Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста

Работа №98730

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности развития
детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Словарь ребенка и этапы его формирования 13
1.3. Особенности формирования словаря у детей младшего
дошкольного возраста 27
2.1. Анализ нормативных документов и образовательных программ
дошкольного образования по проблеме формирования словаря младших дошкольников 31
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1 Диагностика уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста 37
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря
детей младшего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Овладение родным языком является важнейшим приобретением дошкольного детства. Речь не дается человеку от рождения, чтобы ребенок начал говорить необходимо время.
На данном этапе дошкольного образования речевое развитие является одной из структурных единиц, представляющих направления развития и образования детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие является одной из пяти образовательных областей, обеспечивающих «всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Обогащение активного словаря» [18] является одной из важнейших задач речевого развития.
Специально организованный воспитательно-образовательный процесс в детском саду обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка. В ходе воспитательно-образовательного процесса осуществляется познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Речевое развитие при этом имеет очень важное значение, так как речь, являясь важнейшей психической функцией, связывает и организует остальные психические процессы, оказывает влияние на поведение и общее развитие ребенка. Полноценное общение и развитие личности обеспечивается богатой и хорошо развитой речью.
Общение играет важнейшую роль в полноценном развитии ребенка младшего дошкольного возраста, а особенно речевом. Общение оказывает большое влияние на развитие речи: существенно увеличивается словарный запас, грамматический строй речи совершенствуется, дети стремятся высказывать свои впечатления об окружающем. Важнейшей функцией речи является функция общения. Уже в раннем возрасте ребенок в общении со взрослыми использует речь как средство коммуникации, а также для обогащения, уточнения и активизации словаря. В процессе общения развивается умение более точной, образной передачи своих мыслей, умение использовать для передачи сообщения, социально закрепленные значения слов, подбирать точные слова для выражения сочувствия, просьбы и т.п.
Одной из важнейших частей языковой системы является лексика, она имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Одним из важных условий развития коммуникативных умений ребенка является обогащение его словарного запаса, так как богатый словарь есть признак высокого развития речи.
В полноценном развитии ребенка, в том числе и речевом, в младшем дошкольном возрасте существенную роль играет общение. Общение оказывает огромное влияние на речевое развитие детей: пополняется и активизируется словарный запас, формируется грамматический строй речи, совершенствуется структура предложений. Функция общения является одной важнейших функций речи. Начиная с раннего возраста ребенок, общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуникации. Обогащение, уточнение и активизация словаря способствует формированию умения в процессе общения правильно и четко передавать свои мысли окружающим: использовать социально закрепленные значения слов для передачи сообщения, подбирать точные слова для выражения просьбы, сочувствия и других чувств и переживаний.
Все виды детской деятельности сопровождает речь, так как является ведущим средством. От умения пользоваться речью, её качества зависит успешность деятельности ребенка, его признание, авторитет и положение в группе сверстников [54].
Речевая компетенция включает элементарное осознание явлений языка и речи, владение всеми её сторонами: фонетической, грамматической, лексической, на основе этого развивается умение строить связное речевое высказывание. Формирование коммуникативной компетенции, развитие речевого общения происходят параллельно с речевым воспитанием ребенка [51, с. 99].
Актуальность темы: Навыки коммуникации и владение родным языком играют ключевую роль в процессе развития и становления личности. Язык играет первостепенную роль в жизни человека, является необходимым условием его жизнедеятельности и рассматривается как ключевой инструмент процесса обучения и воспитания. Лексическое развитие является одной из основных задач развития речи в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо развивать устную речь уже в дошкольном возрасте, тем самым создавая фундамент для успешного получения образования в будущем.
Основополагающим периодом развития ребенка является дошкольный возраст: интенсивно усваивает навыки коммуникации и учится применять полученный опыт, развивает и совершенствует умения общаться с окружающей средой. На сегодняшний день выразительной, хорошо развитой речью владеют не все дети, что оказывает негативное влияние на общее формирование познавательных процессов ребенка. От уровня речевого развития ребенка зависит его умственное и эстетическое развитие, а так же культура общения в будущем.
Таким образом, проблема формирования у детей дошкольного возраста лексической стороны языка традиционно входит в разряд актуальных, она имеет теоретическое и практическое значение.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы и приемы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Провести анализ нормативных документов с точки зрения проблемы исследования.
3. Описать и провести диагностику уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.
4. Разработать и описать комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс педагогических мероприятий может быть использован педагогами ДОО в практической деятельности по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: филиал МДОУ - детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад комбинированного вида №523 города Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 20 детей второй младшей группы.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы.
В теоретической части нами были раскрыты следующие вопросы:
Период младшего дошкольного возраста является благоприятным для речевого развития. Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста является одной из основных задач речевого развития, и имеет огромное значение в речевого развития ребенка. В формировании словаря детей выделяют два аспекта: количественное и качественное развитие словаря детей. Словарная работа направлена не только на количественный рост словаря, но и на его качественное совершенствование. Важно закреплять в сознании ребенка значения слов, формировать и расширять их семантическое поле.
Анализ основных образовательных программ, психолого-педагогической и методической литературы показал, что формирование словаря является одной из важнейших в речевом развитии ребенка, обогащение словаря детей происходит в процессе общения на основе ознакомления с окружающим миром. Ребенок овладевает в первую очередь названиями, качествами, свойствами, отношениями тех групп предметов, которые доступны для его деятельности и представлены ему наглядно, это обусловлено наличием наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления.
В практической части нами была описана проектировочная работа по формированию словаря детей. Первым этапом практической части нашего исследования стало проведение диагностического исследования, по выделенным нами умениям. В ходе него были получены следующие результаты: низкий уровень - 11 человек (55%), средний уровень - 7 человек (35%), высокий - 2 человека (10%).
На основе анализа проведенного диагностического исследования нами был разработан и описан комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста. Данный комплекс включает в себя следующие направления работы:
- создание насыщенной, доступной, развивающей предметно пространственной среды;
- конструкты по организации непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста; использование дидактических игр и упражнений, как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми;
- активное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников с использованием различных форм работы: индивидуальные и групповые консультации, рекомендации по проведению дидактических игр дома, оформление наглядной информации, проведение родительских собраний.
Разработанный и описанный нами комплекс педагогических мероприятий может быть рекомендован к использованию в дошкольных образовательных организациях в работе с детьми младшего дошкольного возраста, так как разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста, включает все направления развития словаря детей младшего дошкольного возраста и содержит необходимые направления работы с детьми в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом: организацию развивающей предметно - пространственной среды; взаимодействие взрослых и детей в различных видах деятельности, формы взаимодействия с семьями воспитанников.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 448 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. М.: Детство Пресс, 2014. 125 с.
3. Богуславская З.М., Смирнова О.Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение ,1991. 207 с: ил.
4. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. 526 с.
5. Болотова О.К., Молчанова О.М Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. М: Издательский дом высшей школы экономики, 2012. 526 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет.сада. 2-е изд., дораб изд. М.: Просвещение , 1991. 160 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». 4-е изд. М.: Просвещение , 1999. 256 с.
8. Бочкарева О.И. Младшая группа. Занимательные материалы / Сост. О.И. Бочкарева. Волгоград: ИТД «Корифей», 2003. 96 с.
9. Ванюхина Н.Б. Возрастная психология: пособие в 2-х кн. Кн. 2. Казань: Познание, 2008. 292 с.
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1988. 336 с.
11. Венгер Л.А. Детская психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1998. 489 с.
12. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. М.: Просвещение , 2005. 191с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство АСТ, 2008.
668 с.
14. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. СПб: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007. 472 с.
15. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. 2-е изд., испр. и доп изд. М.: Мозайка- синтез, 2008. 96 с.
16. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп изд. М.: Мозайка-синтез, 2007. 64 с.
17. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России,
2003. 512 с.
18. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Соловцева и др. СПб: ООО Детство-Пресс, 2014. 280 с.
19. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / сост. В.А. Титов. М.: «Патриот издат», 2005. 192 с.
20. Занегина В.Н. Формирование лексического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи с опорой на предметно-практическую деятельность // Логопедия. 2016. №4(14). С.14-18.
21. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа: метод. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2015. 144 с.
22. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е издизд. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с.
23. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. С. 224.
24. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1994. 223 с.
25. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. 2-е изд. М.: Академия, 2013. 287 с.
26. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. М.: Айрис-пресс, 2013. 312 с.
27. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов-на- Дону: Феникс, 2008. 416 с.
28. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1982. 160 с., ил.
29. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 96 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип изд. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 456 с.
31. Невская В.П. Речевые игры и упражнения: пособие для учителей- логопедов, воспитателей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2017. 64 с.
32. Новиковская О.А Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). СПб.: Паритет, 2008. 128 с.
33. Общение детей развитие детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной; На-уч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1985. 208. с.
34. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 9-е изд., стереотип изд. М.: Мозаика- Синтез, 2014. 368 с.
35. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка: учебное. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 224с.
36. Привалова С.Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие; Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. 203 с.
37. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2007. 144 с.
38. Развитие речи. Младшая группа. Занимательные материалы / Сост. О.И. Бочкарева. Волгоград: ИТД Корифей, 2008. 96. с.
39. Речевая мозаика. Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет/авт.-сост. О.А. Романович, Н.Л. Стефанова. Волгоград: Учитель. 131 с.
40. Светлова И.Е. Развитие речи. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 64 с.
41. Скоробогатова А.И. Методика развития речи: учебное пособие / А.И. Скоробогатова; Институт экономики, управления и права (г. Казань). Казань: Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2014, 119 с.
42. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозайка Синтез, 2009. 72 с.
43. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. М.: Мозайка-Синтез, 2016. 136 с.
44. Сохин Ф.А. О психологическом и лингвистическом анализе детской речи. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. 260 с.
45. Танцюра С.Ю. Вместе с малышом. Игры и упражнения для развития речи детей 2-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015. 64 с.
46. Тихоненкова Е.П. О закономерностях формирования лексико-грамматических средств родного языка в онтогенезе // Дошкольная педагогика. №1. 2017. С. 27-28.
47. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск: «Народная асвета», 1976. 26 с.
48. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 316 с.
49. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 336 с.
50. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве // Дошкольное воспитание. №13. 2013. С. 98-100.
51. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников как педагогическая проблема // Педагогическое образование и наука. 2011. №12. С. 6-13.
52. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Институт Психотерапии. 2001. 256 с.
53. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М: ТЦ Сфера, 2008. 240 с.
54. Ушакова О.С., Струнина Е.М Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателя детского сада. М.: ВЛАДОС, 2003. 228 с.
55. Ушакова Т.Н. Речь: истоки, принципы развития. М.: ПЕР СЭ,
2004. 256 с.
56. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 524 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: УЦ Перспектива, 2014. 32 с.
58. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
59. Чуйкова Ж.В. Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. 216 с.
60. Чуковский К.И. Собрание сочинений в 15 т. Т.2: От двух до пяти, М.: Терра-Книжный клуб, 2001. 453 с
61. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
62. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Под. ред. В.В Гербовой. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1988. 64 с.
63. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. Высших учебных заведений. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ