова И.Е. Развиваем устную речь: учеб. пособие. - М.: Эксмо- Пресс, 2015. - 80 с.
55. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учеб. пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 192 с.
56. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
57. Сохин Ф.А., Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников - М.: МОДЭК МПСИ, 2002. - 240 с.
58. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М.: Академия, 2014. - 256 с.
59. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб.пособие для учащихся средних пед. учебных заведений. - М.: Владос, 2014. - 325 с.
60. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи. - М.: Сфера. 2009. - 240 с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL:
http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения:
12.05.2017)
62. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL:
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html(дата обращения:12.05.2017)
63. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М.: Дом XXI век, 2014. - 187 с.
64. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. - М.: АСТ.2008 - 222 с.
65. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - СПб.: Речь, 2014. - 285 с.
66. Широкова Г.А. Школа общения для дошкольников. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2015. - 286 с.
67. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. - М.: Гнозис, 2014. - 235 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ