ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ 9
1.1. «Мотив», «мотивация» и «профессиональная мотивация» как
основные категории исследования 9
1.2. Теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии 13
1.3. Методология и методы исследования профессиональной мотивации... 19
1.4 Состояние проблемы формирования профессиональной мотивации у студентов-дефектологов в процессе воспитательной работы 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
БУДУЩЕГО ДЕФЕКТОЛОГА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 33
2.1. Организация и методы исследования формирования
профессиональной мотивации у студентов-дефектологов в процессе воспитательной работы 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по формированию профессиональной мотивации у студентов-дефектологов
в процессе воспитательной работы 38
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 43
3.1. Реализация системы по формированию профессиональной мотивации у студентов-дефектологов в процессе воспитательной работы 43
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента по формированию профессиональной мотивации у студентов-дефектологов в процессе воспитательной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Актуальность исследования.
В настоящее время четко прослеживается негативное отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). С целью изменения данного отношения государство реализует программу «Доступная среда», в рамках которой происходит социальная адаптация лиц с особыми образовательными потребностями. Одним из направлений данной программы является подготовка качественных дефектологических кадров, способных обеспечить максимально качественное обучение и эффективное включение лиц с ОВЗ в общество.
На данный момент существуют определенные требования, которые предъявляются при подготовке дефектологических кадров в высших учебных заведениях. Эти требования прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению «Специальное дефектологическое образование», в Профессиональном стандарте педагога, в Федеральном государственном образовательном стандарте обучающихся с ОВЗ и др.
Проанализировав научную литературу и нормативно-правовые документы по вопросу профессиональной подготовки дефектологов можно говорить о единстве взглядов исследователей на дефектолога как личность. Это должен быть выпускник, который осознает ответственность и значимость своей профессии, он должен быть замотивирован к выполнению своей профессиональной деятельности, должен быть способен с социальному взаимодействию, толерантен, должен корректно и адекватно воспринимать людей с ОВЗ, способствовать формированию гуманного отношения к ним в социокультурной среде. Это также должен быть человек, способный обеспечить качество образования и эффективность социализации лиц с особыми потребностями, обладающего личностной готовностью к социальному взаимодействию (Р. О. Агавелян, И. А. Коробейников, И. Ю. Левченко, Е. Т. Логинова, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, И. М. Яковлева и др.).
Помимо этого современное общество диктует новые требования к молодым людям, выступая под девизом «ты должен быть успешным в обществе» вместо привычного «ты должен быть полезным членом общества», что обусловлено сменой ориентира в формировании мотивации личности. В таком случае в высших учебных заведениях становится актуальным силами педагогов, психологов и других специалистов создание специальных условий, обеспечивающих успешное обучение, т.е. сформировать качество личности, которая смогла достичь успеха в обществе.
Успешное обучение может дать толчок к осознанному преодолению трудностей и стремлению к получению новых знаний. В педагогическом плане ситуация успеха представляет собой целостное сочетание определенных условий, благодаря которым становится возможно достижение запланированных результатов либо отдельно взятой личность, либо коллективом людей. Стоит также отметить, что педагогическая ситуация - это четко продуманный план, определенная тактика и стратегия педагога, тактика, способная создать желание достичь успеха, чувство защищенности и уверенности в своих силах.
Различные виды деятельности обеспечиваются разными формами мотивации (познавательная, профессиональная, познавательная, социальнообщественная и т.д.). Особое значение при изучении особенностей профессиональной мотивации имеет знание структуры мотивации профессиональной деятельности.
Профессиональная мотивация - это многокомпонентная, сложноорганизованная структура, зависящая напрямую от конкретной ситуации.
Цель исследования - разработать, обосновать и экспериментально проверить систему формирования профессиональной мотивации у будущих дефектологов в процессе воспитательной работы.
Объектом исследования является профессиональная мотивация будущих дефектологов в Институте специального образования.
Предмет исследования - процесс формирования профессиональной мотивации у будущих дефектологов в процессе воспитательной работы.
Гипотеза исследования: формирование профессиональной мотивации у будущих дефектологов в процессе воспитательной работы будет успешным, если будет разработан комплекс воспитательных мероприятий, воздействующий на всю мотивационную сферу студента дефектологического образования.
Задачи:
1. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы с целью определения теоретико-методологических возможностей ее решения.
2. Определить методологические подходы к исследованию проблемы, создающие основы для ее комплексного изучения и обеспечивающие обоснованность путей решения.
3. Определить комплекс необходимых и достаточных педагогических условий эффективного функционирования системы формирования профессиональной мотивации у будущих дефектологов.
4. Разработать, обосновать и экспериментально проверить систему формирования профессиональной мотивации у будущих дефектологов.
Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и положения педагогических систем (Ю.А. Конаржевский, В.А. Сластенин, В.А. Якунин и др.); ценностей (А.В. Кирьякова, Л.А. Менчикова, С.В. Тимофеева и др.); педагогического моделирования (А.Н. Дахин, Е.А. Солодова, Н.О. Яковлева и др.); профессионального образования (В.И. Долгова, В.А. Кальней, Н.Н. Тулькибаева, Н.В. Чекалева и др.); мотивации (Е.П. Ильин, А.К. Маркова, А. Маслоу, А.В. Петровский и др.); формирования профессиональной мотивации (М.В. Воробьева, Н.М. Емелин, Г. Салем, Л.М. Хабаева и др.); образовательной среды (Ю.С. Мануйлов, З.И. Тюмасева, В.А. Ясвин и др.); рефлексии (Е.И. Мишина, О.Б. Модулина, Д.О.
Парамонов, З.М. Хутыз и др.); педагогического эксперимента (А.С. Казаринов, Д. Кэмпбелл, С.А. Писарева, Е.В. Яковлев и др.).
Для решения поставленных задач использовались:
• теоретические методы: анализ научной и методической
литературы, контент-анализ, терминологический анализ, изучение опыта решения исследуемой проблемы, сравнение, педагогическое моделирование, синтез, обобщение;
• эмпирические методы: обобщение продуктивного опыта
профессиональной подготовки студентов-дефектологов, методы проведения опытно-поисковых работ (анкетирование, тестирование, интервьюирование, экспертиза, наблюдение, оценка), эксперимент.
База исследования. Исследование проводилось с ноября 2016 года по март 2018 на базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования. В экспериментальном исследовании приняли участие студенты Института специального образования 1 и 2 курсов.
По теме исследования было опубликовано 4 статьи:
1. Бездетко, С.Н. Формирование профессиональной мотивации студентов-дефектологов / С.Н. Бедетко, И.А. Филатова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / Екатеринбург. - 2017. - С. 120-122.
2. Бездетко, С.Н. Методы изучения профессиональной мотивации будущих дефектологов / С.Н. Бедетко // I международная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук», 22 февраля 2018 г. / Москва. - 2018. (в печати).
3. Бездетко, С.Н. Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной мотивации студентов-дефектололгоа в процессе
воспитательной работы / С.Н. Бездетко // Специальная педагогика: профессиональный дебют: материалы II Международной студенческой научно-практической конференции, 20 апреля 2018 г. / Минск. - 2018. - С.
14.
4. Бездетко, С.Н. Изучение уровня сформированности профессиональной мотивации будущих дефектологов / С.Н. Бездетко // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, 26-27 апреля 2018 г. / Екатеринбург. - 2018. (в печати).
5. Бездетко, С.Н. Организация адаптивного кукольного театра для детей с ОВЗ в рамках работы по формированию профессиональной мотивации студентов-дефектологов / С.Н. Бездетко // Человек и природа : сборник науч. статей / БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии. - Чебоксары : Плакат, 2018. - с. 111-114.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В настоящее время четко прослеживается негативное отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). С целью изменения данного отношения государство реализует программу «Доступная среда», в рамках которой происходит социальная адаптация лиц с особыми образовательными потребностями. Одним из направлений данной программы является подготовка качественных дефектологических кадров, способных обеспечить максимально качественное обучение и эффективное включение лиц с ОВЗ в общество.
Проанализировав научную литературу и нормативно-правовые документы по вопросу профессиональной подготовки дефектологов можно говорить о единстве взглядов исследователей на дефектолога как личность. Это должен быть выпускник, который осознает ответственность и значимость своей профессии, он должен быть замотивирован к выполнению своей профессиональной деятельности, должен быть способен с социальному взаимодействию, толерантен, должен корректно и адекватно воспринимать людей с ОВЗ, способствовать формированию гуманного отношения к ним в социокультурной среде. Это также должен быть человек, способный обеспечить качество образования и эффективность социализации лиц с особыми потребностями, обладающего личностной готовностью к социальному взаимодействию (Р. О. Агавелян, И. А. Коробейников, И. Ю. Левченко, Е. Т. Логинова, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, И. М. Яковлева и др.).
Помимо этого современное общество диктует новые требования к молодым людям, выступая под девизом «ты должен быть успешным в обществе» вместо привычного «ты должен быть полезным членом общества», что обусловлено сменой ориентира в формировании мотивации личности. В таком случае в высших учебных заведениях становится актуальным силами педагогов, психологов и других специалистов создание
специальных условий, обеспечивающих успешное обучение, т.е. сформировать качество личности, которая смогла достичь успеха в обществе.
Успешное обучение может дать толчок к осознанному преодолению трудностей и стремлению к получению новых знаний. В педагогическом плане ситуация успеха представляет собой целостное сочетание определенных условий, благодаря которым становится возможно достижение запланированных результатов либо отдельно взятой личность, либо коллективом людей. Стоит также отметить, что педагогическая ситуация - это четко продуманный план, определенная тактика и стратегия педагога, тактика, способная создать желание достичь успеха, чувство защищенности и уверенности в своих силах.
Различные виды деятельности обеспечиваются разными формами мотивации (познавательная, профессиональная, познавательная, социальнообщественная и т.д.). Особое значение при изучении особенностей профессиональной мотивации имеет знание структуры мотивации профессиональной деятельности.
Профессиональная мотивации я- это многокомпонентная, сложноорганизованная структура, зависящая напрямую от конкретной ситуации.
В результате проведенных нами исследований источников литературы, а также на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно заключить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна.
Существующие на данный момент различные теории мотивации трактуют о системности мотивационной деятельности, в том числе и профессиональной. Данная система имеет среди компонентов биологические и социальные элементы, что, соответствует, требует учета и особого внимания при составлении плана работы.
Мотивационная сфера человека, формирующаяся у него в течение всей жизни, способна оказывать на него большое влияние, это касается не только поведения человека в той или иной ситуации, но и его личностных характеристик в целом. Так, мотивационная сфера способна оказывать воздействие на определение жизненного пути, на стремления человека, в том числе и в профессиональной деятельности.
Процесс формирования профессиональной мотивации в высшем учебном заведении должен быть организован несколькими структурными подразделениями. Здесь должны принимать участие не только педагоги университета и институтов и факультетов, но также и родственники студентов и сами студенты, должна прослеживаться заинтересованность лиц в получении качественного образования, а не в формальном получении диплома.
Проводимые в Уральском государственном педагогическом университете мероприятия помогают абитуриентам и студентам получать информацию по всем интересующим их направлениям, что, соответственно, облегчает работу по формированию профессиональной мотивации и компетенции.
Изученные данные позволили выстроить контрольный эксперимент, подобрать соответствующие методики изучения и формирования профессиональной мотивации у будущих дефектологов Института специального образования в процессе воспитательной работы.
Для проведения констатирующего (а, в дальнейшем, и контрольного эксперимента) нами были выбраны три методики определения сформированности профессиональной мотивации студентов высших учебных заведений: «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С.А. Пакулина, М.В. Овчинников), «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин); «Изучение мотивации в вузе» (Т.И.Ильина). Данные методики позволили нам с разных сторон взглянуть на проблему сформированности профессиональной мотивации.
Обобщая данные по результатам трех методик, стоит отметить что, для студента наличие доминирующего уровня внешних мотивов является препятствием на пути становления его как будущего компетентного профессионала своей профессии. Низкий уровень сформированноти именно внутренних мотивов может значительно осложнить адаптацию к системе обучения в высшем учебном заведении, привести к низкой успеваемости и затруднит дальнейшее профессиональное становление.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости реализации целенаправленной работы по формированию профессиональной мотивации студентов в процессе воспитательной работы. Для повышения уровня сформированности профессиональной мотивации необходимо проводить мероприятия по ориентации студентов на профессию, созданию условий образовательной коммуникации - все это с учетом личностных особенностей студентов 1 курса Института специального образования.
Эффективность профессиональной подготовки будет выше, если уже на тапе вузовского образования у студента будут закладываться личностные качества профессионала, убежденность в собственной профпригодности, а также навыки поиска путей решения в работе с различными категориями лиц с ОВЗ. Все это является залогом успешной профессиональной деятельности студента как будущего специалиста...
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л. : СФЕРА, 1968. - 215 с.
2. Арефьев, А.Л. Подготовка кадров высшей квалификации для зарубежных стран в российских вузах [Текст] / А.Л. Арефьев. - М. : Центр социального прогнозирования, 2004. - 148 с.
3. Арефьев, А.Л. Об инженерно-техническом образовании в России [Текст] / А.Л. Арефьев. - М. : ИНФРА, 2003. - 363 с.
4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / А.Г. Асеев. - М. : Мысль, 2002. - 344 с.
5. Бакшаев, Н.А. Психология мотивации студентов [Текст] / Н.А. Бакшаев. - СПб. : Питер, 2006. - 308 с.
6. Беляева, Г.В. Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза [Текст] / Г.В. Беляева // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 80-83.
7. Бодалев, А.А. Вершина развития человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А.А. Бодаев. - М. : Просвещение, 1998. - 311 с.
8. Бодалев, А.А. Как становятся великими или выдающимися [Текст] / А.А. Бодаев, Л.А. Рудкевич. - М. : АСТ, 2003. - 115 с.
9. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В.А. Бодров. - М. : Просвещение, 2001. - 215 с.
10. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов [Текст] / В.А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
11. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В.Благонадежной. - М. : АСТ, 1972. - 431 с.
12. Бутров, С.С. Студенческое самоуправление как инновационная форма воспитательной работы в вузе [Текст] / С.С. Бутров // Научнотехнический вестник информационных технологий, механики и оптики, 2006. - С. 263-267.
13. Вербицкий, А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении [Текст] / А.А. Вербицкий. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 200 с.
14. Воронкова, Н.Ю. Динамика развития профессиональной
мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки [Текст] / Н.Ю. Воронкова. М. : Трикста, 2008. - 250 с.
15. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии [Текст] / В.А. Ганзен. Л. : ЛГУ, 1984. - 175 с...