Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Работа №98753

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 11
1.3. Лингвистические основы совершенствования выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста 17
1.4. Театрализованная деятельность как средство совершенствования
выразительности речи у детей 22
1.5. Анализ программного содержания в аспекте совершенствования
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 32
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи у
детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Комплекс занятий, направленный на совершенствование
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74


Современное общество требует от личности выполнения, в основном, деловой или информативной функции речи. В таких условиях речь теряет выразительность и эмоциональность. Это обезличивает человека, лишает его индивидуальности.
В связи с этим все большую значимость и актуальность приобретает проблема совершенствования выразительности речи, ее образности, эмоциональности. Добиться решения этой проблемы можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству, формирования умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.
Речь - это важный фактор психического развития ребенка, формирования его как личности. С помощью речи регулируются все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, воображение и другие. Сознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, воля и характер формируются благодаря наличию речи.
Речь грамотного человека отличается чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение дошкольника речевой выразительности является необходимым компонентом всего процесса речевого развития.
Особенности старшего дошкольного возраста исследовались отечественными педагогами, и нашли свое освещение в работах Л.А. Венгер, Л.А. Григорович, В.С, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С.Мухиной, Т Д. Марцинковской, Г. А. Урунтаевой, Т. Е. Филичевой и другие.
Вопросам речевой выразительности в разное время было посвящено много исследований. Так, особенности выразительности речи у детей в онтогенезе рассматривались психологами, лингвистами, педагогами, такими как: О.А. Борисова, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова, О.А. Денисова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, М.Ф. Фомичева, Е.Е. Шевцова и другие.
Психологами Л.С. Выготским, А.Н. Гвоздевым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, и педагогами Н.В. Гавриш, Ф.А. Сохиным, О.С. Ушаковой, другими, дано психолого-педагогическое обоснование формирования выразительности детской речи.
Л.В. Артемова, Г.И. Батурина, А.М. Бородич, Р.И. Жуковская, С.А. Машевская и другие доказали широкие возможности формирования выразительности детской речи театрализованных игр. Театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством формирования выразительности речи. Она помогает ребенку подмечать красоту и меткость русского языка, обогащая детскую речь выразительными средствами. Театрализованные игры совершенствуют вербальную и невербальную выразительности речи, позволяют ребенку с помощью речевых средств, самовыражаться и проявлять индивидуальность.
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строить речевые высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах [37].
В то же время в дошкольной педагогике недостаточно методик совершенствования выразительности речи в театрализованной деятельности. Основная работа педагогов сводится к распределению ролей, заучиванию текста, к изготовлению костюмов, масок и декораций. Недооценивается организаторская роль педагога. Игнорируется участие педагога в театральной постановке.
И так, несомненная значимость совершенствования выразительности речи в театрализованной деятельности старших дошкольников с одной стороны и недостаточная разработанность данной проблемы с другой обусловили тему нашего исследования.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая разработка комплекса занятий по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Предмет исследования: комплекс занятий по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Исходя из цели, объекта, предмета были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические вопросы, связанные с работой над совершенствованием выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности;
- проанализировать современные программы по дошкольному воспитанию и образованию в аспекте работы по совершенствованию выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности;
- подобрать диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс занятий, который направлен на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности;
В выпускной работе применялись следующие методы: изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме; изучение и обобщение педагогического опыта по развитию выразительности речи детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 59 источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования был проведен научно-теоретический анализ процесса совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Указанная проблема остается в поле зрения психологов и педагогов на протяжении многих десятков лет. За это время учеными введено и охарактеризовано понятие «выразительность речи». Выделены средства речевой выразительности. Определены задачи, принципы и требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты особенности развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Под выразительностью речи нами понимается совокупность интонационных, экспресивно-эмоциональных, речевых особенностей, поддерживающих внимание и интерес у слушателей.
Выразительность речи играет регулятивную, коммуникативную роль, способствует развитию всех психических процессов детей, обогащает творческую деятельность, сохраняет эмоциональное благополучие, способствует самовыражению и индивидуализации дошкольника.
Для обогащения речи используются языковые, речевые, интонационные средства. С помощью них мысль говорящего становится более яркой, точной, запоминающейся.
Дети старшего дошкольного возраста способны эффективно развивать выразительность речи. Они имеют необходимый для свободного общения словарный запас, у них формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая, трудовая. Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, игра с правилами.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка наблюдаются следующие особенности выразительности речи:
- достаточно высокий уровень общего развития речи;
- преобладание с эмоциональной и интонационной выразительности;
- речевое подражание взрослому;
- опора на образец воспитателя;
- высокая сформированность структурных единиц речи, позволяющая совершенствоваться таким средствам речевой выразительность как звуковое и лексическое оформление, эмоциональная насыщенность, интонационная содержательность, экспрессивность.
В совершенствовании выразительности речи детей старшего дошкольного возраста неограниченные возможности имеет театрализованная деятельность. Участие старших дошкольников в драматизациях позволяет эмоционально воспринимать произведения искусства, понимать и применять особенности речевых оборотов, выражать особенности художественного слова, развивать умение вслушиваться в текст, улавливать и воспроизводить необходимый темп, ритм, тембр речи, варьировать высоту голоса, воспроизводить интонации.
При правильной организации театрализованная деятельность является эффективным средством совершенствования выразительности речи у старших дошкольников.
Нами были проанализированы программы: «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой), «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой). Анализ программ показал, что авторы достаточно подробно детализируют задачи развития речи детей. При этом совершенствование выразительности речи не выделяется в отдельный раздел, а осуществляется в рамках развития звуковой культуры речи и направлено, прежде всего, на отработку интонационной выразительности.
Несмотря на различное место, которое авторы уделяют театрализованной деятельности старших дошкольников, она всегда рассматривается как эффективное средство совершенствования выразительности речи.
Однако данным программам недостает разнообразия художественного материала, недостаточный выбор игр и занятий, способствующих совершенствованию выразительности речи. Кроме того в анализируемых программах мало внимания уделяется совершенствованию речевой выразительности именно средствами театрализации. Недостаточно разработаны формы, методы и приемы, направленные на совершенствование выразительности речи в театрализованной деятельности.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты проектировочной работы, проведенной на базе дошкольного учреждения МДОУ № 25 г. Асбеста Свердловской области.
Результаты констатирующей диагностики показали, что у значительного количества детей старшего дошкольного возраста не сформирован необходимый для этого возраста уровень выразительности речи. Дети испытывают трудности в умении говорить шепотом; переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише); выделять голосом нужное слово; повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении; передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания. Требуют совершенствования такие средства выразительности как регулирование высоты и силы голоса, выделение ударного слога в слове, интонационная выразительность.
Результаты диагностики и возможности театрализованной деятельности в решении указанной проблемы послужили основой для разработки комплекса занятий, направленных на совершенствование выразительности речи у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности. Важнейшими условиями для этого являются:
- отбор литературного произведения для театрализованной деятельности;
- создание эмоциональной комфортной психологической обстановки;
- возможность импровизации;
- создание предметно-развивающей среды;
- взаимодействие с другими видами искусства;
- использование разнообразных форм организации детской деятельности;
- сотрудничество педагога и ребенка.
Разработанное планирование должно обеспечить конкретность в накоплении эмоционально-чувственных впечатлений и совершенствование выразительности речи у старших дошкольников через театрализованную деятельность.
Таким образом, цель выпускной работы достигнута, задачи реализованы.



1. Адамчик, Н. В. Самый полный курс русского языка [Текст] / Н. В. Адамчик. - Минск : Харвест, 2008. - 848 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс [Текст] /
А.сА. Андреева. - М. : Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
4. Антипина, Е. П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. П. Антипина. - М. : Творческий центр «Сфера», 2006. - 168 с.
5. Артемова, Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] : Монография / Е. Э Артемова. - М. : МГУ им. М. А. Шолохова, 2008. - 123 с.
6. Артемова, Л. В. Театральные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. - 127 с.
7. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов
[Текст] / С. П. Белокурова. - СПб. : Паритет, 2006. - 320 с.
8. Бим-Бад, Б. М. Психология и педагогика: просто о сложном [Текст] : Популярные очерки и этюды / Б. М. Бим-Бад. - М. : МПСУ, МОДЕК, 2010. - 144 с.
9. Бобро, Т. П. Научное наследие А. Н. Гвоздева и его влияние на становление методики развития речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Т. П. Бобро. - URL: https://www.infouroki.net (дата обращения: 23.02.2017).
10. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика [Текст] : Учебник для Вузов. Стандарт третьего поколения / Н. В. Бордовская. - СПб. : Питер, 2013.-624 с.
11. Борисова, А. В. Психолого-педагогическая работа по развитию
интонационной выразительности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. В. Борисова, О. А. Денисова [Электронный ресурс] // VI Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2014».- URL:
http://www.scienceforum.ru (дата обращения: 23.02.2017).
12. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
A. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
13. Василенко, Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты[Текст] / Ю. С. Василенко. - М. : Дипак, 2013. - 396 с.
14. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Учебник / М. В. Гамезо, Е. А. Петирова, Л. М. Орлова ; под. Ред. М. В. Гамезо. - М. : Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
15. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. - М. : Академия, 2009. - 400 с.
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - изд. 5-е, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
17. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет [Текст] /
B. В. Гербова. - М. : Мозайка-Синтез, 2010. - 235 с.
18. Глухов, В. П. Психолингвистика [Текст] / В. П. Глухов. - М. : Изд. В. Ю. Секачев, 2014. - 344 с.
19. Гуревич, П. С. Политическая психология [Текст] / П. С. Гуревич.
- М. : Юрайт, 2016. - 565 с.
20. Гризик, Т. И. Речевое развитие детей 6-8 лет [Текст] : Методическое пособие для воспитателей. ФГОС / Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2016. - 224 с.
21. Доронова, Т. Н. Играем в театр : театрализованная деятельность детей 4-6 лет [Текст] : Методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, - 2012.
22. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов[Текст] / Т.В. Жеребило - Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с.
23. Звонова, Т. А. Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т. А. Звонова. - URL : http://nsportal.ru (дата обращения: 23.08.2016).
24. Кодзасов, С. В. Общая фонетика [Текст] / С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова. - М.: РГГУ, 2014. - 592 с.
25. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 9-е изд., пер. и доп. - М.: Академия, 2011. - 416 с.
26. Крысько, В. Г. Педагогика и психология [Текст] : Учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. - М. : Юрайт, 2013. - 471 с.
27. Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей [Текст] / О. И. Лазаренко, Т. В. Цветкова. - М. : Сфера, 2009. - 64 с.
28. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2011. - 224с.
29. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред.А. Г. Рузской. - М. : Издательство «Институт практической психологии», 1997. - 384 с.
30. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / А. И. Максаков. - 3-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.
31. Марцинковская, Т. Д. Психология и педагогика [Текст] : Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М. : Проспект, 2013. - 464 с.
32. Машевская, С. А. Очерки по истории детской театральной деятельности [Текст] / С. А. Машевская. - М. : Совпадение, 2015. - 400 с.
33. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст] : Учеб.пособие / Е. В. Мигунова. - Великий Новгород,2006. - 126 с.
34. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. - М. : Аркти, 2008. - 189 с.
35. Морозова, И. А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду [Текст] / И. А. Морозова. - М. : Владос, 2006. - 246с.
36. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития [Текст]: Учебник для студ. Вузов / В. С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия: 2016. - 608 с.
37. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. - М. : УЦ Перспектива, 2014. - 32с.
38. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
С. И. Ожегов. - М. : Мир и образование, 2017. - 1376 с.
39. Омельченко, Л. В. Познавательно-речевое развитие дошкольников [Текст] : ФГОС / Л. В. Омельченко. - М. : Учитель, - 2015.
40. Островский, Э. В. Психология и педагогика [Текст] : Учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. - М. : Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА - М, 2013. - 381 с.
41. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Веракса, М. А.Васильева, Т. С. Комарова ; под ред. Н. Е. Вераксы. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. - 368 с.
42. Павленко, Н. Н. Психология и педагогика [Текст] : Учебное пособие / Н. Н. Павленко, С.О. Павлов. - М. : КноРус, 2013. - 496 с.
43. Программа воспитания и обучения «Радуга» [Текст] / Под ред. Т. Н. Дороновой. - М. : Просвещение, 2016. - 345 с.
44. Психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М. : Изд. «Гном и Д», 2014- 144 с.
45. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. Питер, 2015. - 718 с.
47. Самыгин, С. И. Педагогика и психология [Текст] : Учебное пособие / С. И. Самыгин, А. М. Столяренко. - М. : КноРус, 2012. - 480 с.
48. Словарь литературных терминов [Текст]. - М. : Вако, 2015. - 96 с.
49. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : Учебник для вузов / Е. О. Смирнова. - 3-е изд. Перераб. - СПб. : Питер, 2009. - 304 с.
50 Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. - М. : МОДЭК МПСИ, 2005. - 240 с.
51 Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст] : Учебник для студентов Вузов / А. М. Столяренко. - М. : Юнити Дана, 2014. - 543 с.
52 Урсу, Н. М. Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора [Текст] / Н. М. Урсу // Педагогика : традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 67 - 71.
53 Урунтаева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] : Учебное пособие / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд. Стереотип. - М. : Академия, 2001. - 336 с.
54 Ушакова, О. С. Развитие речи детей 6-7 лет [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Сфера, 2016. - 256 с.
55 Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Сфера, 2009. - 204 с.
56 Филичева, Т. Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Е. Филичева. - М. : Просвещение, 2009. - 223 с.
57 Чепцова, Н. А. Анализ современных образовательных программ дошкольного воспитания - «Развитие», «Детство», «Шаг за шагом» [Электронный ресурс]. -URL:http://superinf.ru (дата обращения: 23.02.2017).
58 Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи [Текст] / Е. Е.Шевцова, Л. В. Забродин. - М. : Издательство АСТ, 2009 - 224 с.
59 Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учеб.пособие / Д. Б. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ