ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Семья дошкольника с ОВЗ как объект психолого-педагогических исследований 7
1.2. Направления психолого-педагогического сопровождения семьи
дошкольника с ОВЗ: содержательный аспект 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ ДОШОЛЬНИКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Организация опытно-поисковой работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 28
2.2. Методические рекомендации по выбору основных направлений психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования 36
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. По мнению исследователей, то каким вырастет ребенок, какие черты характера у него сформируются, на 70% зависит от родителей [6, с. 114].
Рождение в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья- это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи.
Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что родился такой ребенок, страх за его будущее, приводят к тому, что семьи отгораживаются от своих близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья, ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Круг общения ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на развитии ребёнка[1, с. 72-76].
Самой большой проблемой можно считать отсутствие и недостаточную разработанность научно-обоснованного подхода к организации и реализации психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема исследования заключается в поиске содержания направлений психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Тема выпускной квалификационной работы: «Направления психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».
Степень разработанности проблемы. Интерес к проблеме психологопедагогического сопровождения семьи дошкольника с ограниченными возможностями здоровья постоянно растет, что подтверждается увеличением числа исследований, монографий, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам во всем мире. Проблемами детско-родительских отношений в семьях, где воспитывают ребенка с ОВЗ, частично представлено в работах Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Н. Смирновой. Рассматриваемой проблеме посвящены работы таких отечественных авторов, как Т.А. Добровольской, М.М. Семаго, И.Ю. Левченко, В.В. Ткаченко, Е.Р. Баенской.
Однако вопросы содержания направлений психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ОВЗ в научной литературе, на наш взгляд, раскрыты недостаточно.
Объект исследования: семья дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования: содержание направлений психологопедагогического сопровождения семьи дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования: выявить и практически обосновать содержание направлений психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Актуальность, проблема и цель исследования определили следующие задачи:
1. Рассмотреть семью дошкольника с ОВЗ как объект психологопедагогических исследований.
2. Выявить содержание направлений психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
3. Организовать и провести опытно-поисковую работу по выявлению родительского отношения у семей дошкольника с ОВЗ.
4. Реализовать работу направлений по психолого-педагогическому сопровождению семьи дошкольника с ОВЗ в ДОУ.
5. Провести анализ результатов реализации направлений психологопедагогического сопровождения семьи, воспитывающей дошкольника с ОВЗ.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация; эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 48 наименований, приложения.
Во введении представлена актуальность рассматриваемой проблемы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
Первая глава посвящена обзору аспектов психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ОВЗ, основных направлений психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ОВЗ.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование, которое направленно на реализацию содержания психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ОВЗ в ДОУ. В заключении подведены итоги исследования.Цель исследования: выявить и практически обосновать содержание направлений психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Актуальность исследования проблемы содержания направлений психолого-педагогического сопровождения семьи младшего школьника с ОВЗ обусловлена, во-первых, нарушением структуры и функций данной категории семей, во-вторых, падением их жизненного уровня, ухудшением условий содержания детей, в-третьих, нарастанием психоэмоциональных перегрузок у родителей.
Семья ребенка с ОВЗ - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными характеристиками всех её членов и спецификой взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у одного из родителей, что обуславливает необходимость ее психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ - это область научно-практической деятельности ряда специалистов: педагогов, социальных педагогов, педагогов-психологов и др.
Теоретический анализ научных концепций М.Р. Битяновой, Н.Н. Васягиной, В.С. Мухиной, Г.В. Безюлевой позволил в качестве основных
направлений психолого-педагогического сопровождения семьи выделить: диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское, консультативное, образовательное, социально-диспетчерское.
С целью организации психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в образовательной организации, направленного на решение ее типичных сложностей, нами была проведена эмпирическая часть исследования.
В исследовании приняло участие 12 семей дошкольников с ОВЗ, воспитанников ДОУ №42. В нашей выборке семьи были представлены только одним родителем - матерью. Диагностика проводилась с использованием двух методик: социограмма «Моя семья», автор В.В.Ткачева, «Тест-опросник родительского отношения», авторы А.Я.Варга, В.В.Столин.
В бланке «Моя семья до рождения ребенка с ОВЗ» 9 человек (75%) изобразили круги рядом друг с другом и с улыбающимися лицами, что свидетельствует об определенной степени близости между членами семьи; 3 родительницы (25%) обозначают себя и других с позиции семейных ролей («мама», «папа», «бабушка»).
В бланке «Моя семья после рождения ребенка с ОВЗ» показал, что 8 родителей (67%) практически изобразили так же, только между кругами появилось небольшое свободное пространство, что также свидетельствует об определенной степени близости между членами семьи, а в 4 семьях (33%) изменились отношения между членами семьи.
Анализ бланков «Моя семья в настоящее время» показал, что атмосфера доброжелательности, близких отношений, положительного взаимодействия наблюдается только в 4 семьях (33%) опрошенных. В 5 семьях (42%) отношения разладились. Из них, в 2 семьях, мама занимает главенствующую позицию в семье, не разделяет свои обязанности по воспитанию и развитию ребенка с его отцом. А в 3 семьях круг с изображением папы изображен маленький и в стороне от всех, что говорит о том, что отец не принимает практически никакого участия в воспитании. На 45
3 рисунках (25%) фигура отца вообще была нарисована вне круга. Это говорит о том, что отец в этих семьях отсутствует. Семья распалась из-за трудностей, с которыми столкнулись эти семьи после рождения ребенка с ОВЗ.
Как показал «Тест-опросник родительского отношения»
-25% семей отвергают своего ребенка, воспринимая его не приспособленным, неудачливым и не доверяют ему;
-33% семей демонстрируют симбиотические отношения с ребенком;
-17% семей демонстрируют высокую степень контроля, т.е. родители авторитарны по отношению к детям и требуют от них безоговорочного послушания и дисциплины;
-17% семей видят ребенка не приспособленным и не успешным, поэтому пытаются отгородить его от трудностей жизни.
С учетом цели и задачей содержания направлений психологопедагогического сопровождения семьи дошкольника с ОВЗ и выявленных типичных сложностей в детско-родительских отношениях нами использовались стандартные направления, описанные в теории (диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и образовательное, консультативное).
С целью проверки эффективности описанных направлений была проведена повторная диагностика респондентов и получены следующие результаты:
-благоприятная ситуация в семье улучшилась на 8%; в блоке «Моя семья в настоящее время» также прослеживается положительная динамика.
-по шкале, интерпретируемой как «отвержение», сократилось
количество семей на 8%;
-по шкале, интерпретируемой как «кооперация», увеличилось
количество семей на 50%, то есть наблюдается заинтересованность в делах и планах своего ребенка;
-по шкале, интерпретируемой как «симбиоз», сократилось количество семей на 25%, то есть, мы наблюдаем у родителей стремление к автономизации отношений с ребенком...
1. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья/ Актуальные проблемы становления профессиональной культуры педагогов интегрированного образования: Мат-лы межд. науч.-практ.конф. (Волгоград, 15-17 ноября 2010 г.) / Состав.: С.Г. Ярикова, Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. Волгоградский госуд. соц.-пед. ун-тет: Волгоград, 2010.- С. 72-76.
2. Анисимова Н. Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения// Дефектология. - 1998. - N 1. - С. 56-62.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита Текст. / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. Т. 15. -№1. - 1994.- С. 3-18.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. 298 с.
5. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей [Текст]: Учебное пособие / М.Р. Битянова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии Текст. / Л.С. Выготский.- СПб.: Лань, 2003. 654 с.
7. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012
8. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. 448 с.
9. Инклюзивное образование: методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ Сост. М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. 240 с.
10. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Нач. школа / авт.-сост. И.В. Возняк, Л.В. Годовникова. - Волгоград: Учитель, 2011. 97 с.
11. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Седегова. - Волгоград: Учитель, 2012. 147 с.
12. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников [Текст] / Н.Л. Коновалова. - СПб.: изд-во СПб.ун-та, 2000. 156 с.
13. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В.Ю.; ТЦ «Сфера»; НИИ Школьных технологий, 2008. 128 с.
14. Кулагина Е. В. Вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт коррекционных и интеграционных школ // Социологические исследования. 2009. № 2.
15. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие.-М.: Просвещение, 2008. - 239 с...